Похожие презентации:
Особенности русской философии
1.
Философия руси2.
Особенности русской философии1
Первая характерная особенность русской философской мысли
вытекает из проблемы духовного наследия.
Западноевропейская философия почти с самого начала
базировалась на достижениях античной мысли, была ее
непосредственной преемницей.
Иначе сложилась судьба философии на Руси.
Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских
обществ, относительно позднее прохождение стадий социальноэкономического развития тормозили развитие культуры.
Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала
философскими традициями, она их создавала сама.
3.
Особенности русской философии2
Вторая особенность русской философии
заключается в том, что она почти всегда
развивалась в недрах религии.
Элементы религиозного и философского
свойства присутствуют в умах не только
далеких предшественников современных
философов, но и многих нынешних.
Однако в русской философии эта связь с
религиозным воззрением особенная.
4.
Зарождение русской философииСуществует, точка зрения,
отождествляющая зарождение
русской философии с принятием
Русью в 988 г. христианства.
В этот период на территорию
Древней Руси стали попадать
сочинения Отцов Церкви,
которые переводились на
церковнославянский язык, а
идеи, заложенные в этих книгах,
мало-помалу передавались через
образованное духовенство к
остальной массе православных
верующих.
5.
Философия ИларионаОдним из первых русских философов
принято считать Илариона.
Иларион известен нам лишь по имени. В
летописи о нем пишется, что он родом
«Русин», «муж благ и книжен, и постник»,
был священником в княжеском селе
Берестове под Киевом, в 1051 г. возведен
в Софии Киевской по настоянию Ярослава
Мудрого в сан митрополита.
Умер в 1055 г. Иларион был первым
русским по происхождению
митрополитом в Киеве (ранее этот пост
занимали греки, приезжавшие из
Византии).
6.
Философия ИларионаОдной из главных работ Илариона считается
«Слово о законе и благодати».
«Слово о законе и благодати» создано во
времена княжения Ярослава Мудрого (1037—
1050), дошло до нас в рукописях XIII и XIV вв.
В «Слове» говорится о русской цивилизации,
равной другим цивилизациям, о
распространении христианства на Руси, звучит
идея равенства всех народов перед
благодатью.
Эпоха закона символизируется образами тени, Луны, рабыни Агари,
а эпоха благодати —
образами Солнца, света, разлившегося на весь мир, свободной Сарры.
7.
Философия ИларионаВыдвинутая в «Слове» идея о равенстве князя
Владимира («равнопрестолен»)
византийскому императору Константину
предвосхитила возникшую позже концепцию
«Москва — третий Рим», где Руси отводилась
роль мировой державы, наследницы славы
Рима.
В «Слове» звучит еще одна философскоисторическая идея — идея смены «эпохи
закона» «эпохой благодати». Основанием этой
смены, считал он, являются интеллектуальные
усилия, «благие помыслы и
остроумие» людей, а также политика
государства, опирающаяся на христианские
принципы. Философ связывает политику с
добродетелями, среди которых большое
значение придает «благочестию».
8.
Философия ЕресиВ 14 веке на Руси находят большую
популярность ереси как проявление
вольнодумства, направленного против
официальной церкви.
Еретики критиковали отдельные
христианские догмы и обряды,
осуждали церковников за стремление к
обогащению и нравственную
распущенность.
9.
Ересь стригольниковЕресь стригольников являет одной из самых
известных еретических течений средневековой
мысли Руси.
Методология рассуждений стригольников носит
полемический и обличительный характер и очень
похожа на сочинения гностицизма из идей о
дуалистической структуре мира.
Одной из ключевых идей стригольников – было
отрицание церковной иерархии как таковой.
Причиной тому они называли внесение платы за
духовный сан, это, по их мнению, давало повод
считать церковных иерархов «христопродавцами».
Стригольники считали, что обладающим
священным саном не подобает иметь никакого
имущества. А также если священник ведет
порочную жизнь, то совершаемые им таинства не
имеют силы.
10.
Ересь стригольниковТак же в лице ереси стригольников,
кроме всего прочего, можно видеть
аналог европейского реформационного
движения, которое также
характеризуется отрицанием
традиционной церковной иерархии и
церковных установлений.
11.
ВыводВ итоге мы можем видеть что русская философия во многом
связана с религией. В ней мы видим тесный и глубокий
внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле
отсутствие безрелигиозной философии вообще.