Похожие презентации:
Эпоха Возрождения в Германии и Нидерландах
1. Эпоха Возрождения в Германии и Нидерландах
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ГЕРМАНИИ ИНИДЕРЛАНДАХ
Презентацию подготовили студентки группы РЛ-15-2:
Завертяева Екатерина
Сатина Ирина
Сафиуллова Виктория
Соболева Ольга
Терёшина Анастасия
2. План
ПЛАН• Характеристика эпохи;
• Реформация;
• Периодизация искусства Возрождения;
• Искусство и литература.
3. Характеристика эпохи
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ4. Возрождение в Германии (вторая половина XV— начало XVII вв.)
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ГЕРМАНИИ(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XV— НАЧАЛО XVII ВВ.)
Г.Гольбейн Мл. Портрет Георга Гисце. 1532
А.Дюрер. Портрет венецианки. 1505
5. В XV—XVI вв. Германия не имела постоянного политического центра
В XV—XVI ВВ. ГЕРМАНИЯ НЕ ИМЕЛА ПОСТОЯННОГОПОЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Ахен, здесь совершалась коронация
Нюрнберг, хранил императорскую корону
6.
• Германских императоров по обычаям раннего средневековьяизбирал съезд князей, а корону они получали из рук папы
римского.
• Власть германского императора была ограничена не только
произволом его подданных, но и притеснениями Рима.
7. вывод:
ВЫВОД:Германия оказалась в особенно сильной зависимости от Рима,
чем объясняется обостренная неприязнь ее жителей к власти
папы.
8.
К концу XV столетия вГермании было около трех тысяч
городов, в основном небольших.
Главными культурными
центрами страны стали города на
юго-западе страны (в Эльзасе,
Франконии, Швабии,
австрийских землях), а в XVI в. —
в ее восточной части (Саксонии).
В германских городах
объединения ремесленников
(цехи) играли не столь большую
роль, как в североитальянских
или нидерландских.
Х.Мульчер. Статуя Карла Великого. Между 1423-33
9. Характеристика периода:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА:• Неравномерное экономическое развитие в стране;
• Частые междоусобные войны;
• Возникновение новой протестантской религии.
10. Итоги:
ИТОГИ:• Закрепление феодальной раздробленности Германии;
• Замедление экономического развития в стране.
11. Нидерланды -
НИДЕРЛАНДЫ одна из самых богатых иразвитых стран
12. Политика
ПОЛИТИКА• Существовал централизованный правительственный
аппарат;
• Правителем Нидерландов обычно являлся наместник
(генеральный штатгальтер) императора.
13.
Нидерланды представляли дляКарла V огромную ценность.
Они не только давали ему
колоссальные финансовые
средства (6692 тыс. ливров в
одном лишь 1552 г.), но и были
важнейшим военностратегическим плацдармом
против Франции и противников
Карла V из числа немецких
князей.
14.
• Однако уже во второй половинецарствования Карла V
вследствие бесконечных
финансовых вымогательств и
разорительных войн, в стране
стало назревать недовольство.
15. Реформация в Германии и Нидерландах
РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ ИНИДЕРЛАНДАХ
16.
Реформация (от лат. reformatio «преобразование») - движение за обновлениехристианской церкви
17.
Мартин Лютер (10 ноября 1483 - 18февраля 1546) - христианский
богослов, инициатор Реформации,
переводчик Библии на немецкий язык.
18. Причины реформации:
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ:• Рост самосознания личности, освобождающейся от
средневековой системы ценностей;
• Учение католической церкви перестало удовлетворять многих
европейцев в условиях разложения феодальных порядков и
зарождения элементов раннего капитализма;
• Разочарование в церкви, обусловленное невежеством и
безнравственностью части священнослужителей, в том числе и
в папе римском;
• Продажа индульгенций.
19. Начало реформации
НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ31 октября 1517 г. Лютер
прикрепляет «95 тезисов» к
порталу Виттенбергского собора.
20.
«95 тезисов» - документ на латинскомязыке, от которого отсчитывается начало
Реформации.
Все тезисы сводились к следующему:
• не отпускать грехи без покаяния;
• прощение дается Богом, а не за деньги;
• лучше совершить доброе дело, чем
откупиться;
• главное богатство церкви - Священное
писание.
21. Лютеранская церковь
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ• Церковь должна быть «дешевой» – не проводить пышных обрядов, не иметь
богатого убранства и т.п.;
• Служение должно вестись на родном языке;
• Церковь должна подчиняться князьям, а не Папе Римскому;
• Упрощение культов и обрядов;
• Осуждение индульгенций;
• Спасение верующего – это его личное дело;
• Непризнание монашества;
• Пастор – выборный священник протестантской церкви.
22.
Томас Мюнцер (1490 – 1525) - немецкийпроповедник времён Реформации,
выступавший против греховного уклада
жизни, противопоставляя ему евангельский
идеал.
23. Крестьянская война Томаса Мюнцера (1524-1526)
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ТОМАСА МЮНЦЕРА(1524-1526)
Причины войны:
• Возросшая роль рынка и денег побуждала светских и церковных
феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи;
• Крестьяне были недовольны высокими налогами и поборами со
стороны князей и церкви;
• Ущемление феодалами экономических, социальных, правовых
интересов крестьян;
• В это время стал терять свою устойчивость авторитет властей,
особенно церковных, вследствие Реформации.
24. Специфика войны
СПЕЦИФИКА ВОЙНЫ• Народное движение в Германии развивалось стихийно;
• Действия крупных групп повстанцев были разрозненными;
• Новшеством стало умение немецких крестьян организовываться
в многотысячные военные отряды с выборными командирами, но
дисциплина в этом войске оставалась слабой;
• По мере расширения восстания, крестьяне вовлекли в войну
часть населения городов, некоторых дворян, группы
горнорабочих.
25. Причины поражения крестьян
ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ КРЕСТЬЯН• Невозможность одновременно действовать общими силами
из-за разрозненности на обширном пространстве;
• Неопытные в войне и политике крестьяне упускали удобные
моменты для битв и переговоров;
• Предводители крестьян не пользовались всеобщим доверием
в крупных отрядах повстанцев.
26. Итоги Крестьянской войны
ИТОГИ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ• Укрепились взаимосвязи лютеранской Реформации с властью
князей;
• Католицизм упрочил свои позиции, так как во время войны были
казнены почти все евангелические проповедники;
• Победа князей привела к тому, что их могущество стало превышать
могущество императора во внутригерманских делах, что не
позволяло развивать возможности национального объединения
путем политической централизации;
• Огромные людские потери и упадок хозяйства привели к
внешнеполитическому ослаблению империи.
27. Реформация в Нидерландах
РЕФОРМАЦИЯ В НИДЕРЛАНДАХ28.
Жан Кальвин (1509 — 1564) — французский богослов, реформаторцеркви, основатель кальвинизма.
29.
Кальвинизм - направление протестантизма, созданное и развитоефранцузским теологом и проповедником Жаном Кальвином.
Основные положения кальвинизма:
• Бог есть верховная власть;
• Догмат об абсолютном предопределении, согласно которому
участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и
навсегда предопределена со времени «творения».
30. Нидерланды в период реформации
НИДЕРЛАНДЫ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ• Территория находилась в состоянии войны с Испанией;
• Кальвинизм стал идейной основой Нидерландской революции XVI
века. Он распространился среди буржуазии, части антииспански
настроенного дворянства, а также среди крестьян;
• В северных провинциях Нидерландов, где победила революция,
имущество церкви было конфисковано, а католичество заменено
кальвинизмом;
• Нидерланды разделились на 2 части: протестантский север и
католический юг.
31. Периодизация искусства Возрождения
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВАВОЗРОЖДЕНИЯ
32.
Возрождение в Нидерландах• Нидерландское Возрождение в живописи начинается с «Гентского алтаря» братьев
Губерта и Яна ван Эйков. Гентский алтарь представляет собой двухъярусный
складень, на 12 досках представлено 12 сцен. Вверху изображен Христос на троне с
предстоящими Марией и Иоанном, поющими и музицирующими ангелами и Адамом
и Евой; внизу на пяти досках — сцена «Поклонения агнцу».
33.
В закрытом виде на наружных створкахроспись под гризайль: сцена Благовещения,
фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна
Богослова, портреты донаторов.
34. Ян ван Эйк (ок.1390-1441) «Портрет человека с гвоздикой» 1435г, дерево, масло, 40 x 31 cм
Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверноточным, создавая глубоко индивидуальный образ.
ЯН ВАН ЭЙК
(ОК.1390-1441)
«ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА С ГВОЗДИКОЙ»
1435Г, ДЕРЕВО, МАСЛО, 40 X 31 CМ
Ян ван Эйк
(1385/90-1441)
«Человек в тюрбане»
1433г, дерево, масло, 25,5 x 19cм
35.
• В 40-е годы XV в. в нидерландском искусстве постепенноисчезает пантеистическая многокрасочность и
гармоническая ясность, свойственная ван Эйку. Но
человеческая душа раскрывается глубже во всех ее тайнах.
Многому в решении подобных проблем нидерландское
искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену (1400—1464).
36. «Снятие с креста»
Композиция построена по диагонали. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах.Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем. Лица искажены горем. На всем лежит печать
холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации.
«СНЯТИЕ С
КРЕСТА»
Рогир ван дер Вейден
1435—1440
37.
• На вторую половину XV в. приходится творчествоГуго ван дер Гуса (около 1435—1482). Центральной
сценой его грандиозного по размерам и
монументального по образам алтаря Портинари
является сцена поклонения младенцу.
38. «Корабль дураков»
Общественная жизнь Нидерландоввторой половины XV— начала XVI в.
была полна острых социальных
противоречий и конфликтов. В этих
условиях родилось сложное
искусство Иеронима Босха (1450—
1516), создателя мрачных
мистических видений. Демонология
уживается у Босха со здоровым
народным юмором, тонкое чувство
природы — с холодным анализом
человеческих пороков и с
беспощадной гротескностью в
изображении людей
«КОРАБЛЬ ДУРАКОВ»
39.
Творчеством Босха кончается первый этап великогоискусства Нидерландов — XV век,
«пора исканий, прозрений, разочарований и
блестящих находок»
40.
• Искусство Нидерландов XVI в.отказывается от использования
средневековых традиций.
• Вершиной нидерландского
Ренессанса было, творчество Питера
Брейгеля Старшего, прозванного
Мужицким.
41.
• В начале 60-х годов Брейгель создает ряд трагическихпроизведений, превосходящих по силе выразительности
все фантасмагории Босха. Аллегорическим языком
Брейгель выражал трагизм современной жизни всей
страны, в которой бесчинства испанских угнетателей
достигли наивысшей точки. Он обращался к
религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные
события.
42. «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) — это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне.
«ВИФЛЕЕМСКОЕ ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» (1566) — ЭТОКАРТИНА РЕЗНИ, УСТРОЕННОЙ ИСПАНЦАМИ В
НИДЕРЛАНДСКОЙ ДЕРЕВНЕ.
43.
• Нидерланды стали родинойдвух самостоятельных жанров
живописи —
натюрморта и пейзажа,расц
вет которых был вызван тем,
что Реформация запретила
художникам писать картины
на религиозные темы, и им
пришлось искать новые
направления.
44.
Наиболее популярными художниками Европы XVII в. былинидерландцы Питер Пауль Рубенс (1577—1640) и Харменс ван Рейн
Рембрандт (1606—1669).
45. Возрождение в Германии
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ГЕРМАНИИ• Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к
Нидерландам, и немецкий Ренессанс сформировался в
сравнении с итальянским на целое столетие позже. На
примере творчества многих художников XV в. можно
проследить, как формировалось Возрождение в Германии.
46.
В культуре Германии эпохи Возрождения выделяются следующиепериоды:
– 1430–1490 гг. – Предвозрождение, время становления новой
культуры
– 1490– 1517/20 гг. – зрелое Возрождение, период расцвета
• – 1530 – начало XVII в. – позднее Возрождение, период
Реформации и Контрреформации.
• На развитие немецкой культуры периода оказало влияние три
составляющих: античное и итальянское наследие, а также
христианская культура. Немецкая культура во многом
отличается от итальянской. В эстетике это проявилось в
предпочтении экспрессивных форм, в отличие от гармоничных
в Италии.
47.
• Возрождение в Германии называютэпохой Дюрера. Дюрер - первый
художник, чья популярность была
общеевропейской уже при жизни.
• Дюрер, как и многие мастера
Возрождения, был всесторонне
даровитым. Его талант в равной
степени развивался в гравюре,
живописи, теории искусства.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
48. Три самые знаменитые гравюры Дюрера
ТРИ САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ГРАВЮРЫ ДЮРЕРА«Всадник, смерть и дьявол»
49.
«Святой Иероним в келье»50.
«Меланхолия»51.
• Ганс Гольбейн Младший(1497—1543), меньше других немецких
живописцев связанный со
средневековой традицией. Самая
сильная часть творчества
Гольбейна – портреты,
написанные всегда с натуры.
Портрет Эразма
Роттердамского
52.
• Продолжателем лучших дюреровских традиций в областипейзажа был художник дунайской школы Альбрехт
Альтдорфер (1480 – 1538), мастер необычайно тонкий и
лиричный, в творчестве которого пейзаж сложился как
самостоятельный жанр .
53.
Самой интересной картиной художника считается «Битва Александра сДарием» (1529)
Это одна из первых
написанных маслом
батальных сцен, так что
Альтдорфер может
считаться
основоположником
батального жанра.
54.
• Последний художник немецкого Ренессанса – Лукас Кранах(1472 – 1553)
55.
• Одной из его лучших работявляется новаторски
написанное «Распятие»
(1508)
56.
• Век немецкого Возрождения был недолог. Тридцатилетняявойна вторглась в этот процесс и задержала развитие
немецкой культуры. Но в истории оно осталось как
поразительно целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров
живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей
борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг
друга, взаимно вдохновляются идеями.
57. Искусство и литература
ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА58.
Наибольшую славу в XV-XVI вв. стяжала себе нидерландская музыкальная школа.
Нидерландские композиторы писали сочинения для хора, исполнявшиеся без
инструментального сопровождения. Вклад нидерландских мастеров в историю
музыки заключался в наиболее полном развитии полифонии – искусстве хорового
многоголосия.
59.
• Церковная скульптура не получила большого развития вНидерландах. Блестящим исключением стал Клаус Слютер,
работавший при дворе герцога Филиппа Смелого. Самым
прославленным произведением Слютера стал «Колодец
пророков» – почти двухметровый шестигранный постамент, на
котором помещалось Распятие. Украшают «Колодец» статуи шести
библейских пророков.
60.
Крупнейшим представителем
культуры Возрождения Нидерландов
был Эразм Роттердамский (1469—
1536). Большую популярность
гуманисту принесли сатирические
произведения «Похвала
глупости» (1509 г., 40 переизданий
при жизни), «Домашние беседы» и
др.
Идеи Эразма Роттердамского не
носили резкого радикального
характера, мыслитель скорее искал
компромиссные решения достаточно
острых религиозно-философских,
социальных и политических проблем.
61.
• БРАНТ Себастиан (1457–1521) —немецкий гуманист.
• С 1489 — доктор прав в Базеле.
• С 1501 — городской секретарь
(канцлер) Страсбурга.
• Автор многочисленных научных,
публицистических и поэтических
произведений на немецком и
латинском языках.
62.
• На исходе XV в. СебастианБрант написал на немецком
языке сатирико-дидактическое
зерцало «Корабль дураков»
(1494).
63.
• Книга тесно связана со средневековой традицией(назидательность, стремление аккуратно перечислить пороки,
обременяющие землю).
• Автор зовет окружающий мир на суд Разума. Все уродливое,
несправедливое, темное он рассматривает как проявление
человеческого неразумия.
64.
• Самой большой и самой распространенной «глупостью»Себастиан Брант считал себялюбие, которое разъединяет
людей и калечит их души.
• Помышляя о личной выгоде, себялюбцы пренебрегают общим
благом и тем самым содействуют упадку немецкого
государства.
65.
• Как сатирик, Брант тяготеет к карикатуре, к лубочнойксилографической угловатости, к площадному острословию.
Но лубочность Бранта далека от того могучего площадного
гротеска, который спустя несколько десятилетий утвердился в
романе Рабле. Конечно, фигуры дураков, наполняющие сатиру
Бранта, связаны с традицией народного лицедейства. Однако
персонажей Бранта связывает с карнавалом дурацкий колпак с
бубенчиками, и сатирик не выходит за пределы житейской
повседневности.
66.
• Его дураки — это людиобычные, часто встречающиеся
в городах и селах Германии:
сатира Бранта лишена
сказочного гиперболизма.
Успеху сатиры, несомненно,
содействовали и превосходные
иллюстрации, гравированные по
рисункам молодого А. Дюрера
Дурак с гусями (иллюстрация к главе книги
Себастьяна Бранта "Корабль дураков",
гравированная Дюрером в 1494 году)
67.
• В 1498 г. «Корабль дураков» былпереведен на латинский язык
гуманистом Я. Лохером и таким
образом стал достоянием всей
культурной Европы.
"Корабль дураков". Титульный лист.
68.
• «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского испытала насебе влияние брантовской сатиры. На «Корабль дураков»
опирались немецкие сатирики XVI в. «Литература о
дураках» (Narrenlitteratur) стала особой ветвью немецкой
сатиры предреформационного периода.
69.
Старый глупец. Иллюстрация к"Кораблю дураков"
70. Литература
ЛИТЕРАТУРАГармаш К.С. Живопись северного ренессанса. М., 1965.
Левицкий А.С. Живопись Нидерландов. М., 1995.
Солохин А.А. Северное возрождение. М., 1976.
История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. —
М.: Наука, 1983—1994. Т. 3. — 1985.
Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,
2003
Фриман Дж. История искусства. ‒ М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,
2003
Питер Брейгель Старший. ‒ М.: Терра-Книжный клуб, 2001
Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. – М.: «Махаон», 2008
Энциклопедия для детей. (Т.7) Искусство. Ч.1. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007