Нелинейное киноповествование
Концепция линейности. Как форма организации художественного времени в сценарии и фильме.
Линейная концепция времени
Эсхатологическая концепция. (представление о конце времен, конце света) Время течет не назад, а берется другая точка отсчета
Циклическая концепция времени.
Многомерное время.
Полиэкран
Мизанабим (история в истории)
Упражнения
Литература
Пласты повествования.
1.73M
Категория: ИскусствоИскусство

Нелинейное киноповествование

1. Нелинейное киноповествование

«В ФИЛЬМЕ МОЖЕТ БЫТЬ
Н АЧ А Л О , С Е Р Е Д И Н А И
К О Н Е Ц , Н О Н Е О Б Я З АТ Е Л Ь Н О
В ЭТОМ ПОРЯДКЕ» ЖАН -ЛЮК
Г О Д А Р.

2.

3. Концепция линейности. Как форма организации художественного времени в сценарии и фильме.

Первая концепция времени, сформирована
в средневековье(принцип хронологической организации
повествования – последовательного расположения фактов во
времени) и активно утверждается в Новое время, — это
концепция линейности. Все современные учебники
описывают в первую очередь линейную композицию.
Например, на ней построена трехактная парадигма Сида
Филда.
Концепция линейности.
Как форма организации
художественного
времени в сценарии и
фильме.
Сид Филд 1935-2013 американский писатель, известный как
«гуру всех сценаристов» Его всемирно известные книгибестселлеры «Сценарий», «Книга сценариста» и «Решение
проблем сценариста» автор трёхактной парадигмы.
Линда Сегер (Linda Seger) 1945 — всемирно известный
«сценарный гуру» и консультант по созданию сценариев и
фильмов. Стала известной благодаря своему методу анализа
фильмов, который она изначально разрабатывала как проект
диссертации для колледжа. «Как хороший сценарий сделать
Великим» ,«Духовные шаги на пути к успеху»
Роберт Макки (Robert McKee)1941 — американский
сценарист, теоретик искусства написания киносценариев.
«Истории на миллион долларов»

4.

5.

6.

7.

8.

9. Линейная концепция времени

-Линейная- последовательное расположение фактов во времени
-Новелльная (эпизодическая) фильм из ряда эпизодов-новелл, между которыми может
пройти какой-то период времени. Пусть и совсем мало времени, например, несколько
часов, как в картине Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“. А может гораздо
больше: несколько недель или почти месяц, как, например, в фильме Михаила Ромма
«Девять дней одного года».
-Эллиптическая-(с пропуском) Возникает история, обратная новелльной, когда вырезаны
существенные, едва ли не самые важные моменты. Например, кульминация.
Микеланджело Антониони фильм «Приключение». «Фотоувеличение»(1966г), Ангела
Шанелек «Марсель»

10. Эсхатологическая концепция. (представление о конце времен, конце света) Время течет не назад, а берется другая точка отсчета

Эсхатологическая концепция. (представление о конце
времен, конце света) Время течет не назад, а берется
другая точка отсчета
Реверсивная, или обратная, композиция-время течет буквально не от начала через
середину к концу, а от конца через середину к началу. Все наоборот. Линейная история,
расчленена на компоненты ( эпизоды) и эти эпизоды поставлены в обратном порядке.
Внутри эпизода время течет линейно, но сам порядок эпизодов реверсивный. Пример:
Франсуа Озон «5×2», Кристофер Нолан «Помни» (Memento.)
Инверсивная композиция (изменение порядка)- Перестановка каких-то компонентов
структуры истории Дэвид Финчер «Бойцовский клуб»

11. Циклическая концепция времени.

-Кольцевая композиция, когда структура буквально образует колечко или некую спираль — мы приходим к одному и тому же,
но уже на другом этапе. Это может быть буквально один кадр. Орсон Уэллс «Гражданин Кейн»
-Рамочная композиция- Рамочная композиция похожа на кольцевую лишь отчасти. «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине
В «Калигари» она действительно похожа на кольцо — мы начали с этого и к этому же вернулись, — но ведь мы можем к этой
рамке возвращаться и не один раз, а много-много раз «Декамерон» Боккаччо, сказки «Тысяча и одна ночь» реализуется чаще
всего в двух формах; Орсон Уэллс «Гражданин Кейн» (состоит из 2х видов рамочная композиция по принципу сквозной линии
с элементами кольцевой композиции.)
(принцип сквозной линии)-разветвлённая «Титаник» Джеймс Кэмерон.(дерево)
(принцип сквозного эпизода) Марсель Карне «День начинается», «Загадочная история Бенджамина Батона» Дэвид Финчер
Если рамка — это воспоминание кого-то о ком-то, то тогда наряду с термином «рамочная композиция» употребляют термин
«ретроспективная композиция».
-«Плетенка» или «Косичка» параллельное или перекрестное действие. Дэвид У. Гриффит «Нетерпимость», Вуди Аллен
«Жасмин», Тыквер и Вачовски «Облачный атлас». («плетенка» из пяти сюжетов.)

12. Многомерное время.

Фрагментарная композиция «мозаичная» композиция (в литературе есть термин
«монтажная» композиция «Герой нашего времени» Лермонтов. У Лермонтова это сделано
для «смены оптики» смены персонажа от которого ведётся повествование)
«Криминальное чтиво» Тарантино. (с элементом кольцевой композиции)
Ризоматическая композиция. нет начала и конца, вообще полностью разрушены точка
входа в историю и точка выхода из нее. Ощущение энтропии, хаоса, бессистемности Ален
Рене «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), , Кристоффер Боэ «Реконструкция»

13. Полиэкран

Абель Ганс в «Наполеоне» (1927) использовал полиэкран, чтобы показать действие в
разных местах.

14. Мизанабим (история в истории)

— это отдельный кинематографический прием. Или принцип матрёшки — рекурсивная
художественная техника, известная в просторечии как «сон во сне», «рассказ в рассказе»
Но если введение его в сюжет не ограничивается одной сценой, к примеру, как у Майкла
Пауэлла и Эмерика Прессбургера в «Красных башмачках» (знаменитая 15-минутная
вставка балета), а проходит отдельной линией через весь фильм, мы также имеем дело с
нелинейным повествованием. «Под покровом ночи» (2016) Тома Форда — как раз такой
случай. Тут есть два параллельных сюжета: героиня Эми Адамс, читающая роман бывшего
мужа и события, о которых она читает. Кроме того, присутствует дополнительная линия
воспоминаний об их совместной жизни.

15. Упражнения

«Пылающая равнина» (2008) Гильермо Арриага (ретроспективная композиция?, фрагментарная? плетёнка??) одинаковое внимание привлекают три сюжетные
линии: Марианна, Сильвия и маленькая девочка с отцом. В финале они соединяются, и становится понятно, какая из историй — настоящее, а какая — прошлое.
«Манчестер у моря» (2016) Кеннета Лонергана — две параллельные сюжетные линии. Образы главных героев становятся многогранными, когда их настоящая
жизнь объясняется через трагедии прошлого.
«Дюнкерк» (2017) Кристофера Нолана-все истории происходят в одно время, но с разной длительностью.
«Антракт» (1924) Рене Клера Французские режиссеры-авангардисты еще в начале прошлого века экспериментировали с изображением времени на экране
«Шоссе в никуда» (1996), Дэвид Линч
«25-й час» (2002), Спайк Ли «Одержимость» (2004) Пол МакГиган, «Наркоз» (2007) Джоби Харольда, «Области тьмы» (2011) Нила Бёргера, «Исходный код»
(2011) Данкана Джонса.
В «Призрачной нити» (2017) Пола Томаса Андерсона героиня Вики Крипс рассказывает необычную историю любви, эпизодически возникая на экране в течение
фильма. Через ее комментарии вырисовывается образ загадочного маэстро Вудкока — его характер, привычки, страсти и странности.
«Вечное сияние чистого разума» Чарли Кауфмана.
«Земляничная поляна» (1957), «Хиросима, моя любовь» (1959), «Восемь с половиной» (1963), «Иваново детство» (1962)

16.

«Беги, Лола, беги» — у героини и героя есть только 20 минут на то, чтобы достать крупную
сумму денег и доставить эти деньги мафии. Три варианта развития событий.
«Господин Никто» — три альтернативных таймлайна с тремя разными девушками, в
зависимости от выбора главного героя.
«Эффект бабочки» 1 и 2. Герой, пытаясь исправить настоящее, раз за разом возвращается в
прошлое, но всякий раз результат выходит все хуже.

17. Литература

роман-игра «Стань Стальной Крысой». Читателя-игрока в зависимости от его выбора (или
броска монеты) перемещает туда-сюда по тексту к соответствующим выбору главам.
Романы Харуки Мураками, в частности, «Норвежский лес». О проживании персонажами
сразу нескольких параллельных жизней (и не только жизней, но и «посмертий»)
замечательно рассказал переводчик его книг Дмитрий Коваленин в своей книге «Сусинуар».

18. Пласты повествования.

1. Фабульный.Время и пространство конкретны.
Пласты
повествования.
2.Пласт воображения.Свои представления о времени
и пространстве.
3.Система цитат и отсылок.(Гипертекст)Пласт
культурный.Время и пространство
подвижны.Стягивание,сжимание, или расширение .
4.Сaкральный.Подсознательный уровень.
English     Русский Правила