Иррационализм XIX в. Г. Фихте
845.50K
Категория: ФилософияФилософия

Иррационализм XIX в. Г. Фихте

1. Иррационализм XIX в. Г. Фихте

Выполнила студентка
Группы 19-БАД
Кувшинова Юлия

2.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (19 мая 1762, Рамменау – 29 января 1814, Берлин) –
немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого
классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился на теологическом
факультете Йенского, а затем Лейпцигского университетов. В 1790 открыл для себя
сочинения Канта, и они захватили его. Написанный под влиянием Канта «Опыт
критики всяческого откровения», изданный анонимно в 1792 был принят за работу
Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий французской революции
написал работу, посвященную защите свободы мысли. В 1794–99 – профессор
Йенского университета; его лекции имеют большой успех; здесь выходят его
работы – «Основа общего наукоучения» (1794), «Первое введение в наукоучение»
(1797), «Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих
философскую систему» (1797), а также «Основы естественного права согласно
принципам наукоучения» (1796) и «Система учения о нравственности согласно
принципам наукоучения» (1798). Влияние Фихте растет, он получает признание со
стороны Гёте, В. фон Гумбольдта, Фр. Якоби, сближается с йенским кружком
романтиков, дружит с Шеллингом. Однако обвинение его в атеизме, вызвавшее
общественный скандал, вынудило его в 1799 покинуть Йену. С 1800 он работает в
Берлине, выпускает в свет сочинения «Назначение человека», «Замкнутое торговое
государство», «Основные черты современной эпохи», «Наставления к блаженной
жизни». В 1807 в оккупированном Наполеоном Берлине Фихте читает цикл
публичных лекций «Речи к немецкой нации», призывая соотечественников к
моральному возрождению и сопротивлению оккупантам. В 1810 избран ректором
Берлинского университета. Во время войны с Наполеоном умер от тифа,
заразившись от жены, ухаживавшей в госпитале за ранеными.

3.

Гносеология Фихте и критика в ней идей Канта
Попытку развить идеи Канта сделал его младший современник,
немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814). Человек волевой,
весьма склонный к умственной независимости, Фихте выразил эти
свойства своего характера и в созданной им философской системе.
Фихте считал, что Кант не разработал до конца следующие стороны
своего философского учения:
1) заявив, что истинная сущность «вещей в себе» непознаваема, Кант
всё же не решился устранить этот внешний человеку мир целиком и без
строгих доказательств настаивал на его реальности. Фихте же полагал,
что само представление о вещах в себе следует признать плодом
умственной деятельности человеческого Я.
2) Структура априорных форм рассудка у Канта довольно сложна. Сам
он наметил (в виде так называемых схем) связь между пространственновременными интуициями и 12 основными логическими категориями. Но,
по мнению Фихте, эта часть метафизики не получила у Канта
достаточного развития, ибо он так и не указал единый принцип познания,
из которого и интуиции, и категории вытекали бы с непреложной
необходимостью.

4.

Философия права Фихте
Фихте верил, что если народ проживёт полстолетия при предлагаемом в его
правовой философии государственном строе, то сами понятия о преступлении
изгладятся из его памяти. Как Платон мечтал противопоставить разложению
греческой государственности идеалы своей «Политики», так и Фихте желал
посредством своих правовых идей возродить немецкое общество.
Несмотря на всё своё свободолюбие, Фихте обнаруживает сильные симпатии к
государственному социализму прусского образца. Он признаёт за лучшее, чтобы
государство регулировало важнейшие общественные взаимоотношения граждан,
определяло необходимое для каждой профессии количество людей и цены
товаров, следило за выполнением работ – дабы поддерживалось равновесие в
распределении собственности и никто не являлся эксплуататором другого. Но
дабы смягчить противоречие между проповедуемыми им социалистическими
тенденциями и своим же главным постулатом о свободе воли, Фихте в своей
философии права призывает ограничить государственное всемогущество.
Расплатившись с обществом в своих обязательствах, человек принадлежит себе
и невозбранно владеет избытком произведений собственного труда.
В сфере международного права Фихте желает образования в будущем
международного трибунала для предотвращения войн. Этот трибунал должен
силой подчинять своим решениям народ, нарушивший правовые принципы.

5.

Он формулирует три основных положения своей философии.
Первое гласит: «Я есть Я». Представьте себе, – говорит Фихте, – свое
«Я», осознайте себя как «Я». При этом ясно, что все, что находится
вне вас, не относится к вашему «Я». Второе: «Я есть не-Я». Для того,
чтобы понять это, необходимо взглянуть на себя со стороны индивида,
мыслящего свое «Я». Т.е., одновременно оценивать и контролировать
деятельность своего собственного сознания. Эта двойственность
нашего сознания, активная и пассивная его стороны должны
ограничивать друг друга, что взаимообусловливает возникновение
абсолютного «Я». В этом возникновении заключается третье
положение философии Фихте: «„Абсолютное Я" есть „Я" и „не-Я"».
При этом «Я» всегда сознательно, а, следовательно, активно задает
план человеческой деятельности, полагая тем самым всю реальность
этой деятельности. Однако, «не-Я» также может обладать для «Я»
реальностью, но лишь в тех моментах, когда «Я» находится в
состоянии аффекта (страдательности, пассивности, по Фихте).
Вскрыв сложную, изменчивую структуру человеческого сознания,
попытался вывести из развертывания этой структуры все ценности
морального мира человека и категории его познавательной
деятельности (наукоучение). Причем, если у раннего Фихте
«абсолютное Я» можно было трактовать как определенную структуру
сознания человека, то в его поздних трудах оно приобретает атрибуты
божественной природы. Поэтому его философию в ранних
сочинениях можно считать спекулятивным трансцендентализмом, а в
поздних – абсолютным идеализмом.

6.

Общественно-политические взгляды Фихте тесным образом были связаны с
понятием свободы. Сущность самосознания для него заключалась в его
свободе. Сама же свобода понималась как деятельность самосознания,
противостоящего пассивной природе. Развитие сознания к абсолютному «Я»
возможно лишь в преодолении внешних и внутренних препятствий,
возникающих часто как продукт собственной пассивной стороны
индивидуального «Я». Тем самым, вся предметная сфера человека может
выступать как продукт, отчужденный от сознания собственной деятельности
индивидуального «Я». Лишь совпадение индивидуального и абсолютного «Я»
может в идеале преодолеть проблему отчуждения. При этом возникает
проблема введения в философскую систему темы «другого Я». В
работе Основы естественного права Фихте пишет, что: «Человек только среди
людей становится человеком;… Из этого следует, что если вообще должны
быть люди, то должны быть многие». Признание другого происходит либо
через сферу права, либо через моральный закон, призывающий видеть в
каждом человеке цель его собственного существования. Т.е.. множественность
свободных индивидов является условием свободного существования самого
«Я». Из этого в поздних работах Фихте вытекает идея государственного
социализма, основанного в рамках национального государства. При этом
нужно помнить, что «нация» в начале 19 в. в германских государствах была
скорее идеей, объединяющей их граждан в борьбе с иноземными захватчиками.
Идеальному же государству по Фихте отводилось решение задач по
воспитанию будущих поколений, способных в исторической перспективе
достичь совершенства. История, будучи осуществлением свободы, есть
прогрессирующее упразднение мира природы во имя морали. Эмпирическое
природное состояние, в котором правят сила и несправедливость, уступает
место разумному моральному состоянию, в котором господствует свободная
воля и равенство. Людей объединяет именно моральное сознание. Вся история
есть ни что иное как попытка человечества установить господство над
природной необходимостью.

7.

Основные идеи
В начале, во главе других дисциплин мыслитель ставил философию, придерживаясь
субъективного идеализма. Фихте допускал существование определяющей реальности,
получившей название «абсолютного Я». Эта реальность разумна, сама создает мир и
законы, противоположные по своей сути законам людей. Работа этой реальности
направлена на нравственное сознание. В этот период, философия Фихте включает
несколько ключевых идей. Рассмотрим их кратко:
1.Человек — существо, в котором есть духовность, разумность и нравственность. Его
главная цель — целенаправленная деятельность.
2. Человек обладает нравственным разумом, постоянно требующем действия. Мир есть
область действия.
3. Мировое для Фихте было вторичным. Во главе он ставил потребность действовать.
Познание — средство действия.
4. Фихте интересуется о первоначальной природе знания.
5. Центральная идея философа заключена в человеческой свободе, без которой, он не в
состоянии исполнять предназначение — действовать.
6. Человеческое «Я» выражается в стремлении к исходной точке, где субъект совпадает
с объектом, а абсолютное «Я» — с индивидуальным.
Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот
период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в
прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало
человеческого мышления.
Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в
качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия
субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил
в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

8.

Диалектика
Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как
реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета
возможно только через его развитие.
Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит
движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и
моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.
Диалектические отношения Фихте раскрыл только в области сознания. Проявление диалектики
особенно выражено в наукоучении. Человеческое «Я» выступает в качестве субъекта. Это абсолютная
точка, исходя из которой происходит рассмотрение и объяснения явлений, происходящих в реальности.
«Я» рассматривается не с позиции вещи, объекта или явления, а как совершенное действие, или работа
сознания. Через действия человеческого «Я» находятся противоположности, (тезис и антитезис),
которые позднее объединяются в синтезе.

9.

Назначение человека
Человек обладает нравственностью, разумность, и духовностью — это три его
главных качества. Достичь состояния чистого «Я» поможет волевое усилие и
осознание себя таковым. Через самосознание человек чувствует свободу и
способность определять себя. Свобода достигается только действиями.
Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные
условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и
разумное владение на законных основаниях — главная цель человеческого
существования.
Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее
всю жизнь. Цель человеческой жизни — получение желаемого, приближение к
бесконечности и бесконечное самосовершенствование.
У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так
совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие
в идеале проходит, без принуждения.
Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой.
Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном
совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и
культуру.

10.

Назначение ученого
Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи
человека и государства, их взаимодействие между собой.
Предназначение человека и государства индивидуально и служит
средством для наведения нравственного порядка. Главная
государственная цель заключается в воспитании стремления исполнить
истинный долг — совершенствоваться с точки зрения интеллекта и
нравственности. . Под ученым, философ понимает воспитателя и учителя
людей.
Истинное назначение сословия ученых — наблюдение за развитием
рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание —
указывать человеку направление к его последней цели — нравственному
совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее
и указать другим этот путь.
Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен
быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в
примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей
своей жизни.

11.

Определение наукоучения
Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее
первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само
существование науки. Поэтому свое философствование он называл
наукоучением, то есть учением о науке.
Правдивость и системность — основные качества науки. Все положения
должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках
самой науки. Главная задача наукоучения — предоставить основание для
развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.
Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены
через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных
наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для
человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не
противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то
противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не
является верным.
Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия.
Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием
для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.
Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления
о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом
мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.
Абсолютный разум — источник всего, находящегося на планете. Задача
абсолютного разума — творить, используя для этой цели человека.
Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная
задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и
гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости
субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности
философ видел развитие общества.
English     Русский Правила