Похожие презентации:
Влияние устного народного творчества влияние на «Слово о полку Игореве»
1.
ВЛИЯНИЕ УСТНОГОНАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
ВЛИЯНИЕ
НА «СЛОВО О ПОЛКУ
УСТНОГО НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
ИГОРЕВЕ»
НА «СЛОВО О ПОЛКУ
ИГОРЕВЕ»
НА ПРИМЕРЕ
НА ПРИМЕРЕ СИМВОЛА
СИМВОЛА СОКОЛА
СОКОЛА
2.
Д. С. ЛихачевМ. Г. Булахов
А.А. Зимин
М. А. Базанов
3.
Гипотеза исследования:образ сокола в «Слове о полку Игореве»
связывает его с традициями
устного народного творчества.
Цель:
выявить
смысловое,
символическое
и историческое
наполнение
образа сокола в
«Слове о полку
Игореве» на
основе
традиций
устного
народного
творчества.
В соответствии с поставленной целью
можно выделить следующие
исследовательские задачи:
Изучить символику сокола в культуре древних славян;
Раскрыть значение образа через призму произведений
устного народного творчества: сказки «Пёрышко
Финиста ясна сокола», «Волшебная рубашка», «Береза и
три сокола», «Марья Моревна»; былины «Вольга
Святославович», «Богатыри на Соколе-корабле»;
Проанализировать функцию и содержание соколиного
образа в «Слове о полку Игореве», основываясь на
традициях устного народного творчества.
4.
Сокол Рарог –воплощение
огненного духа,
божество,
родившееся от
удара молнии
5.
ФИНИСТЯСНЫЙ
СОКОЛ
6.
7.
8.
ВОЛЬГА (ВОЛХ) СВЯТОСЛАВИЧВсеслав Вещий,
Всеслав Чародей
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
«история — это не только «князья и события»,а и культура, быт, социальное устройство,
общественная мысль, исторические знания,
это материальная культура своего времени и
духовная, даже русская природа XII в.,
отличавшаяся от нынешней».
Д. С. Лихачев
16.
Выводы:Сокол – очень сильный поэтический образ, связанный с бытом и верованиями древних
славян; однако помимо литературной ценности он также представляет ценность
культурную, историческую, духовную;
Мифологические представления о соколе наиболее ярко выражаются в поклонении
Соколу-Рарогу и Соколу-Финисту, в восприятии сокола в качестве тотемной птицы,
способной обращаться в человека, а также как покровителя воинов и охотников;
Соколиная символика была воспринята геральдикой и нашла отражение в знаках
Рюрика и его княжеского рода (эмблемах, монетах, печатях);
Образ настолько тесно был связан с жизнью наших предков, что даже после принятия
христианства он сохранился, претерпев лишь небольшие изменения;
«Слово о полку Игореве» воспринимает рассматриваемый образ во всей его
многогранности: как символ защитника, славного воина, свободы, абсолютной воли,
солнца, света, яркой вспышки, силы разума и полёта мысли, мужества, доблести и
иных значениях;
В «Слове о полку Игореве» также используется перенос, подмена героев хищными
птицами, с которыми славяне охотились, что является отражением такой
художественной особенности как связь природы с переживаниями героев, её
олицетворение; кроме того, такой приём указывает нам на то, что соколиная охота, как
и война, являлись привилегированными сферами общественной жизни, они
передавали эстетические взгляды эпохи и являлись источников вдохновения для
народной поэзии.