Сообщение из опыта работы: «Формирование у детей представлений о геометрических фигурах посредством логических математических
Игра-головоломка «Пифагор»
4.68M
Категория: ПедагогикаПедагогика
Похожие презентации:

Формирование у детей представлений о геометрических фигурах посредством логических математических игр

1. Сообщение из опыта работы: «Формирование у детей представлений о геометрических фигурах посредством логических математических

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ФИГУРАХ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ ЛОБАЧЕВА Г.Ю.

2.

Актуальность: Форма является важным свойством окружающих
предметов, она получила свое обобщенное отражение в
геометрических фигурах. Другими словами, геометрические
фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить
форму предметов или их частей
При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства
выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности
организации деятельности детей, подбор методов: большое
место занимают практические методы и наглядные
(упражнения и практические работы, также необходимость
организовать моделирование детьми изучаемых фигур)

3.

Первые сведения о геометрических фигурах, дети получают в
играх.
В 2-3 года дети учатся узнавать и называть шарик, кубик,
кирпичик.
Во второй младшей группе (3-4 г.) дети должны: учить узнавать
и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, обследовать их
осязательно-двигательным путем. Учить выбирать
геометрическую фигуру по образцу, по слову, группировать по
форме, по цвету, по величине. Учить соотносить форму простых
предметов с геометрическими фигурами.

4.

Средняя группа ( 4-5 лет) Педагог должен познакомить детей с
овалом, прямоугольником, цилиндром. Учить выделять основные
свойства геом. Фигур: наличие углов, вершин, сторон, их количество,
соотношение, направление линий. Учить анализировать форму
предметов, состоящих из 2-3-х частей.
Старшая группа (5-6 лет) Познакомить с четырехугольником. Учить
находить в окружающей обстановке предметы различных форм.
Учить группировать предметы по 2-3 признакам, устанавливать связи
между группами фигур по количеству углов, сторон. Учить делить
геометрические фигуры на части разными способами. Учить
составлять геом. фигуры путем преобразования разных фигур,
решать задачи на преобразование.

5.

Подготовительная (6-7 лет) Дать представление о
многоугольнике, точке, линии, внутренней и внешней областях
фигуры, ее границе. Учить конструировать геометрические
фигуры по заданным условиям. Учить анализировать форму
сложных предметов, узнавать геометрическую фигуру по части.
Учить решать задачи-головоломки на трансфигурацию.

6.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о
геометрических фигурах немыслимо без использования
логических математических игр, задач, развлечений. При этом
роль несложного занимательного математического материала
определяется с учётом возрастных возможностей и
индивидуальных способностей детей. Важно активизировать
умственную деятельность, заинтересовать математическим
материалом; увлекая и развлекая детей, развивать ум,
расширять, углублять математические представления, закреплять
полученные знания и умения, упражнять в применении их в
других видах деятельности.

7.

Данные игры объединяют одни правила:
• Использовать для составления каждой фигуры все части
квадрата, круга, овала.
• Соединять их только по граням, чтобы они плотно
примыкали одна к другой.
• Не допускать наложения одной части на другую.

8.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРАМ
Обучение детей играм «Танграм», «Пифагор»,
«Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово
яйцо», «Вьетнамская игра» должно проводиться
последовательно, с учетом индивидуальных
способностей ребенка.

9.

1 этап.
Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание
отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по
размерам, усвоение способов соединения их между собой.
Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные
признаки геометрических фигур (треугольников, четырехугольников, круга,
овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно
поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических
фигур из фигур данного набора.
Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации
геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания
новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму
этапу.

10.

2 этап.
Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета.
Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в
механическом подборе, копировании способа расположения частей игры.
Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их
расположение и соединение.
Такой способ не позволяет ребенку
проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на
данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2—3 силуэта и
переходить к следующему этапу.

11.

3 этап.
Составление сюжетных фигур по частичному элементному
изображению.
Детям предлагаются образцы, на которых указано место
расположения одной—двух составных частей, остальные они
должны расположить самостоятельно.
Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление
линий контура, пропорциональное соотношение. Ребенок
самостоятельно ищет способы составления силуэта.

12.

4 этап.
Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному,
образцу.
На этом
этапе ребенок должен научиться зрительно дифференцировать
направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В
процессе предварительного анализа образца он должен зрительно
расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего
практически проверить свое предположение.
При закреплении представлений детей о геометрических фигурах, их
преобразовании в старшей и подготовительной к школе группах
целесообразны головоломки.

13.

«ТАНГРАМ» - одна из несложных игр.
Квадрат размером 8X8 см, разрезанный
на 7 частей. В результате получается 2
больших, 1 средний и 2 маленьких
треугольника, квадрат и параллелограмм.
Используя все 7 частей, плотно
присоединяя их одну к другой, можно
составить очень много различных
изображений по образцам и по
собственному замыслу.

14. Игра-головоломка «Пифагор»

ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА
«ПИФАГОР»
Описание игры. Квадрат размером 7X7 см
разрезан так, что получается 7
геометрических фигур: 2 разных
по размеру квадрата, 2 маленьких
треугольника, 2 - больших (в сравнении с
маленькими) и 1 четырехугольник
(параллелограмм). Дети называют эту
фигуру-четырехугольник.

15.

«МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА» Одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.
Игра способствует развитию образного мышления, воображения,
комбинаторных способностей. Формирует представлений о форме и
размере. Развивает операции мышления: анализ и синтез.
Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей:
2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких
прямоугольника, 4 треугольника

16.

ГОЛОВОЛОМКА «КОЛУМБОВО ЯЙЦО»
Игра представляет собой овал размером 15X12 см
разрезают, как показано на рисунке. В результате
получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2
маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник,
одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры
(большие и маленькие, имеющие сходство с
треугольником, но с закругленной одной стороной).
Для изготовления игры используют картон, пластик,
одинаково окрашенный с обеих сторон

17.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»
Круг разрезается на 10 частей. В
результате получается 4 равных
треугольника, остальные части,
попарно равные между; собой,
сходны с фигурами треугольной
формы, но одна из сторон у них
имеет закругление. Из частей игры
удобно составлять человечков, птиц,
ракеты и другие фигуры

18.

ИГРА – ГОЛОВОЛОМКА
«ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА»
Игра представляет собой круг из
7 частей, из которых равны
между собой 2 части, имеющие
сходство с треугольником;
остальные 3 части – разные по
размеру и форме. Части
округлой формы, полученные в
результате разреза, нацеливают
детей на составление силуэтов
животных, птиц, насекомых.

19.

ИГРА «ПЕНТАМИНО»
Данная игра развивает не только логическое
мышление, но еще и мелкую моторику, можно
закрепить названия цветов.
Элементы в игре – фигуры, каждая из которых
состоит из 5 одинаковых квадратов. Всего в игре
участвует 12 элементов.
Этапы освоения игры детьми 6-7 лет.
1 этап. Знакомство с игрой. Рассматривание частей игры,
нахождение сходства их с предметными изображениями,
"опредмечивание" фигур. Дети называют части: "буква т,
буква г, крест, лесенка, ступенька, пистолет, полоска, ворота".

20.

2 этап. Усвоение общих способов присоединения одной части к другой.
С этой целью предлагать детям выбрать 2-3 части, из которых можно
составить, например, машину. Постепенно увеличивается количество
частей, из которых составляется силуэт. Дети усваивают наиболее часто
встречающиеся способы соединения частей, ориентируются на образ
составляемого предмета. Согласно задуманному, отбирают нужные
части и реализуют замысел.

21.

3 этап. Распределение нескольких частей на образце с указанием 3-4
деталей игры. Обязательным условием при этом является наличие
образца, выполненного в том же масштабе, что и части игры. Ребенок
накладывает части прямо на образец.
Задания для данной игры могут быть самыми разнообразными.
Например: собрать цифры, фигуру животного и т. д.

22.

На 4 этапе предлагается выбрать
фигуру на картинке – схеме и
выложить ее по контуру.

23.

Уровень развития представлений о форме предметов у
дошкольников зависит от различных форм использования
занимательного математического материала.
Таким образом, познание геометрических фигур, их свойств и
отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более
точно и разносторонне воспринимать форму окружающих
предметов, что положительно отражается на их продуктивной
деятельности .
English     Русский Правила