Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Содержание
Картезианство. Рационализм
Картезианство. Метод
Картезианство. «Методическое» сомнение
Картезианство. Ego cogito ergo sum
Онтологическое доказательство существования Бога
Картезианство. Материальный мир
Картезианство. Дуализм
Психофизическая проблема
Знание - сила
Эмпиризм. «Идолы» познания
Эмпиризм. Проблема дедукции
Эмпиризм. Метод
Эмпиризм. Элиминативная индукция
Отношение к Фр. Бэкону
Джон Локк (1632-1704 гг.)
Дж.Локк Опровержение картезианства
Назовите название каждой из этих гравюр?
Дж. Локк. Обоснование эмпиризма Чувственный опыт (ощущения)
Что такое бесконечность?
Внутренний опыт (рефлексия)
Первичные и вторичные качества
Трудности эмпиризма Дж. Локка
Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.)
Спиноза. Онтология монизма
Спиноза. Психофизический параллелизм
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)
Джордж Беркли (1685-1753 гг.)
Беркли. Субъективный идеализм
Беркли. Имматериализм
Беркли. Относительность первичных качеств
Беркли. Материя как причина или субстрат?
Беркли. Материя как понятие?
Беркли. Физико-телеологическое доказательство существования Бога
Беркли. Преодоление дуализма
Отношение к берклианству
Дэвид Юм (1711- 1776 гг.)
Юм. Агностицизм
Юм. Анализ причинности
11.31M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

1. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

2. Содержание

savoir
Содержание
• Р. Декарт:
обоснование рационализма и дуализма;
• Фр. Бэкон и Дж. Локк:
обоснование эмпиризма и скептицизм;
• Б. Спиноза и Г. Лейбниц:
континентальный рационализм и
проблема истинной онтологии;
be in
the dark
• Дж. Беркли и Д. Юм:
проблемы эмпиризма (субъективный
идеализм и агностицизм).

3.

Рене Декарт (1596-1650)
- младший сын в
обедневшей дворянской
семье;
-воспитание у иезуитов ;
-наемная военная
служба (Голландия,
имперская армия, осада
Ла-Рошели)
-1628 г. – обвинение в
ереси и переезд в
Голландию
- 1649 г. переезд в
Стокгольм и смерть
- Index Librorum
Prohibitorum
Дискуссия между шведской
королевой Кристиной и Рене Декартом (Франция, XIX в.)

4. Картезианство. Рационализм

Источник и фундамент
ВСЕГО знания
Надо отвергнуть
не проверенные
разумом знания
как
необоснованные и
?
выстроить знание
как регулярный
город

5. Картезианство. Метод

Деду́кция (лат. deductio — выведение) —
метод мышления, следствием которого
является логический вывод, истинность которого
гарантируется истинностью посылок.
А также логическая процедура, посредством которой
осуществляется переход от общих суждений к частным
суждениям в процессе рассуждения.
Четыре правила метода
1. Принимать за истину только признанное мною с
очевидностью, т.е. только «то, что представляется моему
уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет
дать повод к сомнению».
2. Расчленять сложную проблему на более простые задачи.
3. Как по лестнице последовательно восходить от предметов
простых и познаваемых с легкостью к наиболее сложным
проблемам.
4. Строго соблюдать последовательность, не пропускать ни
единого звена в логической цепи.
«Рассуждение о методе
чтобы хорошо направлять
свой разум и отыскивать
истину в науках»
(Лейден, 1637 г.)
РАЦИОНАЛИЗМ - это направление в теории познания, признающее
источником [научного] знания человеческий ИНТЕЛЛЕКТ.

6. Картезианство. «Методическое» сомнение

Принцип «возможность ошибки»
иллюзии
недоверие
ощущению
сон
Мир
Тело
Математические
доказательства
Бог
?
«Словно брошенный внезапно в глубокий омут,
я настолько растерян, что не могу ни упереться ногою
в дно, ни всплыть на поверхность» (Декарт)

7. Картезианство. Ego cogito ergo sum

?
Я мыслю,
следовательно,
Я существую
Самоочевидная
истина
Сомнение
безусловно
существует

8. Онтологическое доказательство существования Бога

Реальность
существование
Мышление
Бог – это то,
больше чего
невозможно
представить
Ансельм
Кентерберийский (XI в.)
Бог – это
абсолютное
совершенство
Рене Декарт
(XVII в.)
Бог – это то, что
не может
не существовать
Иммануил Кант
(кон. XVIII в.)

9. Картезианство. Материальный мир

Res extensa
Res cogitans

10. Картезианство. Дуализм

Материя
«вещи протяженные»
Мышление
«вещи мыслящие»
существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи
Вещи (Тело)
Находятся в пространстве
Можно сомневаться
Множественность
Делимы
Количества
Необходимость
Пассивность
?
взаимодействие
Сознание (Я, душа)
Непротяженные
Нельзя сомневаться
Единство
Неделимы
Качества
Свобода
Активность
Субстанция – то, что существует, совершенно не нуждаясь
для своего бытия в другой вещи

11. Психофизическая проблема

Как же мы
это
делаем,
Карл?

12.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
- сын лорда-канцлера, лорда
хранителя Большой печати;
-домашнее воспитание,
неоконченное образование в
Кембридже;
- юридическая и парламентская
карьера при Елизавете I
- 1617-1621 гг. – Лорд-хранитель
Большой печати и лорд-канцлер
при Якове I
- начало 1621 г. – крах карьеры,
недолгое заключение в Тауэр
- 1626 г. – смерть «от курицы»
- «Великое восстановление наук,
или Новый органон» (1620 г.),
«Новая Атлантида» (1627 г.)
Портрет Фр. Бэкона (XVII в.)

13. Знание - сила

«Здесь полагаются основания не какойлибо секты или теории, а пользы и
достоинства человеческого, [чтобы люди]
сообща пеклись о своем преуспеянии и...
приняли и сами участие в тех трудах,
которые еще предстоят».
Фр. Бэкон
«Опыты»
Титул книги «Новый органон» (1650 г.)
«светоносные»
«плодоносные»

14. Эмпиризм. «Идолы» познания

idola tribus
(идолы рода)
idola specus
(идолы пещеры)
idola theatri (идолы театра)
idola fori
(идолы площади)

15. Эмпиризм. Проблема дедукции

… Если понятия разума дурно и
опрометчиво отвлечены от вещей,
смутны и недостаточно определены
и очерчены, короче, если они
порочны во многих отношениях, то
все рушится
IF
&
Все люди смертны
ergo
Сократ - человек
Сократ смертен

16. Эмпиризм. Метод

Индукция
(лат., inductio, наведение) –
форма мышления, посредством
которой мысль наводится на
общее правило, общее
положение, присущее всем
предметам какого-либо класса.
А также логическая процедура,
посредством которой осуществляется
переход от частных суждений к общим
суждениям в процессе рассуждения.
Энумеративная индукция
+
Фр. Бэкон (Англия, 1751 г.)
+…+
Все лебеди белые
?

17. Эмпиризм. Элиминативная индукция

Оба эти пути исходят
из ощущений и частностей
и завершаются в высших общностях.
Но различие их неизмеримо.
Ибо один лишь бегло касается опыта
и частностей, другой надлежащим
образом задерживается на них.
Один сразу же устанавливает некие
общности, абстрактные и бесполезные,
другой постепенно поднимается
к тому, что действительно
более сообразно природе.
ЭМПИРИЗМ - это направление в теории познания, признающее
источником [научного] знания человеческий ОПЫТ.

18. Отношение к Фр. Бэкону

«Дурак такое
писать не может,
а умный
не должен»
VS
Дадли Карлтон,
1й виконт Дорчестер (1573-1632)
Из переписки с Дж. Чемберленом
Спрат Т. «История Королевского
Общества» (1667)
Ф. Бэкон как «artium instaurator»

19. Джон Локк (1632-1704 гг.)

- сын провинциального адвоката из
графства Сомерсет;
- окончил Весминстерскую школу и
Оксфордский университет;
- с 1667 связан с домом лорда Эшли
(графа Шефтсбери), в том числе как
домашний учитель
- 1683 – 1688 гг. – эмиграция в
Голландию
- 1688 г. возвращение в Англию
после Славной революции,
занимает должности в
правительственных учреждениях.
- «Опыт о человеческом разумении»
и «Два трактата о правлении» (1690
г.)
Неллер Г. Портрет Дж. Локка (1697 г.)

20. Дж.Локк Опровержение картезианства

«Врожденные» идеи
«Cogito ero sum»
«Deus est»
«Res sunt extensa»
«Ex nihilo nihil fit»
«Cessante causa,
cessat effectus»
etc
Нет всеобщего согласия
Должны быть врождены все общие понятия,
но это абсурдно

21. Назовите название каждой из этих гравюр?

1
2
Обоняние
3
Вкус
4
Слух
5
Пять чувств.
Гравюры Питера
Янса Санредама
по рисунку Хендрика
Гольциуса.
Зрение
Осязание
1595–1596 годы

22. Дж. Локк. Обоснование эмпиризма Чувственный опыт (ощущения)

«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувстве»
Внутренний опыт
(рефлексия)
Чувственный
опыт
Tabula
запах rasa
вкус
Сложная
идея
Простые
идеи
Задача эмпиризма – редуцировать сложные идеи к простым,
все нередуцируемое необходимо элиминировать

23. Что такое бесконечность?

Прояснение понятий
Бесконечная линия – граничное понятие, полученное с помощью
воображаемой операции беспрерывного прибавления все новых
отрезков к имеющейся линии = Бесконечность потенциальна
и т.д.
и т.д.
а
«Доктор,
я не умру?»
(= бесконечна
ли моя
жизнь?)
«Строго говоря,
Вы страдаете от
инфлюэнции,
отягощенной
фебрисом»
Философия как терапевтическая критика
знания, обозначаюшая его границы

24. Внутренний опыт (рефлексия)

Внутренний опыт
(рефлексия)
Substantia
Сложная
идея
Простые
идеи
Но тогда только сознание и его продукты абсолютно достоверны,
а предметы предстают перед нами только в виде образов

25. Первичные и вторичные качества

Объективные
Субъективные
протяженность,
форма
Как мы
ЭТО видим, Карл?
твердость,
непроницаемость,
сопротивление
Линнар Ж. Пять чувств (1638 г.)

26. Трудности эмпиризма Дж. Локка

Как же выглядит
яблоко
«на самом деле»?
А яблоко
«на самом деле»
существует?
Следует различать номинальные
(комплекс идей) и реальные
(то, что «лежит» за ними)
сущности
Основания для
убежденности в
существовании мира не
необходимы, но
достаточны
В разуме нет ничего,
чего не было бы в чувствах,
кроме самого разума
Г. Лейбниц

27. Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.)

-семья евреев-сефардов, изгнанных
из Португалии и осевших в
Амстердама
- «раввинское» образование, частный
«иезуитский» колледж. Лучший
шлифовщик линз для телескопов.
- 1660 г. угроза осуждения еврейской
общины, переезд в деревню под
Лейденом. Пользовался
благожелательством братьев де Витт,
правителей Соединенных Провинций
(Голландии).
- 1670 г. переезд в Гаагу
- 1677 г. смерть от туберкулеза, с 1678
г. все произведения запрещены.
- «Теолого-политический трактат»
(1670), «Этика» (1675).
Барух Спиноза (1665 г.)

28. Спиноза. Онтология монизма

Определения
1. Под причиной себя самого я разумею то,
сущность чего заключает в себе
существование или сущность чего не может
быть мыслима иначе как существующей. …
3. Под субстанцией я разумею то, что
существует само в себе и через себя
мыслится или понимается, то есть то, понятие
чего не нуждается в понятии другой вещи, из
которого оно должно было бы образоваться.
<…>
Аксиомы
1. Все, что существует, существует или в
себе, или в другом. 2. То, что не может быть
понято через другое, должно быть понято
само через себя. <…>
+
Теоремы
…2. Две субстанции, имеющие различные
атрибуты, не имеют ничего общего между
собой. <…>
Спиноза «Этика» (1670 г.)

29.

Спиноза. Deus sive natura

30. Спиноза. Психофизический параллелизм

Порядок и связь
идей такая же
как и связь
вещей
атрибут
Мышление
(модус мысли)
атрибут
Протяжение
(модус
действие)

31. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)

-
-
-
-
-
профессорская семья в Лейпциге,
«вундеркинд»
домашнее и школьное образование, с 14
лет в Лейпцигском, а затем Йенском и
Альтдорфском (Нюрбернг) университетах
с 1667 г. государственная служба при
дворах немецких правителей
с 1666 г. занятия математической логикой,
математическим анализом и т.д.
с 1673 г. член Королевского общества,
1700 г. – основал Берлинскую академию
наук, в 1708 г. спор с Ньютоном
смерть в атмосфере интриг и без
признания при ганноверском дворе
Признание после смерти: отец немецкой
философии. «Он любил наблюдать, как
расцветают в чужом саду растения,
семена которых он предоставил сам» (Б.
де Фонтенель).
«Новые опыты о человеческом разуме»
(1704), «Опыты теодицеи» (1710),
«Монадология» (1714)

32.

Лейбниц. Онтологический
плюрализм

33. Джордж Беркли (1685-1753 гг.)

-Родился на юге Ирландии в
дворянской семье
- Учился в Тринити-колледже в
Дублине
- В 1721 г. стал придворным
проповедником наместника
ирландского герцога, а затем
деканом города Дерри.
- В 1728 г. осуществляет
миссионерскую экспедицию на
Род-Айленд.
- В 1734 г. получает должность
епископа Клойнского
- «Трактат о принципах
человеческого знания» (1710),
«Три разговора между Гиласом
и Филонусом» (1713)
Смайберт Дж. Беркли с семьей (1729 г.)

34. Беркли. Субъективный идеализм

«Но, скажете вы,
без сомнения, для меня нет
ничего легче, как представить себе,
например, деревья в парке или книги в
кабинете, никем не воспринимаемые.
Я отвечу, что, конечно, вы можете это сделать,
в этом нет никакого затруднения; но что же это
значит, спрашиваю я вас, как не то, что вы
образуете в своем духе известные идеи,
называемые вами книгами и деревьями,
и в то же время упускаете образовать
идею того, кто может их воспринимать?»
ESSE EST PERCIPI
«Если дерево падает в лесу, но рядом нет никого,
кто мог бы услышать это, издает ли оно звук?»

35. Беркли. Имматериализм

«Материя ... обозначает...
некоторую протяженную, плотную,
подвижную, недеятельную,
немыслящую субстанцию»
Проверим это
утверждение
с помощью
принципа
относительности

36. Беркли. Относительность первичных качеств

ergo
материю невозможно наблюдать
непосредственно в самом объекте с помощью чувств

37. Беркли. Материя как причина или субстрат?

причина
вызывает
следствие
субстрат
носит
свойство
НО
-в ощущении есть только пассивное
ощущение
- субстрат и свойство должны быть в
каком-то пространственном
отношении
ergo
материю нельзя
косвенно наблюдать
помимо объекта
(«за» ним) с помощью
чувств

38. Беркли. Материя как понятие?

НО
как то, что ничего не делает
может быть причиной
(в том числе мысли)
«причина»
НО
«орудие»
но оно не обладает ни одним
чувственным качеством
ergo
«пустое
понятие»
«Бремя доказательства» лежит на утверждающем
существование того, что неизвестно кем чувствуется,
неизвестно как мыслится, неизвестно что делает,
т.е. существует без свойств

39. Беркли. Физико-телеологическое доказательство существования Бога

Бог – это субстанция
1. Чувственная вещь может существовать только в уме,
но она не зависит от субъекта ergo она находится в другом уме
2. Чувственные вещи устойчивы ergo их мыслит всегда Высший дух
3. Гармония природы говорит о его могуществе, мудрости и благости

40. Беркли. Преодоление дуализма

«Как может предполагаемая
реальность того, что неосязаемо,
быть доказательством того, что какая-либо
осязаемая вещь реально существует?
Или того, что неведомо, – того, что
существует видимая вещь?
Или вообще, как предполагаемая
реальность чего-либо
невоспринимаемого может
быть доказательством того,
что воспринимаемое существует?»
Дж. Беркли (XX в.)
Дж. Беркли преодолевает локковский дуализм (и скептицизм)
за счет элиминации (устранения) его важнейшего материального
компонента - нечувственной основы всего чувственного,
оставив только сознательный компонент реальности

41. Отношение к берклианству

«Идеалистами называют философов,
которые, признавая известным только
свое существование и существование
ощущений, сменяющихся внутри нас, не
допускают ничего другого.
Экстравагантная система, которую,
на мой взгляд, могли бы создать
только слепые!
И эту систему, к стыду человеческого
ума, к стыду философии,
всего труднее опровергнуть,
хотя она всех абсурднее.
Она изложена с полной
ясностью
в трех диалогах доктора Беркли,
епископа Клойнского. ».
Дени Дидро (1713-1784)

42. Дэвид Юм (1711- 1776 гг.)

-младший сын шотландского
дворянина
- домашнее воспитание, а затем
Эдинбургский университет и
юридическая практика
- в 1734 г. неудачная попытка заняться
коммерцией, образование в Ла Флэш
- карьера домашнего воспитателя,
секретаря, с 1763 г. дипломатическая и
государственная служба.
- 1769 г. основал философское
общество в Эдинбурге
- «Исследование о человеческом
разумении» (1748 г.), «Диалоги о
естественной религии» (1770-е гг.)
Рамсей. Портрет
Дэвида Юма (1766 г.)

43. Юм. Агностицизм

Агностицизм — это гносеологическая позиция, основывающаяся
на том, что нам не может быть известно ничего относительно
материального мира
?
Материя
Бог
Впечатления
познание
Простые идеи
Сложные идеи
Субъект (Дух)
Законы ассоциаций идей:
- сходства
- контраста
- смежность идей
в пространстве
и времени
- причинность

44. Юм. Анализ причинности

1) причина, а затем следствие (последовательность)
2) взаимодействие причины и следствия (контакт)
3) эта причина производит это следствие всегда (необходимость)
Вопрос: Как УВИДЕТЬ необходимость?

45.

Вопросы?
Вопросы?
Вопросы?
English     Русский Правила