Похожие презентации:
Динамика культуры
1. Тема 4. Динамика культуры
ТЕМА 4. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ2. План
ПЛАНМодели динамики культуры:
Линеальные
Циклические
Концепции локальных цивилизаций
Инверсивные
Волновые
Синергетическая
Факторы культурной изменчивости
3. Динамика культуры
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫлюбое
изменение культуры, выражающееся в
периодичности,
стадиальности,
направленности к какому-либо состоянию.
4. 1. Линеальные модели
1. ЛИНЕАЛЬНЫЕ МОДЕЛИВ основе: христианское понимание времени
Единство мировой истории
Культура развивается от простого к сложному
Человечество движется к прогрессу
5. Направления
НАПРАВЛЕНИЯЭВОЛЮЦИОНИЗМ
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ
РЕВЕРСИВНАЯ
Э. Тайлор, Л. Морган
Л. Уайт, Дж. Стюарт,
Дж. Мердок
Ж.-Ж. Руссо
Одна линия развития Многолинейность
у всех.
развития.
Фактор прогресса:
адаптация к природе.
Каждое общество
проходит схожие
этапы (дикостьварварствоцивилизация)
Факторы прогресса:
природные условия и
развитие техники.
Параллельность эволюции
(пример: пирамиды
Мексики и Египта)
Переход от
варварства к
цивилизации был
регрессом для
человечества.
«Назад к природе!»
6. 2. Циклические модели
2. ЦИКЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИдинамика культуры - цикл, состоящий
повторяющейся последовательности фаз.
из
Пример: теория этногенеза Л.Н. Гумилева
Эмпирический
материал:
динамику развития 40 этносов
проанализировал
Откуда и почему возникают новые этносы?
7. Л. Н. Гумилев (1912 -1992 гг)
Л. Н. ГУМИЛЕВ (1912 -1992 ГГ)«…..Древности принадлежат
филистимляне
и
халдеи,
македоняне и этруски. Их
сейчас нет, но когда-то не
было англичан и французов,
шведов
и
испанцев.
…..этническая
история
состоит
из
«начал»
и
«концов»…..
Но откуда же и
возникают
эти
общности…?»
почему
новые
8. Л. Н. Гумилев.
Л. Н. ГУМИЛЕВ.ЭТНОГЕНЕЗ – процесс зарождения, формирования
прохождения этносом всех стадий развития.
ЭТНОС
–
общность
людей,
которых
идентичность + стереотип поведения.
ПАССИОНАРИИ – люди, стремящиеся к
изменению мира. Этот импульс сильнее
инстинкта самосохранения.
и
объединяет
9. ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА
ФАЗА1. ПОДЪЕМ
(Формирование
этноса)
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК
МУТАЦИЯ
РОСТ ЧИСЛА ПАССИОНАРИЕВ
ОБЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
2. АКМАТИЧЕСКАЯ
МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ПАССИОНАРИЕВ
(Пик, «Перегрев»)
КОЛОНИЗАЦИИ, ВТОРЖЕНИЯ
3. НАДЛОМ
СНИЖЕНИЕ
ЧИСЛА
ПАССИОНАРИЕВ
ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ, РЕВОЛЮЦИИ
10. ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА
ФАЗА4. ИНЕРЦИОННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
НАКОПЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СПАД
ЖИЗНЬ ПО ИНЕРЦИИ
ИССЯКАНИЕ ПАССИОНАРНОСТИ
5. ОБСКУРАЦИЯ
СУБПАССИОНАРИИ*
РАСПАД ЭТНОСА
6. МЕМОРИАЛЬНАЯ /
РЕГЕНЕРАЦИЯ
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ / НОВЫЙ ВИТОК
* люди с отрицательной пассионарностью
11. 3. Концепции локальных цивилизаций
3.КОНЦЕПЦИИ
ЛОКАЛЬНЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Вариант циклических моделей.
Нет единого исторического процесса, есть история
локальных (отдельных) цивилизаций.
О. Шпенглер*, Н.Я. Данилевский*, А. Тойнби,
С. Хантингтон.
См ppt Лекция 3. «Типология культуры»
12. 4. Инверсивные модели
4. ИНВЕРСИВНЫЕ МОДЕЛИСочетание циклической и линеальной модели
Вектор развития может меняться
Культура осуществляет «маятниковые» колебания
Изменения идут за счет чередования фаз
ПРИМЕР:
Борьба с религией после революции –
интерес к религии в 90-е гг
– спад интереса
13. Питирим Сорокин
ПИТИРИМ СОРОКИН«Социальная и культурная динамика» (1937-41 гг.)
Фундамент культуры: ценности, мировосприятие
Два типа мировосприятия: с опорой на интуицию, с
опорой на разум
Для
иллюстрации
проанализировал
произведений искусства
100
тысяч
14. Соотношение религиозных и светских тем в искусстве (в %):
СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСВЕТСКИХ ТЕМ В ИСКУССТВЕ (В %):
Сюжеты
До X
X-XI
XIIXIII
XIV-XV
XVI
XVII
Религиозные
81,9
94,7
97
85
64,7
50,2
Светские
18,1
5,3
3
15
35,3
49,2
15. ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА (тематика, %):
ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА (ТЕМАТИКА, %):Пейзаж
Портрет
Жанр
Эротика
X—XI
—
0.4
1.6
—
XII—XIII
—
0.9
0.5
—
XIV-XV
0.1
6.6
4.1
—
XVI
XVII
XVIII
XIX
XX
1.6
2.9
6.6
15.4
21.6
11.5
17.8
21.8
18.9
18.0
5.3
14.9
25.3
35.9
37.4
от 3 до
49 % в завис.
от
страны
Век
16. Наука и техника (кол-во изобретений)
НАУКА И ТЕХНИКА (КОЛ-ВО ИЗОБРЕТЕНИЙ)Век
до X
X-XI XIIXIII
XIV-XV XVI
Кол-во
открытий и
изобретений
14
15
192
65
429
Век
XVII
XVIII
XIX
XX
Кол-во
открытий и
изобретений
691
1574
8527
>10 тыс
17. ФАЗЫ (Типы культуры):
ФАЗЫ (ТИПЫ КУЛЬТУРЫ):ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ
ЧУВСТВЕННАЯ
Идея Бога
Греческая архаика
(8-6 в до н.э.),
Интуитивное
познание
Средневековье.
Чувственные
удовольствия
Греко-римская
культура,
Познание мира с Новое время
опорой на опыт
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
Гармоничное
сочетание 1 и 2
типа
Раннее
Возрождение (12-14
вв.)
18. 5. Волновые модели
5. ВОЛНОВЫЕ МОДЕЛИдинамика
развития
культуры
сочетает
подъёмы, обратимое и необратимое
Примеры: Н.Д. Кондратьев, Э. Тоффлер
спады
и
19. Н.Д. Кондратьев (СССР, 1892-1938)
Н.Д. КОНДРАТЬЕВ (СССР, 1892-1938)Теория экономических волн
Длительность волн: 40-60 лет
Стимул новой волны – изменения в техники и
технологиях, следствие – изменения во всех сферах
20. большие экономические волны
БОЛЬШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫЦикл
Года
Содержание
I
1770—1840
Ранняя механизация
II
1840—1890
Паровой двигатель и железные дороги
III
1890—1940
Электротехника
машиностроение
IV
1940—1990
Массовое производство
V
1990 – 2018
Информатика и телекоммуникации
VI
2018* - 2060 (?)
NBIC-технологии
и
тяжелое
21. 6. Синергетическая модель
6. СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯМОДЕЛЬ
Культура - открытая, неравновесная система, находящаяся в
постоянном
процессе
обмена
веществом
информацией и др.) с окружающей средой
(энергией,
22. Два состояния культуры как системы:
ДВА СОСТОЯНИЯ КУЛЬТУРЫ КАК СИСТЕМЫ:1. Плавное эволюционное развитие, при
минимальном воздействии стремление к равновесию.
2. Точка бифуркации (ветвления). Скачок –
переход системы в другое состояние под влиянием
множества воздействий из вне/накопления ошибок в
системе. Переход необратим.
23. II. Формы изменчивости культуры (по А. Флиеру)
II. ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ КУЛЬТУРЫ(ПО А. ФЛИЕРУ)
Культурогенез (новые формы)
Наследование (от поколения к поколению)
Диффузия (обмен культурными элементами)
Трансформация (модернизация, деградация,
кризис)
Реинтерпретация (изменение смыслов, другое
прочтение – пример звезда плен счастья)