Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в.
цели урока:
.
Основой социального уклада Города Солнца является общность всей жизни, осуществление которой контролируется администрацией.
Все обязаны в Городе Солнца трудится по 4 часа в день. (Как и Мор, Кампанелла считает, что при всеобщей обязанности трудиться
Преступлениями в Городе Солнца считаются:   «неблагодарность, злоба, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние,
цытаты
1.26M
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в

1. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в.

2. цели урока:

• Учение Н. Макиавелли о государстве и
политике;
• Политико-правовые идеи Реформации;
• Теория государственного
суверенитета. Политическое учение Ж.
Бодена;
• Политико-правовые идеи раннего
социализма. “Утопия” Томаса Мора.
“Город Солнца” Томмазо Кампанеллы;

3.

Надеюсь я, не веруя
в успех;
Я слезы лью —
в них сердце утопает;
Смеюсь, но внутрь
не проникает смех;
Пылаю весь — о том
никто не знает;
Страшусь и звуков
и видений всех;
Мне все вокруг мучений
прибавляет.
Надеясь, плачу и, смеясь,
горю,
Всего страшусь, на что
ни посмотрю.

4.

5.

6.

7. .

8.

:

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. Основой социального уклада Города Солнца является общность всей жизни, осуществление которой контролируется администрацией.

«... у них все общее. Распределение всего
находится в руках должностных лиц; но так как
знания, почести и наслаждения являются общим
достоянием, то никто не может ничего себе
присвоить. Они утверждают, что собственность
образуется у нас и поддерживается тем, что мы
имеем каждый свое отдельное жилище и
собственных жен и детей. Отсюда возникает
себялюбие».

21.

.
«Рабов у них нет», –
говорит Кампанелла в одном месте,
хотя в другом дополняет это
сообщением, что:
«рабов, захваченных на войне, они
или продают, или употребляют на
копание рвов, либо на другие
тяжелые работы вне города».

22. Все обязаны в Городе Солнца трудится по 4 часа в день. (Как и Мор, Кампанелла считает, что при всеобщей обязанности трудиться

этого достаточно, чтобы
обеспечить государство всем
необходимым). Но, по-видимому, здесь
имеется в виду лишь физическая работа, так
как дальше говорится:
«остальное время проводится в приятных
занятиях науками, собеседовании,
чтении...» –

23. Преступлениями в Городе Солнца считаются:   «неблагодарность, злоба, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние,

Преступлениями в Городе Солнца
считаются:
«неблагодарность, злоба, отказ в должном
уважении друг к другу, леность, уныние,
гневливость, шутовство, ложь, которая для
них ненавистнее чумы. И виновные
лишаются в наказание либо общей трапезы,
либо общения с женщинами, либо других
почетных преимуществ...».

24. цытаты

• Скрой то, что говоришь сам, узнай то,
что говорят другие, и станешь истинным
• У победителя много друзей, и лишь
у побежденного они настоящие.
• Каждый видит, каким ты кажешься, мало
кто чувствует, каков ты есть.
• Лучше быть смелым, чем осторожным, потому
что судьба — женщина.
• Какое бы дело мы ни затевали, время всегда
кажется неподходящим, и никогда не бывает
абсолютно благоприятных обстоятельств.
Кто ждёт идеального случая, так никогда и не
начнёт дела, а если и начнёт, то зачастую
его ожидает печальный конец.

25.

• Пусть судьба растопчет меня — я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
• От частоты откровения истинность не стирается: «Счастье —
это когда тебя понимают».
• Войны начинают когда хотят, но завершают, когда могут.
• Люди не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими.
• Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить,
что было. Это происходит от того, что все человеческие дела делаются
людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те
же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те
же результаты.
• Цель оправдывает средства.
• Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.

26.


(Хорошие друзья достаются тому, кто сам умеет быть хорошим другом.)
Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать
добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех,
кто недобродетелен.
Не строй скромных планов — они не способны взволновать душу.
Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся
к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.
Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме
общего совета – правила каждому – следовать велениям души и действовать
смело.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее,
а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими.

27.

• Лучшая крепость та, что построена на любви народа.
• Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих
возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
• Общие невзгоды переносятся с большим терпением, чем отдельные.
• Люди злы и дают простор дурным качествам своей души всякий раз,
когда для этого имеется у них легкая возможность.
• Обманываясь в общих вопросах, люди никогда не обманываются
в частных.
• Гораздо вернее внушить страх, чем быть любимым. Люди меньше
боятся обидеть человека, который внушал им любовь, чем того,
кто действовал страхом. Ведь любовь держится узами благодарности,
но эти узы рвутся при каждом удобном для них случае. Страх
же основан на боязни, которая не покидает тебя никогда.

28.

• Наименьшее зло следует почитать благом.
• Масса не способна учредить государственного порядка, потому
что по различию мнений никак не может понять его хорошей стороны,
но, раз испытав хороший порядок на опыте, она не согласится с ним
расстаться.
• Умы бывают трёх видов: один всё постигает сам; другой может
понять, что постиг первый;третий сам ничего не постигает
и постигнутого другими понять не может.
• Не золото, как провозглашает всеобщее мнение,
а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда
найдёшь добрых солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото.
• Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно,
ибо это в порядке вещей, что избегнув одной неприятности, попадёшь
в другую.

29.

План семинарского занятия
1. Политические процессы, определившие
политическое развитие Западной Европы
конца XVI – XVII вв.
2. Раннебуржуазные политико-правовые
концепции Возрождения и Реформации.
3. Политико-правовая мысль Реформации.
4. Учения социалистов-утопистов.

30.


Вопросы для самоконтроля.
1. Какие события оказали влияние на формирование политико-правой мысли периода
Возрождения и Реформации?
2. Каково значение политико-правовой мысли рассматриваемого период?
3. Каковы основные постулаты получившие развитие в политико-правовой мысли эпохи
Возрождения?
4. Каковы основные постулаты получившие развитие в политико-правовой мысли эпохи
Реформации?
5. В чем заключается сущность учения Н. Макиавелли?
6. Почему Н. Макиавелли выступает с критикой современного ему христианства?
7. Какую роль Н. Макиавелли отводит религии в деле управления государством?
8. Каким образом, по мнению Н. Макиавелли должно осуществляться управление
государством?
9. Какое определение политики было дано Н. Макиавелли?
10. Как Вы понимаете следующие высказывания Н. Макиавелли?

31.


11. Каковы основные положения учения Ж. Бодена?
12. Какие идей в отношении государства как института были высказаны Ж. Боденом?
13. От чего, по мнению Ж. Бодена зависит форма государственного устройства?
14. Почему Ж. Бодена считаю одним из первых критиков утопий?
15. Каким образом понимал понятие «суверенитет» Ж. Боден?
16. Как решен вопрос взаимоотношения государства и церкви в учении М. Лютера?
17. Каким образом решен вопрос о предназначении человека в трудах Ж. Кальвина?
18. В чем заключается сущность учения Т. Мюнцера?
19. Почему Т. Мюнцера считают приверженцем крестьянско-плебейского радикализма?
20. Какое влияние на развитие политико-правовой мысли оказали учения М.Лютера и
Ж. Кальвина?
21. Каким образом представлено общество в утопии Т. Мора?
22. Каким образом представлено государство в утопии Т. Мора?
23. Что из себя представляет общество в утопии Т. Кампанеллы?
24. Что из себя представляет государство в утопии Т. Кампанеллы?
25. Почему идеи на государство и общество Т. Мора и Т. Кампанеллы считаются
утопическими?
English     Русский Правила