Похожие презентации:
Философия Средних веков
1. Философия Средних веков
2.
Средние века - это периодполного господства
феодализма,
крепостничества и
христианства в Европе.
Именно две особенности феодализм и христианство обусловили собой содержание и
состояние философии
Средневековья. Данная
философия - богословие.
Движение философской
мысли пронизано
проблемами религии.
3. Источники формирования средневековой философии.
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯСРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
Древнегреческая
философия.
Священное
писание(Библия).
4. Позиции средневековой философии.
ПОЗИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.o Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание
мира, в котором источником и причиной всего сущего
выступает Бог.
o Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение),
принцип, в соответствии с которым Бог из ничего
сотворил живую и неживую природу.
o Провиденциализм - (лат. providentia - провидение),
система взглядов, в соответствии с которой всеми
мировыми событиями, в том числе историей и
поведением отдельных людей, управляет
божественное провидение.
5. Наиболее яркие представители средневековья:
НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИСРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Августин Блаженный (354-430);
Фома Аквинский (1225-1274);
Пьер Абеляр (1079-1142);
Уильям Оккам (1285-1349)
6. Основные этапы развития философии средневековья
ПАТРИСТИКА(учение «отцов церкви»)
СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
охватывает с I по IX вв.
школьно-университетскую
разработка и
дисциплина, имевшую
оформление основного
цель философски
содержания
обосновать религиозное
христианской философии
учение и догматы Церкви
на основе религиозного
под влиянием
учения Иисуса Христа и
философского наследия
философской системы
Аристотеля.
Платона.
7. ПАТРИСТИКА.
Патристикасовокупность теологофилософских взглядов"отцов церкви", которые
взялись за обоснование
христианства, опираясь
на античную философию
и прежде всего на идеи
Платона.
Апологетическая.
Систематичекая.
8. Этапы патристики.
ЭТАПЫ ПАТРИСТИКИ.I.
II.
III.
Апологетика (II-III
в.в.)
Классическая
патристика (IV-V в.в.)
Заключительный
период (VI-VIII в.в.)
9. Августин Блаженный как видный представитель патристики
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ КАК ВИДНЫЙПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПАТРИСТИКИ
Автор работ «О граде
Божьем», «Исповедь», «Против
академиков» и др.;
заложил основы католицизма;
основал исповедальный жанр в
философии и литературе;
предложил линейное
представление о времени;
обосновал идею господства
Церкви над государством, а
Папы – над монархами;
выдвинул идею социального
конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью)
10. СХОЛАСТИКА.
Схоластика представляет собойтип
философствования,
при котором
средствами
человеческого разума
пытаются обосновать
принятые на веру
идеи и формулы.
11. Этапы схоластики.
ЭТАПЫ СХОЛАСТИКИ.I.
II.
III.
Ранняя форма (XI-XII в.в.)
Зрелая форма (XII-XIII в.в.)
Поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.)
12. Фома Аквинский - представитель схоластики
ФОМА АКВИНСКИЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСХОЛАСТИКИ
Автор работ «Сумма теологии»,
«Против язычников»,
комментариев к Библии, к
произведениям Аристотеля;
логически доказал
существование Бога;
систематизировал схоластики;
автор неотомизма;
исследуя проблему бытия,
разделяет сущность (эссенцию)
и существование
(экзистенцию);
разработал проблему
соотношения религии и науки,
веры и разума.
13. Труды Фомы Аквинского.
ТРУДЫ ФОМЫ АКВИНСКОГО.два обширных трактата, охватывающих широкий
спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против
язычников» («Сумма философии»),
дискуссии по теологическим и философским
проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы
на различные темы»),
комментарии на:
несколько книг Библии,
12 трактатов Аристотеля,
«Сентенции» Петра Ломбардского,
трактаты Боэция,
трактаты Псевдо-Дионисия,
анонимную «Книгу о причинах»,
ряд небольших сочинений на философские и
религиозные темы,
стихотворные тексты для богослужения, например
работа «Этика».
14. 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.
5 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА ФОМЫАКВИНСКОГО.
1.
2.
3.
4.
5.
Доказательство через
движение.
Доказательство через
производящую причину .
Доказательство через
необходимость .
Доказательство от
степеней бытия .
Доказательство через
целевую причину.
15. Спор о природе универсалий (общих понятий)
СПОР О ПРИРОДЕ УНИВЕРСАЛИЙ(ОБЩИХ ПОНЯТИЙ)
Реализм
Номинализм
- направление теологической
философии, сторонники
которого считали подлинно
существующими не сами
вещи, а их общее понятие –
универсалии. Согласно
реалистам универсалии
существуют до вещей. Они
продолжают учение
Платона об эйдосах.
Реально существуют сами
конкретные вещи, в то
время как общие понятия
есть лишь имена вещей.
Согласно номиналистам
универсалии существуют
не до, а после вещей, а
вещи познаются
чувственным опытом.
Они продолжают учение
Аристотеля.
16. Вывод.
ВЫВОД.Просмотрев основные положения философии
Средних веков, можно уверенно сказать, что
отдельно философии не существовало. Было
только богословие, с намеками на вышедшую
позднее из нее науку.