Похожие презентации:
Этические категории
1. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
2. Характеристика основных этических категорий
• Категории этики — это основныепонятия этической науки, отражающие
наиболее существенные элементы
морали.
Общепризнанные, наиболее важные в
теоретическом и практическом
отношении категории:
3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ:
добро и зло,
благо,
справедливость,
долг,
совесть,
ответственность,
достоинство и честь.
К категориям этики относят также смысл
жизни, счастье
4. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ КАТЕГОРИЙ –ПОНЯТИЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ КАТЕГОРИЙ –ПОНЯТИЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
• В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ, ДРЕВНЕМ КИТАЕ, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
2500 ЛЕТ НАЗАД ПРОИЗОШЕЛ ПЕРЕВОРОТ В
МИРООЩУЩЕНИИ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА –ПЕРЕХОД ИЗ
ДЕВСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ «НИЧЕГОНЕЗНАНИЯ» К
ПОЗНАНИЮ ПЛОДА С «ДЕРЕВА ДОБРА И ЗЛА» В ПОПЫТКЕ
ПОНЯТЬ, ПОЗНАТЬ САМОЕ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
«РАСШИРЕНИЕ ИСТОРИИ» - КАРЛ ЯСПЕРС
• САМОПОЗНАНИЕ И ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ ПРИВЕЛИ К
СТАНОВЛЕНИЮ ЭТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ.
• С ТЕХ ПОР СУЩЕСТВУЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКА
ЭТИЧНЫХ ПОСТУПКОВ:
1. ВНЕШНИЙ – ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ
2. ВНУТРЕНИЙ - СОВЕСТЬ
5. ЗАКОНЫ ЭТИКИ ПОСТУПКОВ
В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ В ОСНОВЕ – ИДЕЯ РЕИНКАРНАЦИИ
(ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ) И КАРМЫ (ВОЗДАЯНИЯ)
КАРМА В ОСНОВЕ ИМЕЕТ ЭТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. КАРМА
НАСТИГАЕТ ПРЕСТУПНИКА НЕИЗБЕЖНО (В ОТЛИЧИЕ ОТ
БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛИ). ЧТО ПОСЕЕШЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ –
ПОЖНЕШЬ В СЛЕДУЮЩЕЙ –ЭТО ЕСТЬ АБСОЛЮТНЫЙ
КОСМИЧЕСКИЙ ЗАКОН.
УЧЕНИЕ О КАРМЕ – УЧЕНИЕ О ЕСТЕССТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОЙ
ПРИЧИННОСТИ. АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ Г.СПЕНСЕР СЧИТАЛ, ЧТО
СООТНОШЕНИЕ ПОСТУПКА И ПОСЛЕДСТВИЯ (ПРИЧИНЫ И
СЛЕДСТВИЯ) ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОДЛИННУЮ ЭТИКУ.
ЧЕЛОВЕК В ИНДИИ МОЖЕТ БЫТЬ ФИЗИЧЕСКИ ЗАКРЕПОЩЕН, НО
ДУХОВНО СВОБОДЕН.
СЛЕДОВАНИЕ ПРАВИЛАМ ЧЕРЕЗ РИТУАЛЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ.
ЦЕЛЬ –ДОСТИЧЬ ТАКОГО НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА,
ЧТОБЫ БОЛЬШЕ НЕ ПЕРЕВОПЛОЩАТЬСЯ.
6. ЭТИКА БУДДЫ
• ЖИЗНЬ –ЕСТЬ СТРАДАНИЕ. РОЖДЕНИЕ –СТРАДАНИЕ.БОЛЕЗНЬ –СТРАДАНИЕ. СОЕДИНЕНИЕ С НЕЛЮБИМЫМ –
СТРАДАНИЕ. РАЗЛУКА С ЛЮБИМЫМ –СТРАДАНИЕ.
ПРИВЯЗАННОСТЬ ЕСТЬ СТРАДАНИЕ
• ЦЕЛЬ –ИЗБАВИТЬ ОТ СТРАДАНИЙ.
• СРЕДСТВА: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СВЯЗЕЙ С МИРОМ, С
ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СОБСТВЕННОМ «Я» –ДОСТИЖЕНИЕ
НИРВАНЫ – КАК КАПЛЯ ВОДЫ ВПАДАЕТ В ОКЕАН. ЭТО
ДУХОВНЫЙ ПОКОЙ БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ И КОНФЛИКТА,
СОСТОЯНИЕ СОВЕРШЕНСТВА.
• ДОСТИГАЕТСЯ ДУХОВНЫМ СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ,
МЕДИТАЦИЕЙ.
7. ДРЕВНИЙ КИТАЙ
• ОБРАЩЕННОСТЬ К ПРОБЛЕМАМ МИРА,НАЦЕЛЕННОСТЬ НА ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ – В
СЕМЬЕ И ГОСУДАРСТВЕ.
• ИДЕЯ –ЧЕЛОВЕК САМ ОТВЕЧАЕТ ЗА СВОИ
ПОСТУПКИ. «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ
ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, РАЗВЕ ОНО
ЗАВИСИТ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?» (КОНФУЦИЙ)
• НЕБО – СОЗИДТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВО,
УПРАВЛЯЮЩЕЕ МИРОМ.
• ВОЛЮ НЕБА НАРУШАТЬ НЕЛЬЗЯ.
8. КОНФУЦИЙ (ОК.551 -479 Г.ДО Н.Э.)
СУТЬ УЧЕНИЯ – КАК СДЕЛАТЬ ГОСУДАРСТВО СЧАСТЛИВЫМ ЧЕРЕЗ
РОСТ НРАВСТВЕННОСТИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЫСШИХ СЛОЕВ
ОБЩЕСТВА, А ЗАТЕМ И НИЗШИХ.
«ЕСЛИ РУКОВОДИТЬ ПОСРЕДСТВОМ ЗАКОНОВ И НАКАЗАНИЙ –
НАРОД БУДЕТ СТРЕМИТЬСЯ УКЛОНИТЬСЯ. ЕСЛИ ЖЕ РУКОВОДИТЬ
НАРОДОМ ПОСРЕДСТВОМ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И РИТУАЛОВ – НАРОД
БУДЕТ ЗНАТЬ СТЫД И ОН ИСПРАВИТСЯ».
НРАВСТВЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ –БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ: ПРЕДАННЫЙ,
ВЕРНЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ. ПОДХОДИТ КО ВСЕМУ В
СООТВЕТСТВИИ С ДОЛГОМ.ОН СОВЕРШАЕТ ПОСТУПКИ,
ОСНОВЫВАЯСЬ НА РИТУАЛАХ. В СЛОВАХ СКРОМЕН, В ПОСТУПКЕ
–ПРАВДИВ.
ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО НАПОМИНАТЬ БОЛЬШУЮ СЕМЬЮ, ГДЕ
ДЕТИ-ПОДДАННЫЕ ПОЧИТАЮТ РОДИТЕЛЕЙ И ЛЮБЯТ ДРУГ ДРУГА
КАК БРАТЬЯ.
ПРАВИЛО «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ». «НЕ ДЕЛАЙ ЛЮДЯМ ТОГО, ЧЕГО
НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».
9. ЛАО-ЦЗЫ И ПОНЯТИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
• ЛАО-ЦЗЫ – «СТАРЫЙ УЧИТЕЛЬ» ВВЕЛ ПОНЯТИЕ «ДАО»«ДАО» - ЕСТЕССТВЕННЫЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ.
ИСКУССТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НАРУШАЕТ
ЭТОТ ЗАКОН, ОНА ПРЕДОСУДИТЕЛЬНА.
ДЕВИЗ ЛАО-ЦЗЫ «НЕДЕЯНИЕ»
В ОТНОШЕНИЯХ С ЛЮДЬМИ:
-ДОБРЫМ Я ДЕЛАЮ ДОБРО, НЕДОБРЫМ ЖЕЛАЮ ДОБРА.
-ИСКРЕННИМ Я ВЕРЮ, НЕИСКРЕННИМ ТОЖЕ ВЕРЮ.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ СРАВНИВАЮТСЯ С
СЕМЕЙНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ – ЭТО ОСОБЕННОСТЬ
КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИИ.
10. СОКРАТ, КСЕНОФОНТ, ПЛАТОН
• СОКРАТ ОТЛИЧАЛСЯ ТВЕРДОСТЬЮ УБЕЖДЕНИЙ ИПРЕВЕРЖЕННОСТЬЮ К ДЕМОКРАТИИ.
• ОСНОВНОЙ ТЕЗИС: ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО БЛАГО – ЗНАНИЕ
И ТОЛЬКО ОДНО ЗЛО –НЕВЕЖЕСТВО.
• ВСЮ ЖИЗНЬ ЧЕМУ-ЛИБО ОБУЧАЛСЯ, НАПРИМЕР, ИГРЕ НА
ЛИРЕ В СТАРОСТИ («РАЗВЕ НЕ ПРЕКРАСНО УЗНАВАТЬ ТОГО,
ЧЕГО НЕ ЗНАЛ?»)
• ЗНАНИЯ, СОЕДИНЕННЫЕ С УПОРНЫМ ТРУДОМ ВЕДУТ К
ДОСТИЖЕНИЮ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА.
• ПОДЧЕРКИВАЛ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЭТИКИ И
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. «ЗНАНИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
ЗАЛОЖЕНО ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕДЕТ ВК
ВСЕОБЩЕМУ СЧАСТЬЮ».
11. СОКРАТОВСКИЙ СПОР «ДУХОВНОЕ ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО». МАЙОВТИКА
• ИСТИНУ НЕЛЬЗЯ ВНУШИТЬ, МОЖНО ТОЛЬКО ОТКРЫТЬ ЕЕДЛЯ СЕБЯ.
• ЧЕЛОВЕК САМ ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, ЧТО НАДО ПОСТУПАТЬ
ИМЕННО ТАК, ЕМУ НУЖНО ПОМОЧЬ «РОДИТЬ ПЛОД
ДОБРОДЕТЕЛИ»
• ЧТОБЫ ДРЕМЛЮЩЕЕ В ДУШЕ ЗНАНИЕ ПРОЯВИЛОСЬ, НАДО,
ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШИЛ НАД СОБОЙ УСИЛИЕ ПОЗНАТЬ
ТО, ЧТО ЗАЛОЖЕНО В НЕМ.
• ДЕВИЗ СОКРАТА: «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
• ДОБРОДЕТЕЛЬ – ЕСТЬ ЗНАНИЕ, НРАВСТВЕННОЕ
СОВЕРШЕНСТВО НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАНИЯ СВОИХ
СПОСОБНОСТЕЙ И СИЛ.
• ЛУЧШЕ ТЕРПЕТЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЧЕМ ПРИЧИНЯТЬ
ЕЕ, ХОТЯ И ТО, И ДРУГОЕ –ПЛОХО.
12. ОТНОШЕНИЕ СОКРАТА К ЗАКОНУ
• ЕСЛИ Я СЛЕДОВАЛ ЗАКОНАМ, КОГДА ОНИ ЗАЩИЩАЛИМЕНЯ, ТО Я ДОЛЖЕН ИХ ИСПОЛНЯТЬ И КОГДА ОНИ
НАКАЗЫВАЮТ МЕНЯ. ЕСЛИ ЗАКОН ПЛОХ, ЕГО НУЖНО
МЕНЯТЬ, НО ПОКА ОН СУЩЕСТВУЕТ, ЕМУ НАДО
ПОДЧИНЯТЬСЯ.
• ФУНДАМЕНТ ДОБРОДЕТЕЛИ – НЕ ВНЕШНЕЕ СОБЛЮДЕНИЕ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДПИСАНИЙ, НО ПОЗНАНИЕ ИХ
НЕОБХОДИМОСТИ.
• САМОПОЗНАНИЕ ВЫСТУПАЕТ ИСОЧНИКОМ ВСЕХ СВОЙСТВ
И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ВЕДЕТ К ИДЕАЛУ ОБЩЕЖИТИЯ.
13. «МИР ИДЕЙ» И ЭТИКА ПЛАТОНА
ПЛАТОН –САМЫЙ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНИКОВ СОКРАТА,
КОТОРЫЙ ОПИСАЛ ЖИЗНЬ И ВЗГЛЯДЫ СОКРАТА. ПОД АФИНАМИ
ИМЕЛ САД (АКАДЕМИЯ –ПО ИМЕНИ ГЕРОЯ АКАДЕМА), САД –
МЕСТО БЕСЕД ПРОСУЩЕСТВОВАЛ 1000 ЛЕТ.
ДУША –БЕССМЕРТНА. СОТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ:
РАЗУМНАЯ ЧАСТЬ –ГОЛОВА.
СТРАСТНАЯ ЧАСТЬ –СЕРДЦЕ.
ВОЖДЕЛИТЕЛЬНАЯ –В ПУПЕ И ПЕЧЕНИ.
БЛАГО БЫВАЕТ ДУШЕВНОЕ, ТЕЛЕСНОЕ, СТОРОННЕЕ.
ДУШЕВНОЕ БЛАГО –СПРАВЕДЛИВОСТЬ, РАЗУМЕНИЕ, МУЖЕСТВО,
ЗДРАВОМЫСЛИЕ.
ТЕЛЕСНОЕ БЛАГО –КРАСОТА, ХОРОШЕЕ СЛОЖЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ,
СИЛА.
СТОРОННЕЕ БЛАГО –ДРУЗЬЯ, СЧАСТЬЕ ОТЕЧЕСТВА, БОГАТСТВО.
ВЫСШЕЕ БЛАГО В СОЧЕТАНИИ ЗНАНИЯ И НАСЛАЖДЕНИЯ ПО
ПРИНЦИПУ МЕРЫ, ИСТИНЫ И КРАСОТЫ.
14. МИР ИДЕЙ И ДОБРОДЕТЕЛИ У ПЛАТОНА
• НАШИ ПОНЯТИЯ – ЕСТЬ ЛИШЬ ОТПЕЧАТКИ НЕВИДИМОГОМИРА ИДЕЙ. «ИДЕЯ СЕМЬИ», НАПРИМЕР.
• МИР ИДЕЙ НАПОМИНАЕТ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ
• КАЖДАЯ ИДЕЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИДЕАЛ, К
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОТОРОГО НА ЗЕМЛЕ СЛЕДУЕТ
СТРЕМИТЬСЯ.
• ДОБРОДЕТЕЛИ ОБЪЕДИНЯЕТ САМА ИДЕЯ ДОБРОДЕТЕЛИ
(ОБЩАЯ ДЛЯ ВСЕХ).
• БЛАГО – ЭТО ВЫСШАЯ ИДЕЯ. ЭТО ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ
ЧЕЛОВЕКА ХОРОШИМ.
• МУДРОСТЬ – ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ ИДЕИ БЛАГА И
СПОСОБНОСТЬ ВОПЛОТИТЬ ЕЕ В ЖИЗНЬ.
• ПЛАТОН УКРЕПИЛ ФОРМАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЭТИКИ,
РАЗРАБОТАВ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВСЕОБЩЕМ РАЗУМНОМ
МИРЕ ИДЕАЛОВ.
15. ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ
• ВВЕЛ В ЭТИКУ ПОНЯТИЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ.• «ДЕЛАНИЕ ДОБРА ПОЗВОЛЯЕТ ПРИОБЩИТЬСЯ К УЧАСТИ
БОГОВ… СТАРАЙСЯ БЫТЬ СКОР НА ДОБРЫЕ ДЕЛА И
МЕДЛИТЕЛЕН НА ГНЕВ. ПЕРВОЕ –ЦАРСТВЕННО И
МИЛОСТИВО, ВТОРОЕ –ОТВРАТИТЕЛЬНО И СВОЙСТВЕННО
ВАРВАРАМ»
• «ЗНАНИЕ ИМЕЕТ МАЛОЕ ЗНАЧЕНИЕ, А БОЛЬШОЕ ИМЕЮТ
ПРИВЫЧКИ, СФОРМИРОВАВШИЕСЯ С ПЕРВЫХ ЛЕТ
ЖИЗНИ».
• СЧАСТЬЕ –СОВМЕСТНАЯ ПОЛНОТА ТРЕХ БЛАГ:
ДУШЕВНЫХ, ТЕЛЕСНЫХ (ЗДОРОВЬЕ, СИЛА, КРАСОТА),
ВНЕШНИХ (БОГАТСТВО, ЗНАТНОСТЬ, СЛАВА)
РАСТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ –ОБЩАЯ ДЛЯ ВСЕГО
ЖИВОГО;
СТРАСТНАЯ ПРИСУЩА ЖИВОТНОМУ И ЧЕЛОВЕКУ;
РАЗУМНАЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ.
16. ИДЕАЛ ДОБРОДЕТЕЛИ ПО АРИСТОТЕЛЮ
• У ПЛАТОНА ДОБРОДЕТЕЛЬ – НОРМА, ЛЕЖАЩАЯ ВНЕРЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.
• У АРИСТОТЕЛЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ – СВОЙСТВО, ПРИСУЩЕЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ.
• НАЗНАЧЕНИЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: ТО, К ЧЕМУ ВСЕ
СТРЕМЯТСЯ.
• БЛАГО ДЛЯ ГРУБЫХ ЛЮДЕЙ – В НАСЛАЖДЕНИЯХ;
• ДЛЯ БЛАГОРОДНЫХ ЛЮДЕЙ – ПОЧЕСТЯХ;
• ДЛЯ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ – В СОЗЕРЦАНИИ.
• НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – В РАЗУМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
• ДЛЯ ПЛАТОНА ЧЕЛОВЕК –НЕСОВЕРШЕННЫЙ БОГ, ДЛЯ
АРИСТОТЕЛЯ БОГ –ЭТО СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.
• ЛИЧНОСТЬ, КОТОРАЯ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОИХ ДУШЕВНЫХ
КАЧЕСТВАХ, СОЗДАЕТ СЕБЯ.
17. НАМЕРЕНИЕ И ЖЕЛАНИЕ
НАМЕРЕНИЕ – НАХОДИТСЯ В НАШЕЙ ВЛАСТИ
ЖЕЛАНИЕ МОЖЕТ ОТ НАС ДАЖЕ НЕ ЗАВИСЕТЬ.
ДОСТИЖЕНИЕМ ДОБРОДЕТЕЛИ –ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ВОЛЯ ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К ЦЕЛИ.
ВМЕСТО СУДЬБЫ (РОКА) ЕСТЬ СВОБОДА ВОЛИ.
АРИСТОТЕЛЬВСТУПАЕТ В ПОЛЕМИКУ С СОКРАТОМ И
ПЛАТОНОМ ПО ВОПРОСУ АБСОЛЮНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ –
ЗНАНИЯ.
• «НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ НЕВЕЖДОЙ, А
ЗНАЮЩИЙ –БЕЗНРАВСТВЕННЫМ» (АРИСТОТЕЛЬ)
• ЦЕЛЬ ЭТИКИ ПО АРИСТОТЕЛЮ – НЕ ПОЗНАНИЕ, А
ПОСТУПКИ
• СЧИТАЛ, ЧТО НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ
НРАВСТВЕННОСТ Ь С РАННЕГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ
НАКОПЛЕНИЯ НУЖНЫХ ПРИВЫЧЕК.
18. ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
• В СООТВЕТСТВИИ С АНТИЧНОЙ ТРАДИЦИЕЙ – ЭТОМУДРОСТЬ, РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, ТАК
КАК ОНИ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ЧАСТНЫХ ЖИТЕЙСКИХ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
• СРЕДИ РАЗУМНЫХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ – ИСКУССТВО,
ПРАКТИЧНОСТЬ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ.
• ЭТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ МОЖЕТ ИМЕТЬ ЖИВОТНАЯ
ЧАСТЬ ДУШИ, ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИЧЕСКИМИ.
ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СВОБОДНО
И СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮТСЯ ПО ПРИНЦИПУ «ИЗ ДВУХ
ЗОЛ НАДО ВЫБИРАТЬ МЕНЬШЕЕ.»
• АРИСТОТЕЛЬ ВЫДЕЛЯЕТ 11 ЭТИЧЕСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ:
19. 11 ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
МУЖЕСТВО
УМЕРЕННОСТЬ
ЩЕДРОСТЬ
ВЕЛИКОЛЕПИЕ
ВЕЛИКОДУШИЕ
ЧЕСТОЛЮБИЕ
РЕВНОСТЬ
ПРАВДИВОСТЬ
ЛЮБЕЗНОСТЬ
ДРУЖЕЛЮБИЕ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
20. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
• По Аристотелю Справедливость - это самая необходимая длясовместной жизни людей добродетель. В отношении индивида к
самому себе стоит между причинением обид и терпением. В
отношении к другим – между чрезмерным усердием и
чрезмерной небрежностью.
• – совершенная добродетель, является величайшей из
добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя
или утренняя звезда.
• Аристотель впервые разделил справедливость на
уравнительную (справедливость равенства) и
распределительную (справедливость пропорциональности). Эти
аспекты справедливости сохраняют свое значение и в
современных условиях.
21. Добро и зло
• Добро и зло — наиболее общие формы моральнойоценки, разграничивающие нравственное и
безнравственное.
• Добро — категория этики, объединяющая все,
имеющее положительное нравственное значение,
отвечающее требованиям нравственности, служащее
отграничению нравственного от безнравственного,
противостоящего злу.
• Зло — категория этики, по своему содержанию
противоположная добру, обобщенно выражающая
представление о безнравственном, противоречащем
требованиям морали, заслуживающем осуждения.
22. ДОБРО
• Добро — разновидность духовногоблага. В этическом смысле понятие
блага часто употребляется как синоним
добра.
• С категорией добра связано и такое
понятие, как добродетель —устойчивые
положительные качества личности.
23. Справедливость
• Справедливость - это категория моральнополитическая и правовая.• В этике справедливость —означает такое положение
вещей, которое рассматривается как должное. Оно
отвечает представлениям о сущности человека, его
неотъемлемых правах
• Справедливость исходит из признания равенства
между всеми людьми и необходимости соответствия
между деянием и воздаянием за добро и зло.
Справедливость сопоставляет практическую роль
разных людей и их социальным положением,
правами и обязанностями, заслугами и их
признанием.
24. «юстиция» (justitia).
Справедливость главенствует впрофессиональной деятельности юристов.
Само понятие «юстиция» по латыни означает
справедливость.
• Юрист, таким образом, "представитель
справедливости".
• Требование справедливости в государстве и
обществе воплощается в основных
принципах и конкретных нормах Конституции
Российской Федерации.
25. Всеобщая декларация прав человека
• Применительно к деятельности суда ст. 10декларации гласит: «Каждый человек, для
определения его прав и обязанностей и для
установления обоснованности предъявленного
ему уголовного обвинения, имеет право, на основе
полного равенства, на то, чтобы его дело было
рассмотрено гласно и с соблюдением всех
требований справедливости независимым и
беспристрастным судом».
• Ст. 14 Международного пакта о гражданских и
политических правах формулирует общее
требование справедливости к судам при
производстве по уголовным и гражданским делам:
процессуальные гарантии для каждого
обвиняемого
26. Проблема соотношения законности и справедливости в юридической деятельности
• Справедливость считают синонимом правосудия.• Правосудие с древних времен изображали с
повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает,
что судящий должен быть беспристрастен, что
прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все
"за" и "против", а решив, непреклонно проводить
справедливое решение в жизнь.
• В юридической практике могут возникать ситуации,
когда решение, формально соответствующее букве
закона, окажется несправедливым и наоборот.
• Незаконное решение в принципе нельзя признавать
справедливым.
27. Долг, долженствование
• Долг — категория этики, означающая отношениеличности к обществу, другим людям, выражающееся
в нравственной обязанности по отношению к ним в
конкретных условиях.
• Долг представляет собой нравственную задачу.
Человек формулирует ее для себя сам на основании
общих нравственных требований.
• Это личная задача конкретного лица в конкретной
ситуации.
• Социальные виды понятия: воинский, долг судьи.
• Межличностные варианты: родительский,
супружеский, товарищеский.