Похожие презентации:
Социологические типы культуры: этногенетическая модель Л.Н. Гумилева
1. Социологические типы культуры: этногенетическая модель Л.Н.Гумилева.
Выполнила: Арутюнян Маринегр.17.1-715
2.
3.
4.
• Данная теория получила неоднозначную оценку у представителейразличных наук. Весьма благожелательно она была встречена
географами, геологами, зоологами, ботаниками и философами, но
не вызвала интереса у историков, филологов и востоковедов.
Некоторая часть этнологов не разделяет гумилевскую теорию.
• Гумилев исходит из того, что ни один этнос не вечен. Древние
шумеры, хетты, филистимляне, дарданы, этруски и венеты уступили
свое место парфянам, эллинам, латинам и римлянам, которые
выделились из латинов и других италиков. Но и этих сменили
итальянцы, испанцы, французы, греки, турки, таджики, узбеки и
казахи.
5.
• История человечества свидетельствует, что из народов,процветавших 5 тысяч лет тому назад, не осталось ни
одного. Из тех, кто творил великие дела за 2 тысячи лет до
нашей эры, уцелели лишь жалкие осколки немногих. Те же, кто
существовал в X в., по большей части еще живут, хотя и
весьма изменившись. По-видимому, и в дальнейшем этносы
будут появляться и исчезать. Как и почему это происходит
— центральная проблема этногенеза.
6.
• В своей теории этногенеза Л.H. Гумилев соединил геобиохимию исистемологию с исторической географией, исходя из того, что
этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть
биосферы и одновременно продукт социальной
эволюции. Этносы (биосоциальные общности) рождаются,
живут и умирают не столько по социальным, сколько по
естественным законам природы. Каждая этническая система
имеет историю, укладывающуюся в схему: толчок-подъемперегрев-упадок-затухание (с отдельными зигзагами на том или
ином этапе).
7.
8.
• Л.Н. Гумилевым на основе исторического материала было показано,что все процессы этногенеза разворачиваются единообразно, т. е.
смена фаз этногенеза в различные эпохи подчинялась четкой
внутренней закономерности, а длительность каждого из этих
процессов составляла 1200 — 1500 лет. Для объяснения этого
феномена Л.Н. Гумилевым была предложена концепция
пассионарности, связывающая смену фаз этногенеза с изменением
уровня пассионарного напряжения системы.
• Следовательно, правомерно говорить об этногенезе как о процессе,
движущими силами которого являются природные биосферные
факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные
формы жизни, которые создаются людьми этносов, т. к. эти формы
связаны с фазами этногенеза и господствующими в них императивами
поведения.
9. Исторические типы этногенеза.
Исторические типы этногенеза.• Палеоэтногенез
• Мезоэтногенез
• Неогенез