ПСИХОЛОГИЯ ПУБЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ
Часть I Исторический экскурс – риторика как наука о публичном общении
Знаменитые риторы, создатели теорий риторики и искусства публичного общения
Современные рекомендации к овладению мастерством публичного общения (Рождественский Ю.В., Аннушкин В.И., Михальская А.К.,
Сущность искусства публичного общения
Часть II Основные психологические характеристики публичного общения основные определения
Четырехуровневая структура коммуникативного акта в публичном общении
Основные характеристики имиджа публичного коммуникатора
Характеристики публичного коммуникатора, существенные для аудитории
Часть III Структура публичного выступления
Виды подготовки к выступлению
Режиссура выступления
Часть IV Выразительные средства публичного общения
Невербальные: мимика, жестикуляция, владение пространством как средства выразительности (по В. Панкратову)
Цветовые характеристики в одежде публичного коммуникатора
Часть V Психологические аспекты управления состоянием коммуникатора до и во время публичного выступления факторы,
Как справиться с волнением при выступлении
132.00K
Категория: ПсихологияПсихология

Психология публичного общения

1. ПСИХОЛОГИЯ ПУБЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ

Презентационные материалы
Автор Л.В. Матвеева

2. Часть I Исторический экскурс – риторика как наука о публичном общении

Различные аспекты риторики как науки и искусства публичного
общения:
1. Риторика как теория и искусство речи.
2. Риторика как искусство мыслить.
3. Риторика как теория и практика совершенной речи:
убедительной, украшенной, уместной, эффективной,
привлекательной и т.д.
4. Риторика как учение о речевом воспитании личности.
5. Риторика как учение о правилах и нормах ведения речи в
разных видах словесности: бытовая и деловая речь в устной
и письменной форме, основные виды диалогов, приемы
ведения споров и дискуссий, ораторское красноречие,
научная проза, речь массовой информации и т.д.

3. Знаменитые риторы, создатели теорий риторики и искусства публичного общения

Древняя Греция и Рим: Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.
Основные формы обучения искусству публичного общения:
- занятия с учителем;
- учет природных дарований;
- подражание образцовым ораторам;
- анализ и разбор текстов;
- написание и произнесение тренировочных речей;
- требование философской образованности и знаний.
Древняя Русь и Россия XVII-XVIII веков: М.В. Ломоносов,
А.С. Николькский, А.Ф. Мерзляков, Н.Ф. Кошанский, , К.П. Зеленский.
Средства приобретения красноречия (по М.В. Ломоносову):
-
природные дарования (телесные и духовые, их классификация);
наука (правила, теория);
подражание «авторам, в красноречии славным»;
упражнения в составлении речей;
знание наук.

4. Современные рекомендации к овладению мастерством публичного общения (Рождественский Ю.В., Аннушкин В.И., Михальская А.К.,

Волков А.А. )
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
создание позитивного образа оратора, обладающего личностными,
волевыми качествами, позитивно настроенного на аудиторию;
тренировка публичных выступлений (харизма);
анализ собственных и чужих выступлений и текстов, их достоинств и
недостатков;
подражание хорошим публичным выступлениям как осмысленное
речевое поведение;
изучение законов и правил риторики как науки;
знакомство с литературным и ораторским творчеством разных эпох и
стилей;
тренировка в регулярном написании текстов и произнесении речей;
анализ и декламация (выразительное чтение) литературной и
ораторской классики;
занятия техникой речи.

5. Сущность искусства публичного общения

- знание об особенностях взаимодействия мыслительной
-
деятельности и речи;
знание о речевых коммуникациях различных слоев общества;
знание о технике и выразительных средствах речи;
знание о способах воспитания и формирования личности,
способной к продуктивной речевой деятельности;
знание о способах достижения успеха в социальных
коммуникациях;
знание в области межкультурных коммуникаций;
знание о современных средствах медиакоммуникаций.

6. Часть II Основные психологические характеристики публичного общения основные определения

Публичное общение является одним из видов межличностного общения и по
своей психологической структуре может быть отнесено к полилогу, включающему
в себя и монологические и диалогические аспекты процесса взаимодействия.
Согласно "Толковому словарю" В. Даля, слово “общение” имеет в русском языке
первоначальное значение «соединяться, смешиваться, быть заодно, знаться,
водиться, обращаться, дружиться, делиться, давать кому-либо долю, участие,
взаимное обращение и при этом подаяние, милостыня и святое причащение»
(1981, с. 634). Вступить в общение - значит "быть заодно, согласно, соединенно,
одинаково относиться ко всем, ко всякому". Если попытаться интерпретировать с
психологической позиции все вышесказанное, то можно предположить наличие в
первоначальном значении понятия “общение” информационного, поведенческого
и эмоционального-волевого компонентов. В функциональном плане - это обмен
состояний, вхождение в общее состояние, формирование совместной
информационной среды, эмоционального сопереживания и единого волевого
импульса.
На современном этапе развития психологической науки принято разводить
понятия “общение” и “коммуникация”. Вот как определяется понятие «общение»
в «Кратком психологическом словаре» (1985): «сложный многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку
единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека»
(КПС, 1985, с. 215).

7. Четырехуровневая структура коммуникативного акта в публичном общении

Уровни анализа
Экологический
Когнитивный
Особенности и характеристика коммуникативного акта
-ограниченная пространственная среда общения;
-одновременность коммуникативной активности партнеров
по общению;
-спонтанность в организации среды общения.
-актуализация образа «Я»;
-формирование образа партнера в процессе обмена
информацией;
-порождение новой информации;
-восприятие, понимание и ассимиляция информации.
Эмоциональный
-формирование эмоциональной атмосферы общения;
-обмен состояниями и переживаниями;
-взаимная регуляция состояния по интенсивности и ритму.
Поведенческий
-непосредственный контакт партнеров по общению;
-смена ролей, позиций и активности общения;
-Регуляция сценария общения.

8. Основные характеристики имиджа публичного коммуникатора

Внешний облик человека.
Сюда входят: пол, возраст, особенности конституции, национальная
принадлежность человека.
Особенности самопрезентации человека в обществе.
Здесь можно выделить следующие составляющие: а) стиль одежды,
цветовая гамма одежды, макияж, прическа, аксессуары,
индивидуальность стиля (особые черты, отличающие человека от
других) и т.д.; б) индивидуальные особенности речи (тембр
голоса, интонации, темп и ритм речи, звучность речи,
особенности произношения и артикуляции, образность, активный
словарный запас, логичность, паузирование и пр.); в)
индивидуальные особенности невербального сопровождения речи
(контакт глаз, мимика, жесты, позы, общий рисунок движений); г)
темперамент и общая экспрессивность человека.

9.

Характеристиками хорошего голоса согласно Л.Браун (1996):
приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный,
низкого тембра, доверительный, управляемый, теплый,
мелодичный, заботливый, уверенный, властный, дружеский,
окрашенный интонацией, выразительный, естественный,
богатый, наполненный, звучный, доброжелательный.
Особенности когнитивного и коммуникативного стиля,
выражаются через
а) личную легенду, представляющую оратора аудитории – его
происхождение, а также то, что подтверждает его право
находиться здесь и сейчас перед аудиторией;
б) миссию публичного оратора, дающую ответ на вопрос «зачем он
нам нужен здесь и теперь?»;
в) декларирование нравственно-этических принципов, которых
придерживается публичный коммуникатор;
г) демонстрацию мировоззренческой позиции как личной
идеологии, убеждений и интересов.

10. Характеристики публичного коммуникатора, существенные для аудитории

ОБРАЗ ВЫСТУПАЮЩЕГО У СЛУШАТЕЛЕЙ
Формальная составляющая
(имиджевая)
Содержательная составляющая
(мировоззренческая)
Особенности конституции личности
выступающего (внешний облик, пол,
возраст, состояние здоровья)
Особенности социализации личности
выступающего (личная легенда,
миссия)
Эмоционально-волевой статус
личности выступающего (темперамент,
сила Эго, особенности волевой
регуляции поведения)
Индивидуальные особенности
самопрезентации (стиль одежды,
особенности вербального и
невербального поведения, особенности
когнитивного стиля, коммуникативной
компетентности)
Социальные установки личности
выступающего (нравственно-этическая
позиция, декларируемые принципы) в
социальном взаимодействии
Мировоззрение, социальная
идентичность личности выступающего
(личная идеология, индивидуальная
картина мира, убеждения, интересы,
временная и пространственная
идентичность личности)

11. Часть III Структура публичного выступления

Язык выступления. Существуют три способа передачи
информации в публичном выступлении: речь, образ и
поведение.
Схема публичного выступления. Композицию речи
составляют восемь частей:
1.
-
Обращение
аргумент от личности говорящего;
его внешний вид;
его просьба прослушать то, что будет сказано;
пробуждение интереса через цитату, пример или
обращение к актуальному событию. А.Ф.Кони (адвокат)
называл это «ключиками» внимания.
цель – я вам сейчас нужен.

12.

2. Называние темы.
- смысловой центр аргументации;
- актуализация целей выступления;
- формирование устойчивого интереса слушателей к теме.
3. Повествование.
- история становления предмета;
- баланс соотношения известной для аудитории
информации и новой.
4. Описание.
- систематическая картина предмета (по частям, в
соответствии с целями, систематический анализ).

13.

5. Доказательство.
- применяется аргументация в пользу сути изложения.
«Аргументы не перечисляются, а взвешиваются».
6. Опровержение.
- доказательство от противного. Возможные возражения
против доказательств, т.к. часто в споре преследуется
интерес, а не истина.
7. Воззвание.
- обращение к сердцам и эмоциям слушателей.
8. Заключение.
- подведение итогов речи и обрисовка перспектив на
будущее.

14. Виды подготовки к выступлению

а) полностью написать текст выступления и выучить его
наизусть;
б) написать текст выступления, прочитать его по рукописи;
в) написать тезисы выступления и примеры,
подтверждающие основные тезисы, т.е. выступать без
заучивания и без подробных записей;
г) выступать экспромтом, продумав заранее только основную
тему и цель выступления.
Каждый из типов подготовки имеет свои плюсы и минусы.

15. Режиссура выступления

а) привлечь внимание, заинтриговать;
б) вызвать потребность в информации лично для себя (для слушателя);
в) подчинение аудитории воле оратора – от общественных интересов к
личным;
г) искренность и заинтересованность в изложении темы;
д) использование примеров:
в виде конкретных историй из жизни;
ссылка на авторитет;
приведение статистических данных;
использование метафор;
визуальный ряд;
е) четкость, ясность речи; простые предложения, не содержащие
большого количества прилагательных и деепричастных оборотов;
ж) логическое развитие мысли – определения, сравнения с уже
известным, аргументы.

16. Часть IV Выразительные средства публичного общения

Вербальные: голос как средство выразительности (по
Аннушкину В.И.)
1. П а у з и р о в а н и е (выразительность и значительность,
2.
3.
4.
проистекающие от точного деления речи на куски).
А р т и к у л я ц и я как работа над звуками речи (ясность
и четкость звукопроизношения).
Л о г и ч е с к и е у д а р е н и я (точность выражения
мысли и энергия эмоционального воздействия).
И н т о н а ц и я как выразительная красота и мелодика
русской речи.

17.

5. Р и т м и т е м п: гармония мысли и слова, донесения
6.
7.
мысли до слушателя, замедление, убыстрение речи.
Т е м б р р е ч и и благоприятство звучания («иной
голос подобен тележному скрипу…» - М.В.
Ломоносов.). Природный голос и проявление духовноэмоционального развития личности в тембре.
Г р о м к о с т ь / т и х о с т ь. Правила уместности
изменения громкости голоса в зависимости от интенций
публичного коммуникатора.

18. Невербальные: мимика, жестикуляция, владение пространством как средства выразительности (по В. Панкратову)

Неречевое общение
Такесика
Изучает прикосновения
в ситуациях общения
Статическая:
- рукопожатие
- поцелуй
- дотрагивание
Динамическая:
- поглаживание
- пошлепывание
- похлопывание
Проксемика
Исследует расположение
людей в пространстве
Зоны дистанции в общении:
- интимная (до 45 см)
- личная (45-120 см)
- социальная (120-400 см)
- публичная (свыше 400 см)

19.

Кинесика
Изучает внешние проявления
эмоций и чувств
Мимика
Изучает движение мышц
лица
Пантомимика
Исследует моторику
всего тела
Основную
познавательную нагрузку
несут:
- лоб
- глаза
- подбородок
- брови
- нос
- рот
Основную
познавательную нагрузку
несут:
- поза
- походка
- осанка
- поклоны
Жестика
Исследует жестовые
движения отдельных
частей тела
Некоторые популярные жесты
жесты-собственности
жесты-сомнения
жесты-ухаживания
жесты-оценки
жесты-уверенности
жесты-ожидания
жесты-самоконтроля
жесты-готовности
зеркальные жесты

20. Цветовые характеристики в одежде публичного коммуникатора

Важной составляющей имиджа человека является цвет, используемый в
одежде. Предпочтение того или иного цвета обусловлено как личным
вкусом, так и культурными установками человека, модой и
действующими традициями. В отношении культурных традиций надо
быть очень аккуратным.
Известно, что между цветом и эмоциональным состоянием человека
существует корреляция. Человеку свойственно связывать тот или иной
цвет с понятием: белый – с чистотой, красный – с силой,
чувственностью, желтый – с теплом, солнцем, синий – со строгостью
и т.д.
В публичном общении цвет одежды, костюма играет важную роль в
формировании первого впечатления, поскольку он, что называется,
«бросается в глаза» и при этом создает определенную эмоциональную
атмосферу. Цветом можно подчеркнуть свой стиль. Цвет – это
дополнительный источник информации для аудитории о целях,
преследуемых оратором.
В публичном общении к выбору цвета, а также аксессуаров, надо
подходить со всей тщательностью и осмотрительностью.

21. Часть V Психологические аспекты управления состоянием коммуникатора до и во время публичного выступления факторы,

обуславливающие переживание неуверенности в себе в публичном общении
Самые распространенные причины неуверенности в себе:
- недостаток практики, не знание своих сильных сторон и ограничений;
- стиль воспитания;
- смутные представления (нет четких образцов, сами не знаете, чего хотите);
- опасение враждебности, желание слыть рассудительным;
- недооценка себя;
- плохая самопрезентация, неубедительность, противоречивость.
В работе над собой важным моментом является анализ ситуаций, в которых
человек чувствует себя уверенно или неуверенно, вычленение из ситуативного
потока сигналов, стимулов (это могут быть конкретные люди), которые
заставляют замыкаться, зажиматься или наоборот – раскрепощают и
освобождают.
Другой важный аспект этой работы – изменение психологических установок и
отношения к неудачам, оно должно быть конструктивным.

22. Как справиться с волнением при выступлении

Приемы работы со страхом публичного выступления.
1) используйте энергию страха перед публичным
выступлением для интеллектуальной концентрации на
соотношении текста и контекста выступления. Другими
словами, чем больше контекст, в который помещается
сообщение, тем более интересно оно для публики. Нужно
направить энергию страха на размышление об аудитории –
что для нее может быть самым интересным из того, о чем
вы собираетесь говорить.
2) осознайте причину вашего страха и настройтесь на то, что
аудитория заранее простит вам ваши ошибки, если вы
будете дружески и с уважением настроены на общение с

23.

3) преодолевайте страх и волнение через какое-нибудь действие.
Энергично, эмоционально, громко произнесите в качестве
тренировки отдельные фразы вашего выступления. Сделайте
несколько уверенных, сильных, выразительных движений,
которые будут сопровождать вашу речь на публике. Просто
побоксируйте сами с собой в зеркале, т.е. совершите те
действия, которые повышают вашу самооценку и уверенность в
себе.
4) очень важно заранее познакомиться с тем пространством, где вы
будете выступать. Необходимо либо накануне, либо в день
выступления познакомиться с залом, проверить микрофон (если
он потребуется), сказать в него несколько фраз. Это поможет
вам снять волнение, возникающее во время ориентировки в
новом пространстве.
5) один из самых эффективных приемов снятия страха перед
аудиторией – это добротная подготовка самого выступления и
наличие подлинного личного интереса в той теме, которую вы
собираетесь представить аудитории.

24.

Приемы саморегуляции.
1)
2)
сформируйте внешние признаки уверенности в себе: сделайте
несколько глубоких вдохов, расслабьте плечи и шею,
потрясите руки, как будто вы стряхиваете с себя воду,
расправьте плечи, расставьте ноги на ширине плеч,
улыбнитесь самому себе (например, в зеркало), вспомните
последнее удачное выступление или любую удачу, когда вы
получили поощрение от других людей. Все это поможет вам
внешне сформировать образ уверенного в себе человека.
важно, чтобы вы не стеснялись во время выступления, если
случайно оговоритесь или ошибетесь. Спокойно извинитесь и
продолжайте дальше ваше выступление, потому что
аудитория смотрит на вас вашими глазами и легко простит
вам ошибки, если вы сами на них не фиксируетесь.

25.

3) Уже перед самым выступлением можно задать себе ряд
контрольных вопросов, которые помогут отметить важные пункты
вашей подготовки и эмоционального состояния, чтобы во время
выступления уже больше о них не думать:
вопрос о внешности – порядок в одежде, прическе, макияже, стиль
соответствует случаю;
отсутствие страха перед контактом глаз – «я могу смотреть в глаза своим
слушателям»;
осознание осанки, свобода движений, расслабление;
осознание выражения лица и жестов – выражают дружелюбие;
желание поделиться информацией со слушателями и оценка высокого
качества подготовки речи, ее организации – «моя речь из лучших
написанных мною речей»;
отношение к аудитории, установка на общение «на равных»,
уважительное обращение, ощущение симпатии аудитории к себе;
подбадривание себя – высокая оценка своему ораторскому мастерству,
умению налаживать контакт с публикой, создавать нужную
эмоциональную атмосферу, предугадывание удовлетворительного
результата по окончании выступления.
English     Русский Правила