ТЕМА 3: Социальные институты
Классики социологии под социальным институтом понимали:
Типология социальных институтов
100.50K
Категория: СоциологияСоциология

Социальные институты

1. ТЕМА 3: Социальные институты

Вопросы:
1. Понятие социального института
2. Типология социальных институтов
3. Функции социальных институтов
4. Социальные институты российского
общества

2.

Институт – от лат. institutum – установление,
учреждение.
Социальные институты – это установленный
порядок правил и стандартизированных моделей
поведения.
Социальный
институт

целесообразная
устойчивая
форма
организации
социальной
деятельности
и
социальных
отношений,
совокупность нормативно-ценностно обусловленных
ролей
и
статусов,
предназначенных
для
удовлетворения
определенных
социальных
потребностей, устойчивое социальное образование,
обеспечивающее
гарантированную
реализацию
данных потребностей.

3.

Институциализация – это процесс определения и
закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей,
приведение их в систему, которая направлена на
удовлетворение общественных потребностей.
Этот процесс состоит из нескольких стадий:
1) Возникновение потребностей, которые можно
удовлетворить только в результате совместной деятельности;
2) Появление норм и правил, регулирующих взаимодействие
по удовлетворению возникших потребностей;
3) Принятие и реализация на практике появившихся норм и
правил;
4) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех
членов института.

4. Классики социологии под социальным институтом понимали:

О. Конт: общество состоит из ряда социальных
институтов – семьи, государства, религии. Задача
социологии – выявить функции социальных институтов.
Г. Спенсер: всякий социальный институт складывается
как выполняющая определенные функции устойчивая
структура
социальных
действий.
Г.
Спенсер
различал:
институты родства (брак, семья);
экономические
(распределительные)
институты;
регулирующие институты (религия, политика). Г.
Спенсер:
определяющие
факторы
в
развитии
социальных институтов – борьба за существование с
соседними обществами и борьба с окружающей
природной средой.

5.

Э. Дюркгейм: использовал термин
"институт" для обозначения социальных
фактов – коллективных представлений,
внешних для индивида и обладающих
принудительной силой по отношению к
нему. Он полагал, что в число таких
коллективных представлений входят все
верования, все способы поведения,
установленные группой.
Лестер Уорд: социальные институты –
продукт психических сил.

6.

М. Вебер подчеркивал, что институт – форма
общественного объединения, где поведение индивидов, с
одной
стороны,
рационально
упорядочено
определенными установлениями, с другой – участие
индивида в социальных действиях обусловлено
объективными данными - происхождением, родством,
профессиональной деятельностью.
Т. Парсонс: социальные институты – особым образом
организованные «узлы» социальных отношений.
Социальные
институты

особые
ценностнонормативные комплексы, регулирующие поведение
индивидов и образующие статусно-ролевую структуру.
Социальные
институты
призваны
обеспечивать
социальный порядок в обществе, стабильность и
интеграцию общества.

7.

Сеймур
Липсет:
социальные
институты
предполагают
сознательно
регулируемую
и
организованную форму деятельности массы людей,
воспроизведение
повторяющихся
и
наиболее
устойчивых
образцов
поведения,
привычек,
традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Каждый социальный институт выполняет ряд
общественно значимых функций.
Торстейн Веблен: социальные институты –
различные обычаи, преобладающие стереотипы
мышления, способы и методы деятельности,
укоренившиеся в сознании людей. Эволюция
социальных институтов и природы человека
происходит как естественный отбор наиболее
приспособленного образа мыслей и типа поведения.

8.

К. Маркс рассматривал социальные институты как
исторически сложившиеся, обусловленные различными
социальными
отношениями

первую
очередь,
производственными) формы создания и регулирования
общественной деятельности.
Уильям Гамильтон: Социальные институты – словесный
символ для лучшего описания группы общественных
обычаев, постоянный способ мышления или действия,
который стал обычаем для народа. Мир обычаев и
привычек, к которому мы приспосабливаем свою жизнь,
представляет собой сплетение и непрерывную ткань
социальных институтов.
Джордж Хоманс: Социальные институты – это
относительно устойчивые модели социального поведения,
на поддержание которых направлены действия многих
людей.

9.

Таким образом, нормативно-ролевое представление о
социальных
институтах
является
наиболее
распространенным и в западной, и в отечественной
литературе.
Все социологические школы определяют социальный
институт либо через категорию «обычай», либо через
«нормы», «правила» поведения, «правила игры».
Социальные институты возникают в связи с объективными
потребностями общества. Например, институт семьи возник в
связи с необходимостью упорядочить и обуздать половой
инстинкт и обеспечить выживаемость общества.
Поэтому появились определенные запреты – инцест,
агамия, которые представляют первые табу, социальные
нормы. Позже появляются и другие нормы. Человечество
научилось приспосабливаться к различным условиям с
помощью норм.

10.

Социальный институт имеет как
внешнюю, так и внутреннюю стороны.
• Внешняя
сторона
социального
института – социальные группы,
социальные организации.
• Внутренняя сторона социального
института

ценности,
нормы,
стандарты поведения.

11.

Социальной группой любая объективно существующая
устойчивая совокупность людей, связанных системой
отношений,
регулируемых
формальными
или
неформальными социальными институтами.
Общество – совокупность множества социальных групп,
взаимодействующих и находящихся в определенной
зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей
жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди
которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа,
нация и т.д.
Созданию групп способствуют сходные интересы и цели
людей, а также осознание того факта, что при объединении
действий можно достичь существенно большего результата,
чем при индивидуальном действии. Социальная деятельность
каждого человека во многом определяется деятельностью тех
групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри
групп и между группами. Только в группе человек становится
личностью и способен найти полное самовыражение.

12.

Социальная
организация

это
относительно автономная группа людей,
ориентированная на достижение некоторой
заранее фиксированной цели, реализация
которой
требует
совместных
и
координированных действий.
Социальная норма — общепризнанные правила,
образцы поведения, стандарты деятельности,
призванные
обеспечивать
упорядоченность,
устойчивость, стабильность социального
взаимодействия индивидов и социальных групп.

13.

Типы социальных норм:
• Групповые привычки — нормы малых групп.
Появляются и продолжают существовать только в
малых группах (семьях, спортивных командах,
дружеских компаниях).
• Общие правила — нормы больших групп
(общества в целом). Это манеры поведения,
традиции, этикет. Каждая социальная группа и
социальная организация
обладает своими
обычаями, правилами поведения, традициями.
Существуют манеры поведения пожилых людей,
национальные обычаи.

14.

Нормативность социального поведения
напрямую
связана
с
ролевыми
функциями человека в обществе
в
целом, социальной группе. Эти функции
определены его статусом в такой группе.
Социальная
норма,
прививаемая
человеку, группе и обществу, диктует
поведение, которое будет ожидаемо.
Формируются
стереотипы,
виденье
человеком своего должного поведения.

15.

Социальные нормы проявляют себя :
• как стандарты поведения (правила,
требования, обязанности);
• как ожидания поведения (стереотипы,
реакция других людей).
Социальная норма, фиксируя какое-либо
правило
поведения,
влияет
не
на
конкретного индивида, а на всех людей,
находящихся в аналогичных ситуациях.

16.

Социальные нормы предполагают и
относительную
свободу
человеческого
поведения, которую каждый человек ощущает,
когда поступает в соответствии с социальными
правилами, хотя мог бы и пренебречь ими.
В то же время, когда человек нарушает
правила поведения, он должен быть готов
подвергнуться определенного рода санкциям,
применяя которые, общество обеспечивает
уважительное
отношение
индивидов
к
общественным правилам.

17.

Це́нность — важность, значимость,
польза, полезность чего-либо.
Внешне ценность выступает как
свойство предмета или явления. Однако
значимость и полезность присущи им не
от природы, не просто в силу внутренней
структуры объекта самого по себе, а
являются
субъективными
оценками
конкретных свойств, которые вовлечены в
сферу общественного бытия человека,
человек в них заинтересован или
испытывает потребность.

18. Типология социальных институтов

Все социальные институты подразделяются
на главные (базовые, основные) и неглавные
(неосновные).
Они различаются также по времени своего
возникновения
и
продолжительности
существования (постоянно действующие и
кратковременные институты).
Социальные институты различаются также по
жесткости санкций за нарушение правил, по
наличию или отсутствию бюрократической
системы управления и др.

19.

Большинство социологов полагают, что
базовых (фундаментальных) институтов в
человеческом обществе всего пять, они
призваны
удовлетворять
важнейшие
жизненные потребности коллектива или
общества в целом.
1.Семья.
2.Религия.
3.Экономика.
4.Политика.
5.Образование.
English     Русский Правила