Восточная философия: Китай
Классические книги китайской образованности.
Классические книги китайской образованности.
«Отец истории» Китая
Миф о Пань Гу
Школа Инь и Ян (философия природы)
Концепция развития мира
Легизм: основатели
Легизм :основатели
Легизм – законы, управляющие жизнью общества и способы управления людьми
Школа моистов: социально –политическая этика
Школа имен: «природная теория языка»
Конфуцианство
Воспитание Конфуция
Конфуцианство
Конфуцианство
Конфуцианство
Конфуцианство
Конфуцианство: государство
Даосизм («школа пути и силы»
Даосизм: последователи
Даосизм: последователи
Даосизм: основные положения
Даосизм: учение о человеке и обществе
Даосизм: учение о человеке и обществе
Даосизм: космогония
Цитата: Конфуций
Конфуций:
914.00K
Категория: ФилософияФилософия

Восточная философия: Китай

1. Восточная философия: Китай

1. Классические книги китайской
образованности
2.Философские школы Древнего
Китая
3. Конфуцианство.
4.Даосизм.

2. Классические книги китайской образованности.

1.Книга истории («Книга документов»)«Шу цзин»(«Шанские документы:
начало 1 тыяч. до.н.э - собрание
официальных документов, описаний
исторических событий
2. Книга перемен («И цзин»):12 -6 в.в.
до н.э – представления о мире и человеке
3. Книга песен («Ши цзин»): 11 -6 вв. до н.э
– сборник древнейшей народной поэзии

3. Классические книги китайской образованности.

4. Книга Весны и Осени («Анналы Весен и
Осеней»)- «Цунь –цу»: 7 -4 в.в. до.н.э –
хроника государства Лу; служила в качестве
образца и меры для решения этических и
ритуальных вопросов
5. Книга порядка: 4 -1 в.в. до.н.э- описание
правильной организации политических и
религиозных церемоний и норм социальнополитической деятельности.
6. Книга музыки («Юэ цзин»)

4. «Отец истории» Китая

2 в.до н.э
Сыма Цань
(Сыма Тань)
Ханьская
династия
«Эпоха
борющихся
государств»

5.

Школа
Основатель
Основная
проблематика
Школа ИНЬ –ЯН (инь
ян цзя)
-
Философия природы
Конфуцианство (жу
цзя)
Кун Цзы
Этико –политическая
проблематика
Моизм (мо цзя)
Мо Ди
Социально –
политическая
проблематика
Школа имен (мин цзя) Хуэй ШИ, Гунсунь
Лун, Инь Вэньцзы,
Дэн Си -цзы
Проблема
семантики: связи
между именами и
обозначаемыми
объектами и
явлениями
Школа юристов
(Легисты) – фа цзя
Шан Ян, Хань Фэй
Законы и способы
управления людьми
Школа пути и силы
(Даосизм)
Лао -цзы
Природа и сущность
дао и дэ

6. Миф о Пань Гу

Пань Гу после своего
рождения 18 тысяч лет
держал
образовавшиеся из
хаоса небо и землю,
пока они не приняли
сегодняшний вид.
После этого Пань Гу
умер, а из его тела
возник мир: из глаз –
Солнце и Луна, из
выдоха –ветер, из крови
–реки, из костей –
камни, из голоса – гром;
из паразитов,
ползающих по его телу
– люди.

7. Школа Инь и Ян (философия природы)

5 элементов природы:
металл, дерево, вода,
огня, земля
5 элементов состояний:
влаги, ветра, тепла,
сухости, холода
5 основных
человеческих
функций: мимика, речь,
зрение, слух, мышление
5 основных аффектов:
заботы, страха, гнева,
радости,
созерцательности

8.

Инь
Женское
Отрицательное
Луна
Тьма
Влажность
Левое
Тепло
Вода
Земля
Пассивность и т.д
ЯН
Мужское
Положительное
Солнце
Свет
Сухость
Правое
Холод
Огонь
Небо
Активность и т.д

9. Концепция развития мира

Суждение о пяти элементах: метал,
дерево, вода, огонь, земля
Элементы сменяются согласно своему характеру, который
определяется с точки зрения их использования
человеком.
Земля – дерево, побеждающее землю
Металл, который побеждает дерево;
Огонь, который побеждает металл;
Вода, которая побеждает огонь;
Земля, которая побеждает воду.

10. Легизм: основатели

Шан Ян
(390 -338 г.до.н.э)
«Книга
господина
Шан»

11. Легизм :основатели

Хань Фэй
(288 -233 г.г.
до н.э)
При императоре
Цинь Шихуане
покончил жизнь
самоубийством

12. Легизм – законы, управляющие жизнью общества и способы управления людьми

Основной рычаг управления людьми –
страх перед наказанием
Мудрый правитель заменен деспотом:
жестокие наказания, круговая порука и
доносительство; наказаний больше,
чем наград
Правитель правит при помощи законов

13. Школа моистов: социально –политическая этика

Основатель: Мо Ди (479 391г.г. до н.э)
Основные черты учения:
- идея строгой власти и
послушания
- основа пропитания и
послушания –
физический труд
- идея всеобщей любви и
преуспеваемости; идея
взаимной выгоды

14. Школа имен: «природная теория языка»

Имена
соответствуют
идеальной
сущности тех
вещей и предметов,
которые эти имена
обозначают.
Нарушение
соответствия
приводит к
ухудшению дел в
мире.
Гунсун Лун

15. Конфуцианство

Основатель:
Кун цу цзы (551
-479гг до.н э)
«Лунь Юй»
(«Беседы и
суждения»)

16. Воспитание Конфуция

Любознателен и способен
Любил играть, подражая церемониям,
повторяя ритуалы.
В 7 лет освоил шесть умений: умение
выполнять ритуалы, умение слушать
музыку, стрелять из лука, управлять
колесницей, писать и считать»
«В 15 лет я ощутил способность учиться, в 30
лет уже стоял твердо, в 40 не имел сомнения, в
50 познал волю Неба, в 60 следил чутким ухом
за истиной, в 70 лет мог следовать желаниям
сердца, не боясь отклониться»

17. Конфуцианство

Учение о «дао»
(правильный путь):
высший принцип
достойного поведения,
воплощение истины и
справедливости.
«Если на рассвете
познаешь дао, то на
закате Солнца можешь и
умереть»

18. Конфуцианство

В основе «дао» лежат правила поведения
«ли» и добродетели «дэ»
«Ли» - правила этикета; соблюдение
ритуалов
«Без «ли» почтительность превращается в
утомительность, осторожность – в трусость,
смелость – в смуту, прямота –в грубость». Без «ли»
все рушится, порой становится
противоположностью. Кто понял это, тому
управлять также легко, как показать»
«Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю
ее»

19. Конфуцианство

«Сяо» -сыновья почтительность
«ДИ» - братские чувства
«Цы» -забота о младших
«Чжун» -верность и преданность
«Синь» -искренность
«Цзин» -уважение и благоговение
«Жан» -мягкость и уступчивость
«ХЭ» -любезность и принципиальность
«Вэнь» -образованность и духовность

20. Конфуцианство

«Жень» - гуманность; человечность и
человеколюбие
«И» - долг, справедливость
«Мин» - знание Судьбы, или Воли
небес
« Не делай другому того, чего не
пожелаешь себе»

21.

«Благородный муж»
«Низкий человек»
Следует долгу и закону
Требователен к себе
О нем нельзя судить по мелочам
Можно доверять великие дела
Живет в согласии с другими
людьми, но не следует за ними
Ему легко услужить, но трудно
доставить радость, т.к. он
радуется лишь должному
Готов идти на смерть ради других
людей, блага народа и
государства
Боится:
велений Неба
великих людей
слов мудрецов
Думает лишь о своей выгоде
Требователен к другим
О нем можно судить по мелочам
Нельзя доверять великие дела
Следует за другими, но не живет
в согласии с ними
Ему трудно услужить, но легко
доставить душевную радость
Кончает жизнь самоубийством в
канаве
Не знает велений Неба и не
боится его
Презирает великих людей
Не обращает внимания на слова
мудрецов

22. Конфуцианство: государство

Меритократия
(«Власть
достойных»)
Цзюнь цзы –
«благородный
муж»
Пути достижения:
воспитывать и
обучать.

23.

«В обучении нет различий. Единственное
условие – способность и сообразительность
Скажешь ему только об одном из десяти, а он
уже понял все десять»
Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто
не горит, тому не открываю. А тот, кто по
одному углу не может выявить соотношение
трех углов, -я для того не повторяю»
«Почему тот, кто не задает вопроса
«Почему?», заслуживает того, чтобы я
задавал себе вопрос: «Почему я его должен
учить?»

24. Даосизм («школа пути и силы»

Основатель:
Лао –цзы
(Лао Дань)
«старый
мудрец» или
«старый
ребенок»
«Книга о дао
и дэ»

25. Даосизм: последователи

Чжуан Цзы
(«Книга учителя
Чжуан»)
Ле цзы («Книга
учителя Ле»)

26. Даосизм: последователи

Ле цзы
(«Книга
учителя Ле»)

27. Даосизм: основные положения

«Дао» -путь; это Космический закон,
которым следует Вселенная, это
вечное движение и изменение
благодаря чередованию инь и ян; это
двойственность мира (Бытия и
небытия)
Знание «дао» доступно мудрецам; оно
состоит в молчании: «Тот, кто знает. Не
говорит. Тот, кто говорит, не знает»

28. Даосизм: учение о человеке и обществе

«Дао» - закон морального
характера; человек не
должен нарушать закон
«дао»
Цель человека в
гармоничном слиянии с
природой; это приносит
покой и удовлетворение;
нарушение этой гармонии
обречено на неудачу (хаос,
бунты и войны)

29. Даосизм: учение о человеке и обществе

Лучший правитель –тот, кто не
вмешивается в управление и
позволяет всему идти естественным
путем
Судьба –это не предопределенность, а
вечное движение и изменение;
чередование инь и ян.
Добродетели: человеколюбие,
бережливость, «я не смею быть
впереди других»

30. Даосизм: космогония

Универсальной субстанцией
Вселенной, составляющей исходный
Хаос (Великий Предел) выступает
принцип Ци
Из него выделяются две
противоположности: Инь и Ян и
образуются пять стихий: Огонь, Земля,
Металл, Вода, Дерево

31. Цитата: Конфуций

« Когда в государстве нет дао, стыдно быть богатым
и знатным»
Куда ветер (правитель) дует, туда и трава (нард)
клонится»
«Богатство и престиж –вот к чему стремятся люди,
бедность и убожество –то, что они ненавидят»
«Управлять –значит поступать правильно! Это,
когда ближние довольны, а дальних влечет к вам»
«Если народ в достатке, как может недоставать
правителю? Если людям не хватает, как может
хватать правителю?»

32. Конфуций:

«Если вы учтивы, к вам не будут
обращаться неуважительно; если честны,
вам будут верить; если серьезныпреуспеете; если добры, сможете
использовать услуги других»
«Только самые умные и самые глупые не в
состоянии измениться»
«Если государь должным образом относится
к родственникам, в народе процветает
человеколюбие. Если государь не забывает
о друзьях, в народе нет подлости»
English     Русский Правила