5.44M
Категория: ИскусствоИскусство

Пейзаж в творчестве С. Щедрина

1.

2.

3.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791—1830)- русский
живописец, пейзажист. Представитель романтического
направления в искусстве. Один из основоположников русского
реалистического пейзажа. Учился в Академии Художеств в
Петербурге (1800—1812) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева.
Сильвестру Щедрину было двадцать семь лет, когда он приехал в
Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын
известного скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник живописца
Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополучное
сосуществование в петербургской художественной среде. Но
Италия виделась ему страной классического искусства, где можно
было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант,
его силу. И так получилось, что Щедрин пробыл в Италии до конца
своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть
для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том
свидетельствуют его письма на родину, он оставался русским
человеком, художником, думавшим о будущем отечественного
искусства.

4.

Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохранявший еще магическую
притягательность для художников многих стран. «Вечный город»
поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной.
Но та условность, которая в работах поздних академистов
представлялась ему раньше необходимой и благородной, теперь
стала терять ореол привлекательности в его глазах.
Щедрин пишет и рисует и Рим, его окрестности. Он еще соблюдает
многие правила академической школы, непременно следуя
четкому разделению пейзажей на планы, резко ограничивая
«зоны» изображения, соблюдая «кулисность» построения и правила
освещения, проверенные опытом предшественников. И
благородный, «музейный» темно-коричневый тон уходит из его
картин не сразу.
В композициях Щедрина перед нами торжественно предстают
природа, приведенная художником к классической гармонии, и
великолепные античные руины, навевающие грусть меланхолию.

5.

Живя в Риме, изучая старое искусство, Щедрин
постепенно вникал в особенности итальянской
природы, характер людей и страны. Русский мастер
поставил перед собой очень трудную
профессиональную и психологическую задачу —
передать пластическое, живописное своеобразие и
характер итальянской природы как бы изнутри,
ощутив себя частью этой природы, руководствуясь
присущими ей законами. Щедрин переезжает в
Неаполь, и пятилетний неаполитанский период —
самое счастливое время в его творчестве. Художник,
встретившись с морем, свободной приморской
природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно
в Неаполе и окрестностях написаны самые
лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в
Сорренто, различные веранды и террасы.

6.

Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы
вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные
композиции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет
прежде всего саму природу, особость и неповторимость
состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется»,
лишь подчеркивая красоту природы и ее величественность.
Для него все в ней значительно и прекрасно. Художник,
оставшись один на один с природой, приходит к
необходимости поисков нового живописного языка. Он
настойчиво стремится передать игру солнца, блики,
прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный
рассеянный свет.

7.

Щедрин ищет новые, не известные до него красочные
сочетания, стремясь писать легко, чтобы краски пламенели,
передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет.
Просторные, свободные по ощущению неаполитанские
пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной
романтичности и мечтательности. Здесь есть высокая
полнота чувства, подлинный восторг. Гармония произведений
Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую
пору пребывания в Риме, и гармония его зрелых работ —
совершенно разного свойства.
Молодой Щедрин старательно добивался цельности
общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоенных
им правил академического пейзажа.
Щедрин-мастер смело отказывается от освященных
традицией канонов и сверяет гармонию живописи с
гармонией природы.

8.

9.

Пейжаж с руинами
Прибрежная сцена

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Лунная ночь в Неаполе. 1828.

25.

26.

27.

28.

29.

Работу выполнила
студентка группы 305 рх
хореографического отделения ЧГАКИ
Пономарева Анна
Редактор Л.И. Евтушенко
2012 – 2013 учебный год
English     Русский Правила