ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДИЗАЙНА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА
1.07M
Категория: ИскусствоИскусство

Введение в теорию и историю дизайна

1.

ВВЕДЕНИ
Е
В ТЕОРИЮ И
ИСТОРИЮ ДИЗАЙНА

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДИЗАЙНА

История дизайна насчитывает более ста лет.
С самого начала своего существования дизайн
претендовал на возможность охватить самое
широкое поле деятельности.
В качестве объекта дизайнерского творчества
теперь выступает вся материальная среда:
«ОТ ИГОЛКИ ДО САМОЛЕТА»

3.

Международный конгресс дизайнеров в
Милане в 1983 г. своим девизом избрал лозунг:
«ОТ ЛОЖКИ ДО ГОРОДА»

4.

РАЙМОНД ЛОУИ, АВТОР БУТЫЛКИ “COCA-COLA”

5.

ПОП-АРТ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ИСКУССТВА, ИМЕЕТ КОРНИ В ДИЗАЙНЕ ХХ В.

6.

Первое определение индустриального дизайна
было принято на первом конгрессе ИКСИД
(Международного совета обществ по
художественному конструированию) в 1957 г. в
Стокгольме.

7.

«Дизайнером называется любой специалист,
который на основании полученных им знаний,
технической подготовки и практического
опыта, а также художественного чутья и
развитого зрительного восприятия
рекомендует производству наиболее
подходящие материалы и способы их
обработки, определяет форму, цвет и характер
отделки промышленных изделий массового
производства.»

8.

В отечественном дизайне в 1960-х гг. была
предложена теория «тотального
проектирования среды». Ее целью была
выработка общих принципов проектирования и
выделение его в относительно
самостоятельную сферу человеческой
социальной практики, которая развивается по
своим собственным внутренним законам.

9.

В этом случае теория дизайна должна была
объединить в себе знания из самых разных
наук: философии, социологии, эстетики,
экономики, эргономики и т. д.
Само слово «дизайн», пока в 1985 г. его не
произнес в Куйбышеве Генеральный секретарь
ЦК КПСС, вызывало подозрения и подменялось
эвфемизмами вроде «технической эстетики»,
«художественного конструирования»,
«художественного проектирования».

10.

Американские дизайнеры, напротив, никогда
не увлекались выстраиванием собственных
теорий, зато добились грандиозных успехов на
практике. Высокоидейным представлениям
1920-1930-х гг. о «честности» дизайна и о
«удовлетворении основных человеческих
нужд» как главном его назначении
американцы противопоставили требования
рынка.

11.

В 1950-х гг. США не испытывали трудностей,
связанных с производством. Проблема
состояла не в том, чтобы спроектировать и
произвести товар, а в том, чтобы его продать.
Учитывая это, Артур Дрекслер, американский
дизайнер автомобилей, предположил, что
современному дизайнеру необходим талант
психоаналитика.

12.

Исследование рынка стало содержанием новой
науки - маркетинга. Маркетинговые
исследования проводились дизайнерами при
участии психологов и социологов.
Еще одним вкладом американцев в теорию
явилась эргономика, или инженерная
психология - наука, с помощью которой
изделия дизайна приспосабливались к
человеку.

13.

Основной проблемой теоретического
осмысления дизайна до сих пор остается
вопрос о природе дизайнерской деятельности
и о соотношении ее с другими видами
искусства. Очевидно, что промышленные
дизайнеры работают над формой изделий,
выпускаемых серийно, используя
художественные средства формообразования.

14.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА СОПОСТАВЛЯЮТ С:
РАБОТОЙ ИНЖЕНЕРОВ И КОНСТРУКТОРОВ
РАБОТОЙ АРХИТЕКТОРОВ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСУССТВОМ

15.

И ВСЕ ЖЕ ДИЗАЙН - ЭТО ВПОЛНЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, БОЛЕЕ ТОГО,
ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСТВА!

16. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА

ДИЗАЙН (англ. “design” – проектировать,
конструировать) - проектная художественнотехническая деятельность по разработке
промышленных изделий с высокими
потребительскими свойствами и эстетическими
качествами, по формированию гармоничной
предметной среды жилой, производственной и
социально-культурной сфер

17.

Объектами промышленного дизайна являются
промышленные изделия:
• производственное оборудование,
• бытовая техника,
• мебель,
• посуда,
• одежда и пр.

18.

Пионерами дизайна были архитекторы и
художники, которые осознали новые
возможности, открывающиеся перед ними с
развитием массового машинного производства.

19.

СУЩНОСТЬ ДИЗАЙНА:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКОВ В ПРОМ-ТИ
ПРОДУКТ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЛАСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

20.

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН
СФЕРА ДИЗАЙНА:
ВЫСТАВОЧНЫЙ ДИЗАЙН

21.

ВЕРСИИ ПОНЯТИЯ ДИЗАЙНА
ДИЗАЙН – ВЫСШАЯ ФОРМА ИСКУССТВА!
Герберт Рид «Искусство и промышленность»,
1934 г.

22.

ДИЗАЙН – ОБЫЧНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В
ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА.
Джоан Глоаг «Объяснение промышленного
искусства»,
1934 г.

23.

ДИЗАЙН СОЗДАЕТ МИР НОВЫХ И ПРЕКРАСНЫХ
ФОРМ!
Джио Понти, редактор журнала «Домус»

24.

ДИЗАЙН – ЭТО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ФОРМАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ИЗДЕЛИЙ
Томас Мальдонадо, руководитель школы
формообразования в Ульме

25.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНА –
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКЦИИ
В.Л. Глазычев «О дизайне»

26.

ВЕРСИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИЗАЙНА
Генри Кол в 1845 г. изобрел термин
«художественная промышленность» («Art
Manufactures»), означающий, по его
собственным словам, «изящные искусства или
красоту, приложенные к механическому
производству».

27.

Начало работы художника, архитектора,
дизайнера Петера Беренса в компании «AEG»
в 1907 г.

28.

Начало истории дизайна можно отнести и к
1919 г., когда Вальтер Гропиус основал школу
Баухауз.

29.

ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО
Возникновение дизайна ставилось в прямую
связь с эстетическим освоением машинной
техники, с авангардными течениями в
живописи начала XX в., с утверждением
эстетики функционализма.

30.

ДИЗАЙН КАК ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Согласно этой версии дизайн - не искусство, а
проектирование предметных условий
общественной жизни (предметной среды), не
имеющее отношения к искусству.

31.

ДИЗАЙН КАК МАРКЕТИНГ
В американском дизайне, становление
которого совпало с годами экономического
кризиса рубежа 1920-30-х гг., особенно
подчеркивается его коммерческая природа,
его тесная связь с производством товаров
широкого потребления, технологиями,
колебанием массового спроса.

32.

ТИПЫ ДИЗАЙНА
К первому типу относятся те из них, которые
существовали испокон веков как изделия
ремесленного производства и прикладного
искусства, а затем «перекочевали» в область
дизайна. Это:
посуда, утварь, мебель, одежда и т. д.

33.

Объекты дизайна второго типа возникли в
результате изобретения новейших
технических устройств, таких как автомобили,
электрические бытовые приборы и т. д.
Отличительная черта объектов этого
типа - их совершенно новая функция,
основанная на работе механизмов, техники.

34.

ВЫВОДЫ
С начала XX в. значительно ускорился сам
темп развития, смена образа жизни людей и
предметного мира.
В результате научно-технического прогресса в
повседневный обиход вошло огромное
количество технических новинок.

35.

Художникам необходимо было обладать
одновременно развитым художественным
мышлением, присущим представителям
сферы искусства, и рациональным проектным
мышлением, изучать закономерности
предметного формообразования, вдаваясь в
область инженерной и конструкторской
деятельности.
English     Русский Правила