Похожие презентации:
Богордская и семеновская игрушки
1. Богородская игрушки и скульптура
2.
• Богородская игрушка —русский народный промысел
резных игрушек и скульптуры
из мягких пород дерева (липы,
ольхи, осины).
• зарождение резной
Богородской игрушки можно
отнести к XVII – XVIII векам,
а становление промысла к
концу XVIII
– началу XIX
.
веков.
3. Легенда появления игрушки
. Говорят, в маленькой деревеньке
близ современного Сергиева
Посада жила крестьянская семья.
Людьми они были бедными и
многодетными. Мать решила
позабавить ребятишек и сделать им
куклу. Сшила из ткани, но через
несколько дней дети разорвали
игрушку. Сплела из соломы, да уже
к вечеру кукла рассыпалась. Тогда
взяла женщина щепку и вырезала
игрушку из дерева, а дети прозвали
ее Аука. Долго забавлялась
ребятня, а потом кукла им
наскучила. И отец отвез ее на
ярмарку. Там нашелся купец,
которому игрушка показалась
занятной, и заказал крестьянину
целую партию. С тех пор,
рассказывают, большинство
жителей деревни Богородское и
занялись “игрушечным” ремеслом.
4. Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа- щучки
5. Техника выполнения
Резьба ведется по липовому
полену, как самой мягкой и
податливой породе,
специальными резцами разной
формы. Вырезанная фигурка
имела трехгранную форму, так
как выполнялась из чурки,
полученной при разрубании
полена на несколько частей.
Богородскую резьбу всегда
можно узнать по знаменитому
следу от инструмента резчика в
виде желобка и кругу изображаемых персонажей —
людей, животных, сюжетов.
6. Техника выполнения
• Сначала игрушкираскрашивались,
позже Богородская
скульптура остается
неокрашенной —
фактура и характер
резьбы прекрасно
передают форму и
движение, и потому
цвет может здесь
помешать.
7. Техника выполнения
• Игрушка становитсяскульптурой и требует
от мастера своего стиля
резьбы, а это меняет
характер резьбы.
Вместо традиционной
угловатой она
становится сложной
узорчатой. Мастер
пытается передать
оперение у птиц и
шерсть у животных.
8. Персонажи Богородской игрушки
• Самыми традиционными куклами,сделанными в Богородском, были барыни и
гусары, няньки, кормилицы с детьми,
солдаты, пастушки, мужики.
• Различные исторические события,
происходившие в жизни русского общества,
рождали новые сюжеты и персонажей.
Появляются и новые куклы: крестьянин,
барин, бедняк, монахи и монахини. Эти
персонажи изображались резчиком с
юмором, мастер зорко подмечал характер
фигурок, передавал их позу и жесты.
9. барыня и гусар
10. крестьянин
11. Самыми известными из Богородских игрушек считаются медведи
12.
13.
14.
15.
16. Загорская и семеновская матрешки
знаменитыми традиционными матрешками являются — Сергиев-Посадская (загорская),семеновская (хохломская)
17. История создания
Идея создания разъемной
игрушки-куклы была
заимствована из Японии,
получив свое оригинальное
воплощение у нас. В 90-е годы
XIX века впервые появился
русский вариант японской
игрушки. Авторами первой
матрешки стали токарь из
подмосковного города
Подольска В. Звездочкин,
который немного
видоизменил облик куклы, а
расписал ее известный
художник С. Малютин.
18. Техника выполнения
Начинали работу с
изготовления самой
маленькой матрешки. Мастер
брал небольшую чурочку,
закреплял ее на станке и,
держа резец особым образом,
вытачивал малышкуматрешку. Затем
вытачивалась нижняя часть
второй матрешки, ее верх, и
так далее, до самой старшей
куклы.
19. Прообраз современной матрешки
• Первая токарная расписная куклаизображала девочку в простонародном
костюме: сарафане, переднике,
платочке, — была круглолицей и
ясноглазой, с аккуратно убранными под
платочек волосами. В руках кукла могла
держать платочек, цветок, корзинку,
петуха, серп, хлеб или вести за руки
малыша.
20. Загадка имени
• Почему эта точеная кукла сталаназываться матрешкой, никто точно не
знает. Может быть, так ее назвал
продавец, рекламирующий свой товар, а
может, такое имя ей дали покупатели: имя
Матрена было очень распространено
среди простого люда, вот и стали
называть игрушку ласково Матрешей,
Матренушкой; так и закрепилось имя
Матрешка.
21.
ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА22. Отличительные черты
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках.
Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме.
Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя
чистые (локальные) цвета.
Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос
прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы
выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу — и готовы губы
бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер
рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются
простым цветочным узором, который легко получается, если приложить
кисть с краской, — остается след-лепесток или листок. А круглую
серединку цветка или «горох» можно получить, использовав прием
тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого
она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота
оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской
куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
23.
24.
25.
СЕМЕНОВСКАЯМАТРЕШКА
26. Отличительные черты
Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы
используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы.
Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из
сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.
Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько
заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие.
Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в
поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным
волокнам и что бы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком.
По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной
тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок,
завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с
цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской
матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные
розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется
анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого,
фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая
хохломская матрешка.