ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Содержание
Искусство стран Западной Европы XVII века
Б А Р О К К О
Эпитеты, определяющие стиль барокко
СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЦИЗМА
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ 17 века
Искусство стран Западной Европы XVIII века
Р О К О К О
НОВЫЙ КЛАССИЦИЗМ
Искусство стран Западной Европы первой ½ ХIХ века
РОМАНТИЗМ
47.20M
Категория: ИскусствоИскусство

Историческое развитие изобразительного искусства Западной Европы (часть 2)

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

УЧИМ, ПОВТОРЯЕМ…
Электоронный конспект для обучающихся по учебному предмету
«История изобразительного искусства» предметной области «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
Автор-составитель: Л.И. Евтушенко, преподаватель высшей категории
МБУДО «Детская школа искусств №4» г. Челябинск
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Западной Европы
НОВОГО ВРЕМЕНИ
2 часть
17 век – первая половина 19 века

2. Содержание

Особенности развития изобразительного искусства
17 века………………………………………………….……......3
Барокко……………………………………………………....…15
Становление классицизма…………………………….........29
Реалистические тенденции 17 века..…………….…….….41
Особенности развития изобразительного искусства
18 века…….…………………………………………….……...54
Рококо……………………………………………………….….55
Реалистические тенденции 18 века………………........…69
Новый классицизм…...………………….…………….……...91
Особенности развития изобразительного искусства первой
половины 19 века………………..………….………………116
Романтизм ……………………………. …………………….120
Реалистические тенденции (бидермейер) .…………….149

3. Искусство стран Западной Европы XVII века

В начале 17 столетия складываются исторические
предпосылки для сложения в пластических искусствах
БОЛЬШОГО СТИЛЯ «БАРОККО», который призван
был средствами искусств выполнить общественнополитические задачи:
• Во-первых, укрепить авторитет католической
церкви, пошатнувшийся в результате Реформации в 16
веке.
• Во-вторых, упрочить позиции молодых
европейских монархий.
Барокко складывается в архитектуре и проявляет себя в
других видах пластических искусств.

4.

Наибольшее развитие стиль барокко получает там, где
решение указанных задач было особенно актуальным:
В Италии складывается культовый вариант барокко, что
можно проследить в архитектуре католических храмов.
Во Франции, напротив, складывается светский вариант
барокко, ярко проявившийся на примере крупных
дворцовых ансамблей.
В ряде европейских государств по причинам общественнополитического, религиозного, экономического характера
барокко не получает развития (Англия) либо представлен
более сдержанным вариантом (Голландия). В России
европейский стиль барокко складывается в начале 18 века
(«петровское» барокко) и достигает наивысшего расцвета к
середине 18 века («елизаветинское» барокко). Первый из
указанных стилей восходит к сдержанному голландскому
барокко, второй – к его роскошному австрийскому
варианту.

5.

Ф. Борромини.
Церковь Сан-Карло
у 4-х фонтанов в Риме.
Фасад. План. Интерьеры.

6.

Версальский дворец. Париж.
Зеркальная галерея. Центральный фасад.
Королевская часовня.

7.

Салон Венеры в Версальском дворце. Пример барочного интерьера.

8.

Фрагменты
регулярного парка в Версальском дворце.

9.

Версальский парк. Фрагмент водного партера. Фонтан богини Латоны.

10.

В.В. Растрелли.
Зимний дворец в Санкт- Петербурге.
Фрагменты фасадов.

11.

В.В. Растрелли. Иорданская лестница. Фрагмент интерьера Зимнего дворца.

12.

13.

Петергоф.
Большой дворец, грот
и Большой каскад фонтанов.
М.И. Самсон, разрывающий пасть льву.
Скульптура с фонтана на Большом каскаде.

14.

В изобразительном искусстве (прежде всего, в
живописи) стран Западной Европы в 17 веке
складываются национальные школы со
своими местными особенностями,
отличными от школы итальянской.
Наиболее ярко стиль барокко проявился в итальянской
(страна Италия), фламандской (страна
Фландрия) живописных школах. В голландской
(страна Голландия), испанской (страна Испания)
школах барочные черты так активно не выражены,
там проявились иные – реалистические –
тенденции в живописи.
Французская школа (страна Франция) живописи к
концу 17 века обогатилась чертами
классицизма. Там появился особый тип пейзажа –
французский классический пейзаж.

15. Б А Р О К К О

16.

Дословно в переводе с итальянского «барокко» означает
«странный, причудливый». Такая этимология раскрывает
некоторые особенности стиля барокко, но далеко не все.
К «странным, причудливым» чертам стиля следует отнести
склонность авторов к мистическим религиозным сюжетам
(алтарные картины и скульптурные композиции), а также
нарочитая «мистификация» световых эффектов (в барочной
картине трудно определить источник освещения).
Кроме того, стиль барокко характеризуется драматизмом
(сюжета, изобразительной пластики), сложным линейный
ритмом и тяжеловесностью изобразительных масс, резкими
тональными контрастами, динамикой общей композиции.
Колористическое содержание барочной живописи определяет
контрастное сочетание ярких насыщенных цветов.
Художники – представители стиля барокко – скульптор Лоренцо
Бернини, живописец Микеланджело Караваджо (Италия),
живописцы Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис Ван
Дейк (Фландрия).

17.

Экстаз физический и
духовный – символ
любви Св. Терезы к
Богу,
демонстрирующий
силу ее мистического
опыта, наполненной
драматизмом и
душевным волнением
Скульптурная группа для
алтаря капеллы семейства
Корнаро
в храме Санта-Мария делла
Витториа
г. Рим. Мрамор, металл.

18.

Композиция представлена
совсем по другому, чем у
Микеланджело. Там
покой, здесь –
экспрессия, чувство
порывистого движения,
искажено гримасой гнева
и ярости. Его фигура в
резком развороте и
наклоне, что нарушает
композиционное
равновесие.
Л. Бернини. Давид. 1623.

19.

Л. Бернини.
Аполлон и Дафна.
Похищение Прозерпины.

20.

М. Караваджо.
Мученичество
святого Матфея.
1599-1600.
Собор Сан Луиджи
деи Франчези.
Рим.

21.

М. Караваджо.
Неверие Фомы. 1602

22.

П.П. Рубенс. Снятие с креста. Триптих. Около 1612.
Снятие с креста. Центральная часть триптиха. 1611.

23.

П.П. Рубенс.
Похищение
дочерей Левкиппа.
Около 1618-1620.

24.

Художник изобразил
аллегорическую
сцену союза Земли,
которая
олицетворяет
чувственно
прекрасная богиня
Кибелла, держащая
в руке рог изобилия,
наполненный
плодами, и Воды –
морского бога
Нептуна с грозным
трезубцем, полного
энергии и силы.
Союз земли и воды
освещает крылатая
Виктория, которая
возлагает корону на
голову богини.
П.П. Рубенс.
Союз земли и воды. 1618.

25.

П.П. Рубенс.
Персей и Андромеда. 1621

26.

Охота на гиппопотама. 1616
Охота на тигров и львов. 1618
П.П. Рубенс.

27.

Ф. Снейдерс. В лавке. Натюрморт.

28. Эпитеты, определяющие стиль барокко

ОБЪЕКТИВНЫЕ:
1) Большой стиль (выражен в архитектуре)
2) Оригинальный (отсутствуют заимствования элементов
и приёмов от художественных образов прошлых эпох).
3) Репрезентативный (по образно-пластическим задачам,
направленности на возвеличивание, эффектное
представление заказчика)
СУБЪЕКТИВНЫЕ (по образному восприятию):
Странный, причудливый, мистифицирующий, помпезный,
пышный, величественный, декоративный, динамичный,
эффектный и так далее.

29. СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЦИЗМА

30.

Классицизм как стиль постепенно
складывается в архитектуре Франции к
концу 17 века. Архитекторы-классицисты в
поисках новых средств и приёмов начинают
обращаться к архитектуре Античности (к
греко-римской архитектуре Древнего мира).
В живописи классицизм 17 века
проявил себя в новом типе пейзажа – в так
называемом «классическом пейзаже».
Именно такие пейзажи создают в 17 веке
французские живописцы Никола
Пуссен и Клод Лоррен.

31.

Н. Пуссен. И я был в Аркадии. 1650.

32.

Французский художник Никола Пуссен
работал не только в жанре пейзажа, но
создавал также картины мифологической
тематики.
Настроением умиротворённости,
душевной гармонии, иногда тонкой печали
пронизаны картины Пуссена. Даже те,
сюжет которых давал художнику
возможность разрабатывать его в
драматическом ключе.
Например, «Пейзаж с Полифемом».

33.

34.

ПРИЗНАКИ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
1)
МОТИВЫ:
В природной среде пейзажисты нередко изображали античную архитектуру,
персонажей античных мифов или библейских легенд.
2)
КОМПОЗИЦИЯ:
Наличие слева и справа пейзажных элементов, ограничивающих картинное
пространство – так называемых «кулис» на переднем плане.
3) КОЛОРИТ:
Цветовое решение (колорит) пейзажа основан на использовании
«классической пространственно-цветовой схемы», когда общий зелёный
цветовой тон используется на среднем пространственном плане. На
ближнем и дальнем планах зелёный тон становится соответственно
тёплым либо холодным.
4)
НАСТРОЕНИЕ:
Эмоциональная доминанта художественного образа – спокойствие; элегия;
склонность к спокойным размышлениям; отсутствие эмоциональной
«смятённости» чувств, свойственной барокко; гармоничное душевное
состояние, когда разум и чувства человека находятся в равновесии, что
бы не происходило вокруг.

35.

Н. Пуссен. Пейзаж с Диогеном.

36.

Н. Пуссен.
Пейзаж с похоронами.
Пейзаж с человеком, умершим
от укуса змеи.

37.

К. Лоррен. Пейзаж с жертвоприношением Аполлону.

38.

К. Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и севилой Кумской.

39.

К. Лоррен. Морская гавань.

40.

Эпитеты, определяющие
стиль классицизм
ОБЪЕКТИВНЫЕ:
1) Большой стиль (выражен в архитектуре)
2) Подражательный или ретроспективный
(заимствует из античной культуры конструкции,
приёмы, образы)
СУБЪЕКТИВНЫЕ (по образному восприятию):
Сдержанный, спокойный, рациональный,
рассудочный, гармоничный и так далее.

41. РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ 17 века

42.

В 17 веке наиболее полно реалистические тенденции проявились в голландской
живописи. Голландия – молодое независимое государство, образовавшееся в
результате войны за независимость нидерландских провинций с испанской
короной. Война за независимость шла под лозунгами Реформации. Религией
молодого государства стал Протестантизм – своего рода идеология буржуазии
в период первоначального накопления капитала. Формой правления в
Голландии стала республика. Основу экономики молодого государства
составляло мореплавание и торговля. Буржуазно-экономические отношения в
стране интенсивно развивались.
Активно развивался и арт-рынок, процветала торговля картинами.
Потребителями художественного «товара» становились зажиточные городские
бюргеры незнатного сословия. В целом, эти простые по рождению люди не
были культурно образованными – не владели знаниями классической
мифологии, не желали слыть знатоками достижений итальянского
Возрождения. Их эстетические пристрастия были гораздо проще. От
изобразительного искусства (прежде всего, от живописи) они
требовали визуального сходства с реальным окружающим миром.
Именно по такому признаку судили о художественной ценности и
материальной стоимости картины.
Среди голландских живописцев имела место узкая специализация – не только
жанровая, но и внутрижанровая – по сюжетной направленности картины. В
голландской живописи того времени широко представлены все жанры.

43.

Я. Ван Гойен. Пейзаж.

44.

Питер де Хох.
Задний дворик.
1658.
Питер де Хох.
Хозяйка и служанка.

45.

Г. Терборх.
Бокал лимонада.

46.

П. Класс. Трубки и жаровня. 1636.

47.

В. К. Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649.

48.

В испанской живописи подобные
реалистические тенденции также
наблюдались.
Например, широкое
распространение в Севилье
получил синтетический жанр
«бодогонес» (дословно:
лавка, харчевня)
Д. Веласкес. Завтрак. Ок. 1617. Водонос. Ок. 1620.

49.

Творчество Рембранда Харменса Ван Рейна, в
отличие от прочих «малых голландцев», есть новая
ступень в реализме голландской живописи 17 века.
В поздний период своего творчества (50-60-е годы
столетия) Рембрандт пишет портреты близких. Среди
них – серия портретов пожилых людей: «Портрет
старика в красном» (154), «Портрет старика еврея»
(1654). Эти произведения – примеры глубочайшего
проникновения во внутренний мир человека.
«Возвращение блудного сына» (1669) написано на
сюжет библейской притчи. Но «достоверная
правда вымысла» заключается во внутреннем
психологизме и гуманизме автора картины.

50.

Рембрандт
Харменс Ван Рейн.
Молодая женщина,
примеряющая
серьги.
1654.

51.

Рембрандт
Харменс Ван Рейн.
Сын Титус за чтением.
1657.
Портрет
Хендрикье Стоффельс.
1657.

52.

Рембрандт Харменс Ван Рейн.
Портрет старика в красном. 1654.
Портрет Старика еврея.
Фрагмент. 1654.

53.

Рембрандт
Харменс Ван Рейн.
Возвращение блудного
сына. 1669.

54. Искусство стран Западной Европы XVIII века

• В первой трети XVIII века стиль БАРОККО,
исчерпав своё развитие отходит в прошлое. Ему
на смену приходит РОКОКО – стиль, возникший
на основе барокко, но отличный от него.
• Если БАРОККО называют величественным
репрезентативным (парадным) стилем высших
католических иерархов и европейских
королевских особ, то стиль РОКОКО –
галантный стиль придворных. Великолепие и
тяжеловесная помпезность БАРОККО
сменяются грациозной лёгкостью РОКОКО.

55. Р О К О К О

56.

Стиль РОКОКО называют МАЛЫМ стилем, поскольку
он почти не получает развития в АРХИТЕКТУРЕ, но
интенсивно развивается в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ и
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
РОКОКО широко представлен произведениями
СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ, СТАНКОВОЙ и
ПРИКЛАДНОЙ (ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ) ГРАФИКИ,
МАЛОЙ (ФАРФОРОВОЙ) ПЛАСТИКИ. Под влиянием
РОКОКО интенсивно развиваются различные виды
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА:
КОСТЮМ (мода французского королевского двора
становится ведущей в Западной Европе, охватывая
своим влиянием все сословия европейского
общества), ТКАНИ, МЕБЕЛЬ, ПОСУДА (фарфоровое
производство роскошной посуды) и так далее…

57.

Ф. Буше. Рождение Венеры. 1740.

58.

А. Ватто.
Общество в парке. 1721.
Праздник любви. 1718.

59.

А. Ватто.
Капризница. 1718.

60.

А. Ватто. Танец. 1718.

61.

А. Ватто. Купание Дианы. 1716.

62.

А. Ватто.
Вывеска для антикварной лавки. 1720.

63.

Ф. Буше.
Пастораль.
1745 - 1750.

64.

Ж.-О. Фрагонар. Поцелуй украдкой.

65.

Ж.-О. Фрагонар. Выигранный поцелуй.

66.

Ф. Буше. Счастливые возможности качели. 1776.

67.

Эпитеты, определяющие
стиль рококо
ОБЪЕКТИВНЫЕ:
1) Малый стиль (не выражен в архитектуре)
2) Оригинальный (отсутствуют заимствования
элементов и приёмов от художественных образов
прошлых эпох).
3) Камерный (по образно-пластическим задачам,
направленности на воплощение сцен
лирико-интимного характера в «малых формах»)
СУБЪЕКТИВНЫЕ (по образному восприятию):
Изысканный, эротичный, прихотливый, грациозный…

68.

Термин «РОКОКО» происходит от французского слова «рокайль»
- морская раковина. Этот предмет, имеющий прихотливо
изысканные очертания, действительно, чрезвычайно
напоминает линейно-графическую основу РОКОКО.
К середине 18 века РОКОКО достигает наивысшего расцвета.
Однако уже во второй половине 18 века под влиянием идей
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ грациозная роскошь, эротическая
лёгкость, счастливая беззаботность РОКОКО начинают
ассоциироваться с отрицательными характеристиками
дворянского сословия (т.н. класса-«паразита»). Во французском
обществе растёт социальная напряжённость, недовольство
существующим социальным порядком. Увлечение РОКОКО
проходит.
В ЖИВОПИСИ 18 века в качестве антипода РОКОКО развиваются
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ.
В АРХИТЕКТУРЕ на смену РОКОКО идёт новая волна
КЛАССИЦИЗМА, получившая активное развитие и во всех иных
видах пластических искусств.

69.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ
ТЕНДЕНЦИИ
18 века

70.

Жан Батист Симеон
ШАРДЕН
(1699 – 1779)
Французский живописец
второй половины 18 века.
Творчество Жана Батиста
Симеона Шардена отличается
от работ мастеров рококо и по
стилю, и по содержанию. Ещё в
период ученичества Шарден
начал писать с натуры, что не
было характерно для его
времени. Он сосредоточился на
натюрморте и бытовых сценах –
жанрах, целиком и полностью
основанных на натурных
наблюдениях.
Автопортрет. 1775.

71.

НАТЮРМОРТЫ
Ж. Б. С. ШАРДЕНА
Жан-Батист Симеон Шарден, работая в жанре натюрморта,
продолжал реалистические традиции голландской живописи
17 века. Однако натюрморты Шардена уже лишены той
символической нагрузки, что присуща была голландскому
натюрморту, сохраняющему внутреннюю «генетическую»
связь со средневековым искусством Нидерландов.
«Мёртвая натура» Шардена – это реальный видимый и
воспринимаемые нами мир, воспетый во всей его
непосредственной чувственной красоте и материальности.

72.

Ж-Б. С. Шарден. Трубки и кувшин. 1760.

73.

Ж-Б. С. Шарден.
Натюрморт с фазаном
и охотничьей сумкой.
1760.

74.

Ж-Б. С. Шарден. Стакан с водой и кувшин. 1760.

75.

Ж-Б. С. Шарден. Прачка. 1730.

76.

Ж-Б. С. Шарден. Урок. 1736.

77.

Ж-Б. С. Шарден. Молитва перед обедом.
С рынка. 1739.

78.

Ж-Б. С. Шарден. Мыльные пузыри. 1739.

79.

Ж-Б. С. Шарден.
Девушка с воланом. 1740.
Гувернантка. 1738.
Чертёжник. 1737.

80.

Ж-Б. С. Шарден.
Домашние радости.
1745.

81.

Ж-Б. С. Шарден. Хорошее воспитание. 1753.

82.

Расцвет творчества Ж. Б. С. Шардена начался
в 1830 – 1840-е годы. Именно тогда он создал большую часть своих
жанровых (бытовых) композиций. Сюжеты их не отличались
разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах.
Обычно это сцены повседневной жизни людей, принадлежавших
к так называемому третьему (т.н. «деловому» - буржуазному)
сословию. Здесь царят скромность и достаток. Действующие лица
всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей.
Художник нередко изображал не хозяев дома, а горничных,
гувернанток, кухарок – молодых и миловидных женщин в
чепчиках и передниках.
Персонажи Шардена – люди добродетельные и
благочестивые. Однако его картины нельзя назвать
нравоучительными, как это свойственно было его
современнику –
английскому живописцу Уильяму Хогарту.

83.

Уильям ХОГАРТ
(1697 – 1764)
Английский живописец второй
половины 18 века.
Творчество Уильяма Хогарта стало
первым по настоящему крупным
явлением в английском искусстве.
Его называют основателем
национальной школой живописи.
Огромное влияние на Хогарта
оказали идеи философов
Просвещения, утверждающих, что
с помощью искусства можно
воспитать нравственное начало в
человеке и искоренить пороки.
Этой задаче мастер подчинил
многие свои произведения.

84.

СЕРИЯ «Карьера продажной женщины»
Гравюра 1. Девушка приезжает в Лондон и попадает в руки сводни.

85.

Гравюра 2. Ссора с евреем-покровителем.

86.

Гравюра 3. Она ведет разгульную жизнь...

87.

Гравюра 4. ... попадает в работный дом...

88.

Гравюра 5. ... и наконец умирает в нищете и долгах.

89.

Гравюра 6. Ее еще не похоронили, а ее имущество уже растаскивают
знакомые. Только одна женщина плачет, а около гроба распутник
соблазняет новую юную провинциалку.

90.

Уильям Хогарт создавал, в том числе, циклы гравюр и картин,
объединённых сюжетом обличительного характера.
… Наивный молодой человек или девушка, приехав из провинции в
Лондон, попадают в руки опытного мошенника или сводницы,
которые толкают их на путь порока: юноша проматывает наследство,
девушка становится содержанкой. Но жизнь в греховной роскоши
внезапно сменяется нищетой и позором (банкротство, потеря богатого
покровителя и тюрьма). Затем как справедливое возмездие наступает
смерть в убогой лачуге, в окружении чужих и равнодушных людей...
Таковы темы двух знаменитых графических циклов Хогарта – «Карьера
продажной женщины» (1732; живописный вариант серии утрачен –
погиб при пожаре) и «Карьера повесы» (1735; серия существует и в
живописном варианте). Итогом серии таких изобразительных
повествований стал цикл из шести картин «Модный брак» (1742 –
1744).
В подобных циклах был весьма ощутим поучительно-назидательный
тон автора, что было свойственно английской литературе и театру того
времени. Не случайно, изобразительные серии Уильяма Хогарта даже
осуществлялись в форме драматических постановок на театральных
подмостках.

91. НОВЫЙ КЛАССИЦИЗМ

92.

С середины 18 века ведущие французские
и европейский зодчие начинают
вновь обращаться к традициям
АНТИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
(греко-римской архитектуры Древнего мира).
Однако в отличие от архитекторов эпохи
Возрождения, зодчие КЛАССИЦМИЗМА
подходят к архитектурному наследию
Античности менее творчески. Они более
скованны и нацелены на почти прямое
подражание античной архитектуре.

93.

Вспомним особенности
античной архитектуры
Древнего мира

94.

Справа, слева: Храмы Древней Греции.
На их примере хорошо видны
особенности ордерной архитектуры
Античности. Это, во-первых, чёткое
выявление конструкции здания:
несущих и несомых элементов,
вертикалей и горизонталей. Большая
роль, во-вторых, отводится колонне как
важному конструктивному и
художественно-эстетическому элементу.

95.

Рассмотрим особенности
европейской и русской
АРХИТЕКТУРЫ
КЛАССИЦИЗМА

96.

Жермен Суфло. Церковь Святой Женевьевы. (Пантеон). 1758 – 1789. Париж.

97.

Слева:
Д. Кваренги. Здание Академии наук в Петербурге.
Конногвардейский манеж в Петербурге.
Справа:
А. Старов. Таврический дворец в Петербурге.
В этот же период классицизм
развивался и в русской архитектуре.
В 1780 – 1790-е годы этот стиль
вступил в так называемую «строгую»
фазу, освободившись от пережитков
барокко 1760 – 1780-х годов.
Архитектурные объёмы имеют
почти гладкие фасады,
практически лишённые какого-либо
декора. Их жёсткая ордерная
конструкция становится очевидной.

98.

М. Казаков.
Дом Демидова в Гороховском переулке в Москве.
В строгом классическом стиле
во второй половине 18 века
строились не только общественные
здания, но и многие частные
городские дома в Петербурге и
Москве. Позже облик таких домов
будет восприниматься излишне
аскетичным, суровым, лишённым
какой бы то ни было эстетики,
напоминающим военную казарму.
Писатель А. Толстой вложил в уста
литературного персонажа стихи,
пародирующие особенности такой
архитектуры:
В мои ж года хорошим было тоном
Казарменному вкусу подражать
И четырём или осьми колоннам
Вменялось в ряд шеренгою торчать
Под неизменным греческим фронтоном
(А. Толстой)

99.

Сравним особенности
архитектуры
БАРОККО и КЛАССИЦИЗМА
на примере декоративных
решёток-оград

100.

Чугунные ворота усадьбы Нескучное.
Москва.
Решётка. Самсонов канал нижнего парка.
Петродворец.
Криволинейные изобразительные
формы декоративных оград
дворцовых и усадебных комплексов
эпохи барокко хорошо узнаются…

101.

Чугунная ограда. Пашков дом.
Москва.
Фельтен. Решётка Летнего сада. Фрагмент.
Санкт-Петербург.
… Чёткость конструктивной основы,
преобладание прямоугольных форм
и прямых линий, лаконизм рисунка,
ясность изобразительных
элементов декора решёток делают
классический стиль узнаваемым….

102.

Рассмотрим особенности
КЛАССИЦИЗМА в ЖИВОПИСИ

103.

Тенденции классицизма были вовсе не новы для
французской живописи 18 века, поскольку ещё в прошлом
17 веке во Франции жили и работали такие Никола Пуссен и
Клод Лоррен. Если первый работал в мифологическом и
пейзажном жанре, то второй – творил исключительно в
рамках пейзажа. Оба они стали родоначальниками т.н.
КЛАССИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА в европейской живописи.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ как эстетическое
подражание – посредством обращения к формам античной
скульптуры, к сюжетам античной истории и мифологии, к
образом античных богов и героев, уже воплощённых в
художественной культуре – процветал в стенах европейских
Академий художеств на протяжении 17-18 веков.
Новаторством во второй половине 18 века стал т.н.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КЛАССИЦИЗМ, родоначальником
которого стал французский художник Жак Луи Давид.

104.

Жак Луи
ДАВИД
(1748 - 1825)
Признанный лидер
французских живописцев,
наиболее последовательный
представитель классицизма.
Участник Великой французской
Революции, общественный
деятель.
Был любимым живописцем
Наполеона. После разгрома
наполеоновской армии
вынужден был покинуть
Францию. Умер в Швейцарии.

105.

Ж.Л. Давид. Клятва Горациев. 1784.

106.

Ж.Л. Давид. Ликторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789.

107.

Ж.Л. Давид. Смерть философа Сократа. 1787.

108.

Ж.Л. Давид. Смерть Марата. 1793.

109.

Общая идеологическая направленность этих тематических
композиций Давида – идея общественного служения, что
вполне сообразуется с идеалами Революции.
Личное должно быть принесено в жертву общественному.
Роды Горациев и Курпациев тесно переплетены семейными
узами, поэтому рыдают женщины, проявляя человеческую
слабость. Однако мужчины рода Горациев должны вступить
бой с Курпациями…
Смерть сыновей Брута является следствием его
общественной деятельности – римлянину мстят его
политические противники, однако в нём нет сожаления…
Казнь философа Сократа необходима с точки зрения
общественной пользы, её необходимо привести в
исполнение…
От рук заговорщицы Шарлотты Конде погибает Марат.
Картина «Смерть Марата» - своего рода монументальный
надгробный памятник герою французской Революции.

110.

ДАВИД
ПОРТРЕТЫ СОВРЕМЕННИКОВ

111.

Ж.Л. Давид.
Портрет Лавуазье и его жены
Мари-Анны.
1788.
Идеалом супружеских отношений
эпохи Просвещения становится
тихая гармония душ, дружба,
взаимопонимание между мужчиной
и женщиной.
Цветовые сочетания типичны для
европейского классического портрета
второй половины 18 века:
чёрное, белое, красное
на серовато-коричневых фонах.

112.

Ж.Л. Давид. Мадам Рекамье. 1803.

113.

Колористическое состояние
классического портрета определяется
соотношением локальных цветов.
Нюансы внутри крупных локальных
цветовых пятен не разрабатываются.
Эти портреты нередко служат
своего рода источниками для
изучения костюма и бытовых уклада,
характерных для классицизма.
Общая направленность всех видов
декоративно-прикладного искусства
классицизма –
подражание Античности.
.
Ж.Л. Давид.
Портрет мадам Рекамье.
1800.

114.

Сравним особенности
БАРОККО и КЛАССИЦИЗМА
на примере живописных
парадных портретов

115.

Сравнение двух произведений позволяет наглядно определить стилевые
отличия портрета классического и барочного. При всей репрезентативной
торжественности конный классический портрет (слева) лаконичен,
сдержан по цвету. Его фон нейтрален, без изобразительных излишеств.

116. Искусство стран Западной Европы первой ½ ХIХ века

• Первая ½ ХIХ века – интереснейшее время в развитии
европейской художественной культуры.
• В художественном сознании наблюдается
разочарование в идеалах Просвещения. На примере
французской истории становится понятно, что
стремление к переустройству мира в соответствии с
идеалами добра и справедливости ведёт к жестокому
насилию в обществе – к ещё большему злу и
несправедливости. Следствием этого становится
неверие в человеческий разум как основополагающее
фундаментальное качество личности.
• Поэтому художественная культура нового века
обращается прежде всего к миру человеческих чувств.

117.

РОМАНТИЗМ –
НАПРАВЛЕНИЕ в художественной культуре
Западной Европы первой половины 19 века.
В отечественном искусствознании романтизм
не считается стилем в пластических искусствах,
поскольку объединяет разно- и вне- стилевые явления.
Стиль классицизм в архитектуре первой половины
19 века вступил в свою завершающую стадию –
«ампир» или «стиль империи». Одновременно с ним
в архитектуре наблюдаются новые тенденции.

118.

Архитектура как будто «устала» от скуки и однообразия классических ордерных
конструкций. Ей словно бы требуется что то ещё – что то гораздо большее.
Поиск этого «большего» архитекторы начинают искать в разнообразии средств и
приёмов зодчества других стран и эпох, отличных от Античности. Например,
английская архитектура того периода апеллирует к средневековой готике. В
дворянских усадьбах Англии входит в моду создание искусственных
«готических» руин. Многие исследователи видят здесь проявление романтизма.
Псевдоготика становится популярной во многих европейских странах. В городах
Западной и Восточной Европы возводятся соборы, костёлы, а иногда и здания
светского назначения, своими формами напоминающие готические постройки.
С течением времени круг ретроспективных заимствований становится всё более
широким. Наблюдаются «возвраты» не только в Средневековье, но также в эпоху
Возрождения и барокко… Воображаемые «географические путешествия»
современных зодчих осуществляются не только в Европу, но и в страны Востока…
К середине 19 века европейская и русская архитектура уже обладала достаточным
опытом разностилевых заимствований. Во второй половине века в связи с
экономическими и социальными процессами начинают решаться новые задачи:
строительство многоквартирных жилых домов, на первых этажах которых
расположены развлекательные заведения и деловые конторы, строительство
общественных зданий самого различного назначения, строительство вокзалов и
объектов промышленной архитектуры. Поскольку перед решением таких задач
классицизм оказался бессилен, начинается долгий период эклектики, в рамках
которой развиваются ретроспективные псевдостили.
Внутренние истоки таких процессов следует искать в романтизме, расширившем
эстетические горизонты европейской и русской культуры. В этой связи
показательно нижеследующее высказывание Н.В. Гоголя о задачах архитектуры.

119.

Н.В. Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени.
Арабески. 1835г.
«Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы
он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нём совокупится более
различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное
готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и
колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое.
Пусть в нём будут видны: и легко выпуклый млечный купол, и
религиозный бесконечный шпиц, и восточная митра, и плоская
крыша италианская, и высокая фигурная фламандская, и
четырёхгранная пирамида, и круглая колонна, и угловатый обелиск.
Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную однообразную
стену, но клонятся то вверх, то вниз. Пусть разных родов башни как
можно чаще разнообразят улицы. Неужели найдётся такой смельчак или,
лучше сказать, несмельчак, который бы ровное место в природе
осмелился сравнить с видом утёсов, обрывов, холмов, выходящих один из
другого?..
Если бы однако потребовалось отдать решительное
преимущество которой-нибудь из этих архитектур, то я всегда отдам
его готической. Она чисто европейская, создание европейского духа и
потому более всего прилична нам. Чудное её величие и красота
превосходит все другие…»

120. РОМАНТИЗМ

121.

В изобразительном искусстве романтизм представлен творчеством ряда
художников, каждый из которых обладал собственным видением, пользовался
неповторимым пластическим языком.
При этом общим посылом всех художников-романтиков является обращение миру
человеческих чувств, эмоций, фантазий.
Поскольку внутренние качества человеческой личности скорее проявляются в
событиях неординарных, нежели в обыденных, романтики обращаются к особым
сюжетам. Их интересуют события чрезвычайные – войны, бедствия, катастрофы,
социальные потрясения. Именно такие события побуждают многих людей
совершать героические поступки, проявлять чудеса стойкости…
Поскольку, наиболее «рельефнее» мир эмоций выражен у людей неординарного
склада, то со стороны романтиков заметен интерес к личностям
необыкновенным. Героями романтических произведений становятся
представители необычных профессий – творческих либо сопряжённых с
постоянным риском и опасностями.
Романтики ищут для своего воображения что-либо экзотическое. Таким
«экзотическим предметом» для романтической поэзии и живописи стал мир
Востока – малознакомый и притягательный для европейца. Наиболее «близкий»
европейцу восток – Турция, с которой устанавливаются тесные экономические
и культурные связи.

122.

Жан Луи Андре Теодор
ЖЕРИКО
(1791 – 1826)
Первый французский живописец-романтик.
Его программное произведение
«Плот Медузы» было написано по мотивам
современной морской катастрофы – гибели
корабля «Медуза» возле островов Зелёного
Мыса у побережья Западной Африки, бегства
экипажа и двенадцатидневного скитания по
океану пассажиров и матросов судна.
Огромное живописное полотно вызвало
широкий общественный резонанс. С тех пор
«катастрофические» сюжеты становятся
типичными для РОМАНТИЗМА.
Смерть Жерико в 37-летнем возрасте стала
следствием тяжёлой травмы, полученной
им на конных скачках.

123.

Т. Жерико. Плот Медузы. 1818 – 1819.

124.

Для романтизма характерен интерес
к представителям необычных профессий,
требующих силы и ловкости, связанных
с опасностью и риском.
В данном случае – это люди, имеющие
отношение к лошадям. Они – наездники
времён Античности, объезжающие свободных
Лошадей («Бег свободных лошадей»).
Или – современные участники заездов
(« Скачки в Эпсоме»).
Т. Жерико.
Справа сверху:
Бег свободных лошадей.
1816 – 1817.
Слева снизу:
Скачки в Эпсоме. 1821.

125.

Фердинан Виктор Эжен
ДЕЛАКРУА
(1798 – 1863)
Французский живописец-романтик.
На примере его творчества признаки
РОМАНТИЗМА в живописи наиболее
очевидны.
С точки зрения художественной темы
это выбор «экстремальных» событий,
внимание к неординарным личностям,
интерес к восточной культуре –
экзотической для европейца.
С точки зрения живописного языка
это выразительное колористическое
решение, более свободная и
раскрепощённая манера письма.

126.

Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года). 1830.

127.

Э. Делакруа.
Греция на развалинах Миссолонги. 1824.
Хиосская резня. 1824.

128.

Э. Делакруа. Данте и Вергилий (Ладья Данте). 1822.

129.

Э. Делакруа. Битва Шаура и Хасана. 1826.

130.

Э. Делакруа.
Дерущиеся арабские скакуны.
1860-е.
Марроканец, седлающий коня.
1855.

131.

Э. Делакруа. Алжирские женщины в своих покоях. 1833.

132.

Э. Делакруа. Портрет Фредерика Вийо. 1833.

133.

Э. Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1837.

134.

Э. Делакруа.
Портрет Паганини.
1837.

135.

Каспар Давид
ФРИДРИХ
(1774 – 1863)
На примере
творчества этого
художника
наглядными
становятся
особенности
немецкого
романтизма –
мрачноватого,
склонного к
средневековому
мистицизму.

136.

К.Д. Фридрих.
Крест в горах. (Теченский алтарь).
1807 - 1808.

137.

К.Д. Фридрих.
Женщина у окна. 1822.
Аббатство в дубовом лесу.
1808 - 1809.

138.

К. Д. Фридрих.
Монастырское кладбище под снегом.
Кладбище в тумане. 1826.

139.

К. Д. Фридрих. Крест в горах.

140.

К. Д. Фридрих. Вид из студии художника.
Сова в амбразуре готического окна.

141.

К. Д. Фридрих. Остра-Гехеге.

142.

К. Д. Фридрих. Вечер.

143.

К.Д. Фридрих.
Меловые скалы на
острове Рюген.
Около 1818.

144.

К. Д. Фридрих.
Мужчина и женщина,
глядящие на луну.

145.

К. Д. Фридрих.
Ущелье в скалах.
Около 1822 - 1823.

146.

К. Д. Фридрих. Памяти Иоганна Бремера.

147.

К. Д. Фридрих.
Восход луны на
море.

148.

Значение РОМАНТИЗМА как
художественного направления
заключалось:
в ПРЕОДОЛЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ
ЭСТЕТИКИ КЛАССИЦИЗМА – нормативной
(жёстко регламентированной
академическими нормами и правилами),
подражательной, условной;
в ПРИСТАЛЬНОМ ВНИМАНИИ К МИРУ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ;
в ИНТЕРЕСЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ как к
подлинному источнику творчества и
изобразительного искусства.
Особенности немецкого романтизма
привели к проявлению в немецкой
живописи первой половины 19 века
его антипода - стиля, получившего
название БИДЕРМЕЙЕР.

149.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ,
тенденции
первой половины
19 века
(БИДЕРМЕЙЕР)

150.

БИДЕРМЕЙЕР
Особенностью культурной жизни
первой половины 19 века стало
интенсивное развитие выставочной
деятельности и, как следствие,
проявление интереса к живописи у
самой разнообразной публики – той,
что по самым скромным мерками
никак нельзя было назвать
искушённой в вопросах искусства.
На регулярные художественные выставки теперь «забавы ради» приходят
представители самых разных слоёв городского населения. Часто увиденное
«в картинах» начинает вызывать непосредственную эмоциональную реакцию.
Большой популярностью пользуются сюжеты, взятые «как будто из жизни».
Потакая вкусам своих новых зрителей, многие живописцы (особенно самоучки)
стремятся к воплощению сентиментальных образов, начинают перегружать
произведения занимательными деталями.
Так в живопись проникает влияние БИДЕРМЕЙЕРА – малого стиля, который
сложился в декоративно-прикладном искусстве. Задачей БИДЕРМЕЙЕРА
было приспособление АМПИРА (классицизма высокого) под эстетические
запросы и материальные возможности горожан т.н. «среднего класса».

151.

К. Шпицвег.
Городские
сценки.

152.

А. фон. Менцель.
Спальня художника. 1847.
К. Шпицвег.
Бедный поэт. 1839.

153.

Павел Андреевич
ФЕДОТОВ
(1815 – 1852)
Кадровый морской офицер,
в самом начале карьеры вышедший
в отставку ради совершенствования
в изобразительном творчестве.
Талантливый самоучка, посещающий
Вечерние рисовальные классы
Петербургской Академии художеств.
В зрелом творчестве П.А. Федотова можно увидеть влияние традиций
европейского искусства (творчества английского художника 18 века
Уильяма Хогарта), а также тенденции современного ему бидермейра.
П.А. Федотов не получил признания при жизни, поскольку в русском
изобразительном искусстве первой половины 19 века бытовой жанр с его
«низменным» интересом к реальной жизни не почитался в качестве
достойного занятия для профессионального художника.

154.

П.А. Федотов.
Портрет Н.П. Жданович.
Разборчивая невеста.

155.

П.А. Федотов.
Сватовство майора.
1848.
Это сатирически окрашенная сцена сватовства и готовящегося мезальянса,
в котором каждая сторона ищет выгоду. Бравый офицер-дворянин желает упрочить
своё материальное положение за счёт приданного невесты. Её купеческая родня
имеет планы «присовокупить» дочь к дворянскому сословию. Здесь чрезвычайно
развито литературное начало, много занимательных деталей.
В целом же, можно сделать вывод о том, что тенденции БИДЕРМЕЙРА в живописи
были тесно связаны с РАЗВИТИЕМ РЕАЛИЗМА В ИСКУССТВЕ.

156.

© Л.И. Евтушенко. 2016
English     Русский Правила