Социальные институты
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ"
В социологии
Социальный институт
Герберт Спенсер
Г. Спенсер различал следующие виды социальных институтов:
Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм
Социальные факты
Социальные факты - это коллективные представления, обладающие двумя признаками:
Э. Дюркгейм
Карл Маркс
Макс Вебер
П. МОНСОН
Образ - парк
Парк
Структуралистское направление в социологии
Данный взгляд на общество по-своему правомерен.
Общество существует вне индивидов
Образ - корабли в море
Подобный подход
Человек
Экзистенциалистское направление социологии
Символический интеракционизм Дж. Мид
Две ведущие тенденции современной социологии
Образ - Лодки на аллеях парка
Это теории
2. Процесс институционализации, т.е. образования социального института:
Финалом процесса институционализации
3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
Культурные символы
Кодексы поведения (устные и письменные)
Идеология
4. Функции социальных институтов
Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление)
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений
Регулятивная функция
Интегративная функция
Транслирующая функция.
Коммуникативная функция.
Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимым
Латентные функции
1.62M
Категория: СоциологияСоциология

Социальные институты

1. Социальные институты

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ"
2. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ
3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И
ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ

2. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ"

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ"
Понятие
“институт”
(от
латинского
“institutum” - “установление”, “учреждение”)
первоначально возникло в юриспруденции.
Такими институтами в юридической науке
считались, например, наследование, брак,
собственность и т.п.

3. В социологии

термин "институт" сохранил смысловую
окраску, связанную с нормативной
регуляцией
деятельности,
однако
приобрел значительно более широкое
толкование
в
плане
обозначения
некоторого особого типа устойчивой
регламентации социальных связей и
различных
более
или
менее
организованных форм социального
регулирования поведения субъектов.

4. Социальный институт

это организованная система
связей и социальных норм,
которая объединяет значимые
общественные ценности и
процедуры, удовлетворяющие
основным
потребностям
общества.
-

5.

• под общественными ценностями
понимаются разделяемые идеи и
цели,
• под общественными процедурами стандартизованные
образцы
поведения в групповых процессах,
• под системой социальных связей сплетение
ролей
и
статусов,
посредством которых это поведение
осуществляется и удерживается в
определенных рамках.

6. Герберт Спенсер

впервые в
социологии
употребил
понятие
социального
института

7.

Определяющий фактор в развитии
институтов
общества
борьба
за
существование
с
соседними
обществами (война) и с окружающей
природной средой.
Задача
выживания
общественного
организма в условиях его эволюции,
усложнение
структуры
порождает
необходимость
формирования
согласующей
и
координирующей
общественной подсистемы - особого рода
регулятивного института.

8. Г. Спенсер различал следующие виды социальных институтов:

• институты родства (брак, семья);
• экономические
(распределительные) институты;
• регулирующие институты (религия,
политические организации).

9. Эмиль Дюркгейм

уделял
большое
внимание
изучению
причин порядка
и беспорядка в
обществе.

10. Эмиль Дюркгейм

пришел к выводу, что существует
некоторое коллективное сознание
(совокупность
мнений
и
убеждений), разделяемое всеми
членами данной общности.
Это сознание содержит некие
правила
жизни,
является
нормативным.

11. Социальные факты

это законы и обычаи, а
также право, верования,
мораль, потоки мнений,
воспитание,
феномен
толпы, все поведение,
«установленное группой»

12. Социальные факты - это коллективные представления, обладающие двумя признаками:

• существуют вне индивида;
• оказывают на него
принудительное действие.

13. Э. Дюркгейм

называл
социальные
факты
институтами и определял их как
“фабрики
воспроизводства”
социальных
связей,
как
определенные типы отношений
между
людьми,
которые
постоянно
востребованы
обществом
и
поэтому
возрождаются вновь и вновь.

14. Карл Маркс

понимает институты как
исторически сложившиеся
формы организации и
регулирования
социальной деятельности,
обусловленные
социальными, прежде всего,
производственными
отношениями

15. Макс Вебер

считал, что социальные
институты (государство,
религия, право и т.п.)
должны
«изучаться
социологией в той форме,
в какой они становятся
значимыми
для
отдельных индивидов, в
какой последние реально
ориентируются на них в
своих действиях».

16. П. МОНСОН

ЛОДКА
НА
АЛЛЕЯХ
ПАРКА:
ВВЕДЕНИЕ В
СОЦИОЛОГИЮ

17. Образ - парк

П.Монсон
называет
образ парка символом
того, что в социологии
именуется социальной
структурой общества это “своего рода канва,
заранее установленный
порядок, точно так же
как аллеи и тропинки,
пруды,
деревья
и
газоны образуют план
парка”

18. Парк

остается неизменным до прихода и
после ухода посетителей, которые
воспринимают его как некий заранее
установленный порядок.
Аналогичным образом человечество
воспринимает социальную структуру
общества.
Большие аллеи- это то, что в
обществе называется социальными
институтами (структурой) - по ним
идет большинство людей

19. Структуралистское направление в социологии

основано на абстрагировании от жизни
отдельных людей в обществе.
Основная идея состоит в том, что
общество лучше всего изучать в виде
стабильной социальной структуры,
отдельные
социальные
институты
которой по частям дают нам информацию
о людях, живущих в данное время.

20. Данный взгляд на общество по-своему правомерен.

Наше восприятие окружающего мира
обязательно
должно
быть
как-то
структурировано.
Эти
структуры
отличаются
разной
степенью
абстрактности (общности).
Однако когда нужно охватить целое общество
не
учитываются
конкретные
характеристики
действующих в нем людей.

21.

Поскольку предполагается, что люди
следуют установленным в обществе
правилам и заветам, при анализе
институтов можно будет исключить
рассмотрение
отдельных
личностей,
абстрагироваться
от
них
и
от
субъективных мотивов их действий и
поступков.
Проблема свободной воли также
исключается из анализа общества.

22. Общество существует вне индивидов

Таким образом, общество и
его структуры (социальные
институты) - объективны
(независимы от субъектов).

23. Образ - корабли в море

символизирует
восприятие человека как
творца своей жизни.
Здесь нет видимых глазу
путей, но каждое судно
знает, как определить
свое
направление
движения. Это символ
человека, обладающего
свободой воли

24. Подобный подход


которому
относятся
такие
направления в социологии как
символический
интеракционизм,
феноменологическая
социология,
этнометодология)
выводит
на
первый
план
проблему
человеческой
деятельности
и
сознания

25. Человек

понимается
как
суверенно
существующий
индивид,
проявляющий
себя
в
осмысленной деятельности.
Человеческая субъективность
- центральная категория этого
направления.

26. Экзистенциалистское направление социологии

общество
рассматривается
результат
отдельных
обладающих
выбора.
всегда
как
поступков
индивидов,
свободой

27. Символический интеракционизм Дж. Мид

утверждал, что мышление каждого
человека социально создано, но не
социально детерминировано, так как
оно не является пассивным отражением
чужих мыслей, а есть активное действие
по отношению к окружающему миру.
Своими поступками человек создает свою
неповторимую индивидуальность.

28. Две ведущие тенденции современной социологии

их можно представит как:
- общество без людей
- люди без общества.
Каждое направление абстрагируется от того,
что имеет
принципиальное значение для
другого направления. Хотя, по большому счету,
объясняющая социология должна
уметь
объяснить почему люди с готовностью
движутся именно по аллеям парка, а
интерпретативная социология - каким образом
такое количество отдельных людей с самыми
разными жизненными понятиями могут создать
стабильную социальную структуру.

29. Образ - Лодки на аллеях парка

Можно сказать, пользуясь приведенными
метафорами,
что
современная
социология все в меньшей степени
изучает общество как структурированный
“парк” или “зеркальную гладь моря с
плывущими по ней кораблями”.
Картинки
в
значительной
мере
наложились одна на другую, и изучение
общества все в большей мере становится
изучением
отдельного
индивида
в
системе.

30. Это теории

• П. Бурдье,
• Ю. Хабермаса и др.

31. 2. Процесс институционализации, т.е. образования социального института:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой
требует совместных организованных действий;
2. формирование общих целей;
3. появление социальных норм и правил в ходе
стихийного
социального
взаимодействия,
осуществляемого методом проб и ошибок;
4. появление процедур, связанных с нормами и
правилами;
5.институционализация норм и правил, процедур, т.е.
их принятие, практическое применение;
6. установление системы санкций для поддержания
норм и правил, дифференцированность их применения
в отдельных случаях;
7. создание системы статусов и ролей, охватывающих
всех без исключения членов института.

32. Финалом процесса институционализации

можно считать создание в соответствии с
нормами и правилами четкой статусноролевой
структуры,
социально
одобренной большинством участников
этого социального процесса.
Институты, таким образом, являются
символами порядка и организованности в
обществе.

33. 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Для
выполнения
своих
функций
социальный институт должен учитывать
способности различных функционеров,
формировать
стандарты
поведения,
верность
основным
принципам,
развивать взаимодействие с другими
институтами. Неудивительно поэтому, что
сходные пути и методы действия
существуют в институтах, преследующих
совершенно разные цели.

34. Культурные символы

Все институты стремятся к
приобретению
символов,
которые
в
предельно
концентрированной форме
создают представления об
институте, его образ

35. Кодексы поведения (устные и письменные)

присяга на верность стране,
клятва при заключении брака,
Профессионально-этические
кодексы (клятва Гиппократа).
Кодексы
поддерживают
институционально
скрепляемые
роли и являются важной частью
социального контроля

36. Идеология

система
идей,
которая
санкционирована
совокупностью
норм.
Опираясь
на
систему
институциональных норм, идеология
определяет не только то, как люди
должны относиться к тому или иному
действию, но и то, почему они
должны действовать определенным
образом и почему они иногда
недостаточно активно действуют или
совсем не участвуют в действии

37. 4. Функции социальных институтов

Если рассматривать в самом общем виде
деятельность
любого
социального
института, можно считать, что его
основной
функцией
является
удовлетворение
социальных
потребностей, ради чего он и был создан
и существует

38. Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление)

— деятельность, обязанность, работа;
в социологии — роль, которую выполняет
определенный социальный институт или
процесс по отношению к целому.
Функцией
социального
института
будем
называть ту пользу, которую ; он приносит
обществу, т.е. совокупность решаемых задач,
достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало
быть, слово "функционирование" означает
очень простую вещь — приносить обществу
пользу.

39. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений

Каждый институт обладает системой правил и
норм
поведения,
закрепляющих,
стандартизирующих поведение своих членов и
делающих это поведение предсказуемым.
Соответствующий
социальный
контроль
обеспечивает порядок и рамки, в которых
должна протекать деятельность каждого члена
института.
Тем
самым
институт
обеспечивает
устойчивость социальной структуры общества.

40. Регулятивная функция

состоит в том, что функционирование
социальных институтов обеспечивает
регулирование взаимоотношений между
членами общества путем выработки
шаблонов поведения.
Таким образом, с помощью институтов
человек проявляет в социальной жизни
предсказуемое и стандартизированное
поведение. Он выполняет ролевые
требования-ожидания и знает, чего ждать
от окружающих его людей. Такое
регулирование
необходимо
для
совместной деятельности

41. Интегративная функция

Эта функция включает в себя процессы
сплочения,
взаимозависимости
и
взаимоответственности членов социальных
групп,
происходящие
под
воздействием
институционализированных
норм,
правил,
санкций и систем ролей. Интеграция людей в
институте
сопровождается
упорядочением
системы взаимодействий, увеличением объема
и частоты контактов. Все это приводит к
повышению устойчивости и целостности
элементов
социальной
структуры,
в
особенности социальных организаций

42. Транслирующая функция.

Общество не могло бы развиваться, если
бы не было возможности передавать
социальный опыт. Каждый институт для
своего нормального функционирования
нуждается в приходе новых людей. Это
может
происходить
как
путем
расширения
социальных
границ
института, так и путем смены поколений.
В связи с этим в каждом институте
предусмотрен механизм, позволяющий
индивидам социализироваться к его
ценностям, нормам и ролям

43. Коммуникативная функция.

Информация,
произведенная
в
институте, должна распространяться
как внутри института с целью
управления
и
контроля
за
соблюдением норм, так и во
взаимодействиях
между
институтами.
Причем
характер
коммуникативных связей института
имеет свою специфику - это
формальные связи, осуществляемые
в
системе
институционализированных ролей

44. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимым

Они формируются и декларируются в
кодексах и закреплены в системе
статусов и ролей. Когда институт не
справляется с выполнением своих явных
функций,
его
непременно
ждут
дезорганизация и изменения: эти явные,
необходимые
функции
могут
быть
присвоены другими институтами.

45. Латентные функции

существуют
другие
результаты,
которые
находятся
вне
непосредственных
целей
человека, не запланированы
заранее
English     Русский Правила