Похожие презентации:
Искусство Западной Европы конца XIX - начала XX века. Символизм
1. Искусство Западной Европы конца XIX - начала XX века.
Символизм2. Символизм
Символзим (греч. simbolon – знак, символ) – одно из крупнейших теченийв искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к
новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков,
таинственности и загадочности.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души —
полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных
впечатлений.
Возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на
рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.
Особенного внимания заслуживает данное течение в России, где оно
использовало западные идеи, однако предлагало свои отличительные черты и
характеристики. Сюда относится связь с народом и государством и обращение к
другим историческим эпохам.
3. Символизм и другие течения
1.2.
3.
4.
5.
Акмеизм. Появился из символизма, однако противостоял ему. Направление
предвидело материальность, простоту образов и высокую точность слова;
Футуризм. Основа состояла в отказе от разнообразных культурных
стереотипов и их разрушения. Важное место занимает техника и процессы
урбанизации, в которых виделось будущее мира;
Кубофутуризм. Характеризуется отказом от идеалов прошлого и ориентация
на грядущее;
Эгофутуризм. Для данного направления характерно применение новых
иностранных слов, культивирование чистых чувств и ощущений,
демонстрация любви к себе;
Имажинизм. Основой является создание определенного образа. Основное
выразительное средство, которое было для этого использовано – это
метафора. Для направления характерно применение анархических идей и
эпатажа.
4. Характерные черты символизма
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Новаторство и стремление к экспериментам;
Таинственность, неоднозначность и недосказанность;
Любовь, смерть, страдание – так называемые вечные темы, главные
мотивы символизма в изобразительном творчестве;
Обращение к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам;
Наличие на картине символов, отсылающих зрителя к другим
источникам знания;
Упрощенное, обобщенное изображение;
Четкие контуры деталей;
Большое пространство однотонного фона картины.
5. Джон Эверетт Милле. Офелия. Галерея Тейт, г. Лондон. 1852 г.
6. Данте Габриэль Россетти. Возлюбленная. Галерея Тейт, г. Лондон. 1865 – 1866 гг.
7. Пюви де Шаванн (1824 – 1898 гг.)
Характерные черты:1.
2.
3.
4.
5.
6.
Один из основоположников символизма;
Жёсткая организация композиции и размещение фигур в пейзаже
параллельными планами;
Сюжеты определены вечными занятиями человека;
Метод П. Пюви де Шаванна: эскизы с натуры - стилизация и обобщение
- обведение плотным контуром - калькирование - распределение эскизов
на холсте (определение места фигуры в целом);
Чёткий силуэт, особое значение контура;
Линия - главный формообразующий элемент.
8. Надежда. Музей Орсе, г. Париж. 1871 г.
9. Надежда. Галерея Уолтерса, г. Балтимор. 1872 г.
10. Святая Женевьева, созерзцающая Париж. Панно из цикла “Жизнь святой Женевьевы”. Пантеон, г. Париж. 1874 – 1898 гг.
11. Священная роща, возлюбленная музами и искусствами. Художественный институт, г. Чикаго. 1884 – 1889 гг.
12. Бедный рыбак. Музей Орсе, г. Париж. 1881 г.
13. Девушки у моря. Музей Орсе, г. Париж. 1879 г.
14. Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? Музей изящных искусств, г. Бостон. 1897 – 1898 гг.
15. Поль Гоген. Жёлтый Христос. Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало. 1889 г.
16. Поль Гоген. Зелёный Христос. Музей изящных искусств, г. Брюссель. 1889 г.
17. Группа “Наби” (1890 – 1905 гг.)
Основатели группы Поль Серюзье, Пьер Боннар, Жан Эдуар Вюйар, ПольЭлье Рансон и Морис Дени.
Все они увлекались творчеством Поля Гогена, стремились найти свой путь в
искусстве и хотели сделать творчество не только работой, но и стилем
жизни.
Творчество группы было близко к литературному символизму и
характеризуется главенством цветового начала, декоративной
обобщенностью форм, мягкой музыкальностью ритмов, плоскостной
стилизацией мотивов искусства разных народов: французского народного
искусства, японской гравюры и итальянских примитивистов.
18. Поль Эли Рансон. Пейзаж Пророка. 1890 г.
19. Поль Серюзье. Талисман. Музей д’Орсе, г. Париж. 1888 г.
20. Пьер Боннар. Партия в крокет. Музей д’Орсе, г. Париж. 1892 г.
21. Морис Дени. Пейзаж с зелёными деревьями. Частная коллекция. 1893 г.
22. Жан Эдуар Вюйар. В комнате. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, г. Москва. 1904 г.
23. Гюстав Моро (1826 – 1898 гг.)
Характерные черты:1.
2.
3.
4.
5.
Мифологические и библейские темы в творчестве;
Принцип “прекрасной инерции” – все персонажи картины должны
изображаться в состоянии глубокой погруженности в себя;
Принцип “необходимого великолепия” - картина должна быть для
зрителя прежде всего фантастическим видением, красота которого даёт
наслаждение;
Яркие краски и игра света;
Орнаменты и декоративные детали.
24. Эдип и Сфинкс. Музей Метрополитен, г. Нью-Йорк. 1864 г.
25. Явление. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1875 г.
26. Единороги. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1885 г.
27. Юпитер и Семела. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1894 г.
28. Одилон Редон (1840 – 1916 гг.)
Характерные черты:1. Один из основателей символизма и «Общества независимых
2.
3.
4.
5.
художников»;
“Чёрный” и “цветной” периоды творчества;
Предвестник ирреализма в живописи и искусства, обращённого к
психике человека;
В работах отражались порождения его фантазии;
Стремился найти такую форму художественного выражения,
которая могла бы пробудить в зрителе мысль и стремление к
самоанализу.
29. Дух. Хранитель вод. 1878 г.
30. Игрок. Из серии “В мечте”. 1879 г.
31. Улыбающийся паук. Лувр, г. Париж. 1881 г.
32. Профиль света. Частное собрание. 1881 – 1886 гг.
33. Парсифаль. 1891 г.
34. Христос Святого Сердца. Лувр, г. Париж. Ок. 1895 г.
35. Рождение Венеры. Музей Орсе, г. Париж. Ок. 1910 г.
36. Эдвард Мунк (1863 – 1944 гг.)
Характерные черты:1. Большую часть жизни работал над большим
2.
3.
4.
5.
циклом «о любви, жизни и смерти», который назвал «Фриз
жизни»;
Жёсткий контраст цвета и резкость форм;
Ритмичность композиции;
Выработал свой стиль;
Излюбленные символы: светловолосая девушка — цветок в белых
одеждах, рыжеволосая женщина-вампир и скорбящая мать.
37. Больная девочка. Галерея Тейт, г. Лондон. 1885 – 1886 гг.
38. Крик. Коммунальный музей искусств, г. Осло. 1893 г.
39. Мадонна. Национальная галерея, г. Лондон. 1894 г.
40. Вампир. Из цикла “Фриз жизни”. Музей Мунка, г. Осло. 1895 г.
41. Танец жизни. Национальная галерея, г. Осло. 1900 г.
42. Девушки на мосту. Национальная художественная галерея, г. Осло. 1901 г.
43. Четыре возраста в жизни. Коллекция Расмуса Мейера, г. Берген. 1902 г.
44. Джеймс Энсор (1860 – 1949 гг.)
Характерные черты:1. Один из основателей группы “ХХ”;
2. Оказал влияние на становление экспрессионизма;
3. Предтеча сюрреализма и современного фантастического искусства;
4. Совмещение мистики и вполне «мирной» реальности;
5. Работал в разных жанрах живописи;
6. Кричаще-яркий по колориту композиции.
45. Собор. Офорт. 1886 г.
46. Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. Королевский музей изящных искусств, г. Антверпен. 1888 г.
47. Интрига. Королевский музей изящных искусств, г. Антверпен. 1890 г.
48. Художник – скелет. Королевский музей изящных искусств, г. Антверпен. 1896 г.
49. Автопортрет с масками. Частное собрание. 1899 г.
50. Микалоюс Чюрлёнис (1875 – 1911 гг.)
Характерные черты:1. Стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и
изобразительного искусства;
2. Национальный характер творчества;
3. Творчество объединяет композиционная структура картин, уровень
абстрагирования мотивов, подчеркивание пластики живописи;
4. Глубокий символизм.