Похожие презентации:
Моральные категории
1.
МУСИХИНА Д2 ГМУ1
2. ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
ДОБРОИ ЗЛО
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СОВЕСТЬ
ДОЛГ
ЧЕСТЬ
3. ДОБРО И ЗЛО
– это нравственное выражение того, что способствует счастьюлюдей. Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Добро и
зло проявляются как нормативно-оценочные понятия и
явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке,
выделяют добродетели, имеющие моральную ценность, и
пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам
добродетелей относят мудрость, мужество, умеренность,
справедливость; христианские добродетели веры, надежды,
любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания;
добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие,
понимание. Проявления добра в жизни связаны с ценностями
здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности поступка,
долженствованием, отношением к человеку как к цели. К
проявлениям зла относят различные формы деструктивности
и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку,
отношение к нему как к средству, греховность и порочность,
корыстные ориентации.
4. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
– это общая нравственная санкция совместнойжизни людей, рассмотренной главным образом
под углом зрения сталкивающихся желаний,
интересов, обязанностей; справедливость есть
нравственно санкционированная
соразмерность в распределении выгод и тягот
совместной жизни людей, степень
совершенства самого способа кооперирования
деятельностей и взаимного уравновешивания
конфликтующих интересов в обществе и
государстве. Справедливость требует
наказания за зло и воздаяния за добро.
5. СОВЕСТЬ
– способность человека, критически оценивая себя,осознавать и переживать свое несоответствие
должному – неисполненность долга;
феноменологическими проявлениями совести
являются внутренний эмоциональный дискомфорт
(«укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние.
6. ДОЛГ
неотделим от осознания его индивидом каксвоей внутренней задачи. Осознающим
субъектом долг воспринимается как
раздвоение сознания на «я хочу» и «я должен».
Это раздвоение – необходимое условие его
функционирования. Долг обозначает
нравственно аргументированное принуждение
к поступкам, нравственную необходимость,
фиксированную в качестве субъективного
принципа поведения.
7. ЧЕСТЬ
(по В. И. Далю) есть внутреннее нравственноедостоинство человека, доблесть, честность,
благородство души и чистая совесть. В содержание
этого понятия входят также умение держать слово
и выполнять свой долг. Понимание чести
определяется положением человека в конкретной
социальной среде, поэтому нет единого,
равнозначного для всех кодекса чести. Социальногрупповые, сословные, национальные,
профессиональные и другие социальные
отношения оказывают решающее влияние на
формирование кодексов чести (например,
дворянский кодекс чести включал в себя
сатисфакцию, удовлетворение претензий,
связанных с оскорблением достоинства личности;
это требовало поединка, дуэли, кончавшихся
ранением или гибелью одного из противников).