0.99M
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Политические и правовые учения в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации. Тема 8

1.

Политические и
правовые учения в
Западной Европе в
эпоху Возрождения и
Реформации

2.

План
1.
Общая
характеристика
политико-правовой
идеологии эпохи Возрождения и Реформации:
детерминанты, проблемы, представители.
2. Н. Макиавелли о соотношении политики и права,
морали и политики.
3. Учение о государстве, его формах. Ж. Боден и его
учение о суверенитете государства.
4. Политико-правовая мысль Реформации (М. Лютер,
Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).
5. Учение социалистов-утопистов (Т.Мор, Т.
Кампанелла).

3.

Центр Возрождения – Италия.
Центр Реформации – Германия.
К числу факторов, обусловивших Возрождение
и Реформацию, необходимо отнести:
- развитие книгопечатания (к 1500 г. оно было
известно в двенадцати странах Европы);
- рост городов;
- децентрализация Италии;
- децентрализация Германии;
- великие географические открытия.

4.

Общая характеристика политикоправовой мысли эпохи Возрождения
1. Время – ХIV –ХVI ст.ст.
2. Развитие обменных отношений – ден.рента.
3. Рост населения к началу ХIV ст – 73 млн.
4. Экономический подъем, торговля, появляются первые
международные ярмарки.
5. Развитие книгопечатания: к 1500 г. оно было известно в 12
странах Европы.
6. Децентрализация Италии.
7. Эпоха географических открытий.
8. Основная тема средних веков – Град Божий.
9. Основная тема Возрождения – человек.

5.

Особенности идеологии Возрождения
Антропоцентризм
Гуманизм
Человек не только становится
важнейшим объектом философского
рассмотрения,
но
и
оказывается
центральным
звеном
всей
цепи
космического бытия.
Замена
теоцентризма
антропоцентризмом
и
гуманистическим учением о
человеке.
Ф. Петрарка: «Для чего знать
природу зверей, птиц и рыб, если не
знать и не стремиться узнать природу
человека, для чего мы рождены, откуда
идем и куда направляемся».

6.

Три черты гуманистического
учения о человеке
признание гармоничного единства телесного и
духовного начала;
выдвижение на первый план личного и
деятельного начала;
радостное мировосприятие, требование полноты
жизни.

7.

Никколо Макиавелли (1469-1527г.)

8.

Художественная форма политических
произведений Макиавелли
«Государь», «Рассуждения» - сочетание
маленьких новелл, как правило, основанных на
изложении исторического факта, имеющих
завязку, фабулу и морализирующую концовку.

9.

Характеризуя
политикоправовое учение Н. Макиавелли,
изложенное в его работах
«Государь», «Рассуждения о
первой декаде Тита Ливия»,
«История Флоренции», следует
прежде
всего
подчеркнуть
новизну его методологического
подхода
к
исследованию
политики, власти, закона.

10.

Макиавелли вводит в политическую лексику новый
политический термин – stato (лат. - status), которым он
обозначает общее понятие государства независимо от его
конкретных форм.
Он обосновал относительную ценность любой формы
государства, предложив рассматривать форму государства в
связи с конкретными особенностями конкретной страны.

11.

Принято считать, что существующая по
настоящее время традиция деления форм
правления на республиканские и монархические
также связана с именем Н. Макиавелли.

12.

Жан Боден (1530-1596гг.)

13.

Боден: «Государство – это правовое управление
семьями и тем, что у них общее, суверенной
властью».
Основным элементом государства для Бодена является
семья: «Государство не может существовать без
семьи как город без домов или как дом без
фундамента».

14.

С именем Жана Бодена, французского юриста, связано
создание теории государственного суверенитета. В
сочинениях «Метод легкого познания истории», «Шесть
книг о республике» Боден изложил концепцию
государственного суверенитета.
Суверенная власть у Бодена включает три аспекта:
во-первых, это постоянная власть;
во-вторых, это абсолютная власть (некоторые
ограничения власти монарха Боден все же допускал);
в-третьих, это единая (неделимая) власть, т.е. власть
не может одновременно принадлежать и монарху, и
аристократии, и народу.

15.

Наилучшей формой правления Боден считал монархию,
поскольку она отвечает всем признакам суверенной власти.
Мыслитель разработал компетенцию суверенной власти,
к которой он относил издание законов, решение вопросов
войны и мира, назначение должностных лиц и некоторые
другие полномочия.

16.

Применительно к правовой теории Бодена
необходимо отметить ее особенности:
а) понимание значимости сравнительного
изучения законодательства разных народов;
б) признание зависимости законов от формы
государства;
в) классификация законов в зависимости от
источника.

17.

Боден выделил:
1. Законы, установленные Богом;
2. Законы, установленные суверенной властью;
3. Законы, установленные природой;
4. Законы, установленные народами;
5. Законы, установленные общим соглашением, в
котором берет начало суверенная власть (для
монархии – это закон о престолонаследии).

18.

Мартин Лютер(1483-1546гг)

19.

Тезис Лютера – каждый христианин достигает
спасения души исключительно посредством
даруемой ему Богом веры в искупительную жертву
Иисуса Христа, т.е. это означало отрицание догмата
католицизма о спасательной силе церкви.

20.

Последствия преобразования:
Создавались предпосылки для объединения
Германии;
Прекращался отток громадных денежных сумм в
Рим;
Упразднение многочисленных церковных праздников
стимулировало предпринимательскую деятельность;
Упрощение мессы не могло не привести к глубоким
изменениям в жизни братств, цехов, гильдий.
Ликвидация таинств упраздняла огромную массу
черного и белого духовенства и заставляла ее обратиться
к труду.

21.

Учение о двух царствах
Царство (духовное и
светское):
Некие
замкнутые
сферы (области, зоны)
господства,
строго
противостоящие
друг
другу.
Само отправление
господства (
властвование,
управление).

22.

Предназначение государства:
Заботиться о внешнем порядке;
Улаживать мирские конфликты;
Бороться с проявлениями и носителями зла;
Быть средством достижения и обеспечения
христианской жизни.

23.

Тезис о специфике светской власти
Он выделяет группу собственно земных,
мирских
факторов,
долженствующих
учитываться
в
стратегии
управления
государством:
реальное состояние страны ( «сила нужды»):
социальная и политическая целесообразность;
способность администрации продумывать и
претворять в жизнь свои намерения.

24.

М. Лютер выдвинул тезис о том, что спасение
достигается исключительно верой. Он считал, что
каждый верующий оправдывается ею лично перед богом,
поэтому не нуждается в посредничестве католической
церкви. Лютер провозгласил принцип индивидуального
религиозного опыта и индивидуального спасения.

25.

Томас Мор(1478-1535)

26.

Томас Мор – английский юрист,
гуманист, политический деятель и
писатель. Сын королевского судьи,
учился в Оксфорде, затем в одной из
юридических школ Лондона. Был
членом
парламента,
лордомканцлером.
Будучи на посту лорда-канцлера
предпринял попытку ликвидировать
практику принимать подарки от тех,
кто обращался в королевский суд. За
отказ присягнуть королю Генриху
VIII как главе реформированной
англиканской церкви Т. Мор был
обвинен в государственной измене
и казнен.

27.

Взгляды Т. Мора можно понять
глубже, если учесть:
• влияние гуманистических идей эпохи Возрождения;
• влияние философии Платона (Т. Мор использовал
форму диалога, так же как и Платон, так же как и Платон
критически относился к частной собственности);
• влияние идей раннего христианства о всеобщем
обязательном труде.

28.

Основной труд: «Золотая книга, столь же
полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия».

29.

Основные положения книги:
«Утопия» - рассказ о путешествии вымышленного Гитлодея.
Книга делится на две части две идеи: осуждение современной
действительности и описание идеального государства,
затерянного в просторах Индийского океана.
Сущность государства, по мнению Мора, «заговор богатых,
под предлогом и под именем государства думающих о своих
выгодах». В своих интересах богачи силой, хитростью и
обманом используют труд бедных людей. Делается это с
помощью законов.

30.

Идеальное государство:
Государство
со
смешанной
формой
правления –смешение
демократии,
олигархии,
демократии).
Государство утопийцев – это
федерация, состоящая из 54
городов,
находящихся
на
острове Утопия. Учреждения и
законы
городов
являются
одинаковыми;
высшие
должностные лица (весьма
немногочисленные)
и
сам
правитель острова избираются
из числа наиболее достойных
уважаемых граждан.

31.

В основу идеального государства Т. Мор
заложил следующие принципы:
• коллективная собственность;
• всеобщая обязательность трудиться. Работать должны все
граждане, рабочий день длится 6 часов;
• аскетический образ жизни – простота, грубая, одинаковая
одежда для всех, без излишеств и роскоши.
• централизованнное
распределение
произведенной
продукции.
• допускалось существование рабства (за совершение
преступления и в качестве наказания – неприятные работызабой скота, вывоз нечистот).
Законы в идеальном государстве понятны всем и их мало: «У
утопийцев законоведом является всякий. Ведь у них законов
мало, и кроме того они признают всякий закон тем более
справедливым, чем проще его толкование».

32.

Томазо Кампанелла (1568-1639)

33.

Томазо
Кампанелла

итальянский мыслитель, избрал
духовную карьеру, был монахом
доминиканского
ордена,
возглавил
заговор
против
испанского
владычества
в
Калабрии (область Италии). Был
схвачен и заключен в тюрьму,
провел в одиночной камере 27
лет.
Основной труд – «Город
Солнца».

34.

Принципы построения
идеального государства:
• принцип
общности
имущества.
Общность
имущества исключает и нищету, и богатство.
• принцип всеобщей обязательности труда. Рабочий
день – 4 часа.
• принцип
централизованного
распределения
продукции.
• принцип общности жен.
• принцип казармы в быту.

35.

Форма правления идеального государства Кампанеллы
не похожа ни на одну из существующих форм правления.
Глава этого государства – Солнце («Метафизик»),
который выбирается из числа 24 жрецов. Высшее
должностное лицо - Солнце несменяемо до тех пор, пока
не найдется тот, кто «окажется мудрее своего
предшественника и способнее его к управлению».

36.

Соправителями Солнца в соответствии с тремя
человеческими добродетелями – Силой, Мудростью и
Любовью – являются:
Пон (Potentia)- возглавляет силовое ведомство;
Син (Sapientia) – возглавляет ведомство науки;
Мор (Amor) – возглавляет ведомство по
воспроизводству людей и животных.
Существует еще один орган управления – Собрание
всех соляриев («Большой совет»). На нем присутствуют
все солярии, которые достигли 20 лет.
Законов в идеальном государстве должно быть мало:
«Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они
вырезаны все на медной доске у дверей храма».
English     Русский Правила