Арабы. Общая информация
Список использованных источников
Похоронная обрядность напрямую связана с исламской традицией.
Погребение
Соболезнование
“Тазия”
“Лейлят ал-вахша”
4.99M
Категория: КультурологияКультурология

Арабы. Общая информация

1. Арабы. Общая информация

• Арабы народ семитской этноязыковой группы, преобладающее население Ближнего
Востока и северной Африки, говорящее на арабском языке и идентифицирующее себя с
арабской культурой. Общая численность арабов составляет около 430-450 млн человек.
Арабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской группы афразийской
семьи.
Впервые термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников северной Аравии
уже в IX в. до н.э.
• Арабы подразделяются на три основные группы: кочевники-скотоводы (бедуины),
селяне-земледельцы (феллахи), жители сёл и жители городов. Кроме того, существует
несколько небольших групп арабов (например, суданские скотоводы баггара), которые в
течение нескольких месяцев занимаются земледелием в деревнях, а в остальную часть
года кочуют вместе со своими животными. Арабы, живущие в дельтах рек и в
прибрежных районах морей, занимаются рыболовством.
Большинство арабов — селяне-феллахи, которые заняты пашенным земледелием, кочевым
скотоводством и садоводством. Основа родо-племенной организации — линидж, который
имеют общего предка по мужской линии. Несколько групп объединены в племя во главе с
вождём.
• Большинство бедуинов принадлежит к мусульманам-суннитам. Есть среди них и
христиане и мусульмане-шииты.

2. Список использованных источников

• “Основы этнографии арабского востока” – учебное
пособие. Ахунов А.М. Казань, 2014
• https://drevo-info.ru/articles/26387.html
• https://danila-master.ru/articles/pohorony-umusulman.html
• https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0
%B0%D0%B1%D1%8B#%D0%93%D1%80%D1%83%D0
%BF%D0%BF%D1%8B_%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0
%B1%D0%BE%D0%B2
• https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0
%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B0
Выполнила Фахрутдинова Э.М.
Группа 04.2-820

3.

Одежда
арабских
женщин,
IV—VI
века.
Одежда
арабских
мужчин,
IV—VI
века.
Бедуинский шейх

4.

• Страны, большинство населения которых составляют арабы, образуют т.н. арабский
мир: в Северной Африке, в Западной Азии, в Аравии. Небольшое число арабского
населения имеется также в Израиле.
Многие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской
культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию
арабского мира (более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство). В
арабских странах Персидского залива и в Северной Африке проживают ибадиты.
Среди арабов-христиан — марониты и православные Ливана, мелькиты Ливана,
Сирии, Иордании и др.

5.

В антропологическом отношении подавляющее число современного населения
арабских стран Передней Азии и Северной Африки относится к различным расовым
типам большой европеоидной расы. На юге Аравийского полуострова у некоторых
групп арабов заметна значительная примесь негроидности. Арабы - интенсивно
пигментированные (т.е. сравнительно темноокрашенные) южные европеоиды. Их
относят к особой переднеазиатской (арменоидной) расе с сильно выступающим
носом и очень развитым третичным волосяным покровом.

6. Похоронная обрядность напрямую связана с исламской традицией.

• Джана́за - исламский похоронный обряд.
Джаназой также называют покойника и
погребальные носилки (синоним — табут).
Предписания о похоронном обряде отсутствуют в
Коране, но подробно описаны в сочинениях по
исламскому праву (фикх).
Кладбище Вади ас-Салам

7. Погребение

Если смерть наступила утром, тело предают
погребению в тот же день, но если это
происходит днем или ночью, усопшего
хоронят только на следующий день. Обычно
семья умершего посылает за двумя или
более наддаба (плакальщицами), но
некоторые порицают этот обычай и
пренебрегают им, иные только для того,
чтобы избежать излишних трат. Вскоре
приходит мугассилъ (тот, кто омывает
мертвецов) со скамейкой, на которую он
кладет тело, и специальными носилками.
Приводят в дом также и фии, которым
предстоит принять участие в погребальном
обряде (если усопший был почтенным
горожанином или был достаточно богат). Во
время омовения они сидят в комнате,
смежной с той, где совершается обряд, и
поют суру Скот или Бурду – знаменитую
поэму, восхваляющую пророка. Тело
почившего омывают теплой водой и
натирают благовониями. Умершему
вставляют в уши вату (хлопок),
заворачивают в белый саван и кладут в ящик
из необработанного дерева.
Погребальная процессия в Алжире. XVII
век.

8. Соболезнование

Перед началом траурной церемонии в дом, где находится покойник,
заходят только родственники. Заходя в дом, пришедшие выражают
близким покойного тазиа (соболезнование), говоря: «Пусть вам Бог
пошлет милость, пусть воздаст вам за утрату и будет милостив к
покойному!». Женщины и мужчины собираются в разных комнатах. В
этот день пришедшие должны быть в темной одежде.
Траурная процессия направляется на кладбище за город. Носилки
(ящик) с телом покойного несут на плечах. У суннитов исполняется
траурный марш, у шиитов процессия сопровождается плачем. В
процессии принимают участие только мужчины. Сопровождающим
табут следует двигаться молча, женщины не должны провожать
покойника дальше дверей дома. В деревне гроб несут на руках и
траурная процессия движется пешим ходом. В настоящее время в городе
похоронное бюро выделяет специальный автомобиль (на котором
устанавливается гроб) и похоронная процессия следует за ним до мечети
и на кладбище также на автомобилях.

9.

Непосредственно за гробом следуют наиболее близкие родственники покойного.
Оказавшиеся поблизости люди подходят, подставляют под носилки плечи и, пройдя
несколько шагов, уступают место другим. Это дань уважения усопшему. Весь путь от
дома до кладбища сопровождается чтением Корана. Могилу не засыпают, а закладывают
камнями. В некоторых арабских странах (напр. в Ливане) на городских кладбищах
принято хоронить представителей одного и того же семейства в одной могиле.
Некоторые процессии завершает предназначенный для жертвоприношения у могилы
буйвол, мясо которого потом раздают беднякам.

10. “Тазия”

Вечером в день церемонии в доме покойника собираются знакомые,
родственники и друзья. Каждый пришедший в дом умершего (только
мужчины) читает первую суру Корана. Перед уходом полагается также
прочитать первую суру Корана. Соседи и родственники приносят кофе и
еду (в настоящее время иногда просто муку, рис или сахар): хозяева не
готовят в период тазиа, который длится три дня. Мужчины ничего не
меняют в своей одежде в знак траура по случаю смерти старого мужчины,
не делают этого и женщины, но в других случаях они окрашивают свои
рубахи, головные покрывала и платки индиго в синий или почти в
черный цвет, а некоторые покрывают индиго руки до локтей и
обмазывают стены комнаты. Родственники носят черную одежду,
мужчины не бреются десять дней.
Семь дней после смерти к могиле ходят родные, а также
профессиональные плакальщицы. Когда умирает хозяин дома,
переворачивают ковры, циновки, подушки и диванные покрывала. Как
правило, женщины в период траура не заплетают кос, не носят
украшений. Семь дней после смерти к могиле ходят родные, а также
профессиональные плакальщицы. На год откладываются все торжества,
свадьбы, юбилеи и т. п.

11. “Лейлят ал-вахша”

Первая ночь после похорон называется лейлят ал-вахша («ночь опустошения»),
поскольку место умершего остается пустым. С этой ночью связан следующий
обычай: с заходом солнца в дом приводят двух или трех фии, они закусывают
хлебом и молоком в том месте, где умер человек, которого они оплакивают, а
потом читают суру Власть. Поскольку считается, что душа в первую ночь после
похорон еще пребывает в теле, а потом отлетает либо в рай, либо в ад эту ночь
также называют лейлят ал-вахда («ночь одиночества»).
English     Русский Правила