Похожие презентации:
Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения. А. Дюрер
1. Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения. А. Дюрер.
А. Дюрер Автопортрет в одежде, отделанной мехом2. Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения.
К концу 15 – первой трети 16 века искусство Возрождения развивалось и вГермании. Это время величайшего творческого напряжения, пробуждения
страстного интереса к индивидуальности человека, поисков новых средств
постижения действительности. Богатый опыт итальянского искусства помог
немецкой художественной культуре в ее движении вперед. Но немецких
художников привлекали иные стороны жизни, чем итальянцев. Они
обращались к сокровенной духовной жизни человека, его переживаниям,
психологическим конфликтам. Образ человека здесь отмечен то
мечтательностью и глубокой задушевностью, то суровостью и мятежными
порывами, драматизмом страстей.
Верное жизненной правде, немецкое искусство было менее рационально, оно
уступало итальянскому в разработке научных основ, философских воззрений,
которые у итальянцев привели к безоговорочной вере в человеческий разум.
3. Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения.
В немецком искусстве неизменнопроступало взволнованно личное
отношение его создателей к миру,
умение видеть жизнь в ее сложности и
изменчивости. Тяготение к
гармоничному идеалу и завершенным
классическим формам сочеталось с
острым чувством индивидуально
неповторимого. Не случайно наиболее
значительные достижения здесь
связаны с портретом.
4. Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения.
По сравнению с Италией и Нидерландами, гдерасцвет искусства Возрождения наступил гораздо
раньше, в немецком искусстве реалистические
тенденции проявились с запозданием. В 15 веке
искусство Германии было почти исключительно
религиозным, в нем продолжали жить
средневековые традиции.
Внезапность и резкость скачка, происходившего
на грани 15–16 столетий, породили контрасты,
противоречия, неожиданные сочетания старых и
новых тенденций в немецком искусстве
Возрождения в целом и в творчестве отдельных
мастеров (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах
Старший, Ганс Бальдунг Грин, Альбрехт
Альтдорфер).
5. Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения.
Немецкое искусство Возрождения несет на себе печать дисгармоничности и трагизма, которымиизобиловала общественная жизнь Германии 16 века.
Причина сложности путей развития искусства Германии коренится в особенностях исторического
развития страны, ставшей в конце 15 – начале 16 века ареной глубочайших социальных конфликтов. В
первой половине 16 столетия Германия, входившая в состав могущественной империи Габсбургов,
оставалась экономически отсталой и политически раздробленной. Множество городов и деревень
Германии в отдалении от передовых центров, втянутых в мировую торговлю, прозябало в жестоких
условиях средневековья. Как ни в одной другой стране, борьба буржуазии, крестьянства и плебейских
масс с феодализмом приняла здесь характер общего кризиса.
В начале 16 века в Германии произошло первое крупное в национальном масштабе выступление
бюргерства. Его борьба с дворянством, с крупными феодальными князьями, выступление бюргерства и
широкое народное движение переросли в Реформацию. Великая Крестьянская война с ее идеалами
всеобщего имущественного равенства знаменовала кульминацию революционного движения.
Сопутствующий революции подъем творческих сил общества создал условия для всестороннего, но
кратковременного расцвета немецкой культуры. В Германии, ее крупнейших городах распространялись
идеи гуманизма, развивалась наука. В отличие от средневековых ересей Реформация настойчиво
отстаивала ценность земного, призывала каждого человека следовать своему призванию,
совершенствовать себя. Учение Лютера воспитывало в личности действенное начало. Мюнцер
проповедовал активную деятельность среди народа, отказ от удовлетворения личных страстей.
6. Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения.
Как ни в одной западноевропейской стране начала 16 века,искусство в Германии было втянуто в водоворот крестьянской
освободительной борьбы. В нем утвердились принципы реализма,
новые идеалы. Получает развитие политическая графика: листовки,
памфлеты, карикатура. Многие немецкие художники становились
участниками политической и религиозной борьбы и подвергались
преследованиям (скульптор Т. Рименшнейдер, художники М.
Грюневальд, Г. Грейфенберг, Г. Платтнер, П. Лаутензак).
7. Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения.
Изобретение книгопечатания способствовало распространениюнаучной литературы, политических брошюр, боевой сатиры
(«Письма темных людей»), памфлетов не только в литературе, но и
в изобразительном искусстве (ученики Дюрера – Б. и Г. Бехамы, Г.
Пенц). Лютер «создал современную немецкую прозу и сочинил
текст и мелодию того проникнутого уверенностью в победе хорала,
который стал «Марсельезой» XVI века» К этому времени относится
расцвет книжной иллюстрации, карикатуры, станковой гравюры.
Новые веяния ярко проявились в области гравюры – наиболее
массовом виде искусства, менее скованном традицией (гравюра
возникла в начале 15 века). Однако и другие виды искусства встали
на путь преобразования.
8. Альбрехт Дюрер
Дюрер Альбрехт (1471–1528) великий немецкийживописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства.
Основоположник искусства немецкого Возрождения,
Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из
Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского
художника Михаэля Вольгемута (1486–1489), у которого
воспринял принципы нидерландского и немецкого
позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и
гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения.
Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в
возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»), 1500 год
9.
Автопортрет, альбрехт дюрер, 1498Автопортрет с повязкой, 1491 год
Следующие дошедшие до нас
графические автопортреты
Альбрехта Дюрера выполнены
в 1491—1493-м годах. Их автору
чуть-чуть за двадцать. Здесь уже
использован не серебряный
карандаш, а перо и чернила. А сам
Дюрер — больше не подмастерье
ювелира, а начинающий художник.
• В правом верхнем углу
сделана надпись: «Я сам
нарисовал себя в зеркале
в 1484 году,когда я был
еще ребенком. Альбрехт
Дюрер».
10.
Автопортрет с остролистом (Автопортрет счертополохом), 1493 год
Автопортрет, 1498 год
11. Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»), 1500 год
«Старый Дюрер, зайдя как-то в мастерскую сына,увидел картину, только что законченную им. Христа —
так показалось золотых дел мастеру, зрение которого
окончательно испортилось. Но, всмотревшись
пристальнее, увидел он перед собою не Иисуса,
а своего Альбрехта. На портрете был одет его сын
в богатую меховую шубу.
Зябко стягивала ее борта рука с бледными,
беспомощными в своей худобе пальцами.
Из мрачного фона, словно из небытия, выступало
не просто лицо — лик святого. В глазах застыло
неземное горе. Мелкими буковками сделана надпись:
„Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер
из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».
12.
Альбрехт Дюрер.Молодой заяц
Альбрехт Дюрер. Сыч
13.
Альбрехт Дюрер. Женский портрет,предположительно жены художника
Альбрехт Дюрер. Барбара
Дюрер, мать художника
Альбрехт Дюрер. Виллибальд
Пиркхаймер в профиль
14. Акварельные пейзажи Дюрера
Альбрехт Дюрер Лесной прудАльбрехт Дюрер Вид на Тренто с севера
15. Акварельные пейзажи Дюрера
Альбрехт Дюрер. Пейзаж с волочильней (проволочноймастерской)
Альбрехт Дюрер. Дорога в Альпах
16.
Альбрехт Дюрер.Кусок дёрна (Большой
куст)
Воздействие на Дюрера гуманистических
учений, усилившееся в результате его первой
поездки в Италию (1494–1495), проявилось в
стремлении художника к овладению
научными методами познания мира, к
углубленному изучению натуры. В изучении
натуры его внимание привлекали как самые,
казалось бы, незначительные явления (“Куст
травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена),
так и сложные проблемы связи в природе
цвета и световоздушной среды (“Домик у
пруда”, акварель, около 1495–1497,
Британский музей, Лондон).
Альбрехт Дюрер. Домик у пруда
17.
Альбрехт Дюрер. Кусок дёрна(Большой куст)
Альбрехт Дюрер. Ирис
Альбрехт Дюрер. Куст первоцвета
18.
Настроения предреформационной эпохи, кануна мощныхсоциальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на
дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой
органично слились приемы немецкого позднеготического и
итальянского ренессансного искусства. (смотри следующий слайд)
19. Серия гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498г.)
Фронтиспис первого издания 1498 годаФронтиспис второго издания. 1511
Видение Иоанном семи
светильников. 1496—1498
Четыре всадника
Апокалипсиса. 1497—1498
20.
Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремлениеДюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений
(“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой
женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций
обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).
Портрет молодой женщины
Праздник четок
Адам и Ева
21. «Праздник венков из роз» или «Праздник чёток»
В центре картины изображена ДеваМария с младенцем Христом на руках.
Иисус возлагает венок на голову
коленопреклонённого папы римского
(Юлий II, портретное сходство не
соблюдено), мадонна — на голову
Максимилиана I. Сплетённые вместе
белые (символ чистоты Марии) и алые
(страданий Христа) розы знаменовали
собой объединение всех христиан в
вере.
Два ангела держат над Марией
зелёный балдахин, двое других —
корону Габсбургов. Расположившийся у
ног Девы Марии музицирующий
ангел — отсылка к картинам
венецианских художников, которые
часто включали этот мотив в свои
произведения.
22. «СТРАСТИ» Альбрехт Дюрер
Под «Страстями» обычно подразумевались те физические и духовные страдания, которые испытал ИисусХристос в последние дни Своей земной жизни. Эта тема была особенно популярна в Германии в XV–XVI
веках. Церковь использовала изобразительное искусство, особенно гравюру, для того, чтобы рассказать
широким массам народа, часто неграмотного, о последних днях жизни Христа. Уже в Средние века была
разработана иконография всех сюжетов, которая была легко узнаваема. Альбрехт Дюрер, обращаясь к
теме «Страстей», вводил в традиционную иконографию свои дополнения, иногда увеличивал число
сюжетов.
Между 1507 и 1513 годом А. Дюрер работал над двумя одноименными сериями в разных техниках.
Параллельно с серией «Страсти» в гравюре на дереве он создал цикл «Страсти» в гравюре на меди.
Самый ранний лист этого цикла датирован 1507 годом, самый поздний – 1513 годом, основная часть
досок была гравирована в 1512 году.
Серия состоит из 15 гравюр и титульного листа. Каждый лист отличается ясным композиционным
построением и тончайшей обработкой всех деталей. Во многих композициях просматривается влияние
М. Шонгауэра. В техническом исполнении гравюр Дюрер значительно превзошел своего учителя. Серия
пользовалась невероятным успехом и неоднократно переиздавалась на протяжении XVI и XVII веков.
В отличие от гравюр на дереве, эта серия предназначалась для просвещенных современников
художника и вызывала у них восхищение. Дюрер и сам высоко ценил эту работу, часто дарил отдельные
листы друзьям. Он брал ее в качестве подарков в свое путешествие по Нидерландам.
23. «СТРАСТИ» Альбрехт Дюрер
ПИЛАТ УМЫВАЕТ РУКИНЕСЕНИЕ КРЕСТА
СНЯТИЕ С КРЕСТА
ВОСКРЕСЕНИЕ
24. Цикл гравюр «Жизнь Марии»
• Серия состоит из 19 гравюр и титульного листа. Она выполнена втехнике обрезной гравюры на дереве. Первые 17 гравюр были
созданы до второй поездки Дюрера в Италию. «Успение» и
«Вознесение Марии» датируются около 1510 года. Некоторые
исследователи считают, что Дюрер работал над серией в три этапа,
на том основании, что в путешествие по Нидерландам в 1520–
1521 годах он брал серию, состоящую только из 13 листов.
25. Цикл гравюр «Жизнь Марии»
ЗАГЛАВНЫЙ ЛИСТБЛАГОВЕЩЕНИЕ
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
26.
Изумительная точность графического языка, тончайшая разработкасветовоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая
философская подоснова содержания отличают три “мастерские
гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ
непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями
судьбы
Меланхолия” (1514) как воплощение внутренней конфликтности
мятущегося творческого духа человека;
Святой Иероним” (1514) – прославление гуманистической пытливой
исследовательской мысли. К этому времени Дюрер завоевал почетное
положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом,
особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–
1521).
27. Гравюры Дюрера
Рыцарь, смерть и дьяволМеланхолия.
Святой Иероним в келье
28. Портреты Дюрера
• В серии портретов 1520-хгодов (Я.Муффеля, 1526,
И. Хольцшуэра, 1526,
Дюрер воссоздал тип
человека ренессансной
эпохи, проникнутого
гордым сознанием
самоценности
собственной личности,
заряженного
напряженной духовной
энергией и практической
целеустремленностью.
Портрет Я.Муффеля,
Портрет Иеронима Хольцшуэра
29.
• Альбрехт Дюрер революционизировалсевероевропейское искусство, объединив
опыт нидерландской и итальянской
живописи. Многосторонность устремлений
Дюрера проявилась и в его теоретических
трудах (“Руководство к измерению...”, 1525;
“Четыре книги о пропорциях человека”, 1528).
• Художественные искания Дюрера завершила
картина “Четыре апостола” (1526), в которой
воплощены четыре характера-темперамента
людей, связанных общим гуманистическим
идеалом независимой мысли, силы воли,
стойкости в борьбе за справедливость и
истину.
Четыре апостола. Дюрер.