Похожие презентации:
Немецкая классическая философия
1.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯФИЛОСОФИЯ (КНФ)
Доц., канд.филос.наук
Пастушкова О.В.
2.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Основные предпосылки и достижения
немецкой классической философии.
2. Философское учение Канта:
гносеология и этика.
3. Соотношение системы и метода в
философии Гегеля.
4. Антропологический материализм Л.
Фейербаха.
3.
ВРЕМЯ И ПРЕДПОСЫЛКИВОЗНИКНОВЕНИЯ КНФ
Вторая половина XVIII века – 40-е годы XIX века.
1.Буржуазные
преобразования
(экономические,
социальные, политические),
вызванные
влиянием
Французской
буржуазной
революцией 1789-1794 г.
Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»
4.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯКНФ
2. Революционные перемены в
естествознании (отход от
доминирования механики в
сторону химии, биологии,
немеханических областей
физики –
магнитизм).
5.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯКНФ
3.Острейшая борьба
свободомыслия с религией.
4.Необходимость
переосмысления
мировоззренческих проблем.
6.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КНФ7.
ОСНОВНЫЕ ЗАСЛУГИ КНФ1. Внимание к исследованию человеческой
сущности, свободы, возможностей нашего
познания.
2. Обогащение логико-теоретического
аппарата философии.
3. Взгляд на историю как целостный процесс.
4. Разработка одного из основополагающих
методов философского познания –
диалектического метода.
8.
ФИЛОСОФИЯ КАНТА22 апреля 1724— 12 февраля 1804
Кёнигсберг, Пруссия
9.
ЦИТАТЫ КАНТА• «Характер – это способность действовать
согласно принципам».
• «Рассудок ничего не может созерцать, а
чувства ничего не могут мыслить. Только из
соединения их может возникнуть знание».
• «Две вещи наполняют душу всегда новым и вс
е более сильным удивлением и благоговением
, чем чаще и продолжительнее мы
размышляем о них, - это звездное небо надо
мной и моральный закон во мне».
10.
ГНОСЕОЛОГИЯ КАНТАОСНОВНАЯ ЗАДАЧА:
преодоление недостатков эмпиризма
рационализма, попытка уяснить значимость как опыта, так
деятельности человеческого разума.
и
и
Периоды философии КАНТА:
1)
докритический:
интерес
к
естественнонаучным
проблемам
(труды по истории Земли, теории
ветра, неба и пр.).
2) критический: создание системы
трансцендентального
идеализма,
анализ
процесса
познания,
возможностей человеческого разума и
его границ.
11.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙИДЕАЛИЗМ КАНТА
«Трансцендентальный» - «касающийся условий
происхождения опыта».
Трансцендентальное – то, что относится к
сознанию как таковому вне зависимости от
конкретного его содержания.
Трансцендентальный идеализм раскрывает
«механизм» познания, который сокрыт в
специфике
познающего
субъекта
(не
эмпирического, конкретного, а всеобщего,
трансцендентального).
12.
СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ (ПО КАНТУ)РАЗУМ
РАССУДОК
ЧУВСТВЕННОСТЬ
13.
ЧУВСТВЕННОСТЬПознание начинается с ощущений, которые даются через органы
чувств.
Чувства упорядочиваются при помощи АПРИОРНЫХ (доопытных)
форм созерцания (ПРОСТРАНСТВА и ВРЕМЕНИ).
Пространство – форма «внешнего чувства», время – «внутреннего».
Пространство и время – условия возможности явлений.
Пространство и время – «очки», через которые мы смотрим на мир.
14.
РАССУДОК• Рассудок способность
субъекта к формированию
суждений
посредством
понятий,
а
также
способность формировать
единство
явлений
по
правилам.
• Деятельность рассудка упорядочивание опыта с
помощью
категорий
(априорных
форм
рассудка).
15.
КАТЕГОРИИ РАССУДКАКатегории количества
• Единство
• Множество
• Цельность
Категории отношения
• Субстанция и
принадлежность
• Причина и следствие
• Взаимодействие
Категории качества
• Реальность
• Отрицание
• Ограничение
Категории модальности
• Возможность и
невозможность
• Существование и
несуществование
• Необходимость и
случайность
16.
РАЗУМ• Разум
способность
к
умозаключениям, доходящим
до идей, а также способность
формировать единство правил
рассудка по принципам.
• Разум выходит за пределы
чувственного созерцания и
оперирует чистыми идеями,
т.е. идеями сверхчувственной
реальности
(души,
бога,
идеального
государства,
абсолютного добра и пр.),
относительно
которых
невозможен
опыт
и
достоверное знание.
17.
РАЗУМ vs РАССУДОКРАЗУМ
РАССУДОК
18.
АНТИНОМИИ РАЗУМААнтиномии – противоречия между двумя положениями, каждое из
которых признается логически доказуемым.
19.
ОТКРЫТИЯ КАНТА В ГНОСЕОЛОГИИ1) Невозможно
познать
внутреннюю сущность вещей и
явлений окружающего («вещей
в себе»).
2) Можно познать лишь явления
вещей, т.е. их субъективное
видение. Все это называется
агностицизмом,
т.е.
признанием принципиальной
непознаваемости мира самого
по себе.
3) Субъект познания обладает
творческой деятельностью, он
не пассивная доска.
20.
ЭТИКА КАНТА• СТРОИТСЯ НЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ, А НА
ПРАКТИЧЕСКОМ РАЗУМЕ.
• ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ПОНЯТИИ ДОЛГА И
СВОБОДНОМ
ВЫБОРЕ
ЧЕЛОВЕКОМ
МОРАЛИ.
21.
ЧЕЛОВЕК У КАНТАРАЗУМНОЕ СУЩЕСТВО,
ЛИЧНОСТЬ
ЖИВОТНОЕ
22.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВКАНТА
23.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВКАНТА
«Поступай так, чтобы максима твоей
воли могла в то же время иметь силу
принципа
всеобщего
законодательства».
24.
ЭТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА КАНТАЛИЧНОСТЬ = ВСЕОБЩЕЕ +
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ЛИЧНОСТЬ = МОРАЛЬ + СВОБОДА
(добровольное принятие
КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА
НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ)
ЛИЧНОСТЬ = СВОБОДА + ДОБРО + ДОЛГ
25.
МОГИЛА КАНТА: КЕНИНГСБЕРГ26.
ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ27 августа 1770, Штутгарт — 14
ноября 1831, Берлин
27.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМОбъективный идеализм – учение,
согласно которому первичным
началом мира (в том числе
материального)
является
независимое от воли и разума
человека безличное духовное
начало – Абсолютная идея (или
Мировой дух, Мировой разум).
Абсолютная идея не статична, она
все
время
находится
в
поступательном,
последовательном
и
закономерном
движении,
проходит ступени:
28.
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯАБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ
Ступень логики (тезис): разум предстает
как чистая, абстрактная идея.
Ступень природы (антитезис): разум
воплощается в предметных формах – в природе,
государстве, социальном устройстве.
Ступень духа (синтез): Мировой разум через
человеческий разум, через объективные формы
человеческого общества (государство), через искусство,
религию и философию познает себя в понятиях,
становится
абсолютным.
Так
происходит
спиритуализация материи.
29.
ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯДиалектика есть теория развития, в основе
которого лежит единство и борьба
противоположностей, т.е. становление и
разрешение противоречий.
30.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Вскрывает в развитии его внутренний источник.
Основой всякого развития является борьба
противоположных сторон.
Развитие:
• утверждение (тезис)
• его отрицание (антитезис)
• отрицание отрицания (синтез, снятие
противоположностей).
Таким образом, столкновение противоположностей
порождает их синтез и ведет к появлению нового.
31.
ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА ВКАЧЕСТВО
Отвечает на вопрос, как происходит рождение
нового качества.
Качество – внутренняя определенность вещи.
Количество – внешняя определенность вещи.
Мера – баланс количества
и качества.
Нарушение меры –
качественный скачок,
выводящий на новый
уровень развития.
32.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯРазвитие – не простое отрицание прошлого, а
отрицание отрицания, итогом которого
является как бы возвращение к исходному
состоянию, но на новом, более высоком
уровне. Двойное отрицание есть, напротив,
утверждение.
Развитие всегда направлено вверх, так как
разрешение противоречия
связано с
восхождением.
33.
ГЕГЕЛЬ: ВЫВОДЫ34.
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХДата рождения и смерти:
28 июля 1804, Ландсхут, Курфюршество
Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг,
Королевство Бавария, Германская империя)
немецкий философматериалист, атеист
35.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙМАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА
Единственно существующими реальностями являются
природа и человек.
Человек – часть природы (а не творение Бога).
Человек есть единство материального и духовного.
Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена
и никем не уничтожима.
36.
АТЕИЗМ ФЕЙЕРБАХА• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не
существует, это плод фантазии человека для утешения
и успокоения себя (человек придумал Бога,
объективируя свои лучшие качества).
• Религия возникла от бессилия человека перед
природой.
• Любая религия – безотчетная форма отчуждения
(отдаления от себя) сущности самого человека, его
лучших качеств.
«Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и
сердце человека обнаруживаются в Боге: Бог есть откровение
внутренней сути человека, выражение его «Я»; религия есть
тождественное объявление его сокровенных помыслов, открытое
исповедание его тайн любви». (Л. Фейербах)
37.
ЧЕЛОВЕК У ФЕЙЕРБАХАНеобходимо отбросить традиционную религию и заменить
ее религией любви людей друг к другу.
Смысл жизни – стремление к счастью.