Похожие презентации:
Особенности жанра, конфликта, языка пьесы «Гроза»
1.
Особенности жанра,конфликта, языка пьесы
«Гроза».
«Жестокие нравы» «темного
царства». Образ города Калинова
2.
В «Грозе» «улеглась широкаякартина национального быта и
нравов»
И.А.Гончаров
3.
«Гроза» написана и поставлена втеатре в 1859 г.1860 г – была
напечатана.
Название «Гроза» - это не просто
величественное явление
природы, а социальное
потрясение.
4.
5.
Конфликт происходит на разных уровнях:1)Социальный – семейно-бытовой конфликт
2)Психологический – внутренний конфликт (с самим собой),
дисгармоничность душевного состояния
3)Этический – конфликт поколений (отцы и дети)
4)Исторический – конфликт эпох, старого и нового времени
5)Культурологический – конфликт сельской (народной) и
городской (домостроевской) культуры
6)Философский – конфликт земного и божественного
6.
I. Особенности композиции.1 действие – объёмная экспозиция, в которой происходит расстановка
действующих лиц, знакомство с жителями Калинова показываются элементы
конфликтующих сторон и намечается кризис.
7.
2действие
–
завязка
конфликта (отъезд Тихона в
командировку)
8.
3 действие – развитие конфликта: 1 сцена– продолжение характеристики жителей
Калинова; 2 сцена – встреча Катерины с
Борисом
9.
4 действие – кульминацияконфликта: гроза в природе,
гроза в душе Катерины
(психологическая
гроза),
гроза
в
обществе
(социальная гроза)
10.
5 действие – развязка конфликта: 1) путьпротеста (Варвара бежит из дома, Катерина
свела счёты с жизнью, Тихон обвиняет мать в
смерти жены); 2) путь смирения (Борис
покоряется
дядюшке
Дикому,
Кулигин
подчиняется обстоятельствам и остается с
нереализованными мечтами)
11.
Марфа ИгнатьевнаКабанова (« Кабаниха »), богатая
купчиха, вдова.
Марфа, Марта – «госпожа», Игнатий «огненный». Кабан – дикое животное,
родственное свинье, грубое, жестокое, как
и нрав героини.
12.
Тихон Иванович Кабанов , еёсын.
Тихон – тихий человек (*хотя Тихон
от греческого «удачливый»),
о отчество подчеркивает
обычность.
13.
Катерина , главная героиня, жена ТихонаКабанова.
Екатерина – «чистый, непорочный»
14.
Савёл ПрокофьичДикóй , купец , значительное
лицо в городе.
Подчеркивается нрав героя :
«дикий», жестокий,
мучитель. * Савелий «испрошенный у Бога»,
Прокофий – «преуспевающий»
Борис , племянник его,
молодой человек, порядочно
образованный.
Борис – «борец», «борьба за
слову» ( * ирон.)
15.
16.
Особенности системы действующих лиц.сопоставление
противопоставление
Кабаниха – Дикой
Кабаниха – Катерина
Тихон – Борис
Борис – Ваня Кудряш
Катерина – Тихон
Катерина – Варвара
Борис – Кулигин
Кулигин – Дикой
17.
18.
«…весь в зелени, скрутых берегов видны
далекие пространства,
покрытые селеньями и
нивами. Благодатный
летний день так и манит
на воздух, под открытое
небо…»
19.
Вечер. Золотой Плёс. И. Левитан 1889г.20.
21.
Функции речевой характеристики1. Характеризующая - чтобы лучше раскрыть образ героя, его
индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или
принадлежность к определенной группе (профессиональной,
этнической, социальной), особенности воспитания.
Через изменение речевой характеристики персонажа можно
показать изменения в характере и в образе жизни героя.
2. Выделительная - чтобы сделать образ запоминающимся,
выделить на фоне других.
3. Сравнительная – используется для сопоставления или
противопоставления героев.
4. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние
героя.
22.
Речевая характеристика персонажа (план)Общая характеристика героя.
1. Объем речи героя (много или мало говорит и
почему).
2. Общий строй речи (логично выстроенный,
сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т.
п.).
3. Лексические особенности.
4. Синтаксические построения, пунктуация,
оформляющая речь.
5. Взаимосвязь характера и поступков героя с его
речью.
6. Общая характеристика героя.
23.
Первые реплики персонажейЧто можно сказать о героях?
«Баклуши ты, что ль, бить
суда приехал! Дармоед!
Пропади ты пропадом!»
«Бла-алепие, милая, блаалепие! Красота дивная».
«Если ты хочешь мать
послушать, так ты, как
приедешь туда, сделай так,
как я тебе приказывала».
«Да как же я могу,
маменька, вас ослушаться!»
«Не уважишь тебя, как же!»
«ругатель» Дикой
странница Феклуша,
прикидывающаяся святой
властная и деспотичная
Кабаниха
бесхарактерный Тихон
строптивая и лукавая
Варвара
24.
Речь персонажей Островского –проявление присущего им облика,
мировосприятие, общественно –
бытовых связей и влияний.
Пять реплик — пять характеров.
25.
« Хозяева»Дикой: «Ты червяк.
Захочу помилую, захочу —
раздавлю».
Кабаниха: «Давно вижу, что
вам воли хочется». «Вот куда
воля-то ведет».
Кудряш: «Ну, значит, я его
и не боюсь, а пущай же
он меня боится».
Феклуша: «И купечество все
народ благочестивый,
добродетелями многими
украшенный».
«Жертвы»
Кулигин: «Лучше уж стерпеть».
Варвара: «И я не обманщицей
была, да выучилась». «А помоему, делай, что хочешь,
только бы шито да крыто
было».
Тихон: «Да я, маменька,
и не хочу своей волей жить. Где
уж мне своей волей жить!»
Борис: «Не по своей воле еду:
дядя посылает»
26.
Островский в драме "Гроза" оченьчетко показывает всю глобальную
разницу между положительными и
отрицательными
героями
своего
произведения.
Ясно
видны
все
важнейшие черты характеров, их
реакции на развивающиеся события.
27.
Речевая характеристика Дикого• Когда появляется на
сцене?
• Как себя ведёт?
Используем план
речевой
характеристики!
28.
Речевая характеристика Дикого• Когда и при каких
обстоятельствах
Дикой меняет манеру
поведения и тон течи?
• С чем это связано?
29.
Особенности речи«Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не
смей мне на встречу попадаться»; тебе все
наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади,
тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как
столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».
Что узнаём о герое
Дикой как ни в чем не бывало просто так
может обидеть человека. Он ни во что не
ставит не только окружающих, но даже
своих родных и близких. Его домашние
живут в постоянном страхе перед его
гневом. Дикой всячески издевается над
своим племянником.
Дикой откровенно показывает, что
Дикой – «значительное лицо» в городе,
купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж
такого-то ругателя, как у нас Савел
Прокофьич, поискать ещё. Ни за что
человека оборвёт».
своего племянника не уважает совершенно.
Он ставит себя выше всех окружающих. И
никто не оказывает ему ни малейшего
сопротивления. Он ругает всех, над кем
чувствует свою силу, но если кто-то обругает
его самого, он не сможет ответить, то тогда
держитесь все домашние! На них-то Дикой и
сорвёт всю свою злость.
30.
Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту както, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсуньмужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил…
Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не
прибил».
Он говорит Борису: «Провались ты! Я с
Нас поражает их бессердечие по отношению
к зависимым от них людям, нежелание
расстаться с деньгами при расчётах с рабочими.
Все отношения между людьми, по их мнению,
строятся на богатстве.
Мы можем сказать, что Дикой совершенно
тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой
безграмотен, что показывает его человеком крайне
употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с
грубым и невоспитанным.
иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою
речь плевками, что окончательно показывает его
бескультурье.
31.
Вообще на протяжении всей драмымы видим его пересыпающим свою
речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого
ещё тут чёрта водяного!»,