Похожие презентации:
Учение Фридриха Ницше о сверхчеловеке
1. Учение Фридриха Ницше о сверхчеловеке
2.
I. СодержаниеЭПИГРАФ: «Кого демон держит в руках,
того он отрывает от действительности».
С. Цвейг о Ницше
ЦИТАТА: Да я знаю,
знаю кто я:
Я как пламя чужд
покоя.
Жгу сгорая и спеша.
Охвачу сверканье чудо,
Отпущу и пепла груда.
Пламя вот моя душа
3.
Основные работы«Рождение трагедии из
духа музыки». 1872.
«Человеческое, слишком
человеческое. Книга для
свободных умов». 1878.
«Так говорил Заратустра.
Книга для всех и ни для кого».
1883—1887.
По ту сторону добра и зла.
1886.
«Воля
к
власти».
1886—1888.
«Антихрист.
Проклятие
христианству». 1895.
4.
Смерть БогаСмерть Бога - яркий символ в
философии Ницше
проявляется
в
охватывающем
людей
ощущении бездомности, осиротелости.
Старые ценности не удовлетворяют
человека, так как он ощущает их
безжизненность и не чувствует, чтобы они
относились конкретно к нему.
ЦИТАТА: «Бог задохнулся в богословии,
нравственность
—
в
морали»,
они
стали чужды человеку – пишет Ницше.
Человек должен стремиться к жизни, а
не к удовольствиям или утешению в
религии.
Бог
умер!
Жизнь,
в
свою
очередь, является волей к власти, а
борьба
проявляется
в
битве
за
превосходство,
становление
нового,
Уильям Блейк.
идеального человека.
Создатель. 1800-е гг.
5.
Воля к власти«Бог умер!»
■
Ницше убежден, что человек – это «болезнь Земли», в
нем заложено нечто ошибочное и неправильное. Поэтому
рождается Сверхчеловек, который воплощает человеческий
идеал, дает смысл жизни и побеждает бытие.
■
Честность перед собой
характеристик Сверхчеловека.
-
одна
из
основных
■
Главная проблема человека заключается в слабости
духа (это отвага, свобода, выносливость и утверждение
своей воли).
■
«Человек — это канат, протянутый между животными и
Сверхчеловеком».
■
Воля к власти формирует стремление стать выше и
лучше других, возвыситься за счет ума и таланта, и
властвовать над ничтожной толпой.
■
Воля
к
власти
заставляет
в
борьбе
доказывать
превосходство,
однако
это
не
естественный отбор, во время которого выживают
приспособленцы (хитрые и подлые), а триумф железной воли
и разума
6.
Воля к властиДружба Ницше и Саломе Лу продлилась чуть
больше года. После разрыва с Лу философ
написал одну из своих самых великих книг — “Так
говорил Заратустра”. Многие считают, что
написана она под влиянием встречи с Лу.
Так или иначе, очевидно одно: в ней Ницше
действительно увидел нового человека, с новым
независимым сознанием, человека, для которого
диктат его собственной воли является высшим и
единственным авторитетом.
■ В «Антихристе» Ницше убеждает
читателя в том, что нужно воспитывать
силу воли и перестать сострадать
слабым.
Лу Саломе в повозке, запряженной
Паулем Реё и Фридрихом Ницше. 1882 г.
■ Он пытается противопоставить эту
идею религиозной проповеди жалости и
слабости.
7.
Концепция«переоценки ценностей»
■ На смену Богу в
новом учении Ницше
может прийти только
Сверхчеловек.
■ Человек
обычный
не может взять на себя
всю меру страданий и
ответственности,
которые
раньше
возлагались на Бога.
«Человек – это то,
что следует
преодолеть»
8.
Учение о сверхчеловеке■ Сущность Сверхчеловека
описана в книге «Так говорил
Заратустра».
■ Сверхчеловек
это
существо,
умеющее
управлять своей волей и
разумом и презирающее
человеческий мир.
■ Для совершенствования
мыслей
и
поступков
Сверхчеловек уходит в горы,
где в одиночестве постигает
суть жизни.
9.
Учение о сверхчеловеке■
Предтечей Сверхчеловека Ницше считает
древнего персидского пророка и основателя религии
зороастризма Заратустру, который и становится
главным героем книги.
■
Но не следует забывать, что Заратустра не
просто воплощение ницшеанского идеала, он –
образ трагический.
■
Ницше верит, что каждый, кто хочет
приблизиться
к
идеалу,
должен
изменить
мировоззрение и понять, что мир людей достоин
только презрения
■
ЦИТАТА: «И многие, кто отвернулись от жизни,
отвернулись только от отребья: они не хотели делить с
отребьем ни источника, ни пламени, ни плода» («Так
говорил Заратустра», глава «О людском отребье»).
■
Отдалившись от мира, он сосредоточивается на
своих мыслях и стремлении к совершенству.
10.
■ Духстремящегося
проходит
человека,
к
идеалу,
этапы
трансформации:
«Верблюд»,
тянущий
за собой груз традиций,
правил, культурных штампов.
«Лев»,
отрицающий в
себе
«верблюда»
и отказывающийся от всего,
что
не
позволяет
ему
возвыситься над толпой.
«Ребенок» - чистый лист,
открытый
для
нового
и готовый самостоятельно
управлять
своей
жизнью
и создавать законы бытия.
Этапы трансформации
11.
Основные черты Сверхчеловека■
Личность, самостоятельно управляющая
своей судьбой. «Аристократ духа», человек,
возвышающийся над серой массой. «Жизнь –
это источник наслаждения,
но там,
где пьет толпа, все источники отравлены».
■
Он стоит над понятиями добра и зла,
самостоятельно
определяя
моральные
правила. Сверхчеловек преодолевает все
мелочное и прорывается к вершине
человеческого
духа:
«навстречу
своему
высшему
страданию
и
своей
высшей надежде». Жизнь проходит в
постоянной борьбе и надо с мужеством
смотреть в лицо смерти.
■
Цель жизни
творческом
и
преодолении себя.
– в поиске
созидательном
истины,
труде,
■
На это способны только избранные, те,
кто наделен «волей к мощи». Ницше призывает
истребить «тварь внутри человека» и созидать в
себе творца.
12.
Формула ученияо сверхчеловеке
«Смерть Бога!»
Центральное понятие «воля к власти»
«Человек – это то,
что следует преодолеть»
Концепция
«переоценки ценностей»
Учение о сверхчеловеке
13.
Обобщение темы■ Несмотря на то, что сама философия
Ницше кажется органичной и словно
отлитой из бронзы, на самом деле, это
результат «работы» его почитателей и
критиков.
■ Случалось,
что
его
противоречили один другому.
труды
■ Создавая
восхищающий
образ
Человеко-Бога,
он
одновременно
открывает перед читателем не только
бездны его ума и понимания низости
человеческой природы, но и бездны его
одиночества.
14.
Рассуждения о морали■ По мнению Ницше, люди делятся
на слабых и сильных.
■
Сильные
ценят
достоинство, несгибаемую волю и
энергию в достижении целей.
■ Слабые стремятся к состраданию,
альтруизму, мягкосердечию.
■ Было время, когда Хозяева
правили миром, но потом их победили
рабы, которых было намного больше,
и навязали свою мораль.
■
Ницше верил, что признанные
ценности таковыми не являются, он
ставил себя «по ту сторону добра и
зла», стремился создать новую мораль,
согласно которой человеку позволено
«всё».