Немецкая классическая философия.
Представители НКФ
И.Кант (1724 - 1804)
«Критика чистого разума»
Субъект познания
Субъект познания
Априорные формы познания
Априорные формы познания
Категории
Процесс познания
Процесс познания
Представление о мире:
«Критика практического разума»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831).
Система Гегеля
Система Гегеля
Система Гегеля (логика)
Система Гегеля (логика)
Система Гегеля (натурфилософия)
Система Гегеля «философия духа»
Диалектические законы Гегеля
63.50K
Категория: ФилософияФилософия

Немецкая классическая философия

1. Немецкая классическая философия.

1. Философия И. Канта
2. Диалектическая система Гегеля.

2. Представители НКФ

И.Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.Гегель,
Л. Фейербах.
В центре учений немецких классиков
находились проблемы: познания, методы
достижения знания.
Особое внимание в учениях философов
уделялось проблемам определения того,
кто познает (субъект) и что является
объектом познания

3. И.Кант (1724 - 1804)

ПЕРИОДЫ:
докритический интересы Канта были
сосредоточены на естественнонаучных
проблемах. Формируется деистическая концепция
творения мира.
критический после создания философом своих
знаменитых работ - "Критика чистого
разума"(1881), "Критика практического
разума"(1788), в которой излагается его учение о
нравственности — критическая этика. И "Критика
способности суждения" (1790) - произведение
Канта, в котором детально освещается
трансцендентальная способность суждения

4. «Критика чистого разума»

Исследуются условия возможности
человеческого познания;
определяются границы знания;
дается определение субъекту и объекту
познания.

5. Субъект познания

Субъект сам определяет способ познания
и контролирует предмет знания;
Два уровня познания: эмпирический - это
индивидуально-психологические
особенности познающего человека.
Чувственные данные, которые не могут
обладать всеобщностью и
необходимостью (это два критерия
истинного знания, по Канту).

6. Субъект познания

второй уровень познания субъекта
называется трансцендентальным и
характеризуется наличием априорных
форм восприятия действительности.
Априорные (до опыта) формы восприятия
– это пространство, время и категории).

7. Априорные формы познания

пространство и время, которые
определяются Кантом ни как формы бытия
вещей, независимые от нашего сознания, а
именно как человеческие формы
чувствования, которые присуще
человечеству вообще и не зависят от
индивидуальных особенностей человека

8. Априорные формы познания

Категории – это объективные формы
восприятия, которые изначально заложены
в человеческом разуме. Процесс познания,
предполагающий также «подведение
предмета под категорию» означает то, что
чувственное многообразие «подводится»
под схему понятий, которые имманентно
присущи человеческому разуму.

9. Категории

1) количество (единство, множественность,
всеобщность).
2)Качество (реальность, отрицание,
ограничение).
3)Отношение (субстанциальность и
случайность, причина и действие,
взаимодействие);
4)Модальность (возможность
существования и необходимость).

10. Процесс познания

Разум
Чувства
Рассудок

11. Процесс познания

чувства представляют разрозненные,
несистематизированные данные о
единичных вещах;
рассудок систематизирует чувственные
данные и конструирует предмет познания;
разум по отношению к рассудку выполняет
регулирующую, контролирующую
функцию, он (разум) побуждает рассудок
выйти за пределы опыта.

12. Представление о мире:

Воспринимаемую человечеством часть
действительности, которая существует в
пространстве и времени, Кант называет
«явлением», феноменом.
Недоступная человеческому восприятию, а стало
быть, непознаваемая часть мира определяется
как «вещь в себе», ноуменом.
Наше познание ограничено рамками явлений, а
данные о существовании «вещей в себе» мы
получаем посредством разума, а не рассудка.

13. «Критика практического разума»

Моральная жизнь – это следование
императивам – приказам, которые
отдаются разумом воле.
Условный императив утверждает - для
того, чтобы достичь цели необходимо чтото совершить.
Категорический императив, указывает на
такую максиму поведения, руководствуясь
которой можно желать, чтобы все
поступали таким образом.

14. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831).

Основные труды: «Феноменология духа»
(1807). «Наука логики» (1816).
«Энциклопедия философских наук» (1817),
«Философия права»(1820).

15. Система Гегеля

АБСОЛЮТНАЯ
ИДЕЯ
ЛОГИКА
НАТУРФИЛОСО
ФИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ДУХА

16. Система Гегеля

Бытие, раскрывающееся диалектическом
единстве таких категорий как:
качество – внутренняя определенность предмета,
отражающее специфику последнего;
количество – внешняя определенность
предмета, безразличная к его специфике;
мера, объединяющая характеристики качества и
количества, указывая на то, какой диапазон
количественных характеристик соответствует
одному и тому же качеству;
скачок – переход от одной мере к другой.
Состояние предмета, когда старого качества уже
нет, а нового еще нет, или есть уже новое и еще
старое.

17. Система Гегеля (логика)

Сущность, представляющую собой
противоречие, понимаемое как единство и
борьбу противоположностей.
Взаимопроникновение и взаимоотрицание
противоположностей предполагает
достижение состояний тождества –
равенство объектов самим себе, или
нескольких объектов друг другу, и
различия, которое выражается в
отношении неравенства.

18. Система Гегеля (логика)

Понятие, на определение которого
направлены суждения и умозаключения

19. Система Гегеля (натурфилософия)

Объективизация идеи также предполагает
наличие трех форм:
механизм, отражающий внешние
характеристики предметного мира.
Химизм, указывающий на внутренние
характеристики объекта.
Организм, в котором устанавливается
единство «безразличного объекта»
(механизма) и «существенного различия
объекта» (химизма).

20. Система Гегеля «философия духа»

Субъективный дух отражает индивидуальное развитие
человека, представленное в антропологии, сознании и
психологии.
Объективный дух (дух народа) – это состояние, к которому
в процессе практической деятельности приходит
субъективный дух. Сфера права, морали и нравственности
отражают содержание объективного духа.
Абсолютный дух (высшая ступень развития мирового духа).
Возврат абсолютной идеи к самой себе, познание самой
себя, осуществляемое в искусстве, религии и, в полном
объеме, в философии.

21. Диалектические законы Гегеля

закон единства и борьбы
противоположностей – раскрывает
главный источник, причину развития;
закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений – характеризует
механизм, форму развития;
закон отрицания отрицания - раскрывает
направленность, тенденцию развития.

22.

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. АНТИЧНОСТЬ.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. РЕНЕССАНС. НОВОЕ ВРЕМЯ. НКФ.
агностицизм, антропоцентризм, антитезис, атеизм,
априори, апостериори, гуманизм, дао, дэ, дедукция,
демиург, деизм, диалектика, детерминизм, дуализм,
дхарма, идеализм, имманентное, индукция, категория
,карма, качество, количество, креационизм, логос,
материализм, майевтика, натурфилософия, нирвана,
ортодоксальные и неортодоксальные школы, объект,
сансара, сенсуализм, субстанция, субъект, солипсизм,
субъективизм, скептицизм, теодицея, телеология,
теоцентризм, релятивизм, рационализм, «эйдос»,
категория, объективный идеализм, сущность, форма,
плюрализм, пантеизм, провиденциализм,
противоположность, политеизм, противоречие, разум,
рассудок, субстанция, трансцендентное,
трансцендентальное, эмпиризм.
English     Русский Правила