философия СРЕДНИХ ВЕКОВ
Предпосылки возникновения европейской философии средних веков (V – XV вв.)
Неоплатонизм (Плотин, Прокл)
Филон Александрийский
«Философия – служанка богословия» (Ф. Аквинский)
Основные понятия философии средних веков
Этапы становления и развития европейской христианской философии
Апостольский период
Апологетика (от греч. apologeomai – защищающие)
«Верую потому, что абсурдно» - Тертуллиан
Патристика
Августин Аврелий (Блаженный) (354 — 430)
Схоластика
Фома Аквинский (1225 — 1274)
Теодицея Ф. Аквинского
ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Реализм
Номинализм
Уильям Оккам (1281 — 1349)
Пьер Абеляр (1079 —1142)
Основные черты философии средних веков
Задание
367.50K
Категория: ФилософияФилософия

Философия средних веков

1. философия СРЕДНИХ ВЕКОВ

2. Предпосылки возникновения европейской философии средних веков (V – XV вв.)

• Борьба с ересями и
языческой философией
• Распространение
христианского вероучения
и рационально-логическое
обоснование его
истинности
• Утверждение христианства
в качестве
государственной религии
Римской империи (325 г.)

3. Неоплатонизм (Плотин, Прокл)

• Философская картина
абсолютного бытия:
• Единое Благо –
(подлинное
первосущее)>
• Мировой Ум (числа и
идеи – первооснова
всех вещей) >
• Мировая Душа (все
одушевленное) >
• Материя (низшая
форма бытия)

4. Филон Александрийский

• Предшественник
ранней христианской
философии
• Отождествление Бога
и Логоса
• Логос – высшая идея
• и наместник Божий
• Человек –
интеллектуальное
существо, следующее
Логосу и
уподобляющееся Богу

5. «Философия – служанка богословия» (Ф. Аквинский)

• Зависимость
философии от религии
• Цель философии богопознание
• Теоцентризм – принцип
построения
философской картины
мира, где единоначалом
выступает Бог
• Монотеизм единобожие

6. Основные понятия философии средних веков

• Бог – сверхчувственная сущность, Абсолютный Дух,
• Творец и единое начало мира.
• Теодицея – доказательство бытия Божьего
• Креационизм – принцип творения мира Богом из ничего
• Провиденциализм – понимание истории как проявления
воли Бога, осуществление предусмотренного Богом плана
• Эсхатологизм – христианский догмат о конечности мира и
человека, о втором пришествии Христа на землю, о судном
дне
• «Универсалии» (лат. universales — общий) — общие
понятия

7. Этапы становления и развития европейской христианской философии

• Апостольский период (первая
половина II в.)
• Апологетика (II - III вв.)
• Патристика (IV – VII вв.)
• Схоластика (IX – XV вв.) -

8. Апостольский период

Деятельность апостоловевангелистов (Варнава,
Климент Римский, Герма и др.)
обращавшихся к христианской
аудитории:
• Защита христианства от
ересей и язычества
• Разработка догматов
христианского вероучения
(догмат - положение,
принимаемое на веру без
доказательств)

9. Апологетика (от греч. apologeomai – защищающие)

• Деятельность раннехристианских писателейфилософов (Тертуллиан, Ориген, Аристид и др.),
обращавшихся к языческой аудитории и
защищавших в своих сочинениях принципы
христианства от критики языческих правителей и
ученых
• Основные положения трудов апологетов:
Языческие верования нелепы и предосудительны
Эллинская философия утонула в противоречиях
Христианство – единственная истинная философия
Лучшие умы античности (Платон, Сократ, стоики) близки к
христианству

10. «Верую потому, что абсурдно» - Тертуллиан

• Вера – мировоззренческая и
психологическая установка
принятия какого-либо
положения без
доказательств, не
допускающая сомнений
• Откровение – знание,
полученное иррациональным
путем, имеющее
божественный источник
• Отрицание необходимости
рационального
объяснения откровения

11. Патристика

• Деятельность первых христианских
богословов- «отцов церкви» (Аврелий
Августин, Григорий Нисский, Иоанн
Дамаскин)
• Основные проблемы:
• Сущность Бога и его тройственность
(тринитарная проблема)
• Свобода воли человека и возможность
спасения его души
• История - осуществление заранее
предусмотренного Богом плана спасения
человека

12. Августин Аврелий (Блаженный) (354 — 430)

• Град Божий и Град Земной
в мире и в человеческой
душе
• Творец зовется творцом
по отношению к своим
тварям подобно тому, как
господин зовется
господином по отношению
к своим слугам
• Вера и разум едины, но
вера превосходит разум

13. Схоластика

• Схоластика (от греч. scholasticа, школьный,
учёный) – тип религиозной философии,
рационально-логическое обоснование истинности
христианского вероучения (Ф. Аквинский,
• И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам и др.)
• Схоластика - «школьная философия» - исходила из
того, что истина заключена в текстах, и человек
может постичь ее, разобравшись в Священном
Писании
Основные проблемы:
Доказательства бытия Божьего
Соотношение веры и разума
Проблема универсалий

14. Фома Аквинский (1225 — 1274)

• Основатель томизма –
официальной философии
католицизма (соединение
философии Аристотеля с
христианским
мировоззрением)
Два пути к Богу – вера и
разум, которые не
исключают, а
взаимодополняют друг
друга
• Философия и религия
имеют ряд общих
положений, которые
открываются и разумом, и
верой

15. Теодицея Ф. Аквинского

• Доказательства бытия Бога:
• Бог - исток всего, перводвигатель (космология);
• Бог – причина возникновения мира (космология);
• Бог – высшее идеальное бытие, совершенная
сущность (онтология);
• Бог – первообраз, исходная основа, «форма всех
форм» (онтология);
• Бог – высший источник целесообразности,
Творец, осуществляющий цель творения
(телеология)

16. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

• Течения в схоластике:
• Реализм (от лат. realis –
вещественный, действительный
• Номинализм (от лат.
• nomen – имя, наименование)

17. Реализм

• Общие понятия (универсалии) реальны,
первичны, порождают вещи
• (Ф. Аквинский, А. Кентенберийский)
• Истинное знание возможно лишь в
богословии – «истины веры»

18. Номинализм

• Реальны лишь единичные вещи, а
общие понятия (универсалии) - это
имена вещей, существующие в
мышлении
• ( И. Дунс Скотт, У. Оккам)
• Истинное знание возможно и вне
богословия – «истины разума»

19. Уильям Оккам (1281 — 1349)


«Идеи не существуют в
божественном уме как
прообразы сущности, Бог
творит вещи при помощи
воли, а идеи возникают в
его уме уже после того, как
мир был сотворен»
• «Сущности не следует
умножать без
необходимости» - реально
лишь то, что можно
проверить опытом или
объяснить уже известным,
проверенным

20. Пьер Абеляр (1079 —1142)

• Концептуализм
• В единичных предметах
существует нечто
общее, на основе чего
возникает концепт,
выраженный словом концепция
двойственной истины
• «Понимаю, чтобы
веровать»

21. Основные черты философии средних веков

• Теоцентризм
• Креационизм (онтология)
• Сочетание мистицизма и рационализма
(гносеология)
• Богоуподобление (антропология)
• Провиденциализм и эсхатология
(история)
• Аскетизм и смирение (этика)

22. Задание

• 1. Специфика средневекового
философского знания (3-5 примеров).
• 2. Проблема разума и веры в
средневековой философии
• (2-3 концепции по выбору).
• 3. Внести записи в таблицу по теме:
«Философия Средних веков».

23.


Спасибо
за внимание!
English     Русский Правила