Похожие презентации:
История дизайна
1.
Истоки2.
Прочитать в учебнике:Шарлотта и Питер Филл. «История дизайна». Страницы: 7-27.
Материалы и дополнительная информация:
vk.com/giefpt_art.com
3.
4.
Удобство и комфорт в дизайне.Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной деятельности очень тесно
связан с такими понятиями, как "удобство" и "комфорт". Возникший в условиях
индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, дизайн с
момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические
и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Ошибка в
дизайне, продублированная тысячными тиражами, может стать непростительно
дорогой.
5.
6.
Становление дизайна в исторических исследованиях рассматриваетсяв тесной связи с господствующим в начале XX в. в ряде европейских стран
архитектурно-художественным стилем "функционализм".
Его наиболее яркие представители явились и пионерами современного дизайна.
7.
8.
Мобильность и вариабельность форм:Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида изделий имеет
использование различных цветофактурных решений в их отделке.
Вариабельность – один из принципов формообразования в современном дизайне.
Она позволяет при ограниченном наборе типоэлементов значительно увеличивать
разнообразие проектируемых объектов, более точно отвечать тем или иным
функциональным требованиям и запросам определенных групп потребителей.
9.
10.
Функциональность и рациональность:Принципы функциональности и рациональности изначально лежали в
основе философии дизайна и являются ведущими в современном дизайнпроектировании.
Ориентированный на широкие слои потребителей, и прежде всего людей
со средним достатком, дизайн формирует комфортную среду обитания,
максимально эффективно используя пространство, рационально организуя
здесь функциональные процессы и расположение оборудования.
Рациональная компоновка предметов в значительной степени повышает
эффективность функциональных процессов, будь то удобно оборудованное
рабочее место на производстве или кухня в квартире.
11.
12.
Экономичность материалов и конструкций, рациональностьиспользования пространства были ведущими принципами обучения и в
известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС
(Высшие Художественно-технические мастерские, 1920–1926 гг.).
Например, среди заданий, которые давались студентам, были такие:
упростить существующую вещь (снять с нее украшения, выявить
конструкцию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить
существующую вещь (сделать ее более удобной, функциональной).
13.
14.
Целый ряд изделий, особенно мебель, бытовые приборы и посуда,на протяжении десятилетий функционально практически не
меняются.
Но, дизайнеры продолжают работать над их формой, занимаясь
стайлингом (styling) – формально-эстетической модернизацией,
при которой изменению подвергается исключительно внешний
вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся
улучшения его технических или эксплуатационных качеств.
Главная цель стилизации – придание изделию нового коммерчески
выгодного вида.
15.
16.
Современность и стайлинг:В отличие от художника или архитектора дизайнер, как правило, не имеет конкретного заказчика.
Он разрабатывает свое изделие для широкого круга потребителей или определенной социальной
группы (одежда для пожилых или молодежи, мебель для инвалидов и т.д.).
Главным критерием, оценивающим его работу, является рынок.
Создаваемые формы должны быть современными, модными, отвечающими эстетическим
запросам пользователей. В противном случае дизайн останется невостребованным.
Острое чувство современности – обязательная черта успешной деятельности дизайнера.
Дизайнер в своем творчестве должен быть на полшага впереди моды, предугадывая ее развитие.
17.
18.
Высокая технологичность:Развитие промышленности в условиях рынка требует постоянного
обновления производства, поиска новых неординарных решений,
ведущих к повышению потребительских качеств выпускаемой
продукции, снижению ее стоимости.
19.
20.
Новаторство:Отличительной чертой дизайна, выделяющей его среди других видов проектнохудожественной деятельности, является его ориентация на инновации.
Законы рынка требуют постоянного поиска быстрого внедрения в производство
самых последних научно-технических достижений, новейших материалов и
технологий, направленных на оптимизацию выпускаемой продукции, достижение
максимального экономического эффекта.
Современная дизайнерская деятельность связана с узкой специализацией в
определенной области, глубоким анализом ситуации, всесторонним изучением
объекта проектирования.
21.
22.
Отсутствие традиций:Использующий новейшие технологии и материалы, ориентированный
на современность и изменчивую моду индустриальный дизайн не имеет
ярко выраженной национальной принадлежности, законы рынка
делают его интернациональным, принадлежащим широким кругам
потребителей.
23.
24.
Индустриальность:Известной проблемой массового индустриального производства является
ограниченное число типов выпускаемой продукции, и вследствие этого
возникает опасность однообразия внешнего вида изделий.
На помощь индустриальному дизайнеру здесь приходит вариабельность серийно
выпускаемых элементов, позволяющая по принципу конструктора компоновать
эти элементы, составляя различные композиции, адаптируясь к различным
ситуациям.
Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида имеет
использование различных цветофактурных решений в отделке элементов.
Вариабельность позволяет выпускать большие тиражи недорогих изделий, при
этом достигается высокий уровень их разнообразия, который удовлетворяет
различные запросы потребителей.
25.
26.
Индустриальный дизайн.Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда
дизайнера, отсюда берет начало дизайн как "промышленное искусство".
Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают
орудия труда и механизмы, предметы быта. Среди последних – посуда, бытовые
приборы, ауди- и видеоаппаратура, электроагрегаты и механизмы, мебель и другие
окружающие нас в повседневности вещи.
Изменчивость моды, а вместе с ней и конъюнктура рынка, постоянный рост
требований к уровню комфорта обусловливают непрерывную работу дизайнера над
формой таких изделий, ее постоянную модификацию и адаптацию к меняющимся
условиям.
27.
28.
Арт-дизайн:Дизайн в процессе своего исторического развития не только превратился в самостоятельную
проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре
скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.
Результатом такого взаимодействия стали авангардные те чения в искусстве.
В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным
и архитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн".
Дизайн, как самостоятельная проектнохудожественная культура, имеет свой профессиональный
язык – систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающих весь творческий
процесс создания дизайнерского произведения, начиная от эскизного представления
первоначального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими
моделями.
Центральное место среди профессиональных средств дизайнера по праву занимает графическое
изображение.
Оно помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел, обеспечивает переход от
мысленно созданного образа к работе с его предметно-знаковым воплощением.
С помощью графического изображения дизайнер моделирует компоновку деталей
проектируемого предмета, его форму, конструктивную схему, оптимальные технологические и
эргономические параметры.
29.
30.
Компьютерное моделированиеКомпьютерная графика, даёт возможность моделировать объект с мельчайшими
подробностями, делать за короткий срок большое количество вариантов.
Трехмерная компьютерная графика позволяет моделировать восприятие объекта
в движении, создавая мультфильм или видеофильм, максимально приближая его
к восприятию человека в действительности, сводя к минимуму ошибки
проектировщика.
Компьютерная графика дает возможность посмотреть на объект в самом
необычном ракурсе, заглянуть в самые "недоступные" места, в одно мгновение
расчленить объект на составляющие и собрать его, выделить главные узлы и
элементы, выигрышно продемонстрировать особенности преимущества
проектируемого объекта.
31.
32.
Объемные макетыНе менее распространенный метод работы над созданием объекта дизайна –
макетирование.
Макет – объемное изображение – дает представление о пространственной
структуре, размерах и пропорциях объекта.
С его помощью дизайнер может решать широкий спектр задач – от выявления
оптимальных вариантов композиции и компоновки изделия, до изучения
специальных аспектов: аэродинамические эргономические, прочностные и т.д.
В процессе проектирования макет может выполнять разные функции: поисковую
(рабочий макет), представитель скую (демонстрационный макет), но деление это
весьма условно.
33.
34.
Определение дизайна:В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «design» разъясняется
и как глагол, и как существительное.
В первом случае оно означает:
указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать, намереваться создать чтолибо с определенной целью.
Во втором – цель, целевое планирование, мысленный проект, схему действий,
предварительный набросок, компоновку, расположение элементов в художественном
произведении, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий
с учетом эстетических качеств.
35.
36.
«Дизайн» - в переводе с английского означает "замысел", "проект", "узор"("замышлять", "проектировать").
Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная
деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные
знания, инженерное и художественное мышление.
Дизайн тесно связан с такими понятиями, как "удобство" и "комфорт".
Функциональность и рациональность – одна из основных позиций философии
дизайна – достижение максимального эффекта при минимальных затратах.
Стайлинг - одно из направлений дизайна, выражающееся в изменении внешнего
вида существующего предмета, стилизации.
Главная цель стилизации – придание изделию нового коммерчески выгодного вида,
имеющего высокую технологичность.
37.
38.
Цель любого дизайна изделия состоит, в удовлетворенииразнообразных потребностей человека, включая потребность
в культурной идентификации, эффективной организация
предметной и информационной среды жизни и деятельности
на основе художественно-образных моделей.
39.
40.
Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественнаядеятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные
знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на
промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта"
его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного
предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный.
Отсюда особая важность для дизайна – это использование наряду с инженернотехническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин –
философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др.
Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования
предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.
41.
42.
«Дизайн – форма организованности художественно-проектной деятельности, производящая потребительскую
ценность продуктов материального и духовного массового
потребления».
В.Л. Глазычев
43.
44.
Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий:«Что такое дизайн? Это план размещения каких-либо элементов таким образом, чтобы они
наилучшим образом служили определенной цели» (Чарлз Имс, США);
«Хороший дизайн – минимум дизайна» (Дитер Рамс, Германия);
«Конструктивизм (в смысле дизайн) – есть искусство будущего» (Александр Родченко, СССР);
«Дизайнер – создатель среды будущего» (Джо Коломбо, Италия);
«Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного
мира» (Филипп Старк, США);
«Техника не должна покупать культуру, она сама должна стать культурой» (Этторе Соттсасс, Италия);
«Не существует границ между художником и дизайнером» (Эйко Исиока, Япония).
45.
46.
47.
48.
Причинами формирования дизайна и историческими этапами формообразованияпослужили:
− кустарное, ремесленное производство
(от начала человеческой цивилизации до конца XVIII в.) – условно назовем этот
период «протодизайном»;
− машинное индустриальное производство – конец XVIII – нач. XX вв.;
− собственно период развития дизайна – начало XX – XXI вв.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Кустарное производство, представлявшее собой традиционный ручнойтруд, примитивные орудия труда, примитивные технологии и
малосерийное производство.
Мастерами учитывались все потребности человека к вещи:
Ее полезность, функциональное совершенство, удобство, красота,
экономическая целесообразность, стоимость изделия.
Производством бытовых вещей занимались ремесленники, начиная с
эпохи формирования древних государств.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
Белофонные ликифы70.
71.
72.
Мультисолис - монетаКонстантина, 313 год
(Ранневизантийский
период)
73.
Мультисолис - монетаКонстантина
(обратная сторона),
313 год
74.
Светильник в видерыбы с
"оскалом-улыбкой"
75.
Бронзовыйсветильник
"Дракон"
76.
Бронзовый светильник"Верблюд"
77.
Сосуд "Аполлон и музы"78.
Ювелирное украшениеюстинианского периода
Для этого времени характерны
инкрустация, ковка, технология
скани
79.
Ювелирное украшениеюстинианского периода
Для этого времени характерны
инкрустация, ковка, технология
скани
80.
Ставротека/реликварий, около 800 года, Константинополь.81.
Евхаристическое блюдо,11 век
82.
Дискос "Тайная вечеря"Диаметр 12,6 см.
рубеж IX-X веков.
Лувр.
83.
Потир для причастия имп. Романа. 940 г.84.
85.
86.
Венец Св.Стефанапоздневизантийский период
87.
Венец Св.Стефанапоздневизантийский период
88.
АнафионПоздневизантийский период
89.
90.
91.
В англоязычной Библии времен Реформации во фразе «В начале сотворил Богнебо и землю» слово «сотворил» обозначено как «designed».
Мир был Творцом «спроектирован».
92.
В современной англоязычной литературе под словом «design» можетпониматься и стиль, и проект, и проектирование, и собственно дизайн как
профессиональная деятельность, существующая наравне с архитектурой или
инженерным проектированием, которое называется «engineering design».
В 1980-е гг. Никита Васильевич Воронов сформулировал еще одно
определение, более точно отвечающее современным представлениям:
Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных
объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при
необходимом использовании данных науки с целью придания результатам
этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с
человеком и обществом.
93.
Фибула в виде орла из Чезены, конец V века94.
Зарождавшийся стихийный дизайн в средневековых цехах, ставшийосновой, породил современный дизайн.
Стихийный дизайн – это, по существу, было еще ремесленное
производство.
Изделие ремесленного производства исторически оттачивалось
тысячелетиями, без эскизов и чертежей.
Все наблюдения и выводы в виде заученных правил и действий
передавали из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к
ученику.
95.
Венец королевы Теоделинды, VI-VII век.96.
Венец королевы Теоделинды, VI-VII век.97.
Доведенный до совершенства в Средние века ручной труд,специализация цеховых мастеров привели к возникновению
мануфактур, давших качественный скачок в развитии массового
производства изделий.
В этот период возникает книгопечатание и изобретение бумаги,
изобретение компаса и развитие мореплавания.
С ростом городов возникают цеховые объединения ремесленников и
первые мануфактуры.
Начинается дифференциация инструментов труда, изобретается
гидравлический двигатель, часы и мельницы. Появляется теория
машин.
98.
Скульптурная группа "Курица с семью цыплятами"Образец декоративно-прикладного «варварского»
искусства готов и вестготов
99.
100.
Пряжка, вестготы101.
Вотивная коронавестготских
королей, конец
6 в. - 1/3 7 в.
(580-630 гг.)
Подвески в виде
букв (дословно "дар короля
Ресцевинта")
102.
Чаша из Ардага, VIII век103.
Распятие. Литургическийгребень св. Хериберта.
Резьба по слоновой кости.
Втор. пол. IX в. Кельн, музей
Шнютген
104.
Статуя-реликварий св. Веры, конец Xвека. Конк, церковь Сент-Фуа.
(Каролинги)
105.
Корона императоров Оттоновскойдинастии,
конец X - начало XI века.
106.
Акваманил (рукомойник)романовского стиля
107.
Акваманил (рукомойник)романовского стиля
108.
Акваманил (рукомойник)романовского стиля
109.
Акваманил (рукомойник)романовского стиля
110.
Лиможская эмаль111.
Лиможская эмаль112.
113.
114.
115.
Ваза Альгамбра (названа по местонахождению)Испания, эпоха Ренессанса
Блюдо, люстровая керамика (переливчатая глазурь)
эпоха Ренессанса, Испания
116.
117.
118.
119.
В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие "designo" –"проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи".
120.
Период XV–XVI вв. в Европе принято считать эпохой Возрождения.Это был период великих открытий. К этому времени было создано уже немало
машин.
Широко применялись ручные прялки с приводом от колеса, вращаемого рабочим;
разного рода водяные колеса служили источником энергии для многочисленных
мельниц – мукомольных, сукновальных, пильных, железоделательных.
Органическая связь технического творчества с художественным была характерным
признаком эпохи и определяла особенности формообразования всей предметной
среды, включая мир техники.
Профессия художника считалась в эпоху Возрождения обычной ремесленной
профессией.
Инженер-художник должен был совмещать в одном лице целый ряд профессий: он
был скульптором, архитектором, живописцем.
121.
122.
Крупнейшей фигурой среди инженеров XV–XVI вв. можноназвать Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) – ученый,
художник, мыслитель, инженер.
В рисунках, набросках, которых так много в его рукописях,
встречаются конструкции, значительно опередившие его
время.
С точки зрения формы техническое творчество Леонардо
воплощал в себе стиль Возрождения.
123.
124.
Процесс работы Леонардо над изобретением был таким же, как усовременного дизайнера:
от первого чернового наброска, через тщательную проработку
деталей в материале к построению действующей модели и новой
ее проверке в действии практическим путем.
Моделирование было необходимым элементом его научной и
технической деятельности; можно полагать, что без
моделирования Леонардо не мыслил никакой технической
конструкции или научного опыта.
125.
126.
С середины XVI в. философия и идеология эпохи Ренессанса претерпеваетзначительные изменения.
Изменяется и социальное положение художника.
Массовый регулярный спрос на работу начинает постепенно иссякать, исчезает
уверенность в заработке.
Для эстетики второй половины XVI в. характерна идея противопоставления замысла
произведения его художественному воплощению.
Отрицается связь художественного творчества с научными методами, с
математическими измерениями.
От изучения натуры не отказываются, но подчеркивается роль фантазии и свободы
творчества, что несколько противостоит эстетике раннего Возрождения.
127.
128.
К этому времени греческое «технэ» и латинское «арс», в прошлом слова-синонимы, теперьобозначают различные понятия:
«технэ» – техника,
«арс» – искусство.
Искусство стало считаться родом деятельности, возвышающейся над повседневной жизнью, тогда
как техническая деятельность, инженерное дело расцениваются как нечто обыденное, усредненное
и утилитарное.
К концу XVI в. в архитектуре, искусстве и технике стиль эпохи высокого Возрождения уступает место
художественному стилю Барокко.
Впечатление делается самоцелью, для его усиления употребляются чисто декоративные детали,
например извивающиеся колонки, ничего на себе не несущие. Принадлежностью стиля становится
повышенное внимание к вопросам формы, которая со временем делается все более эффектной и
пышной.
Постепенно эстетическое все больше отделяется от полезного, приобретает автономность, наконец
начинает маскировать функцию. Впоследствии развитие этой тенденции привело к возникновению
чисто декоративных стилей.
129.
130.
131.
На формы машин повлияли исторические факторы:− особенности мануфактурного производства,
− научная революция,
− рационалистическая философия и культура Барокко,
− изменения, происходившие в самой технике.
Изменилось и социальное лицо мастера-изобретателя. Если раньше это
был придворный художник-живописец, то в XVII – XVIII вв. – это уже
талантливый ремесленник-самоучка.
132.
133.
Промышленная революция конца XVII – начала XIX вв.Привела к замене мануфактурного и ремесленного производства
крупной машинной промышленностью.
Происходит появление нового технического мира и массового
производства дешевых и высококачественных товаров.
Здесь стало заметно резкое снижение качества индустриальных форм
по сравнению с изделиями традиционного ремесленного
производства, а также их инородность в окружающей среде.
134.
Три основных этапа в промышленной революции:появление машин в текстильном производстве;
изобретение паровой машины;
применение машин в машиностроении.
135.
Технический прогресс все больше входит в жизнь людей иначинает влиять на формирование их мировоззрение.
К концу XVIII в. стало ясно, что без освоения новых технических
форм и созданных промышленным способом вещей
невозможен дальнейший прогресс.
136.
Россия до Петра I развивалась по пути, отличному от западноевропейского.Ростки новой светской культуры обозначились на Руси задолго до Петра I и во
многом связывались с усвоением опыта европейской культуры.
Но в XVII веке это был эволюционный органичный путь постепенного усвоения
форм и приемов искусства Нового времени.
Сущность петровского переворота и его революционность состояли в
форсировании естественно протекавшего процесса.
Вся подготовившая этот период культура была объявлена как бы несуществующей.
России словно предстояло начать свой исторический путь заново.
137.
В XVII – XVIII вв. новое токарное искусство входит в европейскую моду, многиепредставители аристократии соперничали между собой в мастерстве изготоления
изделий.
Талантливым токарем был, например, император Петр I.
Величайшим специалистом в России был Михаил Нартов.
Токарное дело было широко развито во многих странах Европы.
Cтанок, в целом, в это время превращается в своеобразную экзотическую
игрушку, вещь для аристократического и артистического досуга, ничем не
напоминавшую о тяжелом труде.
138.
К концу XVIII в. текстильное производство качественно изменяется: измануфактурного превращается в промышленное.
Постепенная передача машине функций человеческой руки и составила
сущность технической революции XVIII – нач. XIX в.
Применение металла, довольно быстро вытеснившего дерево, сильно
изменило формы машин.
Линии деталей приобрели характерные закругления с наплывами по
краям, вызванные не столько заботой конструктора, сколько самой
техникой литья этого времени.
139.
140.
В середине XIX в. понятия «искусство» и «художественноетворчество» начинают употребляться по отношению к
проектированию рядовых сооружений, созданию бытовых
вещей и одежды.
В употребление входит понятие “industrial art”.
141.
Развитие искусства в XIX в. носит во многомскачкообразный характер.
На протяжении десятилетий искусство меняет свое
направление чаще, чем это было в течение
столетий в период Средних веков и Древности.
142.
Шло освоение новых материалов и техник.В ходу был металл, бетон, стекло, керамическая
облицовка.
Появляется новая самостоятельная профессия
инженера, возводятся новые типы зданий.
Появляются всевозможные художественные общества.
143.
Стандартизация и унификация деталей в том понимании, вкаком они существуют в нашем представлении в сегодня,
были созданы в XIX в.
Введение стандартизации при всей своей очевидной
пользе послужило еще одним аргументом для
противников технического прогресса в споре относительно
социальной роли техники и искусства.
144.
На протяжении XIX в. техника сделала огромный шаг в своемисторическом развитии.
В жизнь вошли паровозы, пароходы, металлообрабатывающие,
текстильные и сельскохозяйственные машины;
на смену паровым двигателям приходят электродвигатели,
двигатели внутреннего сгорания, дизели, турбины и т.д.
145.
Согласно сложившемуся общественному мнению, машина не моглабыть красивой – это положение отражало, хотя и в утрированной
форме, некоторые посылки эстетики мыслителя-философа И. Канта.
По Канту, «эстетическое бескорыстно», т.е. лишено практической
полезности.
Полезные предметы из сферы эстетического исключаются.
Машина, как предмет чисто утилитарный, уже поэтому красивой быть
не могла, наоборот, была уродливой.
Бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее –
таков был парадокс времени первой половины XIX в.
146.
Формирование системы дизайна, системы включающей в себя собственно практику дизайна, подготовкудизайнерских кадров и сложение определенных организационных форм относится к концу 20-х гг. ХХ в.
147.
Уильям Моррис (1834–1896 гг.)148.
Шаг в эстетике техники был сделан Уильямом Моррисом, поэтомсоциалистом, теоретически и практически разрабатывавшим эстетикупромышленной вещи.
По Моррису, искусство неотделимо от труда. Эстетическое чувство
проявляется в любом творении человеческих рук, будь то прекрасный собор
или глиняный горшок. Подлинное искусство, утверждал Моррис, присутствует
при написании картины, создании музыки, а также в выборе цвета и формы
различных предметов домашнего обихода, разбивке полей под пашни и
пастбища, поддержании порядка в городах и на проезжих дорогах, – оно
проявляется во всех аспектах окружающей нас жизни. Он считал разделение
искусства на чистое и прикладное пагубным для общества и для искусства,
поскольку красота, отделенная от пользы, теряет свой смысл.