Похожие презентации:
Исторические типы философии
1. Исторические типы философии
2. Философия и культура
• Философия естьсамосознание
культуры
(Г.В.Ф. Гегель)
3. Философия – часть истории культуры
• Культура – единствоустойчивого и
изменчивого, вечных
и исторических
ценностей.
• Качественное
различие сменяющих
друг друга
исторических
периодов развития
культуры.
4. Тип философии
Тип – форма, вид чего-либо,обладающий существенными
признаками; образец, модель.
Все индивиды,
представляющие один тип,
наделены характерными
свойствами и образуют единую
группу.
Милетцы, Гераклит,
пифагорейцы, Сократ,
платоники . перипатетики,
киники, эпикурейцы, стоики и
др. представляют один –
античный – тип философии.
5. Критерии типологизации философии
2 важнейшихкритерия:
1) географический
принцип,
2) хронологический
принцип.
6. По географическому принципу:
1. Восточныйтип
философии
2. Западный тип
философии
3. Смешанный
тип
философии
(например,
русская
философия).
7.
Восточная философияЗападная философия
1. Человеческая личность
поглощена внешней средой
(природной, социальной).
1. Человеческая личность обладает
относительной автономией от
внешней среды.
2. Преобладание моральноэтической и социальнополитической проблематики.
2. Многообразие проблем:
онтологические, гносеологические,
логические и методологические
проблемы дополнены этическими,
эстетическими и социальнополитическими.
3. Определяющее влияние
мифологии и религии, слабая
рационализированность и
системность.
3. Определяющее влияние науки,
тенденция к
рационализированности и
системности.
4. Автохтонность философии
(первоначальность, исконность).
4. Неавтохтонность философии
(творческая переработка восточных
заимствований).
8. Смешанный тип философии
• Возникает на основепограничной
культуры,
сочетающей
признаки восточного
и западного типов.
• Включает как
религиозномистически, так и
естественно-научно
ориентированные
традиции.
9. Основные периоды западно-европейской философии
Основные периоды западноевропейской философииАнтичная философия
6 в. до н.э.
0
Возрождение
529 г .
30 гг.- сер.
19 в.
Философия
Нового времени
Средневековая (XIV 17 в.
философия
—
XVI
вв.)
Современная
философия
10.
№ ИсторическийОсновополагающий
тип философии мировоззренческий
принцип
1 Античная
Космоцентризм
философия
2 Философия
Теоцентризм
средних веков
3 Философия
эпохи
Возрождения
4 Философия
Нового времени
5 Современная
философия
Хронологичес
кие рамки
7/6 вв. до н.э.
– 6 в. н. э.
2/3 вв. до н.э.
– 15/16 вв. н. э.
Антропоцентризм
Сер. 14 – кон.
16 вв.
Сциентизм
17 – 1 треть
19 вв.
Философский
плюрализм
30-е гг. 19 в. 20/21 вв.
11. Античная философия
• Основополагающийпринцип –
космоцентризм.
• Космос – природа,
прекрасная в своей
организованности и
оформленности.
• Предмет исследования –
принципы организации
космоса.
• Натурфимлософия –
начало философии.
• Человек – часть космоса,
природное существо.
• Человек осознаёт себя в
качестве индивида,
противостоящего
традиционной общине.
12. Средневековая философия
• Основополагающий принцип– теоцентризм.
• Философия обслуживает
религию и смыкается с
богословием (теологией).
• Философия – форма
рационального
богопознания.
• Человек рассматривается в
его отношении к Богу – как
личность.
• Божественное начало в
человеке – бессмертная
душа.
13. Философия Возрождения
• Основополагающийпринцип –
антропоцентризм.
• Человек, его
достоинства и права –
высшая ценность.
• Возрождение
античного идеала
человека как
природного существа.
Реабилитация и
эстетизация тела.
• Открытие
индивидуальности.
14. Философия Нового времени
• Основополагающий принцип –сциентизм.
• Переоценка науки (до обожествления).
• Наука – основа социального прогресса,
инструмент решения всех социальных
проблем.
o Идеал науки – естествознание
(классическая механика).
o Методологические принципы
научного познания:
1. механический детерминизм,
2. элементаризм,
3. редукционизм.
o Перенос данного принципа в
науки, изучающие живые
организмы, человека, общество
и культуру.
15. Современная философия
• Основополагающий философский принцип- плюрализм (многообразие
сосуществующих философских
направлений в условиях
мультикультурности), отсутствие центрации
на одной идее.
• Растущее влияние биологии,
неклассической физики, социальных и
гуманитарных наук на философию.
• Усиление интереса к проблемам познания
человека.
• Актуальные проблемы: язык и реальность,
отчуждение и его формы, границы
толерантности в условиях
мультикультурности, пол и культура и др.
• Появление новых философских
направлений, напр., философия языка,
гендерная философия, философия
образования и др.
16. Зачем философия современному человеку?
Философия –не просто поиск
истины, но и
способ жизни,
присущий
свободному
человеку
(Цицерон, I в.
до н.э.).
17.
Мысли философов прошлого интересны и теперь. Кто незнает истории философии, тот не может знать и её
современного состояния.
Философия началась с анализа того, что окружает
человека, что находится в центре его созерцания и
мысли, что лежит в основании мироздания, что являет
собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи. И лишь
значительно позднее человек стал задумываться над
самим собой, над своим духовном миром. Философия
стала способом самопознания человека.