Похожие презентации:
Исторические типы философии
1. Исторические типы философии
2. Античный космоцентризм
(с VI в. до н.э. по 529 г. н.э.)-
-
1. Эпоха натуралистов (VI – V вв. до н.э.):
ионийцы(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит)
пифагорейцы (Пифагор и его школа)
элеаты (Ксенофан из Колофона, парменид, Зенон Элейский, Мелисс из
Самоса)
атомисты (Демокрит, Левкипп)
эклектики (Архелай из Афин, Диоген Апполонийский)
2. софисты и Сократ
(Протагор, Горгий - Сократ) – формирование гуманитсического
направления в философии
3. Платон и Аристотель
формирование первых всеобъемлющих философских концепций
4. Эллинистический период
кинизм – Диоген, Кратет
эпикуреизм – Эпикур
стоицизм – Зенон с крита, Клеанф, Хрисипп
скептицизм – Пиррон
эклектизм – Филон из Лариссы, Антиох из Аскалона
5. Неоплатонизм
(Плотин, Ямвлих)
6. Синтез христианства и греческой философской мысли)
(Филон Александрийский)
3. Средневековый теоцентризм (II в. – XV в.)
Средневековая философия представленанесколькими основными формами:
Апологетика (философское обоснование и
защита христианства или ранняя Патристика)
Патристика - ( от латинского «pater» - отец)
философские учения «отцов церкви»
Схоластика – средневековая христианская
философия, господствовавшая в школьном
преподавании
4. Средневековый теоцентризм (II в. – XV в.)
Апологетика(нач. II в. – нач. III вв.)
Основная задача философствования – осуществить культурное самоопределение
христианства
представлена 5 основными авторами:
Варнава
Поликарп Смирнский
Климент Римский
Герма
Игнатий антиохийский
Сформулирован перечень основных проблем христианской философии:
1.
Бог и его существо
2.
Иисус Христос как Логос и посредник между Богом и миром
3.
Человек и его отношение к Богу
4.
Мир и его устроение
5.
История и ее цель
5. Средневековый теоцентризм (II в. – XV в.)
Патристика(II – VII вв.)
это совокупность принципов и методов христианского философствования (основной метод –
интерпретация Священного текста), синтез религиозных ценностей христианства и
эллинистической философии. В Патристике авторитет Священного Писания превосходит
значимость любого философского текста. Священное Писание – источник истины и конечная
объяснительная инстанция.
Фундаментальный тезис Патристики – истина заключена в Писании, а задача теолога – правильно
понять и разъяснить ее.
Представлена учениями:
8 греческих отцов церкви:
Афанасий Александрийский
Василий Великий
Григорий Богослов
Григорий Нисский
Феофил Александрийский
Иоанн Златоуст
Кирилл Александрийский
Прокл Константинопольский
4 латинских отцов церкви:
Иларий из Пуатье
Амвросий Медиоланский
Августин Гиппонский
папа Лев Великий
4 западных «Великих отцов церкви»:
Амвросий
Иероним
Августин
Григорий Великий
6. Средневековый теоцентризм (II в. – XV в.)
Схоластикасконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез
христианского богословия и логики Аристотеля
Представлена именами:
Ансельм Кентерберийский
Бонавентура
Фома Аквинский
Дунс Скот
Иоанн Скот Эриугена
Пьер Абеляр
Общая характеристика:
В схоластике круг образов и представлений очерчен Священным Писанием, но
помимо него она опирается и на непосредственное видение человеком
реальности, для которого путь веры – главный смысл и содержание его жизни. В
рамках схоластики осмысляется опыт постижения Бога и мира.
Основная проблема :
– это связь и соотношение Бога и мира.
7. Пантеизм Возрождения XIV – XVI вв.
Представлен именами:Николай Кузанский
Пико делла Мирандола
Мишель Монтень
Мартин Лютер
Николо Макиавелли
Томас Мор
Лоренцо Валла
Эразм Роттердамский
Томмазо Кампанелла
Основная характеристика:
сближение Бога и природы. Природе приписываются божественные атрибуты
(например, бесконечность в пространстве)
атрибуты природы не равны божественным. Мир хоть и бесконечен, но не равен
бесконечности Бога, который являет собой абсолютный максимум.
Земля не составляет центра мира, а звезды неподвижную сферу
поскольку Бог - все, то его начало есть и в человеке, который оказывается
способныи мыслить бесконечно
8. Механицизм Нового времени XVII - нач. XVIII вв.
Представлен именами:Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г.-В. Лейбниц
Д. Локк
Б Спиноза
Т. Гоббс
Основная характеристика:
природа рассматривается, как огромный механизм, а человек, как инициативный
и деятельный работник. Методологический редукционизм, объясняющий
многообразие форм движения механическими законами
основной темой философии стала тема познания Абсолютизируются
механические закономерности, выступая в качестве смыслообразующего
принципа бытия и мышления
сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному
трактовавшие
источники
и
природу
человеческого
знания.
Эмпирики (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником
достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Рационалисты
считали, что основным источником достоверного знания является знание
(Декарт, Спиноза, Лейбниц)
.