Похожие презентации:
Немецкая классическая философия
1. Немецкая классическая философия
2. Этапы развития европейской философии Нового времени
• Классическая философия раннегоНового времени (середина XVII –
первая треть XIX вв.)
• Неклассическая философия Нового
времени - философия модерна
(середина XIX – середина ХХ вв.)
• Постнеклассическая философия философия постмодерна (серединаконец ХХ в. – настоящее время).
3. Немецкая классическая философия
• Философия – средство критическогоосмысления действительности.
• На основе онтологических и
гносеологических представлений
проведена критическая переоценка
основных понятий и утверждений
философии.
• Создана целостная диалектическая
концепция развития.
4. Основные понятия немецкой классической философии
• Субъективный идеализм –философское направление,
отрицающее объективное
существование мира, сводит знание к
субъективным ощущениям людей.
• Объективный идеализм – философское
течение, признающее существование
единого всеобщего,
сверхиндивидуального начала мира.
5. Трансцендентализм
• Трансцендентный – сверхчувственныймир за пределами опыта и сознания
• Трансцендентальный – мир явлений,
природы У Канта – формальные
предпосылки познания, которые
организуют научный опыт:
пространство, время, протяженность и
др.
6. Иммануил Кант
• Докритическийпериод –вопросы
естествознания
«Всеобщая
естественная история
и теория неба»
• Критический период –
вопросы метафизики
и теории познания
«Критика чистого
разума» и этические
проблемы «Критика
практического
разума»
7. «Критика чистого разума»
• Агностицизм (от греч. недоступныйпознанию) – течение в гносеологии,
отрицающее возможность получения
достоверного знания о мире (И. Кант, Д.
Юм и др.)
• Априорное – доопытное знание.
Апостериорное – знание на основе опыта
• Антиномии – противоречивые
высказывания о предмете, одинаково
логически обоснованные
• «Вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» понятия, введены И. Кантом для
обозначения «мира как объективной
реальности» и «знания, полученного
опытным путем»
8. Гносеология И. Канта
• Агностицизм – невозможность познаниятрансцендентного (объективного) мира
методами науки. Вера –априорное и
внеопытное познание объективного мира
• Субъективный идеализм: человек
(трансцендентальный субъект) создает
трансцендентальный мир в своем сознании
и может его познать.
• Этапы познания трансцендентального
мира: чувственное, рассудочное, разумное
9. Этика И. Канта «Критика практического разума»
• «Категорический императив» - основнойзакон этики Канта, «всеобщее правило
поведения»: Поступай так, чтобы максима
твоего действия на основе твоей воли могла
быть принципом всеобщего законодательства
• Необходимо соизмерять поступки с
принципом: «если так начнут поступать все
люди» . Главные критерии нравственного
поступка: совесть и чувство долга.
10. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
• Панлогизм –утверждение разумных
оснований
действительности,
отождествление бытия и
мышления
• Абсолютная идея –
внутренняя идеальная
сущность, скрытая
причина целеполагания
и деятельности человека
11. Самопознание Абсолютного Духа
Философиядуха
Человек
Философия
природы
Наука
логики
Абсолютная
идея
12. Ступени саморазвития Абсолютного Духа
• Наука логики (Абсолютная идея самапо себе): учение о бытии, учение о
сущности, учение о понятии
• Философия природы (Абсолютная идея
в природе): механика, физика,
органическая физика
• Философия духа (Абсолютная идея в
воплощении духовной деятельности
человека): субъективный дух,
объективный дух, Абсолютный дух
13. Диалектика Гегеля
• Объективный идеализм: диалектика основополагающий закон развития исуществования Мирового духа и
сотворенного им мира
• Категории – наиболее общие понятия,
«мысленные схемы», при помощи
которых разум способен познавать
действительность
• Категории диалектики: качество,
количество, мера, противоречие,
сущность и явление, содержание и
форма, часть и целое
14. Законы и принципы диалектики
• Закон единства и борьбыпротивоположностей
• Закон перехода количественных
изменений в качественные
• Закон отрицания отрицания
• Принципы: всеобщей связи, всеобщего
развития
15. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
• Объективныйидеализм:
единственная
реальность абсолютный
разум («в себе»
сущее)
16. Гносеология Шеллинга
• В абсолютном разуме субъект и объектнеразрывно связаны и образуют
«целостную неразличимость
субъективного и объективного»
• При познании человеком природы
субъект (человек) и объект познания
(природа) также совмещаются.
17. Иоганн Готлиб Фихте
• Субъективныйидеализм:
первично и
автономно
человеческое
«Я».
18. Гносеология Фихте
• Этапы развития человеческогопознания:
• «Я» полагает себя.
• «Я» полагает «не-Я» (т.е. внешний
мир).
• «Я» полагает одновременно и себя, и
«не-Я».
• Мир - деятельность человека.
19. Людвиг Андреас Фейербах
• Материализм: «Никакоемышление, а,
следовательно, и
никакая духовная
сущность не может
существовать вне
человека и независимо
от него».
• Материя первична,
духовное вторично,
производно от материи,
природы .
20. Гносеология Фейербаха
Мир познаваем с помощьючувств и мышления.
Связь в мышлении
духовного и материального
начал: восхождение от
материального к
идеальному.
21. Антропология Фейербаха
«Новая философия» - предметом
философии будущего должен стать
человек как единство природного и
общественного.
Сущность человека – разум, воля,
сердце.
Атеизм - мораль вместо религии: вместо
любви к Богу –любовь к человеку как
единственная истинная религия, вместо веры
в Бога – вера человека в самого себя
(« Сущность христианства», «Сущность
религии»).
22. Основные черты немецкой классической философии
Философия – основание всех наук и
искусство жить в соответствии с законами
разума
Панлогизм (онтология)
Идеализм - Шеллинг (объективный)
и Фихте (субъективный) и
материализм (Фейербах)
Диалектика (онтология)
Мир познаваем с помощью чувств и
разума (гносеология)
Человек – разумный, мыслящий
субъект (антропология)
Человек свободен и морален (этика)
23. Задание
• 1. Специфика немецкой классическойфилософии (3-5 примеров).
• 2. Философия и этика Канта.
• 3. Диалектика Гегеля
• 4. Внести записи в таблицу по теме:
«Немецкая классическая философия».
24.
Спасибо
за внимание!