Похожие презентации:
Символизм в искусстве рубежа XIX-XX века
1. Символизм в искусстве рубежа XIX-XX века
ПОДГОТОВИЛА: ЛЯБАХОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА,ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
2.
Конец XIX в. в европейских странах и США - время стреми-тельноготехнического прогресса. В процветающем индустриальном обществе
материальные ценности возобладали над духовными, а рационализм и
расчёт - над чувствами. Именно тогда в кругу французских поэтов
родилось новое художественное течение - символизм (от греч.
«симболон» - «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и
фантазии, видений и грёз. В основе художественного творчества, по
мнению символистов, должно лежать не рабское следование реальности,
а стремление проникнуть в то, что скрывается за этой реальностью, в
тайную сущность явлений, их «изначальную идею».
Символизм - одно из крупнейших явлений в искусстве рубежа Х1Х-ХХ
веков. Оно охватывает литературу, живопись, музыку. В своих
произведениях символисты стремились отобразить жизнь души, полную
переживаний, неясных смутных впечатлений, мимолётных
воспоминаний. Символизм различает два мира - мир вещей и мир идей.
Символ становится ключом, взаимосвязью между этими двумя мирами. У
любой вещи есть земная, видимая оболочка, которую возможно
изобразить, - и значение, смысл, который не поддаётся объяснению и
изображению, но почувствовать, постичь его можно через предметы
видимого мира. Искусство - это ключ к тайне.
3. Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) Надежда
4.
Одним из крупнейших мастеров символизма во Франции был ПьерПюви де Шаванн. В юности, следуя примеру отца, он собирался стать
горным инженером, но путешествия по Италии изменили его планы.
Молодой человек увидел фрески мастеров Раннего Возрождения, и
впечатление оказалось настолько сильным, что он решил посвятить
свою жизнь искусству. Не менее серьёзным было воздействие
творчества Энгра. В то же время обучение Пюви де Шаванна у
великого Делакруа, продлившееся всего две недели, и у других
мастеров не оказало на него большого влияния.
Известность пришла к художнику после создания двух композиций
«Надежда». Они предельно просты: молодая девушка, аллегория
Надежды (в одном варианте обнажённая, в другом - одетая в белое
платье), изображена на фоне скромного весеннего пейзажа. Фигура
помещена на переднем плане, пейзаж создаёт ощущение плоского
фона. Благодаря этому оливковая ветвь (символ мира) в руках
обнажённой девушки кажется одновременно и деревом на заднем
плане. Один и тот же предмет может восприниматься и как элемент
пейзажа, и как символ.
5. Пюви де Шаванн. Святая Женевьева, созерцающая Париж. Композиция для Пантеона в Париже
Выдающимся произведением Пюви де Шаванна сталцикл монументальных панно «Жизнь Святой
Женевьевы» для Пантеона в Париже. Огромные панно
представляют собой последовательный рассказ о
жизни святой, однако каждое из них самодостаточно.
Одна из лучших композиций цикла - «Святая
Женевьева, созерцающая Париж» - прекрасно
передаёт
дух
сосредоточенности
и
строгого
благородства, к которым всегда стремился художник.
Фигура Святой Женевьевы завораживает ясным и
лаконичным, как у статуи, силуэтом и отточенным
рисунком. Панорама города с протекающей вдали
Сеной кажется плоской. Этот принцип был очень важен
для Пюви де Шаванна: плоский фон, подчёркивающий
декоративное начало в композиции, сближал, по его
мнению, современную живопись с фресками великих
итальянских мастеров XV в., приводящими зрителя в
состояние душевного равновесия. Колорит картины,
построенный на бледных жёлто-коричневых, розовых и
голубых тонах, также вызывает в памяти Раннее
Возрождение.
6. Пюви де Шаванн. Священная роща, возлюбленная музами и искусствами
7.
Для живописца с подобными художественными вкусами стало естественнымобращение к античности. Но Пюви де Шаванн не стремился превращать античные
образы в идеал для современного человека, воспитывать, насаждать политические
или общественные идеи через обращение к античным сюжетам (как это делали
художники-классицисты, например, Давид в «Клятве Горациев»), Античность, считал
он, прекрасна сама по себе, её совершенство существует ради эстетического
наслаждения, а не ради воспитания. Наслаждение красотой не должно зависеть от
содержания.
Эти воззрения отражены в панно на античные сюжеты, выполненных Пюви де
Шаванном для Дворца искусств в Лионе. Цикл включает в себя три крупных полотна:
«Священная роща, возлюбленная музами и искусствами» (аллегория союза наук и
искусств), «Видение античности» (аллегория художественной формы) и
«Христианское вдохновение» (аллегория чувств художника). Панно «Священная
роща...» воплощает символистские представления об античности. На нём
изображены музы и аллегории изящных искусств, однако сюжет пересказать
невозможно, его нет. Персонажи пребывают среди вымышленного пейзажа;
пространство обозначено условно. Все фигуры - лишь разные воплощения одного
образа (все они написаны с одной натурщицы). Главным оказывается музыкальное
созвучие линий пейзажа и как бы замедленных движений персонажей, создающее
атмосферу сновидения, мечты. Изысканная композиция и словно вылепленные
объёмы фигур делают картину похожей на греческий рельеф, но это не
копирование, а тонкая стилизация.
8. Композиция «Видение античности» на стене Дворца искусств в Лионе
9. Пюви де Шаванн. Девушки у моря
Умение Пюви де Шаванна превратитьлюбой незатейливый сюжет в
символическую композицию блестяще
проявилось в полотне «Девушки у
моря», которое художник считал своей
лучшей работой. Это живописное
воплощение гармонии человека и
природы. Холодный колорит,
основанный на серо-голубых тонах,
придаёт сцене «глубокое дыхание»
монументальной росписи. Композиция
рождает ощущение плавной напевной и
нескончаемой мелодии, исполненной
поэтической меланхолии.
Творчество Пюви де Шаванна находится
у истоков символизма. Деталей со
сложным значением, недосказанности в
его работах нет: они просты по
содержанию. Символами становятся
художественная форма, эпоха, стиль, к
которым обращался мастер. По его
словам, он хотел построить в живописи
новый мир, «параллельный природе». В
таком мире любые обыденные понятия
и действия наполняются другим,
возвышенным смыслом, а быт
становится частью Бытия.
10. Гюстав Моро (1826-1898). Эдип и Сфинкс. Единороги
11.
Современник Пьера Пюви де Шаванна французский живо¬писец Гюстав Моро такжебыл символистом, однако характер его творчества совершенно иной. Он стремился
следовать двум основным принципам, которые сам же сформулировал. Один из них
принцип «прекрасной инерции». Согласно ему, все персонажи картины
должны изображаться в состоянии глубокой погружённости в себя, «заснувшими,
унесёнными к другим мирам, далёким от нашего». Благодаря этому зритель должен
лучше почувствовать борьбу духа за освобождение от власти материи.
Свою теорию художник попытался воплотить в картине «Эдип и Сфинкс», написанной
под впечатлением одноимённого полотна Энгра. На картине Моро Эдип, словно
заворожённый, не может оторвать взгляд от обольстительно прекрасного лица
Сфинкс, по- луженщины-полульвицы, прыгнувшей к нему на грудь.
Второй важный принцип творчества был назван Моро «не-обходимым
великолепием». Картина, по его мнению, должна быть фантастическим видением,
поражать яркими красками, игрой света, роскошью одежд и драгоценностей,
изобилием орнаментов и декоративных деталей. Поль Гоген писал о живописи Моро:
«Каждую человеческую фигуру он превращает в драгоценность, увешанную
драгоценностями. По существу, Моро не художник, а превосходный ювелир».
Картина «Единороги» перегружена богатым орнаментом до такой степени, что лица и
руки персонажей кажутся искусственными вставками (единорог - мифическое
животное с телом лошади и длинным прямым рогом на лбу; в средневековых
легендах на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого, кто ему
попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался
ручным, ложился на землю и засыпал).
12.
Очень эффектна композиция «Явление». Это необычная трактовкабиблейской сцены, в которой прекрасная Саломея танцует перед
царем Иродом, обещавшим за этот танец исполнить любое ее
желание. По наущению матери Иродиады, Саломея попросила у царя
голову Иоанна Крестителя. Так царица хотела отомстить Крестителю,
осудившему ее брак с Иродом. В картине Моро голова Иоанна
Крестителя представлена как видение, явившееся Саломее в ореоле
небесного света. Глаза Иоанна смотрят прямо на Саломею, а по
длинным волосам стекают на пол струи крови. Яркая вспышка света
вокруг головы Иоанна заставляет сверкать роскошный наряд девушки
и золотые украшения. Массивные колонны, оплетённые сложным
орнаментом, прорисованы тонкими белыми линиями; они
напоминают мираж.
Умение художника создать выразительную цветовую гамму,
стремление к декоративной изысканности и сильным эмоциям
произвели большое впечатление на современных ему живописцев.
Опыт Гюстава Моро использовали фовисты и русские мастера стиля
модерн.
13. Г.Моро. Явление.
14. Задание (контрольное)
Сделать описание картиныГюстава Моро «Гесиод и Муза»
1891
Отправить мне на почту, либо
вконтакте до 22 декабря