Возрождённая обитель земли Курской
Возрожденная обитель
Серафим Саровский чудотворец (1754 - 1833)
2.95M
Категория: ИсторияИстория

Возрождённая обитель земли Курской

1. Возрождённая обитель земли Курской

Храм
на берегу реки Тускарь

2.

Курский край, сердце
России, всегда оставался
одной из твердынь
русской православной
веры, хранителем
духовных традиций.
Ныне на территории
области дейcтвyют
282 храма и
7 монастырей.

3.

Святое,
намоленое место –
Коренная пустынь
в 30 км от г. Курска.
Рождества Богородицы
мужской монастырь,
возраст которого
превышает 400 лет,
основан в 1597 году
по Указу царя
Федора Иоанновича.

4.

Вид монастыря Коренной пустыни с северовосточной стороны. Литография 1883 г.

5. Возрожденная обитель

Сколько разрушительных ветров пронеслось
над святой землей. В 1611 году пустынь
дотла разорили крымские татары, но спустя
время она возродилась, пышно украшенная
трудолюбивыми мастерами, создавшими
неповторимый монастырский ансамбль.

6.

В 1923 году монастырь закрыли, из него
вывезли прекрасную библиотеку и архив.
Вместе с исчезнувшей обителью был утерян
огромный пласт духовной культуры, который
веками складывался вокруг Коренной
пустыни.

7.

Свое второе рождение обитель обрела
в 1989 году, когда мужской монастырь
со всеми строениями был передан КурскоБелгородской епархии.

8.

Посетивший Коренную
пустынь в сентябре
1991 года Патриарх
Московский и всея Руси
Алексий II назвал её
«третьим духовным
центром России наряду
с Троице-Сергиевой
Лаврой в Подмосковье
и СерафимоДивеевской обителью в
Нижегородской
области.

9.

Изображение подлинной чудотворной иконы
Божией Матери
«Знамение» Курская - Коренная.
Ее история насчитывает более 700 лет.

10.

23 сентября 2009 г.
в Курск впервые за 90 лет
прибыла икона Божией
Матери «Знамение»
Курская-Коренная
из Нью-Йорка.
На курскую землю святыню привёз
Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл. Она посетила место своего
обретения – Коренную пустынь.

11.

В 1919 году, в разгар
Гражданской войны,
подлинник иконы был
вывезен в Сербию для её
спасения архиепископом
Курским и Обоянским
Феофаном.
Сейчас она хранится
в Нью-Йорке в синоде
Русской зарубежной
православной церкви.

12.

У курян же находится список (копия)
православной святыни, ценность
которой не менее значима.

13.

Произошло обретение образа Богородицы в
бедственную для русских людей пору, когда
многие города и селения были разорены
нашествием монголо-татарских полчищ
Батыя. Этой горестной участи не избежал
и Курск. Неиссякаемым источником
благодатной помощи в это время для
русского человека были чудотворные иконы,
в большом количестве явленные во время
монгольского владычества.

14.

В 1295 году на месте посёлка Свобода
Курской области находились густые
леса, и туда приезжали на охоту.
Приехали туда охотники из Рыльска.

15.

8 сентября 1295 года, в день
Рождества Пресвятой
Богородицы, во время охоты,
один из дружинников нашёл
близ реки Тускарь в полугоре
небольшую икону, лежавшую
лицом вниз на корне дерева.
Едва он поднял её, как из того
места, где лежала святыня,
забил сильный источник чистой
воды. Икона оказалась
«Знамением» Божией Матери.
Она была совсем небольших
размеров (15,2 х 15,6 см)

16.

Охотник, нашедший
святыню, понял, что
это не простая икона.
Поставил её в дупле
того дерева, у
которого нашёл и тут
же объявил об этом
своим товарищам.
Они срубили на этом
месте часовенку, в
которой поставили
обретённую икону.

17.

Прослышав о явлении иконы,
рыльский князь Шемяка велел
ее перенести в Рыльск, откуда
она трижды чудесным образом
возвращалась обратно
в часовню, источая исцеления
с верою приходящим.
Перенесение иконы в Рыльск
было сделано с большим
торжеством: весь город вышел
навстречу крестного хода
чудотворной иконы. Но Василий
Шемяка не вышел её встречать –
и ослеп. После усердного
покаяния и молитв перед иконою
он опять прозрел. В благодарДом
ность князь воздвиг в городе
князя Шемяки храм Рождества Пресвятой
Богородицы во имя иконы.

18.

В 1385 году Курское княжество было снова
опустошено татарами, которые хотели сжечь
часовню и икону, но деревянная часовня не
загоралась. Служивший при часовне священник,
отец Боголеп, объяснил, что причина чуда в иконе Богородицы "Знамение". Тогда
разъярённые татары разрубили икону и разбросали
половинки, а часовню сожгли. Священника
пленили, и он в Крыму пас татарские стада.
Спустя 20 лет, он был выкуплен послами
Московского князя, приходившими в Орду. По
возвращении домой и после долгих поисков
с постом и молитвою, на месте часовни, он нашёл
розовый куст среди сорняка, а под ним половинку
иконы. Посмотрев по сторонам, увидел еще один
куст. Там тоже оказалась половина иконы. Когда
он сложил их вместе, они срослись так, что не
осталось никакого следа, и только по шву
выступило нечто, «аки роса».

19.

В 1597 году по
велению царя
Феодора
Иоанновича, сына
Ивана IV Грозного
икона была
доставлена в
Москву.
Благочестивый царь много молился перед
ней и вставил ее в раму с изображением
Господа Саваофа вверху и пророков,
предвещавших о Божией Матери. Царица
Ирина Феодоровна украсила икону богатой
ризой, после чего икона вернулась обратно
в свою часовню.

20.

В том же году царь
повелел заложить
мужской монастырь, а
на месте часовни был
воздвигнут храм
Рождества Пресвятой
Богородицы.
Новый монастырь
стал называться
Коренной
пустынью, в память
явления иконы при
корне дерева.

21.

Над источником и пнём знаменитого вяза
стояла обветшалая деревянная церковь Иконы
Богоматери "Живой Источник", которую
перестроил в камне фельдмаршал
Б.П.Шереметев, возвращавшийся в Москву
после Полтавской победы. В XIX-м веке это
был один из самых больших и известных
монастырей в России.

22.

В 1598 году,
при нашествии крымских
татар, икона «Знамение»
была перенесена
в г. Курск и поставлена
в собор, где пребывала
в течении 300 лет.
Впоследствии в Курске
Знаменский
выстроили Знаменский
кафедральный собор
монастырь,
в
- составная часть
зависимости от которого
Знаменского
долгое время была
мужского монастыря
Коренная пустынь.

23.

Икона, считающаяся
одигитрией
(путеводительницей),
издавна являлась
защитницей русского
воинства.
Полки, отправлявшиеся на
борьбу с неприятелем, часто
брали с собой список иконы
в серебряно-позолоченном
окладе.

24.

В Отечественную войну 1812 года в действующую
армию главнокомандующему фельдмаршалу
Михаилу Илларионовичу Кутузову
куряне направили копию чудотворной иконы
Знамения Богоматери, которая во время
польского нашествия помогла нашим воинам
выстоять и победить врага.
Перед иконой князь молился о даровании победы
в войне с Наполеоном.

25.

Картина Репина
"Крестный ход в Курской губернии".

26.

Именно этим
крестным ходом
приносили из Курска
в Коренную пустынь
на летнее время
драгоценную икону.
Оборванные
старухи на картине
не выдуманы
художником. Более
того, Репин даже их
сфотографировал.

27.

Памятник
Серафиму
Саровскому
Курская коренная
пустынь

28. Серафим Саровский чудотворец (1754 - 1833)

Он был и именем и духом
Серафим,
В пустынной тишине весь
Богу посвящённый.
Ему всегда служил,
и Бог всегда был с ним,
Внимая всем его моленьям
вдохновенным.

29.

Мы, куряне, гордимся тем,
что чудотворец, которому
покровительствовала
Богородица, родился в
нашем славном городе.
Наречённый родителями
именем Прохора Машнина,
спустя много лет в
Саровской пустыне принял
сан монашеский постриг с
именем Серафим, что
означает «пламенный».

30.

Коренная пустынь является одним из
крупнейших духовных центров юга России.
Семь веков пронеслись над Коренной
пустынью и все это время её живоносные
источники давали целебную живительную
силу всем приходящим к ним с молитвой.

31.

Презентация
«Возрождённая обитель
земли Курской»
Подготовила:
Чаленко Елена Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 4»
г. Железногорска Курской области
2012 г.
English     Русский Правила