26.04M
Категория: ЛитератураЛитература

Тема свободы и служения отечеству в творчестве Пушкина

1.

Тема свободы и
служения Отечеству
в
творчестве Пушкина
Презентацию подготовили ученики 9Б класса
МБОУ «Лицей №153»:
Абдульминев Данис, Дорофеев Максим, Муразнов
Искандер, Надтачаев Ярослав, Эсмонт Анна

2.

Тема свободы
• Тема свободы и рабства, как и тема патриотизма, – одна
из ведущих тем в творчестве Александра Пушкина. К ней
он обращался на протяжении всей жизни, поэтому по
стихам поэта можно проследить эволюцию его взглядов
на свободу и рабство.
• Так, в первый петербургский период он создает оду
«Вольность», где излагает свою жизненную программу
поэта-гражданина («Хочу воспеть Свободу миру, На
тронах поразить порок») и утверждает, что подлинная
свобода возможна лишь при верховенстве законов и над
властителями, и над народом. Пушкин поучает и
предупреждает беззаконных властителей («Тираны мира,
трепещите!»). В оде также очень ощутим
классицистический идеал Просвещения.

3.

«К Чаадаеву»
• Дружеское послание «К Чаадаеву», написанное
через год, окрашено в романтические тона и
отражает мироощущение молодых дворян, для
которых свобода – это «звезда пленительного
счастья» и которые верят, что, следуя за этой
звездой, они уничтожат «самовластье» (то есть
беззаконие) и будут за это прославлены.
Портрет П. Я. Чаадаева

4.

Александр Пушкин. К Чаадаеву.
Читает Вениамин Смехов.

5.

«Деревня»
• Пройдет еще год, и в стихотворении «Деревня» поэт
рисует реалистические картины «барства дикого»,
обличая крепостное право. Пушкин высказывает
сомнение в том, что увидит когда-нибудь «народ
неугнетенный и рабство, падшее по манию царя».
«Прекрасная заря» свободы уже не кажется близкой.
• Деревня для лирического героя — это, с одной стороны,
“пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят
тишина и гармония. В этом краю, “приюта спокойствия,
трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную
свободу, предается “творческим думам”.

6.

«Узник»
• Первые годы Южной ссылки Пушкин особенно остро переживает
невозможность жить там, где хочется. Он чувствует себя узником, о
чем свидетельствует одноименное стихотворение («Узник»), в
котором жажда свободы рассматривается как народный идеал,
закрепленный в песне.
• Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто
не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за
свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого
Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и
постоянные попытки власти подавить его свободолюбие,
продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло
время, и нельзя более находиться под замком.

7.

«Свободы сеятель
пустынный…»
• К времени жизни в Одессе относится переосмысление
поэтом проблемы свободы и рабства. Исторические
события убеждают Пушкина в том, что народ попрежнему находится в духовном рабстве, его душа еще
не пробудилась для «звуков вольности», дворяне же,
подталкивая этот непробужденный народ к
решительным действиям, выказывают политическую
слепоту. Эти мысли поэт высказывает в форме притчи,
отсылая читателя к Евангелию от Луки («Свободы
сеятель пустынный…»). Лирический герой
стихотворения с грустью отмечает, что «вышел рано, до
звезды», поэтому «стада» не откликаются на его призыв
к свободе.

8.

И.К. Айвазовский.
Пушкин на берегу
Чёрного моря. 1887 г.
• Не найдя свободы в мире людей, поэт находит ее в
мире природы. Именно поэтому для него так
притягателен шум моря – «свободной стихии» («К
морю»).

9.

Александр Пушкин. К Морю.
Читает Герасимов Вячеслав.

10.

«Анчар»
• В стихотворении «Анчар», по форме
напоминающем древнюю легенду, Пушкин
обвиняет как «непобедимого владыку»,
который «властным взглядом» посылает
человека на верную смерть, но раба, послушно
исполняющего волю тирана и не
помышляющего даже о свободе выбора смерти.

11.

Александр Пушкин. Анчар.
Читает Вениамин Смехов.

12.

«Из Пиндемонти»
• В последние годы жизни зрелый Пушкин
поднимается до религиозно-философских высот в
осмыслении темы свободы и рабства. Его интересует
уже конфликт между властью мирской и властью
духовной. Не все ли равно от кого зависеть: от
народа или царя – задает Пушкин риторический
вопрос в стихотворении «Из Пиндемонти» и
утверждает, что самое главное – это личная свобода
и духовная независимость. Власть, по мнению поэта,
должна создать человеку условия для свободного
духовного и нравственного совершенствования.
Ипполите Пиндемонте

13.

Александр Пушкин. Из Пиндемонти.
Исполняет Константин Райкин.

14.

Название
Год.
Период жизни
и творчества
Жанр
Цитата
Форма свободы/
Несвободы
Отношение автора к
свободе и рабству
«Вольность»
1817
Петербургский период
Ода
(жанр 18 века)
«Хочу воспеть Свободу
миру,
На тронах поразить порок»
Тирания
«Нарушение закона гибель
но для государства и для
Свободы. Подлинная
свобода возможна при
верховенстве законов и над
властителем, и над
народом».
«К Чаадаеву»
1818
Петербургский период
Послание
«свободою горим»
«звезда пленительного
счастья»
«на обломках самовластья
напишут наши имена»
Самовластье
Юношеское представление
о свободе как о
романтическом идеале.
«Деревня»
1819
Петербургский период.
Михайловское
Пастораль.
Гражданская лирика
«Увижу ль, о друзья! Народ
неугнетенный
И рабство, падшее по
манию царя,
И над отечеством свободы
просвещенной
Взойдет ли наконец
прекрасная заря?»
«Барство дикое» ,«рабство
тощее»
Надежда на
государственные реформы –
отмену «рабства» по
велению государя.
«Узник»
1822
Южная ссылка.
Кишинев
Народная песня
«Сижу за решеткой в
темнице сырой,
Вскормленный свободой
орел молодой»
Заключение, тюрьма
Свобода – извечная мечта
народа. Нельзя заключить в
тюрьму мечту о свободе.
«Свободы сеятель
пустынный»
1823
Южная ссылка
Притча (иносказание)
«Я вышел рано»
«К чему стадам дары
свободы?»
Духовное рабство народа и
политическая слепота
дворян.
«Рабство становится
непреодолимым
препятствием для
достижения вольности».

15.

Название
Год.
Период жизни
и творчества
Жанр
Цитата
Форма свободы/
Несвободы
Отношение автора к
свободе и рабству
«К морю»
1824
Север. ссылка.
Романтическое
послание
к свободной стихии
«Я был окован… могучей
страстью очарован»
«Судьба земли повсюду
та же: Где капля блага,
Там на страже, уж
просвещенье иль
тиран».
Социальная и личная
зависимость.
Свобода сохранилась
лишь в мире природы, в
мире людей она
утрачена.
«Анчар»
1827
середина
жизни
Легенда. (Жанр
фольклора)
«И умер бедный раб у
ног
Непобедимого
владыки».
Тирания,
рабство духовное.
«Народная мудрость» истоки тирании в
«рабском» сознании
людей.
«Из Пиндемонти»
1836
Последние годы
(борьба за личную
свободу).
Религиознофилософская
Лирика.
«Иная, лучшая,
потребна мне свобода:
Зависеть от царя,
зависеть от народа – Не
все ли нам равно?»
Мирская и духовная
власти. Свобода как
личная и духовная
независимость.
«Отсутствие
политической и
социальной свободы –
меньшее зло, чем
отсутствие свободы
личной». «Человек –
цель политики».
Мирская власть должна
обеспечить права
личности

16.

Тема патриотизма и служения Отечеству
• Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает
патриотическая тема. Родина для поэта — это не только его родные, друзья,
знакомые; родина — это весь русский народ. С самого раннего детства
Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное,
бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины
Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой”
Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой
челяди. Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть
русского простонародного мира. Проникшись этим миром, окунувшись в
него с головой, Пушкин, как никто другой, смог воспеть в своих стихах жизнь
родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского
народа, его красоту и самобытность.

17.

Отношение к
показному
патриотизму
ик
крепостному
праву
• Гордясь соотечественниками, воспевая подвиги
простых русских солдат, которым до войны, да и
после нее, приходилось испытывать голод,
нужду и унижения, Пушкин одновременно с
этим высмеивал показной “патриотизм”
дворян, тех, кто в мирное время не испытывал
никаких физических неудобств. Их любовь к
Отечеству была далека от настоящей, зато как
ловко умели они выставлять напоказ при
каждом удобном случае свою “любовь”. “Кто
высыпал из табакерки французский табак и стал
нюхать русский; кто сжег десяток французских
брошюрок, кто отказался от лафита и принялся
за кислые щи”, — писал о них Пушкин.

18.

Защитник
угнетенных
• Патриотизм Пушкина и в том, что он на
протяжении всей своей жизни выступал
защитником угнетенных и обличителем
“барства дикого”. Как истинный
патриот, поэт хотел видеть свою родину
вольной, ее народ счастливым. В своих
стихах Пушкин призывал всех, кому не
безразлична судьба России, на
служение ей:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(Отрывок из «К Чаадаеву»)

19.

Обращение к героическому прошлому
• Очень часто поэт обращался в своем творчестве к героическому прошлому своей родины. Он не
отрицал значимости прогрессивной деятельности царя, но вместе с тем отмечал в действиях Петра I
грубость и самовластность человека, привыкшего писать указы "кнутом".
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(Отрывок из «Евгений Онегин», Глава VII Строфа XXXVII)

20.

Анализ стихотворения
«К Чаадаеву»
• Кто такой Чаадаев?
• Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) был
человеком оригинального ума и блестящего
образования. Пушкин познакомился с ним еще
лицеистом, в Царском Селе. Сюжет
стихотворения развивает мысль о гражданском
взрослении человека. «Любовь, надежда, тихая
слава», носят не только личный, но и
общественный характер служения Отчизне.

21.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву»
• Послание «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Автор в нём раскрывает темы свободы и
служения Родине.
• Сюжет стихотворения развивает мысль о гражданском взрослении человека. «Любовь, надежда,
тихая слава», носят не только личный, но и общественный характер служения Отчизне.
• Идея произведения заключена в строчках: «Россия вспрянет ото сна». Герой стремиться приблизить
«минуту вольности святой», он рад отдать Отчизне свою жизнь. Настроение в начале стихотворения
грустное сменяется на воодушевлённое. Порыв к свободе создаётся с помощью эпитетов
(нетерпеливою душой, вольности святой), метафор (звезда пленительного счастья), сравнений (как
ждёт любовник молодой …свиданья), восклицания и обращения к товарищам (Души прекрасные
порывы!). Послание написано 4-х стопным ямбом:
Любви’, наде’жды, ти’хой сла’вы
_ _’ | _ _’ | _ _’| _
_’| _
• В этом стихотворении А.С.Пушкин говорит, что счастье человека возможно лишь в свободном
обществе.

22.

Лирический
герой
• Образ лирического героя фактически
неотделим от личности поэта: в
стихотворении озвучены идеи самого А. С.
Пушкина, который убежден, что для блага
государства необходимы гражданские
свободы. В произведении описаны
переживания, связанные с взрослением
героя: если раньше его интересовали «юные
забавы», то теперь он горит желанием
изменить своё отечество к лучшему.
Лирический герой не одинок: он
обращается к другу, хочет его поддержать,
укрепить его веру в то, что их дело правое и
ему стоит посвятить все силы «пока сердца
для чести живы».

23.

И.К. Айвазовский.
Пушкин в
Гурзуфе. 1880 г.
Анализ элегии
«К морю»
• В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский
романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает
об этом.
• Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха
романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой
письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации,
переходя к реализму.
• От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и
одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание,
доведённое до предела.
• От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным,
действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и
смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным,
чётко прорисованным метафорам.

24.

Что значит море для
Пушкина?
И.К. Айвазовский.
Пушкин на берегу
Чёрного моря.
Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи
стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Оно
вызывает в душе поэта мысли о побеге в неведомые страны,
романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным
стихиям. Стихотворение 1824 года "К Морю" завершает
романтический период пушкинского творчества. Оно как бы стоит
"на стыке" двух периодов, так как в нем присутствуют и
романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с
реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году
Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного
отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы,
и с самим романтизмом, и с собственной юностью.
Прощай, свободная стихия,
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

25.

Лирический
герой
• Лирический герой элегии не
отделён от окружающего пейзажа.
Он, напротив, тесно связан с
морем узами кровного и
духовного родства. Как и море, его
душа полна противоречивых
чувств, желаний, озарений,
страстей. Как море, велик его
поэтический дар, способный на
грандиозные чудеса. Как море,
поэт никому не подвластен.
И.К. Айвазовский,
И.Е. Репин.
Прощание
Пушкина с морем.
1877 г.

26.

Стихотворный
размер
• Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб
делает стихотворение максимально простым и
одновременно убедительным. Ритм
напоминает мерное колебание волн. Женские и
мужские рифмы чередуются. Перекрёстная
рифмовка АББА встречается в четверостишиях.
Также в стихотворении есть 4 пятистишия, где
схема рифм выглядит так: АБАБ
• Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

27.

28.

Значение
стихотворения
А.С.Пушкина «К
морю»
• Значение данного произведения в том,
что оно подводит итог размышлениям
Пушкина о свободе. Отныне эта тема не
будет звучать отдельно и полногласно.
Она выльется в другое философское русло
или станет некой константой (постоянной
величиной) пушкинского творчества.
Полная и абсолютная свобода на земле
невозможна, но море напоминает стихию
творчества, и отныне поэт будет находить
утешение в нём.

29.

Анализ
стихотворения
«Анчар»
• Стихотворение «Анчар» — один
из самых значимых трудов поэта.
Работа над его созданием
началась автором в конце августа
— начале сентября 1828 года.
Место написания произведения –
Малинники, Тверское поместье
Вульфов. Работа была завершена
9 ноября 1828 года,
опубликована в альманахе
«Северные цветы» (конец 1831 г.,
приблизительно 24 декабря).

30.

«Злое»
произведение
• Стихотворение «Анчар»
полностью посвящено
изображению мира зла. Это
самое суровое стихотворение в
творчестве Пушкина. Здесь поэт
задумал собрать воедино все
черты зла и придать им
обобщенный характер.

31.

О чем оно?
• Это стихотворение о неправедном
мироустройстве, о роли человека в нём. Это
произведение — о трагических,
непримиримых взаимоотношениях между
непобедимым владыкой и бедным,
бесправным рабом. Пушкин в своём
произведении обращается к теме, которая
красной нитью проходит через всё его
творчество: теме свободы и тирании.

32.

Композиция
стихотворения
• Композиция стихотворения делится на две
части. В первой части дается описание
ядовитого дерева. Во второй части
рассказывается о всесильном владыке,
пославшего на смерть своего раба.
• Стихотворение «Анчар» построено по
следующему принципу: — завязка
произведения, — основной конфликт
(противоречие), развитие действия — это
вторая композиционная часть (она
начинается с союза «Но») — скоротечная
развязка (она начинается с противительного
союза «А»)

33.

Разбор стихотворения. I строфа. I часть
• В пустыне чахлой и скупой,
• На почве, зноем раскаленной,
• Анчар, как грозный часовой,
• Стоит — один во всей вселенной.

34.

II строфа
• Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

35.

III строфа
• Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

36.

IV строфа
• К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
Тлетворный — это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение,
гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева
(1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный»,
например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы.
Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух».
Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно
имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно,
не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое
описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

37.

V строфа
• И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

38.

Разбор стихотворения. II
часть. VI строфа
• Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

39.

VII строфа
• Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

40.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ Н.
КОЧЕРГИНА К
СТИХОТВОРЕНИЮ
ПУШКИНА «АНЧАР»
VII строфа
• Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

41.

VII строфа
• А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

42.

Образ владыки
• Образ владыки дан очень обобщенно и символично.
Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин
соотносит страшное зло природы – анчар и страшное
зло человеческой жизни – деспотизм. Но
самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем
оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя,
завоевывая все новое влияние. Интересно, что даже
повтор однокоренных слов («послушно в путь потек»
- «послушливые стрелы») подчеркивает, что все
живое и мертвое покоряется и служит
«непобедимому владыке».

43.

Идейно-тематическое содержание
• Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против
беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в
том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные
(бесправные рабы) находят естественной и законной.
• Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение
губительной для общества власти самодержавия, призыв к её уничтожению.
• Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с
философской, так и с общечеловеческой точки зрения

44.

Жанр и размер
• «Анчар» — произведение философской направленности. Жанр
стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование
стилизовано под притчу, древнюю легенду.
• Размер. Это стихотворение написано в двухсложном размере.
Четырехстопный ямб. Стихотворение построено по принципу контраста.
«В пус /ты/не/ чах/ лой / и/ ску /пой/,
На/ поч / ве / зно /ем/ рас/ ка /лен/ной/,
Ан/чар/ как/ гроз/ ный / ча /со/вой/,
Сто/ ит -/один/ во/ всей/ все/лен/ной».

45.

Важность
второй
части
• Вторая композиционная часть – это центральная
часть стихотворения, ядро трагедии. «Но человека
человек…» — дважды повторенное слово «человек»
подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический
герой потрясён, в его голосе чувствуется
негодование. Здесь Пушкиным объединяются все
средства звуковой выразительности: повторение
слов, повторение звуков, доминирование звука «а»
(«Послал к анчару властным взглядом»). Начало
второй части поддержано и ритмически. Шестая
строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна .
Все эти приёмы намеренно использованы автором
для показа драматизма ситуации. Что касается
показа истории раба, то здесь тоже имеется свой
интонационный и ритмический рисунок.
Повествование идёт на трёхударных строках. Когда
наступает трагическая развязка — «И умер бедный
раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней –
двухударная

46.

Приёмы
звуковой
организации
текста
• Удивительна звукозапись в
стихотворении : обилие звуков [ч] со
звуками [ н ] и [ р ] (очевидно, слово
«анчар» сказалось на всей звуковой
структуре) придает всему
стихотворению своеобразный
мрачный колорит. В пустыне чахлой
и скупой, На почве, зноем
раскаленной, Анчар, как грозный
часовой, Стоит — один во всей
вселенной. Поражает обилие
аллитерации, подчёркивающее
мрачно-монотонный колорит
(согласные « п » повторяется
двадцать три раза ,а звук « ч »восемнадцать раз).

47.

Средства художественной выразительности
• Эпитеты «бедный раб» «вихорь черный» «в пустыне чахлой и скупой» «песок
горючий» «жаждущие степи» «непобедимый владыка» «мертвая зелень» «лист
дремучий»
• Сравнения «анчар , как грозный часовой»
• Метафоры «послушно в путь потек» «вихорь набежит» «вихорь мчится прочь»
«природа напоила» «на древо смерти набежит» «пот по белому челу струился
хладными ручьями» «природа жаждущих степей»
• Старославянизмы и архаизмы «хладными» «ввечеру» «вихорь» «послушливые»
«древо» .

48.

Вывод:
• Поэт в небольшом лирическом стихотворении
раскрыл суть отношений между людьми.
Общество осуждено им, потому что в нем
правят антигуманные законы, потому что
социальные отношения превращают одного
человека во владыку, действующего
сознательно во вред такому же человеку, а
другого - в послушного раба. В обоих все
человечество искажено.

49.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила