Похожие презентации:
Философия Нового времени (XVII-XIX вв.)
1. Философия Нового времени (XVII-XIXвв.)
Направления.Представители.
Идеи.
2. Эмпиризм
• Направление в философии, сторонникикоторого считали, что в основе познания
лежит опыт.
• «Нет ничего в разуме, чего бы до этого не
было в опыте (чувствах).
• Получил широкое распространение в
Англии XVII в. и в последующем в США.
• Основателем эмпиризма считается
Фрэнсис Бэкон.
• Видными представителями являлись
Томас Гоббс, Джон Локк.
3. Политические предпосылки
• Революция Оливера Кромвеля середины XVIIвека (свержение и казнь короля,
непродолжительное существование
республики).
• «Славная революция»1688 г., реставрация
монархии.
• Окончательная победа протестантизма над
католицизмом.
• Упрочение роли парламента.
• Развитие новых буржуазных общественноэкономических отношений.
4. Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
• Английский философ иполитический деятель.
• В 1620-1621 гг. – лорд-канцлер
Великобритании, второе
должностное лицо в стране после
короля.
• Основатель эмпирического
(опытного) направления в
философии.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
• Богатство очень хорошо, когда онослужит нам, и очень плохо – когда
повелевает нами.
• Мы думаем по внушениям природы,
говорим по внушениям наших
учителей, но действуем по привычке.
• Несомненно, что самые лучшие
начинания, принесшие наибольшую
пользу обществу, исходили от
неженатых и бездетных людей...
• Человек – служитель и
истолкователь природы.
11.
• Наслаждаться счастьем — величайшееблаго, обладать возможностью давать его
другим — еще большее.
• Человек часто скрывает свою сущность,
иногда ее преодолевает и очень редко
подавляет.
• …Чем достойнее человек, тем большему
числу людей он сочувствует.
• Выбрать время значит сберечь время, а
что сделано несвоевременно, сделано
понапрасну.
• Только малое знание удаляет от Бога;
большое знание - снова приближает к
Нему.
12. Основные положения
• В основе познания лежит исключительно опыт.• Чем больше опыта (как теоретического, так и
практического) накопило человечество
(отдельный человек), тем ближе оно к истинному
знанию.
• Истинное знание не самоцель.
• Главная задача знания и опыта – помочь
человеку (обществу) добиться практических
результатов в его деятельности, способствовать
новым изобретениям, развитию экономики,
господству человека над природой.
• «Знание – сила, сила – знание».
13. Индукция как главный метод познания
• Под индукцией философ понимал обобщениемножества частных явлений и получение на их
основе общих выводов.
• Индукция расширяет возможности, делает более
интенсивным процесс познания.
• Недостаток индукции – её вероятностный
характер, недостоверность.
• Возникает необходимость в экспериментальной
проверке, подтверждении индукции.
• Путь преодоления главного недостатка индукции
– в накоплении человечеством как можно
большего опыта во всех областях знания.
14. Пути познавательной деятельности
• «Путь паука» - получение знанийрационалистическим путём.
• Игнорирует или принижает роль
конкретных фактов, практического
опыта.
• Рационалисты оторваны от реальной
действительности, догматичны и
«ткут паутину мыслей из своего ума»
15.
• «Путь муравья» - такой способпознания, когда во внимание принимается
исключительно опыт.
• В результате исследователи получают
лишь внешнюю картину знаний, видят
проблему «снаружи», «со стороны», не
могут понять внутреннюю сущность
изучаемых явлений.
• «Путь пчелы» - идеальный способ
познания, когда философ-исследователь
берёт все достоинства «пути паука» и
«пути муравья» и в то же время
освобождается от их недостатков.
• Сбор и обобщение фактов, накопление
опыта с использованием
рационалистических приёмов
16. Врождённые и приобретённые заблуждения людей.
• Призраки рода – человек осуществляетпознание, находясь в рамках
общечеловеческой культуры.
• Призраки пещеры – влияние личности
конкретного человека, его предрассудков,
заблуждений на процесс познания.
• Призраки рынка – неправильное,
неточное употребление речевого,
понятийного аппарата.
• Призраки театра –старая философия
мешает проявлять новаторский подход
17. Значение философии Фрэнсиса Бэкона
• Положил начало эмпирическомунаправлению в философии.
• Гносеология (наука о познании) наряду с
онтологией (наука о бытии) стала
важнейшим разделом любой
философской системы.
• Определена новая цель философии –
помогать человеку добиваться
практических результатов в его
деятельности.
18. Рационализм
• Направление в философии, согласнокоторому основой как бытия, так и
познания является разум.
• Его представители убеждены в
божественной или иной разумности,
внутренней логичности бытия.
19. Представители
• Рене Декарт (1596-1650)-видныйфранцузский философ и учёныйматематик, автор известного
афоризма: « Мыслю, следовательно,
существую»
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27. Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию
* В мире существует много вещей иидей,непонятных человеку: есть ли
Бог?,конечна ли Вселенная?
* Зато абсолютно в любом явлении,
любой вещи можно усомниться:
существует ли окружающий мир?,
светит ли Солнце?, бессмертна ли
душа?
28. Гносеология (теория познания)
• В процессе познания опираться только наабсолютно достоверные знания.
• Цель познания – углубление знаний об
окружающем мире.
• Использовать эти знания для извлечения
максимальной выгоды из природы для
человека.
• Изобретение новых технических средств.
• Усовершенствование природы человека.
• Конечная цель познания- господство
человека над природой.
29.
• Следовательно сомнениесуществует, этот факт очевиден и не
нуждается в доказательствах.
• Сомнение – свойство мысли, значит,
человек, сомневаясь, мыслит.
• Мыслить может реально
существующий человек.
• Следовательно, мышление является
основой как бытия, так и познания.
• Поскольку мышление – это работа
разума, то в основе бытия и
познания может лежать только разум
30. Учение о «врождённых идеях».
• Большинство знаний достигаетсяблагодаря познанию и дедукции.
• Однако существует особый род знаний,
который не нуждается ни в каких
доказательствах.
• Данные истины (аксиомы) изначально
очевидны и достоверны.
• «Врождённые идеи» всегда существуют в
разуме Бога и человека и передаются из
поколения в поколение (Бог, душа, воля,
тело, число, структура)