Похожие презентации:
Мировоззрение и миропонимание
1. Мировоззрение и миропонимание
Все относительно…..2.
Все, что видим мы, — видимость только одна.Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна.
• Омар Хайям
между противоположными мнениями
лежит не истина, а проблема.
• Иоганна Гёте
3.
Впотребительском
обществе
возникла
мировоззренческая
пустота[1],
при
этом,
исключение делается только для утверждения
незыблемости
частной
собственности
и
потребления.
И, очевидно, правы те ученые [3], которые
подчеркивают связь
будущей ноосферной
цивилизации не только с преобразованием
экономических основ общества,
но и с
преобразованием
массового
сознания,
миропонимания и мировоззрения[4].
И. Сталин к сожаление так и не создал хорошей идеологии!
[1] http://if.russ.ru/issue/5/20010626_ed.htm[2] Люди ищут убежище в религиозном фундаментализме или в фашизме.
[3] Найдыш В. М. Проблема цивилизации в научной мысли нового времени // Человек, 1998, 2, с. 13.
[4] Нужно отметить, что начало современному типу мировосприятия положили:
· в живописи - импрессионизм, абстракционизм;·
в архитектуре - модерн, конструктивизм; · в музыке - Вагнер (как "конец музыки"), джаз
(как свободное творчество, импровизация, начало
цитирования в музыке), цепочка - блюз,
ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок, панк (как
анархия, высшее выражение свободы в
музыке), поп-музыка и массовая культура; в исторической науке - концепция локальных цивилизаций Шпенглера (осознание конечности
цивилизации и культуры), "эйкуменизм" Тойнби.
4.
Н.Н. Моисеев[1] считал выработку «миропонимания»,формирование
«мировоззренческих
универсалий»,
важнейшей задачей цивилизации XXI века.
В основе теории ноосферогенеза должны лежат новая
система нравов, которая при всем различии
цивилизаций на Земле, должна быть универсальной
для всей планеты.[2]
Появление термина sustainable development и попытка
разработки программ устойчивого развития (УР) им
рассматривались тоже некий шаг в нужном направлении,
несмотря на его несогласие с политическим толкованием
этого термина.
[1] Моисеев Н..Н. О мировоззрении и миропонимании. "Э к о л о г и я и ж и з н ь". - .№4. – 1999.
[2] Моисеев Н.Н. Размышления о рациональном Обществе. "Э к о л о г и я и ж и з н ь". –№ 1. -2001//. Из книги Н.Н. Моисеева
Универсум. Информация. Общество». М.: Устойчивый мир, 2001
.
5. Методология Единства человека и биосферы
Тезис о «Единстве человека и биосферы» основанна современных эмпирических данных, научных
открытиях.
1. Прежде всего, это единый генетический алфавит
для всего биотического многообразия планеты.
2. Идентичная структура клеток мозга человека
и других высших животных.
3. Зачатки интеллекта у человекообразных обезьян ,
дельфинов.
4. Человек не может существовать вне биологической ниши, которую он занимает.
6. Принципы экологической этики Н. Н. Моисеева
Принципы экологической этики Н. Н. МоисееваНеобходимо знать законы развития биосферы, и
взаимодействие
человека
с
биосферой
должно
строиться на знании этих законов.
2. Установление общих правил отношения человека и
Природы.
3. Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и
общества.
4. Человек должен думать о будущем поколении.
5. Право наций на расходование ресурсов по количеству
населения.
6. Избегать воздействия на природные циклы круговорота
веществ.
7. Квоты на расходование ресурсов определяются
учеными и не зависят от политический обстановки.
1.
7. Есть ли истина?
К. Маркс самый глубокий и беспощадный критикбуржуазных отношений мог сказать, что всемирноисторической миссией капитализма является создание
материального базиса свободного человечества.
Однако созданное общество потребления и
благоденствия на новом уровне экономического
развития оказывается перед дилеммой: быть
человечеству или не быть!
Обостряется противоречие между потребностью
индивида в нравственном возвышении, в принятии
ответственности за себя и за других, с одной стороны,
и с другой размытостью, если не потерей этических,
мировоззренческих ориентиров в обществе в
целом.
8. Экономический детерминизм изжил себя
Философ С.Г. Спасибенко[1] - экономический прогресс, ставшие очевидным во 2-ой полови-не XX в.,предопределил
необходимость
пересмотра
устоявшейся
парадигмы
экономического
детерминизма.
Ломка государственных границ, возникновение
единого
экономического,
информационного
пространства, разветвленная сеть транснациональных корпораций, Интернет - это признаки
глобализации всех проблем социальной жизни
человека.
Но, с другой стороны, это и вызов каждому
отдельному человеку, его способности отвечать за
собственную судьбу и за жизнь на всей планете.
•[1]СпасибенкоС.Г.ПамятиУчителяНикитыНиколаевичаМоисеева.http://www.auditorium.ru/books/209/gl3p1.pdf.
9.
Нужно ли мировоззрение?Н.Н. Моисеев - экология начинается с мировоззрения;
В современном веке мировоззрение начинается с экологии, с
экологического мышления, а воспитание и образование
человека – с экологического воспитания[1].
Вслед за В. И. Вернадским, Т. де Шарденом, А. Печчеи ученый
[2] возвращает Человека во Вселенную, в Универсум, в
Социум – его идеи
о «коллективном разуме», о
«коэволюционном
гуманистическом
принципе
взаимодействия
людей
и
природы»,
о
способах
предотвращения глобальной экологической катастрофы», по
существу, - основа современной социальнойфилософии.
В
современном университетском образовании должны
читаться
лекции,
органично
соединяющие
естественнонаучную и гуманитарную проблематику
современности, т.е. то, что мы склоны видеть в
содержании социальной экологии.
1] - http://ellib.gpntb.ru/ntb/2005/1/ntb_1_11_2005.htm [2] Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М., 1999 с. 103.
10. Моисеев[1 выделил три вопроса мировоззрения
1. Формирование современногорационалистического миропонимания
(современного рационализма[2]).
2. Учение о ноосфере в контексте
универсального эволюционизма.
3. Проблемы живого вещества и
современные космогонические гипотезы.
[1] Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. Вопросы философии.— 1994.— №4.— С. 3—13.
[2] Рождение современной науки и научного метода обычно связывают с революцией Коперника — Галилея — Ньютона. Именно зде,сь — накануне
эпохи Просвещения — следует искать истоки того научного мировоззрения, которое позднее получило название рационализма. Он сформировался в
XVII—XVIII вв., и именно ему наука обязана своим взлетом в веке XIX, да и большинством научных достижений нынешнего века.
11.
Вернадский был первым, кто связал эволюциюживого вещества и эволюцию окружающей
среды
со
всем
разнообразием
взаимодействующих механизмов и на основе
анализа огромного эмпирического материала.
Вернадский
описал
характер
эволюционного
развития биосферы,
из которого
следует
необходимость перехода биосферы в новое
состояние — в ноосферу.
Вероятно, что если человечество не вступит в эпоху
ноосферы, то его ожидает деградация и
постепенное исчезновение с лика Земли. Но
сможет ли человечество реально осуществить
такой переход?
[1] Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. Вопросы философии.— 1994.— №4.— С. 3—13.
[2] Нас ожидает не просто создание и использование новых технологий. И даже не создание новой экологический ниши. Человечеству
предстоит научиться согласовывать свои потребности с убывающими возможностями планеты.
12.
Мы вслед за Н.Н. Моисеевым, также считаем, что,что очевидно переход в эпоху ноосферы не будет
плавным, а и «слиянием рас. Природы и Бога»
безболезненным,
Ведь людям придется
подчинить свою жизнь новым и очень жестким
ограничениям Моисеевым].
Это будет совершенно новый этап эволюционной
истории вида Homo sapiens[3].
[3] Перестройки эволюционного процесса, как нам известно из истории
антропогенеза, происходили и ранее. Во времена палеолита человек принял
однажды заповедь «не убий!» и некоторые другие зачатки нравственности (табу).
13. Снова Императив
Императив выживаемости – это одновременно, в своей реализации, глубокаяноосферная
человеческая
революция,
которая, очевидно, охватит весь XXI век,
возможно и XXII-й.
Речь идет об императиве, как условии
экологического выживания, великого
отказа от ценностей индивидуализма,
эгоизма,
гонки
за
прибылью,
и
одновременно, – Ноосферного Разума.
14. Человечество оказалось на краю гибели в XXI веке [1].
[1]. Субетто А.И. Планетарная кооперации народов-этносов – ноосферно-экологический императив XXI века URL:http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011470.htm15.
Сравнение представлений о "классических" и синергетических" системахПризнаки
"Классические"системы
"Синергетические системы
Принцип
выделения
Аналитический - по
функциональному признаку.
Эмпирический – по принадлежности элементов к системе.
Управление
Моноцентрическое –
подсистемы управляются из
центра, не одинаково жестко
на разных уровнях иерархии.
Полицентрическое –
относительно автономные
системы упорядо-чиваются в
динамическую сеть.
Иерархия
Задана.
Генерируется самой системой.
Термодинамическо
е состояние
Замкнутые, равновесные
(статичное равновесие).
Открытые, не равновесные
(динамическое равновесие).
Внутрен. структура
элементов
системы
Не существенна.
Имеет определенное значение
в поведении системы.
Математическое
описание
Линейное, нелинейность
трактуется как помеха
моделированию.
Нелинейные, линейное
описание ведет к упрощению
системы.
Причинноследственные
отношения
Линейные – причинноследственные цепочки.
Циклические (циркулярные) –
выходной сигнал может быть
входным для той же системы.
Время
Абсолютное, единое,
однородное.
Системное, относительное.
Понятие порядка
Структура, детерминируемая
Эмерджентное самосозидание
16.
По нашему мнению структура социально экологическогомировоззрения должно в себя включать:
1. Жизнь на Земле появилась 4 млрд. лет назад[1] и
нет чёткой границы, отделяющей живое от мира “косной
материи”.
2. Представление об «Универсальном эволюционизме»[2], основанном на единстве мира как развивающейся системы (теория самоорганизации)[3].
3. Предположение о непрерывно действующих случайных факторах эволюции
систем.
4. Революционная роль процессов бифуркации[4] в
развитии живого вещества и в общественной
жизни.
5. Человеческая сущность Человека: новый антропоцентризм, коллективный Разум и разумные
потребности .
1] Качественна новая форма организации материи, которая обладает удивительной способностью
усваивать внешнюю энергию, прежде
всего энергию Солнца.
[2] Представленного в трудах В.И. Вернадского, И. Пригожина, Н.Н. Моисеева, Ю.А. Урманцева.
[3] Самоорганизации, т.е. процессом, идущим за счёт внутренних стимулов, не
требующих вмешательства внешних факторов, не
принадлежащих системе.
[4] Явление потери устойчивости (момент бифуркации), открытое Л.
Эйлером, а термин ввёл А. Пуанкаре.
.
17.
6. Поле существование жизни (по В.И.Вернадскому)и представление о зоне нормальной
жизнедеятельности Человека.
7. Солидарность и социальная справедливость в
основе общественных отношений.
8. Социальная экология как регламентация
взаимодействия человека (социума) с окружающей
средой на основе правовых и моральных норм и
правил.
9. Современный глобальный экологический кризис:
глобальные противоречия мировой рыночной
капиталистической экономики.
10. Ноосферогенез - этап эволюции биосферы,
Человека и его Разума.
11. Средства производства и природные ресурсы
должны быть обобществленными.
18. Заключение.
Фраза "все относительно" повторяется сегодняедва ли не на каждом шагу[1]:
1)уверенность: будто ничего нельзя знать
наверняка или исчерпывающим образом;
- что истина есть не более чем выдумка или
фантазия, источник многих наших проблем;
2) споры, порожденные теорией многополярности мировой культуры и дискуссий
по поводу состояния окружающей с
реды.
Но если "все относительно", так, может быть,
и эта идея "все относительно" неверна?
19.
• Идеология XXI века,• – идеология
ноосферногосоциализма, это объединяющая идеология, философия и
научно-мировоззренческая
ноосферная система –
объединяющая всех людей на Земле,
независимо от мировоззренческих
ориентаций, перед опасностью
экологической гибели.