17.53M
Категория: ЛитератураЛитература

Русская литература. Выпуск 1. Древнерусская литература

1.

Русская литература
От повести временных лет до S.N.A.F.F.
Выпуск 1. Древнерусская литература
Ноябрь 2022

2.

3.

Русская литература…
всегда была совестью
народа. Ее место в
общественной жизни
страны всегда было
почетным
и
влиятельным.
Она
воспитывала людей и
стремилась
к
справедливому
переустройству жизни
Д.С. Лихачев
3

4.

Содержание
1
Предисловие
Русская литература
и
ее
словесность.
Откуда она пришла,
как развивалась и на
какие темы писали
авторы
эпохи.
4
в
разные

5.

2
Древнерусская литература
Как она возникла, на что была направлена
и кому подражала. Влияние Византии на
русскую культуру. По какому принципу
писались тексты? Чего избегали авторы в
своих
произведениях
и
почему
отсутствовал литературный эксперимент
4
«Слово о полку
Игореве»
3
Нестор
летописец
и «Повесть
временных
лет»
Кто
автор
этого
памятника
культуры?
Чем
отличается
от
других текстов древней
Руси, и в чем дерзость и
новаторство
этого
произведения.
5

6.

Предисловие
Что такое русская литература?
Это прежде всего литература русского народа и
людей, воспитанных в традициях русской
культуры. Русская литература – это отражение
особого типа мышления и поведения. Ее
специфика не в поиске человеком богатства и
личного уюта, а в искании социальной
справедливости, устремленности к идеалам и
смыслу жизни, различении добра и зла,
совестливости,
обостренном
внимании
к
нравственным проблемам. Русской литературе,
в большей ее части, присущи гуманизм, чувство
сострадания к другим людям. В ней проявлялась
вся полнота духовной жизни народа.
Русская литература многогранна и обширна.
На ее развитие влило множество факторов: это
религиозные
изменения,
международные
отношения, множество изменений в языке,
подход к образованности человека в разные
эпохи, а также авторы, которые задавали новые
тенденции, направления и жанры.
Что выражалось в русской литературе?
Переживания,
настроения,
обычаи
людей;
события,
менявшие
культурный
вектор,
задававший новые тенденции в литературе. С
принятием крещения и
взятия примера с
Византии,
русская
словесность
стала
развиваться. Разница между текстами даже
одного столетия иногда существенна. Авторы
преумножали искусство написания, и тексты все
меньше напоминали церковные труды. В
некоторых из них видна непредвзятая позиция и
литературный
эксперимент.
А
после
реформации языка Пушкиным литературные
произведения стали синтаксически проще и
сближали
книжный
синтаксис
и
живую
разговорную
речь.
Тем
самым
русская
литература с каждым столетием все лучше
могла выразить в себе настроения людей,
актуальные проблемы, исторические события и
т.д.
Что такое словесность?
Чтобы понимать русскую литературу и как
она развивалась нужно знать историю
русской словесности. Данный термин значит
выражение мыслей через слово. Русская
словесность
с
каждым
веком
эволюционировала и русская литература
посредством этого становилась все более
интересной, многообразной, изящной и
утонченной.
6

7.

Словесность – что это такое?
Начать рассуждать о древнерусской
литературе
снова
поможет
русская
словесность. Как было сказано ранее,
словесность – это искусство выражение
мысли в слово. Она может быть выражена и в
устной речи, например, в фольклоре, но так
как мы рассматриваем именно литературу,
разберемся в ее виде в древнерусской
литературе.
Так как письменность и книги появились
на Руси после крещения, их состав и
содержание
определялись
церковными
потребностями. Главная тема древнерусской
литературы – спасение души, поэтому авторы
не занимались сочинительством и не писали
чего-то нового, так как искусство, не
отвечающее церковным темам, означало
приближение к дьяволу, который ввергнет в
соблазн человеческие души, отвлекшиеся от
молитвы. После принятия христианства Русь
много заимствовала от Византии в духовном
отношении, поэтому в этом периоде в
церковных текстах прослеживается строгое
приобщение
к
образцам.
Поэтому
словесность
Древней
Руси
сугубо
религиозная, а ее основная задача –
приносить душевную пользу.
Тем не менее это не означает сухость и
не
интересность
текстов.
Наоборот,
божественные истины очень трудно выразить
простым
языком.
Поэтому
авторы
придумывали
как
можно
больше
определений, которые могли бы донести
читателю смысл написанного. К примеру, в
древнерусских текстах мысли выражались с
помощью сложных многоплановых сравнений,
и еще лучше, если их получится объединить в
одном предложении. Это не противоречит
убеждению о том, что слабый и грешный
человек не может писать о божественных
истинах, древнерусская книжность редко
была оригинальной и копировала сочинения
других
центров
христианской
культуры.
Древнерусская словесность опиралась на
византийскую литературу, а та, в свою очередь
соединяла античную риторику и образность
Священного Писания. То есть перед русским
сочинителем
был
тысячелетняя
база
христианских текстов.
Это и есть основа древнерусской
словесности. А теперь обратимся к двум
наиболее важным произведениям этой эпохи.
7

8.

О Несторе
Знаменитым книжником XI века был
Нестор. Обычно Нестора знают как
«летописца» — по эпитету, которым его
наградили
продолжатели
несколько
столетий спустя. Но между древнейшими
летописями и сочинениями, подписанными
именем Нестора, есть ряд противоречий,
поэтому современная наука говорит об
участии Нестора в летописном деле с
осторожностью.
Однако
не
вызывает
сомнений вклад Нестора в древнерусскую
агиографию, то есть в написание житий
святых.
Нестор
знаменит
многими
текстами, например, «Чтения о житии и
погублении блаженных страстотерпцев
Бориса и Глеба», «Житие Феодосия
Печерского».
Что такое летопись?
Летопись — это исторический жанр,
представляющий
собой
погодовую,
подробную запись исторических событий.
Это не обычный «памятник словесности». У
нее была специальная задача — найти
место Руси в общем замысле Провидения
относительно истории человечества.
Что такое «Повесть временных лет»
8
«Повесть временных лет» занимает в истории русского общественного
самосознания и истории русской литературы особое место. Это не только древнейший
из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского
государства и первых веках его истории, но одновременно и важнейший памятник
историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников о
возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. «Повесть
временных лет» свидетельствует о высоко развитом в то время национальном
самосознании: Русская земля осмысляет себя как могущественное государство со своей
самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с
могущественной Византийской империей. Русь осмысливает себя как православное
государство, уже с первых лет своей христианской истории освященное особой
божественной благодатью: оно по праву гордится своими святыми покровителями князьями Борисом и Глебом, своими святынями - монастырями и храмами, своими
духовными наставниками. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно
было являться владычество в ней единой княжеской династии - Рюриковичей. Поэтому
напоминания, что все князья - братья по крови, - постоянный мотив «Повеcти временных
лет», ибо на практике Русь сотрясают междуусобицы и брат не раз поднимает руку на
брата. Еще одна тема настойчиво обсуждается летописцем: половецкая опасность.
Половецкие ханы - чаще всего все же выступали как предводители опустошительных
набегов, они осаждали и сжигали города, истребляли жителей, уводили вереницы
пленных. «Повесть временных лет» вводит своих читателей в самую гущу этих актуальных для
того времени политических, военных, идеологических проблем.

9.

Что такое «Слово о полку
Игореве»?
Самым известным и наиболее
востребованным у современного читателя
остается другой знаменитый памятник
этого времени — «Слово о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» очень
своеобычно. Его сюжет построен не вокруг
фигуры какого-нибудь святого и не вокруг
явленного свыше чуда, и даже не вокруг
героически выигранной битвы, а вокруг
неудачного
похода
князя
новгородсеверского Игоря Святославича против
степных кочевников-половцев в 1185 году.
Текст
открывается
рассказом
о
выступлении русских войск в степь и о том,
что начало экспедиции сопровождалось
зловещим
знаком

солнечным
затмением. Затем следует описание двух
сражений: одно разворачивается для
русских
войск
успешно,
а
второе
заканчивается разгромом, после которого
князья-предводители во главе с Игорем
попадают
в
плен.
Потом
действие
переносится
на
Русь,
и
читатель
оказывается сперва в Киеве, на совете
киевского князя Святослава с боярами, а
затем в Путивле, где на городской стене
плачет о пропавшем Игоре его супруга —
Ярославна.
Заканчивается «Слово» сообщением о
побеге Игоря из половецкого плена: к
радости Руси и окрестных стран, князь
триумфально возвращается в Киев.
Описывая все эти события, автор
«Слова» активно пользуется весьма сложными метафорами («Тут кровавого вина не
хватило, тут кончили пир храбрые русичи:
сватов напоили, а сами полегли за землю
Русскую»); упоминаются нехристианские
боги и мифологические существа: Див, ветры
— Стрибожьи внуки, «великий Хорс» и т. п.
Авторская оценка и тем более христианская
мораль практически полностью скрыты за
этим причудливым словесным узором..
9

10.

Тема произведения
Можно было бы подумать, что перед
нами воинский эпос, подобный, скажем,
старофранцузской «Песне о Роланде». Но
важнейший признак эпоса — это стихотворная форма с четким размером, а ее
в «Слове о полку Игореве» выявить не
удается. Кроме того, наряду с «языческой»,
или «народной», в образности «Слова»
представлена и христианская, книжная
составляющая.
Так,
чтобы
показать
разорение Русской земли от княжеских
междоусобиц, автор описывает стаи птиц,
которые поедают трупы:
«Тогда на Русской земле редко
слышался клич пахаря, зато часто вороны
каркали, деля трупы, и галки разговаривали
на своем языке, собираясь на поживу».
В библейских пророчествах также
встречается упоминание о трупах, которые
станут пищей птицам, когда Бог отвернется
от Израиля за его грехи. Примечательно и
то, что рассуждения князя Святослава перед
боярами (самим автором определенные
как «золотое слово») посвящены не столько
необходимости сражаться с врагами Руси,
сколько гордыне тех, кто делает это не
вовремя:
«О, мои племянники, Игорь и
Всеволод! Рано вы начали Половецкую
землю мечами рубить и себе славу
добывать.
Бесчестно
вы
победили,
бесчестно кровь поганых пролили. Ваши
храбрые сердца выкованы из жестокого
булата и закалены дерзостью. Что же вы
натворили на мои серебряные седины!»
Иначе говоря, темой «Слова» оказывается не только воинская доблесть, но и
дерзость княжеских помыслов. А это уже
преимущественно книжный, христианский
по своей сути мотив.
Два
века
споров
о
подлинности «Слова о полку
Игореве»
Версию о поддельности «Слова»
начали
высказывать
сразу
после
публикации в 1800 году. Два столетия спустя
лингвистически было доказано, что «Слово»
— памятник XII века, однако голоса
скептиков можно слышать и по сей день
10
Необычность
композиции
и
образности сыграла со «Словом о полку
Игореве» злую шутку. До Нового времени
дошла только одна его рукопись, найденная
любителями древностей в конце XVIII века и
опубликованная в 1800 году. И когда эта
рукопись погибла во время известного
московского
пожара
1812
года,
скептически настроенные исследователи
утверждали, что «Слово» — это поздняя
подделка,
которую
недобросовестные
издатели выдали за памятник XII века.
Современная наука не склонна разделять
подобные представления: язык «Слова»
очень близок к языку подлинных памятников
XII столетия; фальсификатору времен
Екатерины II было бы не под силу так
хорошо воспроизвести грамматику и
лексику древнерусского языка — особенно
те его черты, которые стали понятны лишь в
наши дни. В то же время само
возникновение спора о происхождении
«Слова»
наглядно
свидетельствует
о
необычности
этого
памятника
для
древнерусской книжности домонгольской
поры.
Кто написал «слово»?
Споры о том, кто же является
автором этого произведения не утихают
уже два столетия. Все предлагавшиеся
версии – догадки, ни на чем конкретном
не основанные. Автор до сих пор не
установлен

11.

До нас дошли далеко не все произведения
древнерусской словесности XI–XIII веков.
Однако многое сохранилось, и не в
последнюю очередь благодаря усердию
следующих поколений. С точки зрения
книжников XIV–XVII веков, словесность домонгольской
поры,
следовавшая
византийским
образцам,
сама
превратилась в освященный временем
пример для подражания, а написанное
великими предшественниками следовало
хранить и распространять. И хотя оригиналы
большинства произведений XI–XIII веков до
нас
не
дошли,
благодаря
копиям,
сделанным с них в последующие столетия,
современные исследователи имеют весьма
детальное представление о том, как
начиналась древнерусская литература.
Дмитрий Добровольский
11

12.

Русская литература
Уважаемые читатели!
Спасибо за поддержку
данного периодического
издания, каждый читатель
привносит вклад в развитие
следующих выпусков.
В следующих частях
Вас ждет история всей
русской литературы, так
что будет очень интересно!
От повести временных лет до S.N.A.F.F.
В следующем выпуске
Русская литература XVIII века
English     Русский Правила