Похожие презентации:
Политические учения эпохи Возрождения
1. История политических учений
4. Политические ученияэпохи Возрождения
2.
Каковы особенностиполитической мысли
эпохи Возрождения?
3. Политические учения эпохи Возрождения
1. Учение о государстве,политике и праве
4. Никколо Макивелли
• Основныепроизведения:
«Рассуждения о первой
декаде Тита Ливия»,
• «Государь»,
• «История Флоренции»,
• «О военном искусстве».
• Его перу принадлежат
также сонеты, новеллы,
карнавальные песни,
комедия «Мандрагора».
1469-1527
5. Никколо Макиавелли
• Макиавелли пользуетсяметодологией
рационального
политического анализа,
решительно
освобождается от догм
католической
схоластики.
• Политика —
самостоятельная
область знания,
которая исследуется
исходя из реальности, из
исторических фактов.
• Вместо концепции
божественного
предопределения — идея
объективной
исторической
необходимости и
закономерности
(фортуна-судьба).
• Вторая движущая основа
политики — личная
энергия (сила, доблесть,
предприимчивость
самого индивида), или
вирту.
6.
Никколо Макиавелли• Его политическое
учение было
свободно от
теологии
• Основано на
изучении
деятельности
современных ему
правительств,
опыта государств
античного мира
• На представлениях об
интересах и
стремлениях
участников
политической жизни
• Утверждал, что
изучение прошлого
дает возможность
предвидеть
будущее, по примеру
древних определять
средства и способы
действий, полезных в
настоящем
7.
Никколо Макиавелли• Природа человека
одинакова во всех
государствах и у
всех народов
• Интерес —
наиболее общая
причина
человеческих
действий, из
которых
складываются их
отношения,
учреждения,
история
• Чтобы управлять
людьми нужно знать их
стремления и
интересы
• Устройство
государства и
поступки государя
должны основываться
на изучении природы
человека, его
психологии и влечений
8. Никколо Макиавелли
• Воспроизводит идеиантичных авторов о
возникновении
государства. Люди
жили, размножались,
затем объединились,
выбрали самого
храброго и стали ему
повиноваться. Живя
вместе, осознали, что
хорошо и плохо, в
соответствии с этим
были установлены
законы, появилось
правосудие
Никколо
Макиавелли
• Зарождение
договорной
теории
происхождения
государства
• Понятие
«государство»
(«stato»)
9.
Никколо Макиавелли• Государство – это
политическое
состояние общества,
выражающее
отношения между
правителями и
подданными,
основанными на
любви и страхе
последних.
• При этом страх не
должен перерастать в
ненависть.
• Цель государства и
основа его прочности
– безопасность
личности и
незыблемость
собственности
• Государство
незыблемо, если
страх подданных не
перерастает в
ненависть, а любовь
– в презрение
10. Никколо Макиавелли: формы государства
ПравильныеНеправильные
монархия
тирания
аристократия
олигархия
демократия
охлократия
• Достигнув предела совершенства, форма
государства клонится к упадку, переходя в свою
противоположность
• Монархия сменяется тиранией, тирания –
аристократией, аристократия уступает место
олигархии, на смену ей приходит демократия,
которая перерастает в охлократию.
11. Никколо Макиавелли
• Наилучшая форма – смешанная, умереннаяреспублика – сочетание монархии, аристократии и
демократии
• Смешанная республика – результат и средство
согласования стремлений и интересов борющихся
социальных групп.
• Свободное государство основано на компромиссах
знати и народа.
• Суть смешанной республики в том и состоит, что
система государственных органов включает
аристократические и демократические учреждения,
каждое из которых, выражая и защищая интересы
соответствующей части населения, сдерживает
посягательства на эти интересы другой его части.
12. Никколо Макиавелли
• Макиавелли отделяет политику и право от морали натом основании, что если мораль оперирует такими
понятиями как добро и зло, то политика – польза и вред,
мораль – сфера вечного, а политика и право – сфера
повседневных интересов.
• Политика не должна основываться на моральных
принципах, а должна исходить из
целесообразности, конкретной ситуации.
• Политика (учреждение, организация и деятельность
государства) – особая сфера человеческой
деятельности, имеющая свои закономерности, которые
должны быть изучены и осмыслены, а не выведены их
Священного писания или сконструированы
умозрительно.
13. Никколо Макиавелли
• Политикаподчинена
достижению
определенных
целей, выбор
которых зависит
от
обстоятельств,
а не от морали.
• Поэтому поступки
правителей нужно
оценивать не с
точки зрения
морали, а только по
их результатам, по
их отношению к
благу государства.
• Stato – политическое состояние общества, т.е.
отношения властвующих и подвластных,
наличие соответствующим образом устроенной,
организованной политической власти.
14. Никколо Макиавелли
• Важное значение имеет для завоевателя политическоеустройство покоренной страны.
• Там, где нет
могущественной
аристократии, где вся
власть сосредоточена в
руках монарха,
покорение трудно. Но
зато легче удержать край
в повиновении, ибо с
падением монарха
прекращается
дальнейшее
сопротивление.
• Там, где есть сильная
аристократия, легко с
ее помощью покорить
страну, зато
удержаться в ней
труднее.
• Свободные народы
всегда готовы восстать
во имя свободы, и
справиться с ними
невозможно.
15. Никкколо Макиавелли
• Поставил вопрос опрактической
ориентации
политической
мысли.
• Определил
способы, которыми
государь может
приобрести новое
государство и
упрочить в нем
свое владычество.
• Средства,
которыми власть
приобретается
– оружие
– счастье
– доблесть.
• Общее для
утверждения
власти: ослаблять
сильных и
поддерживать
слабых.
16. Никкколо Макиавелли
• «Макиавеллизм»как принцип
безнравственной
политики.
• Кому нужно совершить
злодейства, тот должен сделать
это разом, чтобы не оставлять
народ в постоянном опасении.
• Общие правила политики
таковы: главные основы всех
государств суть хорошие
законы и хорошее войско.
• Мудрый государь должен
опираться на собственное
войско; поэтому главная его
забота должна быть устремлена
на военное дело.
17. Никкколо Макиавелли
• «Макиавеллизм»как принцип
безнравственной
политики.
• Государь должен более
стремиться к тому, чтобы его
боялись, нежели чтобы его
любили.
• Государь должен
воздерживаться от
посягательства как на имущество
своих подданных, так и на их жен.
Такого рода посягательства более
всего возбуждают негодование и
вооружают людей против
правителя.
• Слово свое государь должен
держать только тогда, когда это
ему выгодно; иначе он всегда
будет обманут коварными
людьми.
18. Никкколо Макиавелли
• «Макиавеллизм»как принцип
безнравственной
политики.
• Вынуждаемый
обстоятельствами,
государь должен иметь
силу льва и хитрость
лисицы.
• Новый государь для
сохранения власти
вынужден действовать
противно всякой
правде, всякому
милосердию, всякому
человеколюбию и
всякой религии.
19. Никкколо Макиавелли
• «Макиавеллизм» какпринцип
безнравственной
политики.
• Первый признак, по
которому распознается
ум правителя – это
выбор советников.
Государь должен
избегать льстецов,
язвы придворной жизни,
и окружать себя
людьми, которые бы
откровенно
высказывали ему
правду, когда он их
спрашивает.
• «Нужно быть лисой,
чтобы разглядеть
змей».
20. Никкколо Макиавелли
• — «следует или вовсе не обижать никого, илиудовлетворить своей злобе и ненависти
одним ударом, а потом успокоить людей и
возвратить им уверенность в безопасности»;
• — лучше убить, чем грозить, — грозя,
создаешь и предупреждаешь врага, убивая,
отделываешься от врага окончательно;
• — лучше жестокость, чем милосердие: от
наказаний страдают отдельные лица,
милосердие ведет к беспорядку, порождающему
грабежи и убийства, от которых страдает все
население;
21. Никкколо Макиавелли
• — правитель, неспособный к жестокостям,не сможет удержать власть. Лучше быть
скупым, чем щедрым, так как щедростью всем
не угодишь, и окончательно она обращается в
тяжесть для народа, из которого извлекаются
деньги, тогда как скупость обогащает казну, не
обременяя подданных;
• — лучше внушать страх, чем любовь. Любят
государей по своему усмотрению, боятся - по
усмотрению государей, мудрому правителю
рассчитывать на то, что зависит от него.
22. Никкколо Макиавелли
• — политика требует подлости и хитрости."Опыт наших дней свидетельствует, что
великие дела творили как раз те князья,
которые не считались с обещаниями, а
действовали хитростью и обманом".
• — Все обиды и жестокости нужно учинять
разом: "чем меньше их распробуют, тем
меньше от них вреда; благодеяния полезно
оказывать мало - помалу, чтобы их
распробовали как можно лучше".
• — В политике вредно колебаться, средний
путь – не допустим.
23. Никкколо Макиавелли
• — Самое страшное — посягнуть насобственность людей." Быстрее забудут
гибель отца, чем потерю наследства".
• — Если полководец выиграл войну, его
надо удалить, а победу присвоить.
• — Если надо казнить много людей,
надо доверить это одному человеку, а
затем казнить его.
• — С виду князь должен казаться
носителем нравственных и религиозных
добродетелей.
24. Никкколо Макиавелли
— Чтобы правителя почитали, предлагаетиспользовать ряд мер:
совершать необычные поступки и военные
походы;
награждать и карать так, чтобы
запоминалось;
защищать интересы слабого соседа;
заботиться о развитии науки и ремесел;
устраивать массовые праздники;
участвовать в собраниях граждан, сохранять
достоинство и величие.
25. Никкколо Макиавелли
• Три причины, покоторым государи
лишались власти:
• — вражда с
народом;
• — неспособность
обезопасить себя от
происков знати и
соперников;
• — отсутствие
собственного войска.
Чезаре Борджиа – идеал
государственного деятеля
26. Никкколо Макиавелли
• Основа власти — хорошие законы и хорошее войско.• Хороших законов не бывает там, где нет хорошего
войска.
• Там, где есть хорошее войско, все законы хороши.
27. Никкколо Макиавелли
Войско может быть трех видов:
собственным,
союзным,
наемным.
Наемное и союзное войско мало полезно и опасно.
Лучше всего, когда государь лично
возглавляет армию, так как война есть
единственная обязанность, которую правитель не
может возложить на другого. Мудрый князь всегда
должен опираться на собственное войско. Кто
пренебрегает военным ремеслом, тот всегда
рискует лишиться власти.
28. Никколо Макиавелли
• Государь — этоновоевропейский тип
личности, которая
соединяет в себе
противоположности
различных характеров
и не тождественна ни
одному из них.
• Это политик, целью которого является единство
национального государства, и, цель эта настолько
велика, что для ее достижения любые средства
оправданы.
29. Никколо Макиавелли
• Н. Макиавеллипридавал большое
значение праву,
законодательству.
(Спарта благодаря
законам, созданным
Ликургом
просуществовала 800
лет).
• Нерушимость законов
обеспечивает
общественную
безопасность.
• Право – это
сила, это способ
и средство
господства
одной группы
людей над
другой, это –
орудие власти,
которому служат
«хорошие законы
и хорошее
войско».
30. Никколо Макиавелли
• Религия – одно изсредств управления
людьми, важное средство
политики.
• Все основатели
государств и мудрые
законодатели ссылались
на волю богов.
• Не одобрял
современное ему
христианство, порицал
католическую церковь и
духовенство, считал
необходимым вернуться к
античной религии,
всецело подчиненной
целям политики.
• Римская католическая
церковь в 1559 г. внесла
сочинения Макиавелли в
«Индекс запрещенных
книг»:
• «Государь» написан
рукою сатаны»
Базилика Санта-Кроче
31. Никколо Макиавелли
отбросил схоластику, заменил ее рационализмом иреализмом;
заложил основы политической науки;
выступил против феодальной раздробленности, за
единую Италию;
продемонстрировал связь политики и форм государства
с «социальной» борьбой, ввел понятие «государства»
сформулировал противоречивый, чреватый
злоупотреблениями и бедствиями, но вечный принцип
«цель оправдывает средства»
32. Жан Боден
• Основныепроизведения
• «Метод легкого
познания истории»,
• руководство для
инквизиции
«Демономания
колдунов»,
заменившее
устарелый «Молох
ведьм»,
• «Шесть книг о
государстве» (1576)
1530-1596
33. Жан Боден
• Республика («res publica»)– дело народа,
государство
• Власть государства –
высшая и независимая
власть как внутри страны,
так и в отношениях с
зарубежными державами.
• Выше носителя власти –
только Бог и законы
природы
• Государство
возникает
независимо
от воли Бога
или людей, а
на их формы
влияет
естественная
среда –
климат, почва
и т.д.
34. Жан Боден
• Государство –сообразное со
справедливостью и
законами природы
правовое
управление многими
семьями и тем, что у
них общее, на
основе суверенной
власти.
• Семья – ячейка
государства
• Различия и
изменения в
государственном
устройстве
объясняются тремя
причинами:
– Божественной волей,
– человеческим
произволом
– и влиянием природы.
35. Жан Боден
Способы возникновениягосударства
• распад крупных
государств
• обычный (семья постепенно
превращается в род, затем старейшины
получают власть по неписаным законам,
и позднее это событие фиксируется «на
бумаге»)
• общественный договор (идеальный способ,
когда из слабых родов складываются
могущественные империи)
36. Жан Боден
• Суверенитет –важнейший признак
государства
• «Суверенитет – это
абсолютная и
постоянная власть
государства…
• Абсолютная, не
связанная никакими
законами власть над
гражданами и
подданными»
• Суверенитет –
независимость
государства от церкви,
от сословий, от другого
государства
• Суверенитет как
верховная власть
включает права
– издавать и отменять
законы,
– объявлять войну и
заключать мир,
– назначать высших
должностных лиц,
– осуществлять верховный
суд,
– право помилования,
– право чеканить монету,
– устанавливать меры и
веса,
– взимать подати
37. Жан Боден
Признакисуверенитета
• 1) Суверенитет един
и неделим. Это
означает, что он не
может быть разделен,
например, между
королем и народом
• 2) Суверенная власть
постоянна, т.е. ее
нельзя передать на
время или на других
условиях какому-либо
лицу.
• 3) Суверенная власть
неограниченна и надзаконна,
т.е. суверен может изменять
любые законы по своему
усмотрению, но только
человеческие.
• 4) Суверенная власть
подчиняется только
божественным и
естественным законам, но не
религиозным догмам.
• 5) Суверенитет может
принадлежать либо одному
человеку, либо меньшинству
населения страны, либо всем
дееспособным лицам
38. Жан Боден
• В зависимости от того, в чьих руках сосредоточенсуверенитет, существуют формы государства:
Демократия
Аристократия
Монархия
Абсолютная
монархия
Наихудшая форма,
т.к. народ не способен прийти
к правильным решениям
Неустойчивые формы
государства
Самая рациональная и
экономичная форма
способная даже в условиях
смуты навести порядок
и сплотить страну
39. Жан Боден
• Препятствием кпревращению
абсолютной власти в
произвол являются
общие для всех народов
законы: божественные,
естественные и
человеческие.
• Позитивное право,
устанавливаемое
суверенной властью не
должно противоречить
этим законам
• Задача
позитивного права
– не допустить
вырождения
монархии в
тиранию.
• Право – как
выражение разума
включает нормы,
определяющие,
что хорошо и
справедливо в
государстве
40. Жан Боден
• «Выражение разума»или «разумное
начало», или
«незыблемые
требования в праве» –
защита права
частной
собственности,
права на
индивидуальную
семью, частную
семейную жизнь.
• «Разумное начало»
воплощается в
божественном и
естественном
праве,
международном
праве, законах
страны,
отражающих ее
историческое
развитие
41. Политические учения эпохи Возрождения
2. Политическиеучения Реформации и
Контрреформации
42. Реформация
— массовое движение противкатолической церкви
• Цели:
перестройка взаимоотношений церкви и
государства,
«исправление» официальной доктрины
римско-католической церкви,
преобразование церковной организации.
Главный очаг европейской реформации
— Германия.
43. Мартин Лютер
• Основныепроизведения:
• «К христианскому
дворянству немецкой
нации»,
• «О светской власти»,
• «О рабской воле»,
• «О вавилонском
пленении церкви»,
• «О свободе
христианина».
(1483-1546)
44. Мартин Лютер
• Учение о «двухпорядках» —
духовном и светском
и, соответственно, о
двух системах права
— божественном и
естественном.
• Религиозная сфера
находится вне
юрисдикции
государства, а
светская власть
занимается
экономикой,
политикой,
просвещением
народа, и не имеет
права навязывать
человеку какое-либо
мировоззрение
Мартин Лютер
Лютер сжигает папскую буллу об
отлучении его от церкви. 1520 г.
?
• Эта концепция была
сформулирована еще в
труде А. Аврелия «О
граде Божьем».
45. Мартин Лютер
• Государство — создание разума, и деятельностьхристианского государства не может расходиться с
интересами христианской церкви.
• Необходимость государства обусловлена
греховной природой человека. Если бы человеческое
общество состояло исключительно из истинных
христиан, то это означало бы отсутствие необходимости
в государстве, законах, наказаниях. Но так как
христианский мир далек от этого, то и возникает
потребность в государстве.
• При этом институты государственной власти
освящены божественным авторитетом, поэтому
подданные не имеют права на сопротивление власти.
46. Мартин Лютер
• Существует право на божественное и естественное.• Мирской порядок достигается благодаря опоре
учреждений светской власти на естественное, а не на
божественное право (хотя естественное в конечном
счете производно от воли божьей).
• Должностные лица обязаны руководствоваться в
своей деятельности нормами естественного права.
• Светская власть свободна от церкви, мирское
(гражданское) право свободно от опеки
канонического права.
• Но мирское право не может учесть всего многообразия
общественных коллизий, и поэтому не должно
возводиться в абсолют.
• Светской власти естественное право дозволяет
управлять лишь внешним поведением людей,
имуществом и вещами
47. Жан Кальвин
• Основныепроизведения
• «Наставления в
христианской
вере»,
«Церковные
установления»
и др.
1509-1564
48. Жан Кальвин
• Кальвин развивает идеи Лютерао «двух порядках».
• Две власти соединены в единое
целое при господстве церкви.
• Необходимо сотрудничество
церковных и светских властей.
• Государство установлено
Богом, поэтому протест против
власти, даже самой жесткой –
«дерзость против божьей
воли».
• Признавал за поданными право
на пассивное сопротивление
власти, нарушающей
установления Бога
49. Жан Кальвин
• Государство может иметь любую форму,если она установлена Богом.
• Наихудший политический режим —
демократический, наилучший —
аристократический или олигархический.
• Оптимальная форма организации
политической власти — аристократическая
республика, которая во многом аналогична
модели самоуправляющейся религиозной
общины, которая была положена в основу
устройства протестантской общины в Женеве.
50. Жан Кальвин
• Кальвин началреализацию
своих идей
после прихода к
власти в
Женеве, придав
религиозным
установлениям
силу
государственного закона.
Женевский совет, возглавляемый
Кальвином, казнил 58 и изгнал 76
различных лиц, обвиненных в безбожии и
безнравственности
51. Жан Кальвин
• Город былразделен на
кварталы.
Верующие были
объединены в
общины,
возглавляемые
пресвитерами
(старейшинами) из
мирян и
проповедников,
получивших
соответствующую
подготовку, но не
имевшие сана.
• Они составляли консисторию, управлявшую
религиозной жизнью общины.
52. Жан Кальвин
• Старейшинам вменялось вобязанность следить за
соблюдением норм
нравственности и строго карать
нарушителей.
• В качестве
наказания
применялось
изгнание из
города, казнь.
Были
упразднены
церковные
таинства, кроме
крещения и
причащения,
церковные
праздники, из
храмов удалены
украшения и
утварь.
53. Жан Кальвин
• Одной из центральных идей:— судьба каждого человека
определена богом.
• Люди бессильны изменить
волю бога, но могут
догадываться о ней по тому,
как складываются у них жизнь
на земле. Если их
профессиональная
деятельность идет успешно,
если они набожны и
добродетельны, трудолюбивы
и покорны властям, значит бог
благоволит к ним.
трудолюбие, прибыль
в делах — признак
предопределенности;
верность слову;
личное хозяйство
отделено от бизнеса,
вся прибыль идет в
дело. Быть
максимально
бережливым и
рачительным
хозяином, презирать
наслаждение и
расточительность
54. Томас Мюнцер
Ок. 1493–1525 гг.• Основные
произведения:
• «Пражский
манифест»
• «Разоблачение
ложной веры
безбожного
мира».
55. Томас Мюнцер
• Выступал с критикой нетолько римской церкви, но
и догматов
христианского
вероучения.
• Противопоставление
веры и разума —
неправильно, т.к. вера
есть не что иное, как
пробуждение разума в
человеке.
• Отказывался признавать
веру в потусторонний
мир, в ад, в дьявола, в
магическое значение
причащения, в осуждение
грешников.
56. Томас Мюнцер
• Христос — человек, ане бог, просто пророк и
учитель.
• Человек — часть
божественного
мироздания. Необходимо
более полное единение
человека с
божественным целым.
Для этого необходимо
подавление всех
личных склонностей
человека и подчинение
отдельного человека
интересам общества.
Крестьянин, выступающий с речью.
Титульный лист брошюры.
«Проповедь вердского крестьянина о
свободной воле человека». 1524 г.
57. Томас Мюнцер
• Требовал немедленного установленияцарства божьего на земле путем возврата
церкви к ее первоначальному состоянию и
устранения всех учреждений, находившихся в
противоречии с раннехристианской церковью.
• Царство божье — общественный строй, в
котором больше не будет существовать ни
классовых различий, ни частной
собственности, ни обособленной,
противостоящей членам общества и чуждой им
государственной власти.
58. Томас Мюнцер
• Все существующиевласти, если они не
подчинятся революции,
должны быть
низложены.
• Все промыслы и
имущества становятся
общими,
устанавливается самое
полное равенство.
• Средство достижения
цеди — организация
союза.
• Князья и господа либо
присоединяются к этому
союзу, либо будут
уничтожены
Восставшие крестьяне
59. Религиозные войны
60. История политических учений
4. Утопизм Т.Мораи Т.Кампанеллы
61. Томас Мор
• Главноепроизведение:
• «Золотая книга,
столь же
полезная, как и
забавная, о
наилучшем
устройстве
государства и о
новом острове
Утопия». (1516 г.)
1478-1535
62. Томас Мор
• Утопияпредставлена в виде
федерации из 54
городов.
• Управление каждого
из них основано на
выборных началах.
• Каждые 30 семей
избирают на год
филарха.
• Во главе 10
филархов стоит
протофиларх.
63. Томас Мор
• Протофилархиобразуют сенат,
возглавляемый
князем,
избираемым
филархами
тайным
голосованием из
4-х кандидатов,
предложенных
народом.
• Все должностные лица
избираются на 1 год, за
исключением князя,
занимающего свою
должность пожизненно,
если не будет заподозрен
в тирании.
• Функции должностных
лиц: контроль за
соблюдением законов,
организация и надзор за
общественными
работами.
• Исполнительная власть и
судебная совмещаются
64. Томас Мор
• Важнейшие вопросы – продолжительностьрабочего дня, количество продуктов,
необходимых для общества, их
распределение – решаются народным
собранием. Оно же избирает большую часть
должностных лиц и заслушивает их отчеты.
• Форма правления носит смешанный
характер: глава государства – князь,
функционируют также сенат и народное
собрание.
?
65. Томас Мор
• В Утопии господствует полнаяверотерпимость: одновременно существует
несколько культов, нет никаких ограничений,
связанных с принадлежностью к той или иной
религии, но атеизм не допускается.
• И все же так как сам Мор был католиком,
основная религия на острове все же
существует – католицизм, но
рационализированный и освобожденный от
всего, что Мор считал лишним (к примеру,
священники избираются народом).
66. Томас Мор
• В Утопии законовмало, их
формулировки
настолько четки, что
в юристах нужды нет.
• Не нужно сложное
законодательство
еще и потому, что
споры между
жителями редки, т.к.
нет частной
собственности, а
преступления
немногочисленны.
• Преступников не
казнят, а
приговаривают к
общественным
работам.
• Принудительные
работы – более
гуманная мера
наказания, чем
широко
распространенная в
то время смертная
казнь. За тяжкие
преступления —
обращение в
рабство.
67. Томмазо Кампанелла
• Главноепроизведение:
«Город
Солнца»,
написан в
заключении в
1602 г.
1568-1639
68. Томмазо Кампанелла
• Город Солнца – этогород-государство,
обитатели которого
ведут «философский
образ жизни общиной».
• Общность имущества,
включая жен,
• обязательность труда
(самые тяжелые работы
считаются самыми
почетными).
• От физического труда
избавлены только ученыежрецы, занимающиеся
организацией
производства, а также
осуществлением
духовного и
политического
руководства обществом.
?
69. Томмазо Кампанелла
• Город Солнца –теократическая
республика, организованная
по образцу монашеского
ордена.
• Управляет государством
верховный
первосвященник –
Метафизик (Солнце),
избираемый из мудрейших и
ученейших граждан. В его
руках светская и духовная
власть, от которой он может
отказаться, если на его
взгляд, найдется более
умный.
• Ему помогают три
соправителя Могущество,
Мудрость и Любовь,
которые
соответственно
управляют делами
войны и мира,
искусством и науками,
деторождением,
медициной,
воспитанием и всем,
что касается личной
жизни и быта.
70. Томмазо Кампанелла
• На решения высшихправителей – верховного
правителя Метафизика и его
трех соправителей – народ не
может оказывать влияния
• Остальные должностные лица – выборные.
• Должностные лица это – лица, ведающие узкими
специализациями: Верховный кузнец, Гончар,
Скотовод, Агроном, Воспитатель и др., которые
образуют коллегию высших должностных лиц –
правление «знающих» (технократия).
71. Томмазо Кампанелла
• Каждые две недели созывается Большойсовет - собрание граждан, на котором
присутствуют совершеннолетние, достигшие
20-ти летнего возраста.
72. Томмазо Кампанелла
• Законы усоляриев
немногочисленны, кратки и
ясны, тексты их
вырезаны у
дверей храма.
• Упрощено
судопроизводство: процесс
гласный, устный,
быстрый.
• Наказание наступает за
малодушие, гордость,
нерадивость.
• За умышленные
преступления действует
принцип талиона.
Наказания —
нахождение без
женщины, бичевание,
изгнание, смертная казнь
• Пытки и тюремное
заключение у соляриев
недопустимы
73. Томмазо Кампанелла
• Идея казарменности. Все одеты одинаково,одежду меняют 4 раза в год. Ходят на работу и в
столовую строем. Дома, квартиры - общие.
Пища - одинаковая.
• Рабочий день составляет 4 часа, в остальное
время занимаются искусством, литературой.
• Золото - это просто материал для посуды.
• Рабства вообще нет.
74.
Каковыособенности
политической
мысли эпохи
Возрождения?