2.03M

Творчество Норберта Элиаса

1.

Творчество Норберта Элиаса
{

2.

ЭЛИАС, НОРБЕРТ (Elias, Norbert)
(1897–1990) – немецкий социолог, один
из ведущих представителей
исторической социологии и
интеграционного подхода в социологии.
Родился 22 июня 1897 в Бреслау,
входившем тогда в состав Германии
(современный польский город
Вроцлав). Был единственным ребенком
в семье предпринимателя. С раннего
детства у мальчика была мечта стать
ученым.
Первые знания были получены юношей
в классической гимназии родного
города, куда поступил в 1903. К
окончанию гимназии в 1915 Элиас
планировал продолжить свое
образование на философском
факультете университета Бреслау.

3.

Однако планам помешала Первая мировая война. Мобилизованный
в армию, он два года служил на фронте связистом. Затем получил
возможность дослужить в качестве военного санитара в родном
городе. Демобилизовавшись, Элиас смог осуществить свою мечту и
поступить в университет Бреслау. Попытки заниматься сразу на
двух факультетах (медицинском и философском) пришлось
прекратить – времени хватало только на что-нибудь одно, и он
выбрал философию.

4.

Чтобы расширить свои знания,
два летних семестра провел в
других университетах: в 1919 он
посещал Гейдельбергский
университет (где прослушал
курс Г.Риккерта и посещал
семинары К.Ясперса), а в 1920 –
Фрейбургский университет (здесь
он был слушателем Э.Гуссерля).
Г.Риккерта
Э.Гуссерля
К.Ясперса

5.

Научный вклад
Социологическая концепция Элиаса строится на
понятии фигураций, введённое им в научный
оборот. Фигурации — это социальные процессы и
структуры, цепочки взаимосвязей, в которых
люди взаимодействуют друг с другом. То есть в
отличие от многих других социологов Элиас
говорит о форме взаимодействия, а не только о
процессе. Фигурации постоянно изменяются и
имеют свой неповторимый облик в определённом
историческом периоде и обществе. Фигурация
состоит из нескольких уровней: макроуровень, то
есть правила в обществе, и микроуровень, то есть
индивидуальное поведении людей.
Фигурационная социология изучает, как
складывается та или иная фигурация, как
происходит процесс смены фигураций. Главным
отличием фигураций от, например,
структур Толкотта Парсонса, с которым Элиас
заочно полемизирует, является отсутствие
статичности, то есть фигурация — это в
некотором роде процесс.
Толкотт Парсонс

6.

В 1925 году Элиас
переезжает в Гейдельберг,
где Альфред Вебер берёт его
в качестве претендента
на хабилитацию в проект
по теме становления
современной науки,
названный «Значение
флорентийского общества и
культуры в становлении
науки».
Карл Маннгейм
Альфред Вебер
В 1930 году Элиас, не имея
перспектив, решает покинуть
проект и устраивается
ассистентом Карла
Маннгейма в
университет Франкфурта.

7.

В течение двух лет в Париже Элиас работал как независимый
учёный, получая грант от амстердамского фонда Steunfonds
Foundation. В 1935 году он переезжает в Великобританию, где
работает над своей монографией «О процессе цивилизации» вплоть
до 1939 года, теперь получая грант от Еврейского комитета по делам
беженцев. В 1939 году Элиас переезжает в Лондон, где встречается
со своим бывшим научным руководителем Маннгеймом
в Лондонской школе экономики, где он получает позицию старшего
научного сотрудника. В 1940 году Лондонскую школу экономики
эвакуируют в Кембридж, а когда вторжение германских войск в
Великобританию кажется неминуемым, Элиаса интернируют на
восемь месяцев в лагеря в Ливерпуле и на острове Мэн, поскольку
он является выходцем из Германии, то есть потенциально
неблагонадёжным. За время интернирования
в концентрационном лагере Элиас организовывает лекции по
политике и ставит пьесу, которую он сам написал, «Баллада о
бедном Якове» (опубликована в 1987 году).

8.

После того как его освободили из лагеря в
1941 году, он возвращается в Кембридж. До
конца войны он работает на
британскую разведку, выискивая нацистов
среди германских военнопленных (см. его
эссе «Слом цивилизации»). Элиас ведёт
вечерние занятия для ассоциации рабочего
образования (для взрослых), и затем
вечерние курсы по социологии,
психологии, экономике и экономической
истории в университете Лестера. Он также
время от времени даёт лекции в разных
ВУЗах. В сотрудничестве со своим другом
по Франкфурту, психоаналитиком
З. Г. Фуксом, он разрабатывает
теоретическую базу для Группового
Анализа, важной школы терапии, и является
сооснователем Общества Группового
Анализа в 1952 году. Он сам также обучался
и работал групповым терапевтом.
ФОУКС, Фукс (Foulkes) Зигмунд (Майкл)

9.

В 1954 году в возрасте 57 лет он наконец получает
свою первую постоянную академическую должность
в университетском колледже Лестера, который вскоре
стал университетом Лестера, в качестве
преподавателя социологии. Вместе со своим другом
Ильей Нейштадтом он сделал большой вклад в
развитие университетского факультета социологии,
который стал одним из крупнейших и наиболее
влиятельных факультетов в Великобритании. Однако
учёный чувствовал, что его идеи не находят отклика.
Положение усугубляло то, что за время его работы в
Великобритании ни одна из его книг не была
переведена на английский — не только из-за
непонимания значения его идей, но и из-за общего
упадка внимания социологов к истории.

10.

Он уволился в 1962 году, однако
продолжил обучать аспирантов в
Лестере до середины 1970-х. Среди
последующих известных социологов,
обучавшимися и работавшими в
Лестере, были Джон Голдторп, Энтони
Гидденс, Мартин Элброу, Шейла Аллен,
Джо и Олив Бэнкс, Ричард Браун, Мэри
Макинтош, Никос Музелис, Сэми
Зубайда и Кит Хопкинс. Студентами
факультета являлись Джон Элридж,
Крис Роджек, Пол Хирст, Грэм Саламан
и Брайан Уилсон.
Энтони Гидденс
Джон Голдторп
Мартин Элброу

11.

С 1962 по 1964 Элиас работал
профессором социологии в университете
Ганы в Легоне, пригороде Аккры. В 1960е годы его главные труды, написанные
ещё в 1930-е, стали постепенно
приобретать признание в Германии и
Голландии. После возвращения в Европу
в 1965 году он был приглашённым
профессором в различных германских и
голландских университетах, а с 1977 года
обосновался в Амстердаме. Его
репутация и популярность резко возросли
после публикации в 1969 году
монографии «О процессе цивилизации».
С 1978 по 1984 год он работал в Центре
междисциплинарных исследований
в Билефельдском университете. Элиас
стал первым одновременным лауреатом
премии Теодора Адорно (1977) и
Европейской премии Амальфи за
социологию и социальные науки (1987).
Теодор Адорно

12.

В 1983 социолог стал
инициатором создания фонда
имени Норберта Элиаса. Этот
фонд занимался проведением
конференций, распространением
идей своего создателя, а также
давать возможность молодым
ученым высказывать свои идеи и
теории. Фонд стал наследником
социолога, продолжая
популяризировать его идеи после
его смерти. Так как всю свою
жизнь ученый посвятил науке, он
так и не завёл семью. Помимо
своей социологической работы
Элиас занимался поэзией.
Норберт Элиас умер у себя дома
в Амстердаме 1 августа 1990
года.

13.

Придворное общество
В книге видного немецкого социолога и
историка середины XX века Норберта
Элиаса на примере французского
королевского двора XVII - XVIII вв.
исследуется такой общественный
институт, как "придворное общество" совокупность короля, членов его семьи,
приближенных и слуг, которые все
вместе составляют единый механизм,
функционирующий по строгим
правилам. Автор показывает, как
размеры и планировка жилища, темы и
тон разговоров, распорядок дня и
размеры расходов - эти и многие другие
стороны жизни людей двора заданы, в
отличие, например, от буржуазных
слоев, не доходами, не родом занятий и
не личными пристрастиями, а именно
положением относительно королевской
особы и стремлением сохранить и
улучшить это положение.

14.

В своем главном труде `О процессе
цивилизации. Социогенетические и
психогенетические исследования` (1939)
Элиас разработал оригинальную концепцию
цивилизации, соединив в единой теории
социальных изменений многочисленные
данные, полученные историками,
антропологами, психологами и социологами
изолированно друг от друга. На богатом
историческом и литературном материале он
проследил трансформацию
психологических структур, привычек и
манер людей западноевропейского общества
начиная с эпохи Средневековья и вплоть до
нашего времени, показав связь этой
трансформации с социальными и
политическими изменениями, а также
влияние этих процессов на становление тех
форм поведения, которые в современном
обществе считаются `цивилизованными` и
`культурными`.
О процессе цивилизации.
Социогенетические и психогенетические
исследования. Том I. Изменения в поведении
высшего слоя мирян в странах Запада.

15.

"Общество индивидов"
"Общество индивидов" - первое русскоязычное
издание трудов немецкого социолога. Сюда вошли три
небольшие его работы: "Общество индивидов" (1939),
"Проблема самосознания и образа человека" (40-50 гг.)
и написанная за три года до кончины статья
"Изменение баланса между Я и Мы" (1987). Все три
текста развивают одну и ту же интуицию Элиаса,
сформулированную им еще в период работы над
книгой "О процессе цивилизации" - человеческое
бытие не может быть описано в антиномиях "мира
внешнего" и "мира внутреннего", "объекта" "субъекта", "общества" - "индивида". Человек, по
Элиасу, есть совокупность функций, направленных на
других людей или другие предметы, а душа его есть не
что иное, как "определенные формы самоконтроля
человека в рамках его взаимосвязей с другими людьми
и отношений к вещам". Для того чтобы описать тип
этих взаимосвязей, Элиас прибегает к метафоре сети:
подобно тому, как множество нитей, взятые сами по
себе, ничего не говорят о целом куске ткани, так и
"отдельный индивид вырастает из уже
существовавшего до него переплетения людей и
врастает в новое переплетение, которое он образует
сам".

16.

1991 . Оставшийся незавершенным и опубликованный посмертно, это эссе является
иллюстративной иллюстрацией подхода Н. Элиаса. Стремясь понять, как появился этот
гений, немецкий социолог исследует обе социальные структуры (амбивалентность
Моцарта, ставшего буржуазным, несмотря на его гениальность, под зависимость
придворной аристократии, тогда доминирующей), как психические конфликты (чувство
унижение из-за убеждения, что его не любит его отец, который возлагает на него большие
амбиции).

17.

Этот том содержит две короткие книги
Элиаса. «Одиночество умирающего» - одна
из его самых восхищенных работ, опираясь
на целый ряд литературных и исторических
источников, она чувствительна и даже
движется в своем обсуждении меняющегося
социального контекста смерти и умирания
на протяжении веков. Сегодня, когда смерть
менее знакома большинству людей в
повседневной жизни, умирающие часто
испытывают одиночество социальной
изоляции. «Humana Conditio», написанная в
1985 году в ознаменование сороковой
годовщины окончания Второй мировой
войны, никогда ранее не публиковалась на
английском языке. «Люди», пишет Элиас,
«сделали взаимные убийства людей
постоянным учреждением. Войны являются
частью фиксированной традиции
человечества. Они закреплены в его
социальных институтах и ​в социальной
среде людей, даже самый миролюбивый
». Медитация Элиаса на человеческом
участке охватывает всю историю
человечества, международные отношения и

18.

Критика научных идей
Уязвимыми для критики оказываются
многие стороны теории Элиаса.
Например, тезис о превращении
внешнего принуждения в
самопринуждение остаётся неясным
моментом. Стивен Уайт критикует
теорию Элиаса с исторической точки
зрения.
Ведь Элиас рассматривает процесс
цивилизации на примере Франции, хотя
многие формы этикета возникли именно
в Италии, где не существовало абсолютной
монархии, и уже оттуда экспортировались во
Францию. Более того, Италия оставалась
феодально раздробленной вплоть до конца
19 века. Схожим образом и в Японии,
несмотря на разрушение абсолютной власти
монарха, и отсутствие королевского двора,
культура и этикет развивались и
усложнялись на протяжении всей истории.

19.

В рамках психоаналитического подхода недостатком является то,
что из трех психоаналитических инстанций («оно», «я» и «сверхя»), он сохраняет «оно» и «сверх-я», но практически не говорит о
«я», оказывающимся эпифеноменом социального взаимодействия.
Швейцарский антрополог Х.-П. Дюрр опубликовал четыре тома под
общим заглавием «Миф о процессе цивилизации», в которых
указывал на ошибки теории Элиаса. С другой стороной теория
Элиаса подверглась со стороны постколониальной теории, ведь
концепция процесса цивилизации может создавать точку зрения
«сверху вниз» на тех, кто не соответствует европейским стандартам
этикета.

20.

Мемориальная доска на доме во Вроцлаве, где в 1905—1920 жил Норберт Элиас
English     Русский Правила