Весенне-летние обряды
171.50K
Категория: КультурологияКультурология

Весенне-летние обряды

1. Весенне-летние обряды

2.

Калăм
Пришла весна… И по чувашским поверьям, как и по традиции
многих народов, наступил новый год. Но перед его
наступлением нужно было вспомнить, почтить своих предков.
Этому посвящался обряд калăм. Он продолжался одну
неделю и считался последней неделей старого года.
В первый день калăм топили баню, одевали чистую одежду.
Специальный посыльный верхом на лошади ездил на
кладбище – приглашал усопших. Для них в бане оставляли
воду, веник, мыло.
Вечером собирались в доме старшего родственника. Во дворе
у священного дерева (столба или в мăн кĕлĕ) закалывали
жертвенное животное – гуся, петуха, курицу. Оставшиеся пух,
перья там же сжигали. Считалось, что они предназначались
умершим на перины и подушки. На столе или у столба
зажигали главную свечу, а у двери к стене прикрепляли свечи
по числу умерших родственников.

3.

Калăм
В молениях приглашали предков за стол, уверяли, что будут их
поминать, но просили живых не вспоминать. Кусочки от
жертвенной пищи откладывали в специальную посуду – для
умерших, специально добавляли лепешки для тех, кого,
может быть, никто не поминает или кто умер неестественной
смертью. Затем ее выносили во двор и выливали в мăн кĕлĕ
или во дворе у воротного столба, или просто на улицу. После
начинался пир и веселье с песнями и танцами.
Так в течение недели посещали всех близких родственников.

4.

Вирĕм-сĕрен
В последний день калăм проводили специальный обряд
изгнания злых духов, болезней, всей нечистой силы. Этот
обряд у верховых чувашей назывался вирĕм, у низовых –
сĕрен.
С утра, обычно мальчики-подростки, ходили в лес и срезали
рябиновые прутья, мастерили трещетки. Затем с музыкой,
танцами, песнями, шумом обходили всю деревню, начиная с
восточной стороны. Заходили в дома, хлестали хозяев,
скотину, строения, прогоняя все болезни и злых духов.
Хозяева давали детям яйца, орехи, печения, крупу, масло …
Обойдя всю деревню, выходили к кладбищу. Там старики
молились и часть еды приносили в жертву покойникам. Дети
делили еду, ели, играли. Разводили костер и сжигали в нем
все прутья и трещетки. Затем прыгали через него, бросали
вверх одежду, чтобы очиститься от злых духов, и, ни в коем
случае не оглядываясь, наперегонки бежали в деревню.

5.

Мăнкун
На следующий день наступал самый большой и радостный
праздник нового года (Мăнкун). С утра пораньше молодежь,
дети и старики собирались на краю деревни встречать
солнышко — первый восход нового года. В момент восхода
старики произносили молитвы. По представлениям чувашей,
в этот день солнце восходит, пританцовывая, т. е. особенно
торжественно и радостно. Дети валялись на земле, в шутку
боролись, взрослые их обсыпали зерном и хмелем, чтобы
росли сильными и здоровыми.
Затем дети ходили с песнями и добрыми пожеланиями по
домам, хозяева обязательно давали им крашеные яйца,
печения.

6.

Мăнкун
Чуваши по первым гостям судили о будущем приплоде скота.
Если приходил мальчик, считалось, что коровы принесут бычков,
овцы – баранов. Телки и ярочки были желаннее. Поэтому
мальчики старались пропустить вперед себя девочек. Зашедшего
первым на руках переносили в передний угол и сажали,
подложив подушку, на стул перед столом, угощали как можно
лучше. Дети при этом должны были сидеть смирно, иначе, якобы,
птицы не будут высиживать птенцов.
Весь день дети веселились, играли на улице, катались на качелях.
Взрослые в эту праздничную неделю с большим количеством
гостинцев ходили в гости к родственникам. В свою очередь
хозяева также старались богато одаривать гостей. Но перед
пиршеством старики обязательно молились божествам,
благодарили за проведенный год, просили удачи в следующем
году.
Позднее Мăнкун стали отмечать одновременно с христианской
Пасхой.

7.

Кил-йыш пăтти
Весной, когда наступал новый год, люди одевали новые
одежды и земля обновляла свое одеяние, появлялась первая
зеленая травка. В это время проводили обряд в честь
благополучия всей семьи кил-йыш пăтти (килĕш пăтти). В
некоторых деревнях этот обряд проводили отдельно, по
одному дню для каждого члена семьи, от самого старого до
самого маленького.

8.

Акатуй
Одним из древнейших весенне-летних обрядов чувашей, в
неизмененном виде сохранившемся до наших дней, был
Акатуй. В некоторых деревнях он проходил до весенней
пахоты, в других – после завершения всех земледельческих
работ. Ученые считают, что Акатуй – это несколько весенних
праздников, связанных с пахотой и посевом.
Акатуй проводили всей деревней или несколькими
деревнями сразу. Перед праздником ходили по домам,
обязательно заходили к недавно женившимся, собирали
призы, кто что может дать: вышитые сурпаны, платки,
полотенца.
Во время празднества проводили соревнования по борьбе,
скачкам на лошадях, стрельбе из лука, в беге, прыжкам в
длину, высоту, перетягивании каната.

9.

Акатуй
В первый день к вечеру проходили первые соревнования и
народу собирались не так много. На следующий день праздник
устраивался в полной мере. Сначала соревновались дети, а
затем взрослые мужчины. Победителей награждали подарками
– вышитыми платками, сурпанами, деньгами. Самый сильный
из борцов получил звание паттăр.
Торговцы устраивали палатки и продавали всякие сладости,
калачи, орехи… Парни угощали девушек, играли, пели,
танцевали, веселились.
В древности перед празднеством Акатуй и соревнованиями
обязательно приносили жертвы и молились божествам,
молодежь гадала о будущем урожае.

10.

Çимĕк
После завершения всех полевых работ наступали дни,
посвященные памяти предков çимĕк (виле тухнă кун). Длился
он одну неделю. Перед этим праздником дети и женщины
ходили в лес, собирали лекарственные травы, рвали зеленые
ветки. Эти ветки втыкали в ворота, на окна. Считалось, что на них
сидят души покойников. Как обычно перед праздниками, топили
баню, мылись отварами из 77 трав. «Приглашали» в баню
покойников.
Затем дома устраивали поминки как во время калăм. Всю
неделю веселились, пели, играли, танцевали. Печаль и грусть
считались недопустимыми. Люди хотели доставить радость
своим усопшим предкам. Часто во время недели çимĕк
справляли свадьбы.
В последний день (кĕçĕн çимĕк) снова молились своим предкам,
сначала в доме, потом во дворе. Также ели-пили, танцевали,
пели. Потом, захватив с собой угощение, прикрепив к телегам
зеленые ветки, отправлялись на кладбища.

11.

Çимĕк
Старик проводили общую молитву, обращались в том числе к
масар пуçлăхĕ. Затем каждый молился своим предкам, на
могильные столбы вешали подарки – рубахи, сурпаны,
полотенца, рядом клали кусочки еды, отливали питье. В своих
молитвах просили благополучия детям, родственникам,
домашним животным. Просили приходить и уходить в свое
назначенное время. Обязательно упоминали всех знакомых и
незнакомых несчастных: сирот, утонувших, погибших в пути,
убитых и т.п. Просили и их благословить.
После этого начиналось угощение, песни, танцы. Обязательно
требовалось угодить предкам, развеселив их.

12.

Уй чÿк
На полях наливались силой зеленые ростки. Пришло время
старинному обычаю – старики готовились уй чÿк.
Торжественный обряд проводили самые уважаемые
старейшины, во время моления присутствовали только
взрослые семейные люди. Поодаль молодежь устраивала уяв
(вăйă).
После уй чÿк обычно проводили çумăр чÿк (çерçи чÿк). Это
древнейший обряд вызывания дождя существовал у всех
народов, занимавшихся земледелием.
Как обычно, старики объявляли о необходимости çумăр чÿк.
Затем ребята, парни обходили деревню – собирали крупу,
масло, яйца, лепешки, брали с собой дрова, бронзовые котлы и
приходили на обычное место около реки. Разводили костер,
варили кашу, яйца. На берегу втыкали ветки, нанизывали на них
скорлупу яиц, привязывали к ним воробьёв.

13.

Уй чÿк
Старики обращались с молитвой к Турă, просили дождя, а
также уберечь от всех ненастий: града, бури, заморозков…
отпускали воробьёв с просьбой донести до богов просьбу
людей. Устраивали трапезу, к этому времени собиралась вся
молодежь с ведрами. После еды все люди прямо в одежде
бежали в воду, брызгались, плескались. Старики степенно
входили в реку, обмывали себе лицо, немощных старцев
осторожно обливали. Парни набирали воду в ведра, бежали в
деревню и обливали всех попавших на пути, особенно
доставалось молодым женщинам. Прохожих хватали и бросали
в реку, все ходили веселые и мокрые до нитки, весь день до
вечера продолжалась «игра-обливание».

14.

Çинçе
Как только посеянная рожь начиналась цвести, старики
объявляли о наступлении çинçе. В это время (примерно 1-2
недели) в колосьях начинали образовываться зерна, земля
считалась беременной, и ее ни в коем случае нельзя было
беспокоить.
Всем людям предписывалось одевать только белые вышитые
одежды. Запрещалось пахать, рыть землю, бросать что-то на
нее, стирать белье, разводить огонь в дневное время, рубить
лес, строить, залезать на деревья и дома, рвать траву и цветы,
косить и т.п. Считалось, что нарушение этих запретов может
привести к засухе, ураганам или другим бедствиям. Если что-то
запретное все-таки совершалось, то старались загладить вину –
приносили жертву и молились земле-матушке, прося у неё
прощения.

15.

Çинçе
Время çинçе было отдыхом для людей. Женщины шили белую
одежду, мужчины плели лапти. Старики собирались на
завалинках, вели неторопливую беседу. Рядом крутились
ребятишки, ждали, когда мучи расскажет сказку. После заката
солнца молодежь выходила на уяв (вăйă). За деревней, на
широком лугу, зажигали костры, водили хороводы, плясали,
играли. До самого утра звучала музыка, песни, смех.
В первой половине лета, пока не началась жатва, молодежь
вместе со взрослыми и детьми трудилась на полях, а светлыми
летними ночами веселилась от души.
English     Русский Правила