Современный этап в развитии социологии (социология XX в.)
Социологи США начала XX в.
Парадигма
Социологические парадигмы
Парадигма социальных фактов
Теоретические посылки функционализма в социологии XX века таковы:
Теории социального конфликта (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др.)
Парадигма социальных дефиниций
Символический интеракционизм 
Феноменологическая социология
Парадигма социального поведения
Психологическая парадигма 
Парадигма социально-экономического детерминизма
Неомарксистская парадигма (Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Теодор Адорно, Юрген Хабермас)
110.50K
Категория: СоциологияСоциология

Современный этап в развитии социологии (социология XX в.)

1. Современный этап в развитии социологии (социология XX в.)

Тема:
Современный этап в развитии
социологии (социология XX в.)

2.

На первом этапе развития социология
преимущественно развивалась в Европе:
Франции, Германии, Англии. Но в 20-е годы
XX в. центр социологических исследований
смещается
в
США.
Особенностью
американской социологии становится ее
эмпирический
характер.
Наиболее
известной становится Чикагская школа.

3. Социологи США начала XX в.

Толкотт Парсонс (теория
действия, теория систем)
Чарльз Райт Миллс (создал
«новую социологию»)
Питирим Сорокин (теории
социальной стратификации и
социальной мобильности)

4. Парадигма

это совокупность научных взглядов, понятий, идей,
теорий и концепций, которые на определенном
историческом этапе развития науки признаются
представителями научного сообщества как истинные и
используются для научных исследований, выдвижения
гипотез и решения задач. Парадигма объединяет ученых.
Примерами парадигм являются физика Аристотеля,
геоцентрическая система Птолемея, классическая
механика Ньютона, электродинамика Максвелла, теория
относительности Эйнштейна и т.п
Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот
американский философ и историк науки Томас Кун.

5. Социологические парадигмы

1) парадигма социальных фактов (структурный
функционализм и теория социальных конфликтов);
2) парадигма социальных дефиниций
(символический интеракционизм и
этнометодология);
3) парадигма социального поведения (теории
обмена и социального действия);
4) парадигма социально-экономического
детерминизма
5) Психологическая парадигма

6. Парадигма социальных фактов

В ней социальная реальность рассматривается через
призму социальных структур, институтов и их функций. В
рамках данной парадигмы выделяются функционализм,
структурно-функциональная теория (Г.Спенсер, Э.
Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория социального
конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.).
Основы функционализма заложил английский философ и
социолог Герберт Спенсер (1820–1903). Он рассматривал
общество как социальный организм, сравнивая его с
живыми биологическими организмами и отмечая, что
каждая его структурная часть выполняет функцию, важную
для всего общества. Чем сложнее развитие общества, тем
многообразнее в нем функциональные связи.

7. Теоретические посылки функционализма в социологии XX века таковы:

1) общество – это система частей, объединенных в единое целое
(целостная социальная система);
2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них
существуют институты и механизмы социального контроля, такие,
например, как правоохранительные органы, суд;
3) функциональные связи в социальных системах не сводятся к явным
функциям; свое действие также проявляют латентные и альтернативные
функции;
4) дисфункции в обществе, конечно, существуют, но они так или иначе
преодолеваются либо укореняются в социуме;
5) изменения в обществе обычно носят постепенный, эволюционный, а не
революционный характер;
6) социальная интеграция, единство в обществе достигаются на основе
большинства граждан следовать общей (единой) системе ценностей.

8. Теории социального конфликта (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др.)

Согласно теориям социального конфликта для любого
общества характерно наличие конфликтов между
участниками социальной жизни, их противоборство за
власть, ресурсы, ценности, признание. Конфликты могут
быть острыми, ярко выраженными и затяжными, но могут
быть кратковременными и почти невидимыми. Они
выполняют в обществе конструктивную или деструктивную
функцию. В современном демократическом обществе
имеются достаточно развитые институты регулирования
социальных
конфликтов.
В
теориях
конфликта
исследуются "конфликтная модель общества", социальные
конфликты и их роль в обществе, социальные механизмы,
институты предупреждения и разрешения общественных
конфликтов.

9. Парадигма социальных дефиниций

У ее истоков лежат работы немецкого
социолога Макса Вебера. Исследователи,
работающие в рамках этой парадигмы, считают,
что социальные явления можно понять лишь на
основе тех смыслов, которые люди придают
действиям,
ситуациям,
стимулам
при
взаимодействии друг с другом.
Здесь
выделяются
символический
интеракционизм
(Дж.
Мид,
Г.
Блумер), феноменологическая социология (А.
Шюц и др.), этнометодология (Г. Гарфинкель).

10. Символический интеракционизм 

Символический интеракционизм
Основополагающие
идеи
символического
интеракционизма сформулировал американский
социолог Джордж Герберт Мид (1863–1931).
Сторонники данного подхода отмечают, что люди,
наделяя воздействующие на них стимулы внешнего
мира определенными значениями, реагируют именно
на смысловое значение символов, а не на стимулы
как таковые. Взгляды Дж. Мида на общество и
личность получили развитие в "драматургической
социологии" Эрвинга Гофмана (1922–1982). С его
точки
зрения,
человеческая
жизнь
подобна
театральному действу, так как люди словно актеры
на сцене играют роли, которые принимают на себя,
чтобы произвести впечатление и воздействовать на
других.

11. Феноменологическая социология

Основатель
феноменологической
социологии австрийский социолог и философ
Альфред Шюц (1899–1959) считал, что социология
должна
заниматься
изучением
повседневного
(жизненного, феноменального) мира человека. Основа
социального мира – интерсубъективность, т.е. его
"со-творимость" взаимодействующими субъектами
(индивидами).
Объяснение
конструирования
социальной реальности и действий, порожденных
интерсубъективными моделями-конструкциями, стало
главным в феноменологической социологии.

12. Парадигма социального поведения

В современной социологии эта парадигма находит свое
выражение в бихевиористской социологии (Беррес
Скиннер и др.) и теории социального обмена (Д. Хоманс,
П. Блау). В рамках этих теорий задачей социологии
провозглашается
изучение
человеческого
поведения. Взаимоотношения людей объясняются на
основе принципа "поощрения – наказания". Люди склонны
повторять такие действия (модели поведения), за
которые в прошлом они были вознаграждены в той или
иной форме (похвала, деньги, восхищение, награда,
признание, престиж, любовь и т.п.). И наоборот, они
стремятся избегать того, в чем потерпели неудачу,
поражение, за что получили взыскание, наказание.

13. Психологическая парадигма 

Психологическая парадигма
Психологическая
парадигма
в
социологии
зародилась в конце XIX века (Габриэль Тард, Гюстав
Лебон). В XX столетии она развивалась под
значительным влиянием психоанализа Зигмунда
Фрейда, который рассматривал общественную жизнь
сквозь призму структуры конфликта "Оно – Я – СверхЯ" внутри индивида и между ним и обществом.
Некоторые исходные положения фрейдизма: значение
бессознательного в бытии человека и общества,
эдипов комплекс – позднее претерпели изменения в
теориях неофрейдизма (Э. Фромм) и неомарксизма (Г.
Маркузе).

14. Парадигма социально-экономического детерминизма

Парадигма социальноэкономического детерминизма
Данная парадигма
представлена марксистской
социальной концепцией (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В.
Плеханов, В. Ленин). В марксистской теории
социальная
реальность
рассматривается
как
совокупность
общественных
отношений,
складывающихся
в
процессе
совместной
жизнедеятельности людей. В фокусе ее внимания
находятся общественно-экономические формации,
смена которых определяется в первую очередь
изменениями
способа
производства,
а
также
перспективы
преобразования
общества
на
коммунистических началах.

15. Неомарксистская парадигма (Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Теодор Адорно, Юрген Хабермас)

Её особенности:
- преодолевается
жесткая экономическая
доминанта, жесткий характер объективных
законов классического марксизма;
- присутствует отношение к ценностям;
- стремление обосновать разрыв «труда» и
«интеракции».
На
смену
труду
как
господствующему
типу
отношений
приходит универсальное взаимодействие
людей во всех сферах жизни.
English     Русский Правила