Теоретические основы биоэтики
Термин "Биоэтика" был впервые использован в 1970 американским медиком Ван Р. Поттером (1911-2001), который обозначил биоэтику
Американский медик А. Хеллегерс (1926-1979) дал другую трактовку биоэтике. Он представил её как новый способ осмысления и
Особенности биоэтики
Особенности биоэтики
Особенности биоэтики
Особенности биоэтики
Проблемное поле биоэтики
Проблемное поле биоэтики
Социокультурные причины формирования биоэтики
Социокультурные причины формирования биоэтики
Социокультурные причины формирования биоэтики
Пример:
Социокультурные причины формирования биоэтики
Социокультурные причины формирования биоэтики
Социокультурные причины формирования биоэтики
Социокультурные причины формирования биоэтики
Принципы и правила биомедицинской этики
Права человека
Права человека
Права человека
Права человека
Права человека
Права человека
Права человека
Права человека
Права человека
Права человека
Принципы биоэтики
Не навреди
Не навреди
Не навреди
Не навреди
Делай благо (твори добро)
Делай благо (твори добро)
Делай благо (твори добро)
Делай благо (твори добро)
Принцип справедливости
Принцип справедливости
Принцип справедливости
Принцип справедливости
Принцип справедливости
Принцип справедливости
Принцип справедливости
Уважение автономии личности
Уважение автономии личности
Уважение автономии личности
Уважение автономии личности
Уважение автономии личности
Уважение автономии личности
Уважение автономии личности
Уважение автономии личности
Уважение автономии личности
Правила биоэтики
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия
Правило правдивости
Правило правдивости
Правило правдивости
Правило правдивости
Правило правдивости
764.00K
Категория: МедицинаМедицина

Теоретические основы биоэтики (лекции №3 и №4)

1. Теоретические основы биоэтики

Я.В. Немкова

2. Термин "Биоэтика" был впервые использован в 1970 американским медиком Ван Р. Поттером (1911-2001), который обозначил биоэтику

Термин "Биоэтика" был впервые
использован в 1970 американским
медиком Ван Р. Поттером (1911-2001),
который обозначил биоэтику как
область исследований, призванную
соединить биологические науки с
этикой во имя решения задачи
выживания человека при обеспечении
достойного качества его жизни.

3. Американский медик А. Хеллегерс (1926-1979) дал другую трактовку биоэтике. Он представил её как новый способ осмысления и

решения тех
моральных конфликтов, которые
порождает высоко технологичная
медицина.

4. Особенности биоэтики

междисциплинарный
характер биоэтики
определяется тем, что она
существует на пересечении
философского, медицинского,
естественнонаучного,
гуманитарного,
теологического,
юридического, обыденного
дискурсов
публичность биоэтики
предполагает участие в
биоэтических дискуссиях не
только профессионального
сообщества ученых и медиков,
но и философов, юристов,
теологов, политиков,
экономистов, пациентов и
членов их семей, других
представителей
общественности

5. Особенности биоэтики

нормативность биоэтики
предполагает исследование
специфики
общечеловеческих
моральных ценностей в их
приложении к медицинской
практике и новым
ситуациям, возникающим
вследствие прогресса в
области биомедицинских
технологий
институциональность
биоэтики заключается в
том, что она выступает не
только как область знаний,
но и как социальный
институт

6. Особенности биоэтики

Для решения биоэтических проблем,
сопровождения биомедицинских
исследований создаются этические
комитеты, которые представляют
собой многоуровневую сеть
общественных, государственных и
международных организаций.

7. Особенности биоэтики

Этические комитеты существуют при
научно-исследовательских учреждениях и
больницах, профессиональных
объединениях (врачебных, сестринских,
фармацевтических), государственных
органах, международных организациях
(ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

8. Проблемное поле биоэтики

К числу основных проблем биоэтики можно отнести
следующие:
общетеоретические проблемы: выявление специфики
общечеловеческих моральных ценностей добра, сострадания,
долга, совести, свободы в деятельности ученого и врача;
разработка этических принципов и норм биоэтики; определение
сущностных характеристик жизни и смерти;
«открытые» проблемы: определение статуса эмбриона,
этический анализ новых репродуктивных технологий,
искусственного аборта и контрацепции, эвтаназии, реанимации,
паллиативной помощи, трансплантологии, биомедицинских
экспериментов с участием человека и животных, генных
технологий и др.

9. Проблемное поле биоэтики

К числу основных проблем биоэтики можно отнести
следующие:
деонтологические проблемы: разработка этических регулятивов
отношений в медицине по вертикали («врач-пациент») и
горизонтали («врач-врач»), моделей взаимоотношений
медицинских работников и пациента; этический анализ
врачебных ошибок и ятрогений, прав пациентов, специфики
моральных проблем в онкологии, психиатрии, наркологии,
помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД;
институциональные проблемы: анализ деятельности этических
комитетов, моральных аспектов функционирования и развития
современных систем здравоохранения и др.

10. Социокультурные причины формирования биоэтики

Естественной предшественницей биоэтики является
традиционная медицинская этика, имеющая
многовековую историю.
Современная ситуация все чаще заставляет отступать от традиций,
искать новые» беспрецедентные решения. Среди причин этого
следует назвать, прежде всего, две:
- массированное внедрение в повседневную практику новых
медицинских технологий (развития методов искусственного
оплодотворения, суррогатного материнства, пренатальной
диагностики, методов пересадки органов и тканей: определение
момента смерти возможного донора, выбор реципиента из числа
нуждающихся, коммерческое использование органов и тканей и
пр., коммерциализация медицины);

11. Социокультурные причины формирования биоэтики

- новое понимание самого характера взаимоотношений
между медиком и пациентом. И за рубежом, и в России
формируются общества пациентов (диабетических больных,
онкологических, психиатрических и т.д.), ассоциации
инвалидов, потребителей медицинских услуг. Речь идет о
несравнимо более широкой, чем когда бы то ни было ранее, и
во многом принципиально новой трактовке прав пациента.
Таких, как право на уважение автономии человеческой
личности, право на получение информации о диагнозе и
прогнозе собственного состояния, право участвовать в
принятии решений о выборе методов лечения вплоть до
отказа от лечения вообще и т.п.

12. Социокультурные причины формирования биоэтики

В связи с развитием новых медицинских
технологий возникают такие ситуации,
когда систематически не срабатывают
нормы традиционной медицинской
этики, которые приходятся
интерпретировать заново, а то и
основательно пересматривать.

13. Пример:

Естественной моральной установкой медицинской
практики всегда было обеспечение блага пациента. При
этом высшим благом представлялось, конечно же,
сохранение его жизни. Фактически и то и другое максимизация блага и сохранение жизни - не различалось.
Сегодня нередкими становятся такие ситуации, когда два
эти требования вступают в конфликт между собой.
Например, многие специалисты (а зачастую и рядовые
граждане, когда дело касается их самих), во всяком случае,
оспаривают трактовку, при которой продление жизни
безнадежно больного, испытывающего жесточайшие боли и
страдания либо находящегося в вегетативном состоянии,
когда безвозвратно утрачены высшие мозговые функции,
является благом для него.

14. Социокультурные причины формирования биоэтики

В ответ на угрозы моральному и
физическому благополучию человека,
порождаемые бурным научнотехническим прогрессом, возник новый
культурный феномен – биоэтика, с целью
защиты фундаментальных моральных
ценностей.

15. Социокультурные причины формирования биоэтики

Вывод: формирование и развитие биоэтики обусловлено
следующими причинами:
1. Массированное внедрение в повседневную практику новых
биомедицинских технологий, и возникающие в связи с этим
вопросы морально-этического и правового характера.
2. Технологическое перевооружение современной медицины.
3. Нетрадиционные методы вмешательства в организм
человека.
4. Трансформация традиционной этики в условиях НТП.
5. Новое понимание характера взаимоотношений между
врачом и пациентом.

16. Социокультурные причины формирования биоэтики

Быстрое развитие биоэтики обусловлено как объективными, так и
субъективными причинами.
Объективные:
1. Прогресс в области биологических и медицинских исследований.
2. Научно-техническое развитие, техническая унификация,
компьютерно-информационный бум. Всё это позволило
осуществить технологическое перевооружение материальной базы
биологической и медицинской наук.
3. Кардинальные изменения в медико-клинической практике и
ценностной нагруженности знания, вызвавшие усложнение
ситуации принятия решения и разрешения морально-правовых
проблем, встающих как перед медицинским персоналом, так и перед
представителями других профессий.

17. Социокультурные причины формирования биоэтики

Быстрое развитие биоэтики обусловлено
как объективными, так и субъективными причинами.
Субъективные:
1. Возрастание роли Человека как “меры” и как творца,
повышение качества и нормативно-ценностной
определенности человеческой жизни, установка на
расширение прав человека и повышения моральной
ответственности личности как гражданина и
профессионала.
2. Глобализация мировых процессов, последовательно
ведущая к расширению диалога между культурами,
профессиями и людьми.

18. Принципы и правила биомедицинской этики

Я.В. Немкова

19. Права человека

На жизнь
На автономию
На свободу выбора

20. Права человека

Право на жизнь
Проблема права на жизнь в современной биоэтике
включает в себя следующее: вопросы, связанные с
абортами, проблемы признания за утробным плодом
абсолютного права на жизнь, определения начала
человеческой жизни (с момента зачатия или с момента
рождения), использования человеческих эмбрионов
(плода или извлеченных тканей) в результате прерывания
беременности, умышленного лишения человека жизни,
клонирования и т.п.

21. Права человека

Право на жизнь
Проблема права на жизнь в современной биоэтике
включает в себя следующее: вопросы, связанные с
абортами, проблемы признания за утробным плодом
абсолютного права на жизнь, определения начала
человеческой жизни (с момента зачатия или с момента
рождения), использования человеческих эмбрионов
(плода или извлеченных тканей) в результате прерывания
беременности, умышленного лишения человека жизни,
клонирования и т.п.

22. Права человека

Право на жизнь
Это неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его
содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен
жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать
всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и
предпринимать эффективное расследование убийств. В России
существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской
Федерации.
Это право дает прожить человеку достойную жизнь, не подвергаясь ни
каким физическим или психологическим воздействиям. Человек сам решает,
как ему жить, и никто не имеет права подчинять его своей воле. В нашем
законодательстве есть «Запрет на эвтаназию» - ст. 45 ФЗ от 21.11.2011. №
323-ФЗ, в которой «медицинским работникам запрещается осуществление
эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо
действиями (бездействием) или средствами…». А в некоторых странах
(Нидерланды, Франция и др.) эвтаназию считают «правом на смерть»,
поэтому она разрешена.

23. Права человека

Право на жизнь
Право на жизнь впервые было провозглашено в качестве естественного в
Декларации независимости США от 4 июля 1776 года, но этого права нет ни
в Конституции США, принятой в 1787 году, ни в конституциях других
государств, принимавшихся вплоть до середины XX века.
Лишь после Второй мировой войны, в 1948 году, Генеральная Ассамблея
ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, статья 3 которой
гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную
неприкосновенность».
Несколько позже, в 1950 году, в рамках Совета Европы была заключена
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная Россией
в 1998 году и ставшая частью её правовой системы.

24. Права человека

Право на жизнь
Многосторонние акты о правах человека, касающиеся права на
жизнь, принимались и в других частях света. Такова, например,
принятая в 1969 году Межамериканская конвенция о правах
человека.
Ещё одним важным документом стал заключённый в 1966 году в
рамках ООН Международный пакт о гражданских и политических
правах. Статья 6 этого документа провозглашает право на жизнь
неотъемлемым правом каждого человека, охраняемым законом.
СССР подписал этот Пакт в 1968 году, ратифицировал в 1973 году,
присоединившись к Факультативному протоколу к этому Пакту
лишь в июле 1991 года.

25. Права человека

Правовые основы биоэтики и охраны здоровья граждан были
регламентированы в международных стандартах ООН и Совета
Европы в области прав человека.
Кроме деклараций и конвенций, регулирующих вопросы защиты
жизни и физической неприкосновенности, был принят ряд
рекомендаций Совета Европы, Европейского Союза по
проблемам биоэтики. Это рекомендации Совета Европы: «№
29/1978 - по пересадке тканей и органов, № 79/1976 - о правах
больных и умирающих, № 1046/1986 и 1100/1989 - об
использовании эмбрионов и человеческих зародышей».

26. Права человека

4 апреля 1997 г. Советом Европы была принята Конвенция о защите прав
человека и достоинства человеческого существа в связи с
использованием достижений биологии и медицины - Конвенция о правах
человека и биомедицине.
Среди прав и свобод человека, которые защищает Конвенция,
необходимо отметить прежде всего следующие:
1). право на выбор вмешательства или невмешательства в сферу своего
здоровья (ст. 5);
2). право каждого на уважение его частной жизни в сфере, касающейся
сведений о его здоровье (п. 1 ст. 10);
3). право каждого на ознакомление с любой собранной информацией о
состоянии его здоровья (п. 2 ст. 10);
4). запрет дискриминации личности на основании ее генетических
особенностей (ст. 11);

27. Права человека

5) запрет на использование вспомогательных репродуктивных технологий в
целях выбора пола будущего ребенка, исключением являются случаи их
использования для предотвращения тяжелого заболевания, наследуемого
вместе с полом (ст. 14);
6) право лиц, выступающих в качестве испытуемых, на информацию о своих
правах и гарантиях своей защиты (ст. 16);
7) запрет создания эмбрионов человека в исследовательских целях (п. 2 ст.
№);
8) запрет на использование тела человека и частей его тела для извлечения
финансовой выгоды (ст. 21);
9) право каждого на судебную защиту в случае нарушения прав, признанных
Конвенцией (ст. 23).
Для контроля за выполнением государствами-участниками положений
Конвенции, внесения поправок, анализа и применения Конвенции в
соответствии с последними достижениями науки в 1977 г. был создан
Руководящий комитет по биоэтике (CDBI)

28. Права человека

12 января 1998 г. в Париже Советом Европы был принят
Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и
достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины, касающийся запрещения
клонирования человеческих существ. В соответствии с данным
протоколом запрещено любое вмешательство с целью создания
человеческого существа, генетически идентичного другому,
умершему или живому человеческому существу (п. 1 ст. 1). При этом
человеческое существо, «генетически идентичное» другому
человеческому существу, — это «человеческое существо, имеющее с
другим человеческим существом тождественный набор генов ядра»
(п. 2 ст. 1).

29. Принципы биоэтики

Выделяют 4 основных принципа:
1. Не навреди.
2. Делай благо.
3. Принцип справедливости.
4. Уважение автономии пациента.

30. Не навреди

Принцип "не навреди" связывают с именем Гиппократа
(460 - 377 гг до н.э.). В его работах: "Клятва", "Закон", "О
враче", "О благоприличном поведении", "Наставления" и
других, впервые были последовательно изложены
моральные основы врачевания. Обязательства перед
учителями, коллегами, учениками, проявление уважения
и гарантии оказания помощи любому страждущему,
непричинение вреда, неприятие эвтаназии, отрицательное
отношение к абортам, всемерная забота о пользе
больного, сохранение врачебной тайны.

31. Не навреди

Различают следующие формы вреда:
вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи
тому, кто в ней нуждается;
вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом,
например корыстной целью;
вред, вызванный неверными, необдуманными или
неквалифицированными действиями.
В этих случаях медицинский работник несет не только
моральную, но и, в первую очередь, уголовную
ответственность (см. статью 124 "Уголовного Кодекса
РФ").

32. Не навреди

Различают следующие формы вреда:
вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.
Такой вред может быть вызван несколькими причинами:
Если лечение включает болезненные или неприятные процедуры, причиняет
физические страдания.
Если при информировании пациента о состоянии его здоровья, диагнозе и
прогнозе заболевания врач утаил часть информации или обманул пациента. В этом
случае введенный в заблуждение пациент может причинить вред и себе, и
окружающим. Кроме того, обман свидетельствует о неуважении врачом своего
пациента. С другой стороны, правдивая информация, данная без необходимой
подготовки, без учета состояния пациента может причинить ему не меньший вред.
Если медицинский работник раскрывает информацию о пациенте третьим лицам,
то он может нанести ему и моральный, и материальный ущерб.
Само обращение к врачу может повлечь финансовые расходы, потерю времени,
ограничение свободы для пациента.
Если вред вызван дефицитом лекарственных средств, недостатком необходимой
аппаратуры, приборов, технических устройств.

33. Не навреди

Таким образом, принцип ненанесения
вреда можно сформулировать так: медицинский
работник в ходе общения с пациентом не
должен причинять ему ни моральный, ни
физический вред. Если вред объективно
неизбежен, он должен быть по возможности
минимальным. Необходимо, чтобы ожидаемое в
результате медицинского вмешательства благо
превышало причиняемый вред.

34. Делай благо (твори добро)

Личности рассматриваются в этическом ракурсе не только с точки
зрения уважения их решений и защиты их от вреда, но также и в
том, что предпринимаются усилия для защиты их здоровья. Такое
отношение согласуется с принципом благодеяния. Термин
"благодеяние" часто понимают как добрые дела или милосердие,
что выходит далеко за рамки жесткого обязательства. В данном
документе "благодеяние" понимается в более строгом значении как обязательство. В этом смысле было сформулировано два
общих правила в качестве дополнительного выражения
направленного на благо действия:
не причиняй вреда
сделай максимальным возможную пользу и сведи к минимуму
возможный вред.

35. Делай благо (твори добро)

Принцип биомедицинской этики "делай благо"
сложился в Средние века, наиболее последовательным
ее выразителем считают Парацельса (1493 - 1541). Он
подчеркивал глубину духовного общения врача и
пациента, настаивал на необходимости познания
психических особенностей личности больного и
использования этих знаний в лечении. Он понимал
целебность самого общения пациента с врачом,
обусловленную стремлением врача творить добро
больному человеку. Основной принцип биоэтики,
восходящий к этическому учению Парацельса, звучит
как "делай благо".

36. Делай благо (твори добро)

принцип "делай благо" акцентирует
необходимость не просто избегания вреда, но
активных действий по его предотвращению и
исправлению, но если эти действия не влекут
существенного риска, затрат или потерь для
оказывающего помощь. При этом имеется в виду
не только и не столько тот вред, который вольно
или невольно причинен медицинским
работником, а, вообще говоря, любой вред,
который он в состоянии предотвратить либо
исправить, будь это боль, страдание,
недееспособность, наконец, смерть пациента.

37. Делай благо (твори добро)

В целом то благо, которое обязаны преследовать врачи и
другие медицинские профессионалы - обеспечение
здоровья пациентов. Соответственно, задача
здравоохранения - не только вылечить больного, но и
предупредить потерю здоровья, если это возможно;
восстановить утраченное здоровье пациента, если есть
разумная надежда на его излечение, хотя в ряде случаев
приходится довольствоваться и меньшим, например тем,
чтобы приостановить прогрессирующее развитие болезни
или даже - в случае паллиативной медицины - облегчить
боли и страдания умирающего.

38. Принцип справедливости

Принцип справедливости выражен в словах
Гиппократа о том, что "врач должен быть
справедливым при всех обстоятельствах". Но
что же такое справедливость?
Так Аристотель сформулировал известный
критерий справедливости: равные должны
рассматриваться равно, а неравные должны
рассматриваться неравно.

39. Принцип справедливости

В реальных жизненных ситуациях
справедливыми признаются только те действия
или намерения, которые учитывают различные
критерии справедливости. Применительно к
медицинской практике также выделяются
различные критерии, позволяющие определить
справедливость или несправедливость чего-либо.

40. Принцип справедливости

Прежде всего, выделяется критерии социальной
справедливости, но при ближайшем рассмотрении
выясняется, что его не только не достаточно, но и
появляется необходимость в определении критериев
самого понятия социальной справедливости. В
социальном плане понятие справедливости
рассматривается в связи с социальным равенством. В
Новое время в восточных этических системах понятие
"справедливости" было лишено смысла социального
равенства и понималось не как способ уравнять шансы
членов общества, а как "воздаяние должного".

41. Принцип справедливости

Еще один аспект справедливости выяснение критерия
потребности. Потребности у всех разные, причем
потребности человека необходимо различать
(жизненно необходимые и не столь важные,
возможно даже неразумные). Жизненно необходимой
является потребность пациента в пище, в отличие от
потребности смотреть телевизор. Другой случай
наличие ограниченного количества лекарства или
дорогостоящего оборудования необходимого для
нескольких пациентов ставит проблему меры
потребности, т.е. у кого из пациентов в данный момент
выше потребность в получении лекарства.

42. Принцип справедливости

Еще один критерий, который может помочь врачу в
решении сложной дилеммы состоит в определении
заслуг того или иного больного.
В условиях современной рыночной экономики
немалую роль играет еще один критерий возможность пациента заплатить за медицинские
услуги.
В реальной жизни ни один из критериев не может
считаться единственно правильным и абсолютным.

43. Принцип справедливости

чем больше критериев стремится учесть врач,
тем более обоснованным будет его выбор. Но
если принцип справедливости вступает в
противоречие с принципом "не навреди", но
врач должен, исходя из медицинских
показаний, оказать помощь тому, кто в ней
остро нуждается, а не обладает большими
заслугами или материальными средствами.

44. Принцип справедливости

Сформулируем принцип справедливости в
общем виде так: каждый пациент должен
получать медицинскую помощь в том объеме,
который ему необходим, и настолько срочно,
насколько он нуждается в этом, независимо от
расы, вероисповедания, положения в обществе,
материального благосостояния.

45. Уважение автономии личности

Автономия - термин, производный от греческих слов
autos ("сам") и nomos ("обычай", "правление" или
"закон"). Его впервые стали использовать, подразумевая
самоуправление, в греческих полисах, где граждане сами
принимали свои законы.
В дискуссиях по этике автономии, обычно, определяют
как самоуправление или самоопределение (свободное
волеизъявление). Люди поступают автономно, когда
они, а не другие, принимают решения, влияющие на
их жизнь, и действуют на основе этих решений.

46. Уважение автономии личности

Мы действуем автономно, когда наши действия результат нашего обдумывания и выбора. Быть
автономным, значит быть самоопределяемым.
Следовательно, автономия нарушается, когда нас
принуждают действовать физической силой или
явными и неявными угрозами или, когда мы
действуем, находясь в заблуждении, или под
влиянием факторов, которые вредят нашему
суждению.

47. Уважение автономии личности

Является противоположным принципу
патернализма. Основывается на праве пациента
на принятие самостоятельного решения по
поводу обследования, диагностики, лечения и
участия в эксперименте. Ответственность за
принятое решение лежит не на враче, а на
пациенте. Опирается на представления о том,
что человеческая личность самоценна
независимо от каких-либо обстоятельств.

48. Уважение автономии личности

Этот принцип связан с изменением
взаимоотношений врача и пациента, с
осознанием, что представление о благе могут не
совпадать у врача и пациента, или у врача и
родственников пациента.

49. Уважение автономии личности

Личность не является автономной:
если она не была свободна в принятии решения, и,
следовательно, не несет ответственности за свои
поступки.
Автономной личностью не считается ребенок до 14
лет, пациент, признанный судом недееспособным, тот,
кто находится в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения, или личность, сделавшая
выбор под давлением, недобровольно.
Принцип автономии утверждает право личности на
невмешательство в ее планы и поступки и,
соответственно, обязанность других не ограничивать
автономные действия.

50. Уважение автономии личности

Рассматриваемый принцип не ограничивается признанием автономии. Он предполагает и нечто большее, а
именно - уважение автономии пациента, в частности, того, что выбор, делаемый пациентом, как бы он ни
расходился с позицией врача, должен определять
дальнейшие действия последнего.
Автономия понимается как форма личной свободы
действий, при которой индивид совершает поступки в
соответствии со свободно выбранным им решением.
Принцип автономии подразумевает также осознание и
уважение достоинства и автономии других людей.

51. Уважение автономии личности

В биоэтике выделяются понятия автономной личности, автономного выбора и автономного действия.
Автономная личность. Личность считается автономной, если она
действует преимущественно на основании свободно и
самостоятельно выбранного плана, опирающегося на необходимую
информацию.
Автономный выбор. Выбор является автономным при наличии
критериев:
1) его преднамеренности,
2) в осуществлении выбора с пониманием,
3) свободы от внешнего контролирующего воздействия (т.е.
непринуждённо),
4) когда выбор является результатом интактных когнитивных
способностей, в особенности для последовательности мышления и
суждений.

52. Уважение автономии личности

Автономное действие.
Признаками автономного действия считаются:
его намеренность, понимание индивидом
характера действия и отсутствие определяющего
его внешнего принудительного влияния.

53. Уважение автономии личности

В аспекте медицинской практики принцип автономии
предстает как ряд конкретных требований или
профессионально-этических стандартов:
· уважение личности и соблюдение прав пациента,
· содействие в осуществлении автономного решения,
оказание пациенту психологической поддержки,
· полная информация обо всех аспектах заболевания и
предпринимаемых мерах,
· осознанное (информированное) согласие,
· право пациента на отказ от лечения.

54. Правила биоэтики

1. Правило информированного
согласия
2. Правило правдивости
3. Правило конфиденциальности
Правила биоэтики дополняют и конкретизируют
положения основных биоэтических принципов.

55. Правило информированного согласия

Любые медицинские манипуляции
должны проводиться только с
добровольного и осмысленного согласия
пациента после предоставления врачом
необходимой информации.

56. Правило информированного согласия

Информированное согласие – это стержень
концепции современной биоэтики,
предусматривающий получение согласия
пациента на врачебную и сестринскую помощь.
Согласие может быть получено только при
условии полной информированности пациента о
сути, показаниях, ожидаемом эффекте и
возможных побочных действиях медицинского
вмешательств

57. Правило информированного согласия

Доступ пациента к информации может
быть ограничен лишь в исключительных
случаях, когда имеются веские основания
полагать, что эта информация причинит
ему серьезный вред, а на положительный
эффект от ее сообщения не приходится
рассчитывать

58. Правило информированного согласия

Информация должна быть представлена с
учетом уровня понимания пациента и на
языке понятном для него (вплоть до
перевода на иностранный язык). Пациенты
имеют право не быть информированными,
если они четко выразили это пожелание.
Пациенты имеют право решать, может ли
кто-либо получать за них информацию и
кто имен

59. Правило информированного согласия

Пациент имеет право на получение
«второго мнения». Для консультации и
выбора тактики лечения. Пациент имеет
право отказаться от проведения
вмешательства или прервать уже начатое.
Последствия этого должны быть
тщательно разъяснены пациент

60. Правило информированного согласия

За неавтономных пациентов решения
принимают заместители (родители,
опекуны и т.п.) В ситуациях, когда
законный представитель не дает согласия
на вмешательство, а врач полагает, что его
проведение отвечает интересам пациента,
вопрос должен быть передан в суд или
иную арбитражную инстанцию

61. Правило информированного согласия

В ситуациях, когда нет информированного
согласия пациента и нет законных
представителей, следует осуществить
необходимые меры для организации
принятия решения за пациента, учитывая
всю имеющуюся информацию и его
предполагаемое желание в данной
ситуации

62. Правило информированного согласия

Обязанность медицинского персонала
проинформировать пациента: о его
правах в данном мед. учреждении и о
способах защиты этих прав, если они были
нарушены. о всех известных методах
борьбы с заболеванием, которые
существуют и о негативных последствиях
каждого метода

63. Правило информированного согласия

Правило информированного согласия может быть нарушено в
случае:
С ребенком, так как он не считается автономной личностью, способной
на взвешенное и осознанное решение. Все медицинские манипуляции с
ребенком должны проводиться с информированного согласия родителей
или его законных представителей.
С личностью, признанной судом и медицинской комиссией
недееспособной. В этом случае требуется информированное согласие его
опекунов, назначенных судом.
Если пациент не находится в сознании. В этом случае решение о
лечении принимает комиссия врачей на основании жизненных
показаний, ближайший родственник или законный представитель
пациента.
Если же пациент способен на рациональный и продуманный выбор, если он
четко и уверенно высказывает свое решение в любой форме, то оно –
руководство к действию для врача, но только в том случае, если не
противоречит закону и его убеждениям.

64. Правило правдивости

Быть правдивым - прежде всего значит сообщать
собеседнику то, что, с точки зрения самого
сообщающего, соответствует действительности.
Иногда это правило выражается в форме
запрещения говорить ложь, то есть то, что с
точки зрения говорящего является ложным.
Согласно правилу правдивости, человек
обязан говорить правду лишь тому, кто имеет
право знать эту правду

65. Правило правдивости

Пациент и медицинский работник должны
быть правдивы по отношению друг к другу, не
скрывать и не искажать важных
обстоятельств, касающихся здоровья и
лечения.

66. Правило правдивости

Это правило основано на законе об охране здоровья
граждан, принятом в 1993 году, который гарантирует
право пациента на правдивую информацию о диагнозе,
прогнозе и методах лечения. Однако эта общая норма не
может быть одинаково справедлива во всех ситуациях.
Возникает ряд вопросов, на которые еще не даны
однозначные ответы:
- Может ли врач смягчить или скрыть какую-то
информацию?
- Имеет ли пациент право на тайну личной жизни?
- Допустима ли «ложь со спасение»?
и другие не менее сложные.

67. Правило правдивости

Современная мировая практика показывает, насколько
неоднозначно отношение и врачей, и пациентов к
абсолютно правдивой информации о здоровье. С одной
стороны, говоря правду, врач и пациент демонстрируют
взаимное уважение и доверие. Врач точнее формулирует
диагноз и пополняет практический опыт, а пациент может
дать информированное согласие, только владея правдивой
информацией. С другой стороны, говоря правду о
смертельном заболевании, неблагоприятном прогнозе,
неудачной операции и т.п., врач должен учитывать
психологическое состояние пациента, момент беседы,
объем правдивой информации. Игнорирование подобных
условий делает правду не только не уместной, но и опасной.

68. Правило правдивости

Отечественные специалисты считают, что правдивый
рассказ возможен в том случае, если правда не нанесет
еще больший вред больному, не лишит последней
надежды, не сломит дух и веру в выздоровление. Если
врач решает сказать своему пациенту «горькую» правду,
он должен помочь ему эту правду принять и пережить,
должен морально поддерживать его до последней
минуты, говорить о болезни и смерти, о надежде и
взаимной поддержке. Ведь смерть пациента – нелегкое
испытание и для медицинского работника, у которого
возникает чувство вины и собственной беспомощности,
хотя он и сделал все, что было в его силах.

69.

Правило конфиденциальности
Информация о пациенте, которую он
сам передает медицинскому
работнику, или медицинский
работник получает в результате
обследования, не может быть
передана третьим лицам без
разрешения этого пациента.

70.

Правило конфиденциальности
Предметом конфиденциальности
являются: диагноз заболевания, данные о
состоянии здоровья, прогноз и все те
сведения, которые врач получает в
результате обследования или при
выслушивании жалоб пациента.
немедицинская информация о пациенте
или его близких, которая стала известна
врачу в процессе выполнения им
служебных обязанностей.

71.

Правило конфиденциальности
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНЕ:
1. Защита «неприкосновенности частной жизни».
2. Защита социального статуса пациента.
3. Защита экономических интересов пациента.
4. Защита конфиденциальности для обеспечения откровенности
общения, необходимой для осуществления профессиональной
деятельности.
5. Защита общественного статуса, популярности врача и авторитета
медицинской профессии.
6. Обеспечение доверия в отношении с пациентами.
7. Соблюдение правила конфиденциальности необходимо для
реализации права пациента на автономию, эффективный контроль
над тем, что и как происходит в его жизни.

72.

Правило конфиденциальности
ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛА
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ:
1. Неавтономные пациенты (дети до 15 лет, лица,
признанные неавтономными судом, находящиеся в
бессознательном состоянии)
2. Угроза распространения инфекционного заболевания.
3. По запросу суда, органов следствия, прокуратуры.
4. При наличии у врача основания предполагать, что
ущерб здоровью пациента явился следствием
противоправных действий.

73.

Правило конфиденциальности
Правило конфиденциальности, или сохранения
врачебной тайны, позволяет установить между
пациентом и врачом максимально открытые,
доверительные отношения. В беседе с врачом
пациент рассказывает такие подробности,
которые часто скрывает от близких, друзей,
которых стесняется сам. Сохранение врачебной
тайны гарантирует ему спокойствие и
профессиональную помощь.

74.

Правило конфиденциальности
С согласия гражданина или его законного
представителя допускается передача сведений,
составляющих врачебную тайну, другим
гражданам, в том числе должностным лицам, в
интересах обследования и лечения пациента,
для проведения научных исследований,
публикации в научной литературе,
использования этих сведений в учебном
процессе и в иных целях. При этом ученый
должен позаботиться о сохранении тайны
личности пациента.

75.

Правило конфиденциальности
Каналы и способы разглашения врачебной тайны:
- легкий доступ к историям болезней, результатам анализов,
больничным листам, справкам;
- распространение информации через компьютерные
системы;
- из-за преступной халатности или болтливости
медицинского персонала;
- из-за доступности медицинской информации для лиц,
которые не несут медицинской ответственности;
- разглашение информации в корыстных целях;
- в случае конфликта интересов, когда врач помимо
интересов пациентов обязан защищать еще чьи-то интересы
(работодателя, страховой компании).

76.

Правило конфиденциальности
Уголовный кодекс РФ содержит статью 128 (1),
определяющую меру ответственности за
разглашение сведений, составляющих
врачебную тайну. Лицо, которому стали
известны сведения в связи с исполнением
служебных или профессиональных
обязанностей, наказывается исправительными
работами на срок до 2 лет, или штрафом в
размере до 50 мин. размеров оплаты труда, или
лишением права заниматься определенной
деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.

77.

Правило конфиденциальности
Те же действия, если в результате потерпевшему
был причинен значительный материальный или
моральный ущерб, либо наступили иные тяжкие
последствия, - наказываются лишением свободы
на срок до 2 лет, либо исправительными
работами на тот же срок с лишением права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на
срок от 1 года до 5 лет, или без такового.

78.

Никакое
медикаментозное лечение
не принесет желаемого
эффекта, если не будет
ухода,
общения и
сострадания…

79.

«Я верю… что настанет день, когда больной
неизвестно чем человек отдастся в руки физиков.
Не спрашивая его ни о чем, эти физики возьмут у
него кровь, выведут какие-то постоянные…и
вылечат его одной единственной пилюлей. И все
же… если я заболею, то обращусь к какому-нибудь
старому доктору. Он взглянет на меня уголком
глаза, пощупает мне живот, приложит к лопаткам
носовой платок и выслушает меня. Он кашлянет,
…потрет подбородок – и улыбнется мне, чтобы
лучше утолить мою боль… Разумеется, я
восхищаюсь Наукой. Но я восхищаюсь и
Мудростью…Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери

80.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила