Похожие презентации:
История политических и правовых учений
1.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Дисциплина профессионального цикла для
магистрантов, обучающихся по направлению
«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»»
Учебные вопросы:
1. Введение в Историю политических и правовых учений
2. Политические и правовые идеи Древнего мира
3. Политико-правовые концепции Средневековья,
Реформации и Возрождения
4. Политико-правовая идеология Западной Европы и США в
XVII-XIX вв.
5. Особенности русской политико-правовой мысли XV-XIX
вв.
6. Политико-правовые теории XX в.
15.12.2022
1
2.
1. Предмет и методология Историиполитических и правовых учений
Предмет ИППУ - это совокупность идей, теорий, учений,
представлений человека о государстве, праве, власти, а также условиях их
зарождения и развития
Отличительные черты науки ИППУ:
находится на стыке исторических,
философских и юридических наук
изучает не сами правовые институты, а
формы их теоретического познания
изучает сложившиеся и четко
выраженные взгляды на условия зарождения
и развития представлений человека о
государстве и праве.
15.12.2022
2
3.
Политика, государство, право, законодательствоОбъекты
исследования
Юриспруденции, философии, социологии, политологии,
Истории и др.
Предмет ИППУ
История возникновения и развития теоретических знаний
о государстве, праве, политике и законодательстве,
история политических и правовых теорий
15.12.2022
3
4.
Методологическая основа ИППУИГП
История
ТГП
ИППУ
Отр.
юр науки
Политология
Социология
Философия
15.12.2022
4
5.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЕТОДОВ ИППУОбщенаучные методы
исторический – оценивает
явления с учетом
особенностей конкретного
исторического периода
социологический –
учитывает тип культуры,
уровень жизни, интересы
различных социальных групп
антропологический обоснов
ывает отношение человека к
государству, праву, политике,
его биологическими
потребностями
нормативно-ценностный –
сравнивает любое
государственно-правовое
явление с неким идеальным
представлением о нем.
15.12.2022
Общелогические
методы
анализ – мысленное
расчленение предметов
на составляющие части
и выделение в них
признаков
синтез – соединение в
единое целое частей
предмета или его
признаков, полученных
в процессе анализа
индукция - выстраиван
ие общей теории из
массы исследуемых
частных факторов,
установление
закономерностей
дедукция – из общих
положений теории
делаются частные
выводы
другие.
Специальноюридические методы
правовое моделирование
– изучение признаков
правового явления на моделях,
т.е. путем идеального
мысленного их
воспроизведения
формально - юридический –
исследование внешних
признаков правового явления,
их юридических форм
сравнительно - правовой
– сравнение юридических
систем, понятий, категорий,
теорий
Другие
5
6.
Функции, доктрины и парадигмы ИППУФункции ИППУ
познавательная (гносеологическая) – дает объяснение
существовавшим ранее политико-правовым явлениям, выявляет
закономерности их появления и исчезновения
оценочная (аксиологическая) – соотносит уровень развития
правовой мысли, государственного строя и т.д. с уровнем
общечеловеческих ценностей
мотивационно-регулятивная – процесс превращения
теоретических правовых представлений в реальные институты
государства и права
рационализация политико-правовых отношений – постоянный
поиск наиболее оптимальных институтов государства и права,
эффективных норм поведения, регулирующих взаимоотношения как
между людьми, так и между человеком и государством
политической и правовой социализации – процесс полного и
адекватного восприятия последующими поколениями позитивного
политико-правового опыта предыдущего поколения.
15.12.2022
6
7.
Правовая доктринасовокупность теоретических представлений о целях,
принципах и формах права
КОМПОНЕНТЫ
логико-теоретические, философские или иные (например, религиозные)
основы
содержание политико-правовой доктрины - это ее понятийно-категориальный
аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная
и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный,
ключевой характер именно в данной доктрине
Программные положения - это оценки государства и права, цели и задачи
политической деятельности и борьбы
15.12.2022
7
8.
Правовая парадигмаО
С
Н
О
В
Н
Ы
Е
П
А
Р
А
Д
И
Г
М
Ы
И
П
П
У
Логика организации знаний в различные исторические периоды,
совокупность познавательных принципов и приемов отражения
правовых явлений
Теологическая парадигма
показывает, как с помощью мифов, верований в сверхъестественный характер
происходящих событий человек объяснял явления окружающего его мира.
Представлена теориями: Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Мартина Лютера
Натуралистическая парадигма
показывает зависимость хода развития государства и права от географического
месторасположения государства, а также от природных качеств человека.
Основатели теории: Жан Боден, Монтескье, Маккиндер, Хантингтон.
Юридическая парадигма
основана на постоянном поиске наиболее эффективной формы
правления, отвечающей интересам большинства социальных групп.
Основные этапы развития:
1) этап естественно-правовых теорий (Гроций, Спиноза, Гббс, Локк,
Монтескье, Руссо) – опирались на приоритет естественного права;
2) либерализм (Констан, Бентам, Дайси, Еллинек) – провозглашали
самоценность личных прав и свобод, свободу экономической
деятельности;
3) нормативизм рассматривал право как специфический порядок, где
главенствующим является метод принуждения.
Социальная парадигма
объясняла природу государства и права социальными факторами (культура,
экономика и т.п.).
Представители: классовая – Маркс, Энгельс; политическая – Макиавелли;
культурологическая – Вебер и др.
15.12.2022
8
9.
Периодизация Истории политических и правовых ученийэто деление процессов развития политико-правовых идей на основные,
качественно отличающиеся друг от друга периоды
Ф
О
Р
М
А
Ц
И
О
Н
Н
А
Я
К
Л
А
С
С
И
Ф
И
К
А
Ц
И
Я
15.12.2022
В зависимости от типа общественно-экономической
формации
Рабовладельческая
основана на эксплуатации
труда рабов;
конфликт между
рабовладельцами и рабами
послужил причиной образования
государства
Феодальная
основана на эксплуатации
труда крестьян,
прикрепленных к земле,
находящейся в
собственности феодалов;
задача государства –
защита интересов феодалов
Буржуазная
(капиталистическая)
противостояние между трудом
и капиталом
государство пыталось
примирить интересы
антагонистических классов с
позиции буржуазии
Коммунистическая
(социалистическая)
упразднение
частной
собственности
и
ликвидация
класса эксплуататоров
установление общественного
самоуправления
9
10.
По признаку принадлежности явления кконкретному историческому периоду
Х
Р
О
Н
О
Л
О
Г
И
Ч
Е
С
К
А
Я
Древний мир (4 тыс. лет до
н.э. – 476 г. (падение Рима)
Средние века
(476 – XIII в)
Возрождение и Реформация
(XIV-XVI в.)
к
Л
А
С
С
И
Ф
И
К
А
Ц
И
Я
15.12.2022
Новое время
(XVII – XIX вв.)
Новейшее время
(кон. XIX в. – н/в.)
эпоха зарождения государственности и
первых политико-правовых идей
зарождение и развитие христианства и
ислама, взаимодействие их со светской властью
смена феодализма буржуазным обществом,
провозглашение самоценности человека;
раскол христианства
буржуазные революции и просвещенный
абсолютизм, секуляризации культуры и
политической мысли, промышленной
революции и утопического социализма.
эпоха монополистического капитала,
социалистических революций, освобождения
колоний, мировых войн, распада
социалистической системы
10
11.
По степени индивидуальной свободы и защиты правС
О
Ц
И
Е
Н
Т
А
Л
Ь
Н
А
Я
К
Л
А
С
С
И
Ф
И
К
А
Ц
И
Я
15.12.2022
Традиционное
общество
Индивид зависел от государства, а уровень его
свободы был связан с его социальным
положением.
Становление гражданского
общества
Формирование и претворение в жизнь
идей всеобщего равенства, ограничения
правления, приоритета личных прав и
свобод
Гражданское общество
Возрастание роли права и соблюдение прав
человека, у личности появилось множество
способов самовыражения.
11
12.
Таким образомИППУ – это историко-правовая наука и учебная
дисциплина, предметом которой является
совокупность идей, теорий, учений,
представлений человека о государстве, праве,
власти, а также условия.
Теоретико-методологическую основу ИППУ
составляют правовые идеи, доктрины и
парадигмы.
Периодизация производится по различным
основаниям, что позволяет глубоко и
всесторонне рассмотреть различные
правовые теории, доктрины и концепции.
15.12.2022
12
13.
Тема 2. Политические и правовыеидеи Древнего мира
Древнейшие политико-правовые учения возникли в
Египте, Древней Месопотамии, Индии, Палестине,
Китае и других странах Древнего Востока.
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый
ранний тип общества, пришедшего на смену
первобытному.
15.12.2022
13
14.
Факторы, определявшие специфику государственногоустройства стран Древнего Востока
господство в экономической сфере патриархального
натурального хозяйства. Внутри сельской общины
производилось практически все необходимое для
жизнедеятельности человека.
заметное торможение развития торговли, института частной
собственности и её правовых гарантий, задержка расслоения
общества.
монархическая форма правления;
передача власти по наследству
неограниченная власть обожествляемого монарха
монарх – правитель, верховный жрец, законодатель и судья
Характерные черты правовой системы древневосточного общества
единство правовых и религиозных норм;
обоснование логики изложения правовых норм
религиозными текстами;
отсутствие разделения между преступлениями
против государства и преступлений против личности;
медленное развитие норм права;
формализм и символизм в судебном процессе.
14
15.
Одним из первыхгосударственных образований в
истории человечества был
Древний Египет.
Именно там сложилось
представление о государстве и
праве.
В экономике Древнего Египта господствовало крупное ирригационное земледелие, государственная
собственность на землю.
Правовая система характеризовалась господством идеи божественного происхождения государства,
представлением о правителе как воплощении бога, сильной взаимосвязью религиозных и правовых
норм.
Отличительными чертами духовной культуры были:
политеизм (многобожие);
представление о том, что человек состоял из трех ипостасей:
1) тело;
2) две души – Ка (добродетельная душа) и Ба (злая душа);
3) имя человека, которое представляло жизненное начало;
приоритет погребального культа, мумификации и строительства пирамид.
15.12.2022
15
16.
Мемфисский богословский трактатописание возникновения законного порядка
Поучения гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну
Основные
труды о
сущности
государства
и
права
- подчеркивалось божественное происхождение власти фараона;
- рекомендовалось фараону опираться в своем правлении на вельмож,
создающих справедливые законы;
- фараон призывался к следованию нормам справедливости и законности
Речение Ипусера
- описание восстания низших слоев общества;
- указывалось, что причина восстания – неумелое правление фараона;
- предлагались способы преодоления восстания: стремление фараона к
разуму, познанию, правде.
Поучения Птахотепа
- дается представление о естественном равенстве всех свободных;
- обосновывается необходимость соответствия поведения человека
правилам добродетели и справедливости.
15.12.2022
Книга мертвых
- дает описание судебного процесса в загробном мире;
- содержит перечень смертных грехов.
16
17.
«Поучения Шуррупака» - это собрание философских поучений и правил житейской мудрости.Законы Хаммурапи были приняты в конце его правления (ок. 1750 г. до н.э.). Текст сборника
состоит из трех частей:
Введение, где объявляется о том, что боги передали Хаммурапи царство для того, «чтобы сильный не
притеснял слабого», перечисляются благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
Содержание законов: 282 статьи;
Заключение.
Источниками при составлении сборника были: обычное право; шумерские судебники, новое законодательство.
17
18.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОВХАММУРАПИ
отсутствие четкого отраслевого разграничения норм права;
казуальный характер норм права;
декларирование божественного происхождения законов;
активная защита общественного порядка и государственной
собственности;
наличие правовых норм, регулирующих судебный процесс;
зависимость тяжести наказания от вида преступления,
общественного положения виновного и потерпевшего;
широкое применение принципа талиона («око за око, зуб за
зуб»).
15.12.2022
18
19.
Политические и правовые ученияДревней Индии
Повсюду и на Востоке и на Западе политико-правовая мысль в своем
возникновении восходит к мифологическим представлениям о месте
и роли человека в мире.
Заметную связующую роль между мифологией и рациональными
политико-правовыми воззрениями сыграла религия.
Под этим влиянием сформировалась и развивалась политикоправовая мысль в Древней Индии.
С этим связано и то, что длительное время доминирующее положение
в индийском обществе занимали жрецы (брахманы).
15.12.2022
19
20.
В истории Древней Индии можно выделитьследующие периоды:
П
Е
Р
И
О
Д
И
З
А
Ц
И
Я
И
С
Т
О
Р
И
И
Д
Р
Е
В
Н
Е
Й
И
Н
Д
И
И
III – середина II тыс. до н.э. –
возникновение, развитие и упадок
Хараппской цивилизации.
Сер. II тыс. – IV в. до н.э. – ведийский
период. Характеризуется образованием
классового общества и государства,
неравенством положения покоренных
племен и их захватчиков, что привело к
образованию варн и каст.
IV в. до н.э. – II в. до н.э. – магадхо –
маурийская эпоха. Были заложены
основы многих государственных
институтов, получивших развитие в
последующие периоды.
На основе
религиозномифологических
представлений
брахманы создали
новую идеологию
— брахманизм.
Она была
направлена на
утверждение
верховенства
родовой знати в
складывающихся
государствах.
20
21.
Варновый строй в Древней ИндииБрахманы
Воины и правители
Кшатрии
Вайшьи
Шудры
Священнослужители, жрецы, члены
жреческих родов
Свободные полноправные
общинники - ремесленники, земледельцы,
торговцы
Низшая варна, неравноправные члены общества,
слуги
Образ жизни каждой из этих сословий был сформулирован в специальных законах – дхармах. Переход из одной варны в
другую строго запрещался, ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалась разная уголовная
ответственность.
21
22.
Веды(санскр-знание, ведение)
совокупность наиболее ранних текстов
на др.-индийском
(ведийском) языке (сер. 2 тыс. д.н.э.
до 6 в.д. н.э.
Яджурведа – сборник
Ригведа – сборник
гимнов
жертвенных формул
Атхарваведа –
Самаведа – сборник
напевов
сборник заклинаний
15.12.2022
22
23.
Основные идеи брахманизма:вера в перевоплощение души, повторное рождение (аватара), награда и наказание в последующих рождениях,
божественное создание мира и общественного строя.
Смысл постулата о перевоплощении души состоял в том, что:
человек состоит из смертного тела и вечной души;
душа после гибели тела переселяется в другое тело;
выбор тела зависит от следования умершего человека при жизни своей дхарме.
Божественное создание мира раскрывала легенда о сотворении мира богом Индрой (Пурушей), представлявшегося
как единство мирового тела и духа. Именно он определил изначальный порядок, нарушение которого влекло
божественную кару.
Рита (Рта) это и есть порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой и требующий от
человека определенного поведения (ответственный – Бог Варуна).
В противоположность естественно-божественной концепции происхождения власти (брахманизм) в Древней Индии в V в. до
н.э. возникла теория естественного происхождения власти, автором которой считается принц Сиддхартха Гаутама
(Шакья Муни) (623 – 544 гг. до н.э.) – Буддизм.
15.12.2022
23
24.
Основные сферы влияниябуддизма
Социальная сфера
-сохранение
неравенства;
-первенство варны
кшатриев;
-принижение роли
брахманов, т.к. таковым
мог стать каждый
свободный человек.
Духовная сфера
-равенство всех людей
вне зависимости от их
принадлежности к
варнам;
-любой человек может
достичь просветления
(нирваны), если он
следует
дхарме - естественном
у мировому закону.
Политико-правовая
сфера
-отход от участия в
государственных делах,
т.к. государств – это
источник зла;
-призыв к установлению
в государстве прочной
власти и стабильности;
- справедливый
избираемый правитель и
др.
Однако вытеснить брахманизм из общественной жизни Древней Индии
буддистам не удалось Большей частью он закрепился в соседних странах
Юго - Восточной Азии.
15.12.2022
24
25.
Наиболее влиятельными политическимиучениями Древнего Китая являлись :
легизм
даосизм
моизм
конфуцианство
15.12.2022
25
26.
Фундаментальную роль в политико-правовой мыслиКитая сыграло учение Конфуция (Кун Фу-цзы),
возникшее в VI – V вв. до н.э. Конфуцианство
(кит. – жу, жу цая, жу сюэ, жу цзя сюэ шо) –
(учения) школы ученых-интеллигентов.
Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы
и высказывания»), составленной его учениками.
По своей сути это учение являлось патриархальнопатерналистской концепцией государства и было
направлено на защиту интересов новой
аристократии.
15.12.2022
26
27.
Основные политико-правовые воззрения КонфуцияГосударство
по своей природе государство – это
большая семья, управляемая её главой
отцом – императором;
император должен добиваться
достижения гармонии в стране;
управлять государством он должен с
помощью квалифицированных
чиновников, подобранных на основе их
личных качеств: добродетель;
умеренность; человеколюбие;
решение всех конфликтов мирным
путем;
равномерное распределение
богатств среди всех членов общества;
подчинение воле императора всех
членов общества;
проявление почтения к старшим,
преданность правителю и послушание.
15.12.2022
Право
отрицательное отношение к закону,
поскольку они часто не соблюдаются;
отрицательное отношение к
наказанию, т.к. оно малоэффективно без
других мер воздействия;
утверждение принципа «исправления
имен» (чжэ мин) – обозначение
социальных, политических и правовых
статусов различных лиц и групп
населения в иерархической системе
общества и государства в соответствии с
реальностью;
государь должен быть государем,
сановник – сановником, отец – отцом,
сын – сыном, простолюдин –
простолюдином, подданный подданным
27
28.
ДАОСИЗМПричиной общественных неурядиц является переход от изначального
слияния человека с Дао к развитию его способностей и знаниям.
Решить эти социальные проблемы даосы предлагали
следующим образом:
следовать Дао;
жить в согласии с природой, полностью
растворяясь в ней;
вести как можно более уединенный образ жизни;
отказаться от всех благ цивилизации;
проявлять бережливость, сострадание, смирение,
умеренность и воздаяние добром за зло.
В правовой сфере недостатком являлось отклоняющееся от
Дао законодательство, т.к. оно было создано людьми.
Способ решения правовых проблем заключался в необходимости:
отрицать позитивный закон;
отдавать предпочтение обычаям и традициям.
По своей сути даосизм являлся одной из первых анархистских теорий,
отрицающей государство и законы.
15.12.2022
28
29.
Основные идеи Мо-цзы о возникновении и развитиигосударства и права
Государство
естественное
происхождение государства
в
форме
общественного
договора;
выборность правителя;
Следование правителем
законам Неба;
забота правителя о
своем народе;
назначение советников
правителя по деловым
качествам;
тотальный контроль
внутри общества для
поддержания единообразия.
Право
10 моральных принципов,
отражающих
волю Неба;
хорошие традиции;
законы.
Мудрый правитель,
руководствуясь этими
нормами, не должен
забывать о наказании и
награждении по заслугам.
Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев,
ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение
которых
было неустойчиво и противоречиво.
15.12.2022
29
30.
ЛЕГИЗМОсновные идеи древнекитайского
легизма изложены в трактате IV в.
до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга
правителя области Шан»).
Ряд глав трактата написан самим
Гунсунь Яном (390 – 338 гг. до н.э.),
известным под именем Шан Ян.
Данное течение отражало интересы
имущественной и служилой знати.
Доктрина легизма была основана на
утверждении о заведомо порочной
природе человека.
15.12.2022
В целом ко II в. до н.э.официальная
государственная идеология в Древнем
Китае совмещала в себе положения
легизма и конфуцианства
Основные положения
доктрины легизма
цель внутренней политики
государства – достижение порядка в
государстве;
идеальное государство –
восточная деспотия с
неограниченной властью правителя,
опирающегося на разветвленный
административный аппарат, армию и
репрессивные органы;
доминирующая роль закона;
основной способ обеспечения
исполнения закона – наказание;
тотальный контроль и
коллективная ответственность за
правонарушения;
Цель внешней политики –
покорение других народов.
30
31.
Политические иправовые
учения Античного
мира
15.12.2022
31
32.
Общая характеристикаполитико-правовой мысли Древней Греции
Периодизация истории древнегреческой
политико-правовой мысли
1. (9 - 6 в.д.н.э.) возникновение государственности; рационализация
политико-правовых представлений - Гомер, Гесиод, «Семь мудрецов».
Философский подход к проблемам государства и права (Пифагор,
Пифагорейцы, Гераклит)
2. (5 -
1/2
4 в.д.н.э.) расцвет философской и политико-правовой мысли
Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель
3. 4 - 2 в.д.н.э.) –
(2/2
эллинизм, упадок государственности, подпадение
Полисов под власть сперва Македонии, затем Рима - Эпикур, стоики,
Полибий
15.12.2022
32
33.
Ранний период(9 – 4 в.д.н.э.)
Гесиод
Гомер
(7 в.д.н.э.)
8 в.д.н.э.
«Иллиада», Одиссея»
«Теогония», «Труды и дни»
Тиме
(индивидуальное
право-притязание)
Зевс
– в нравственно-правовой
плоскости
выступает как верховный
заступник Всеобщей
справедливости (дике),
сурово карающий тех
кто вершит неправый суд
15.12.2022
Темис
(правовой обычай)
Дике
(всеобщая «божественная»
справедливость)
Зевс (самое
совершенное)
+
Фемида (вечный
естественный порядок)
=
Дике (естественнобожественная
справедливость)
+
Эвномия
(благозаконие –
божественный характер
начал законности и
общественного
устройства)
33
34.
Семь мудрецовПифагор
(Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон,
Клеобул, Хилон - 7-6 в.д.н.э.)
пифагорейцы
Хилон
Критика демократии
За аристократию – правление «лучших»,
умственной и нравственной элиты
«Равенство» роль права как равной меры при
регулировании общественных отношений
(право – равная мера нормирования неравных
отношений и неравных индивидов)
Справедливость –
воздаяние равным за равное
Идеал полиса господство справедливых законов:
после божества более всего следует
уважать родителей и законы,
повинуясь им по убеждению,
не внешне и притворно
«Повинуйся законам»;
«Познай самого себя»; «Слушайся законов
больше чем ораторов»
Солон
Умеренная цензовая демократия –
компромисс знати и демоса
Добро и зло –
беззаконие и междоусобица –
зло, порядок и закон - добро
Закон –
сочетание права и силы
«Политическая революция» вторжение в отношения собственности
«Сисахфия» отмена частных и государственных долгов
4 класса населения пентакосеомедимны
(земельная аристократия); всадники;
зевгиты; феты
Совет четырехсот представительный орган
по 100 чел. от каждой из фил)
15.12.2022
Гераклит
Жизнь полиса и его законы должны следовать
логосу (разум, природа)
«Ведь всечеловеческие законы питаются
единым божественным, который простирает свою власть,
насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх»
Народ должен сражаться за закон,
как за свои стены
«Один для меня – десять тысяч, если он – наилучший»
34
35.
2 периодДЕМОКРИТ
Софисты
(460-370 г.д.н.э.)
Общество, полис, право
созданы искусственно, а не даны
по природе
Критерий справедливости –
правильно понятый характер связи
искусственного с естественным
Государство –
общее благо и справедливость;
Единомыслие
Восхваление надлежащей меры
в имущественных отношениях
Идеи аристократического характера
- законы нужны для обычных людей,
мудрому законы не нужны
(при любом строе будет жить справедливо
и сохранит «эвтюмию» как
цель жизни)
младшие
старшие
Фрасимах, Калликл,
Ликофрон и др.
Аристократическое
направление
Протагор, Горгий, Продик,
Гиппий.
Демократическое
направление
Значение
Первыми предложили деление права
на естественное «физис» и позитивное, условное «номос»
Основоположники современной
теории прав человека, опираясь на
естественноправовую теорию
(равенство людей)
15.12.2022
Нашли критерий критики позитивного права
Объяснили факт разнообразия законов тем,
что они могут быть случайными приспособлениями
к обстоятельствам места и времени и зависеть от
произвола
35
36.
Сократ5 – 4 в.д.н.э.
Рациональное обоснование объективного характера этических
оценок, нравственной природы государства и права
Естественное право и позитивный закон
восходят к разумному началу
Законное и справедливое – одно и то же
Знания – основа правильного представления
о законном и справедливом
Не является сторонником каких-либо
политических порядков (плохо к демократии)
Править должны знающие
15.12.2022
36
37.
Платон «Аристокл»(427-347 г.д.н.э.)
Объективный идеализм
Государство
Политик
Законы
2 государство
Смешение монархии и демократии
1. 37 правителей (многоступенчатые выборы)
– 20 лет
2. 10 мудрых – Ночное Собрание
Идеальное государство
1. Разумное – совещательное
– философы
2. Яростное – защитное
– воины
3. Вожделеющее – деловое
– производители
Тимократия – олигархия –
демократия – тирания --порочные
Смешанное государство
(монархия и демократия) --ИДЕАЛ
* 5040 граждан, владельцы земли
* Собственность земли - государственная,
владение частное
* В состав граждан не входят
ремесленники и торговцы
* Запрет ростовщичества, заклада вещей,
приданного
15.12.2022
Формы государства
-
Монархия
власть лучшего как воплощение разума
Аристократия
- власть лучших для пользы всех
демократия с законами
Охлократия, олигархия, тирания
- власть худших для себя
демократия без законов
37
38.
Аристотель (384-322 г. д.н.э.)«Платон мне друг, но больший друг – истина»
«Политика»
«Афинская полития»
«Этика»
ПРАВО
УРАВНИВАЮЩАЯ
СФЕРА ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ (СДЕЛКИ,
ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, НАКАЗАНИЯ И Т.П.)
15.12.2022
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
РАСПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
СФЕРА ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
(ДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ БЛАГ ПО ДОСТОИНСТВУ,
ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ВКЛАДУ В ОБЩЕЕ ДЕЛО)
38
39.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВАСЕМЬЯ
СЕЛЕНИЕ
ПОЛИС
ЕСТЕСТВЕННОЕ
НЕПРАВЕЛЬНЫЕ
ФОРМЫ
ТИРАНИЯ,
ОЛИГАРХИЯ,
ДЕМОКРАТИЯ
ПРАВИЛЬНЫЕ
ФОРМЫ
МОНАРХИЯ,
АРИСТОКРАТИЯ
ИДЕАЛ
ПОЛИТИЯ (ОЛИГАРХИЯ + ДЕМОКРАТИЯ)
15.12.2022
39
40.
ПОЛИТИЯ – «Государство, состоящее из «средних» людей,будет иметь и наилучший государственный строй»
Политическое право
Естественное
Условное (волеустановленное)
«Что касается политического права, то оно частью естественное,
частью условное. Естественное право – то, которое везде
имеет одинаковое значение и не зависит от признания или
непризнания его. Условное право – то, которое первоначально
могло быть без существенного различия таким или иным,
но раз оно определено, (это безразличие прекращается)»
«Всякий закон в основе предполагает своего рода право»
«Не может быть делом закона властвование не только по
праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному
подчинению, конечно, противоречит идее права»
Политическое правление – правление закона, а не людей:
правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам,
закон же – «уравновешивающий разум»
15.12.2022
40
41.
СтоицизмДревняя Стоя (3-2 в.д.н.э.)
Зенон, Клеанф, Хрисипп
3 периода
Средняя Стоя (2-1 в.д.н.э.)
Панетий, Посидоний
Новая (римская) Стоя (1-2 в.д.н.э.)
Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
Мироздание управляется судьбой («естественный закон божествен
и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей
противоположное)
Космополитизм (человек – гражданин Вселенной)
Государство – естественное (не искусственное) объединение
15.12.2022
41
42.
Полибий (210 – 123 гг. д.н.э.)«История в сороках книгах»
(Путь Рима к господству над всем Средиземноморьем)
монархия
Смешанная
форма
тирания
аристократия
охлократия
олигархия
демократия
15.12.2022
42
43.
Древний Римпериоды
Царский
(754-510 гднэ)
Республиканский
Императорский
(27 гднэ-476 гнэ)
(509-28 гднэ)
Демокрит, Эпикур
Тит Лукреций Кар (99-55 гднэ)
«О природе вещей»
Стоики
Марк Туллий Цицирон
(106-43 гднэ)
•Создание науки – юриспруденции
•Разработка проблем в общей теории государства и права
•Возникновение дисциплин – гражданское, административное,
Государственное, уголовное, международное право
•Появление христианства
15.12.2022
43
44.
Марк Туллий Цицирон«О государстве»
«О законах»
«Об обязанностях»
Государство – res publicum – est
res populi
•Гражданин как субъект права
•Государство – правовое общение («общий правопорядок»)
•Идеал государства: монархия + аристократия + демократия
(Аристотель + Эпикур) – возникает естественным путем, но
закрепляется договором
•Учение о государственном деятеле и идеальном гражданине
ПРАВО (в основе – природная справедливость)
Естественное (fas – как богоданное) и позитивный закон
(jus – как человеческое право) + право народов
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями: «Если бы
права
устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судов, то
существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные
завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы»
15.12.2022
Сенатская республика
44
45.
Таким образомПервые представления о государстве и праве
сложились в государствах древневосточной
цивилизации (Древний Египет, Вавилон,
Древняя Индия, Древний Китай)
Наиболее известными документами этого
периода были Мемфисский богословский
трактат, поучения Птахотепа, поучения
Шуррупака, законы Хаммурапи, Веды, Законы
Ману, учение Конфуция и др. мыслителей.
Философское осмысление государства и
права получило в Древней Греции и Древнем
Риме, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля,
Цицерона.
15.12.2022
45
46.
Политические и правовыеучения в Средние века
Тема 4. Политико-правовые учения
Средневековья, Реформации и
Возрождения
15.12.2022
46
47.
Политико-правовые концепции СредневековьяФеодализм : 5 – 16 вв.
Эволюция социально-экономических и политических
систем 3 этапа
1. Раннефеодальный (конец 5 в. – середина 11 в.):
феодализм консолидируется и устанавливается как новая ОЭФ, государственность
организуется в большие, но слабо интегрированные монархии, затем
распадается на конгломераты раздробленных политических образований
2. Расцвет феодализма (середина 11 в. – конец 15 в.):
Типичны централизованные сословно-представительные монархии
3. Позднее средневековье (конец 15 в. – начало 17 в.):
Зарождение капиталистических отношений, государственность строится по
преимуществу как абсолютная монархия
15.12.2022
47
48.
Библейская формула«Нет власти не от Бога, существующие же
власти от Бога установлены»
Апеляция к текстам «Священного писания»
как решающее доказательство правоты
Римско
-католическая
церковь
15.12.2022
политика
Светские
феодалы
(монархи)
48
49.
Основные представителиИоанн Златоуст
•Учение о власти: божественное установление; человеческое
установление (осуществление)
•Духовная власть настолько выше светской, насколько душа
выше тела
Аврелий Августин
•«О граде божьем»: государство – собрание разумной толпы,
связанной согласным общением вещей, которые она любит.
Это господство силы, царствует не Бог, а дьявол.
Божественное государство повинуется Богу.
•Церковь независима. Правители должны служить
церковному закону
15.12.2022
49
50.
Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)Ангельский
доктор
1323 г.
к лику
святых
15.12.2022
•Приспособление взглядов Аристотеля к догматам
римско-католической церкви
•«человек – животное общительное и политическое»
•Цель государственности – «общее благо»
•3 момента государственной власти:
1 – сущность
2 – форма (происхождение)
3 – использование
•Пользование властью может вырождаться в
злоупотребление, следовательно, лишаться
печати божественности
•Правитель – тиран – свергнуть
•Монархия (политическая) – лучшая форма правления
•Власть государя не должна выходить за рамки
закона
50
51.
Теория законаОснование классификации права
Степень выражения Божественной воли
Вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного
разума, управляющего вселенной
Естественный закон – отражение вечного закона в человеческом
разуме, в сознании мыслящих существ; предписывает стремиться к
самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога)
Положительный закон – конкретизация естественного закона,
предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла и
достигать добродетели; это императив с меняющимся содержанием
Божественный закон – дан в Библии и необходим: ЕЗ не способен
полностью истребить зло; из-за несовершенства человеческого разума
люди не могут прийти к единому представлению о правде, следовательно,
15.12.2022
руководствоваться Библией
51
52.
Марсилий Падуанский (=1275 = 1343 гг.)« Защитник мира» 1324 г.
Естественное происхождение государства (Аристотель)
Источник власти – народ (лучшая часть)
2 категории граждан: высшая (военные, священники, чиновники) – служат
общему благу ; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) – заботятся
о своих частных интересах
Церковь не может иметь законодательной власти, светской власти
2 вида законов: божественный ( определяет пути вечного блаженства
грехи, заслуги перед Богом) и человеческий
Закон, сопровождаемый наградами и наказаниями в настоящей жизни есть
Закон человеческий, в будущей жизни - Божий
15.12.2022
Не государство базируется на праве, а право определяется государством
52
53.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЕЙОтличительные характеристики
•возникли из противоречий толкования догмата о троичности Церкви;
•носили преимущественно богословский характер;
•не затрагивали устоев общественно-политического устройства
Основные антицерковные течения
IV – VII
вв.
арианство (Александрия) – учение IV в. о человеческом происхождении Христа и его
не соответствии Богу-Отцу
несторианство (Константинополь) – учение о несовпадении человеческого и
божественного начала в Христе;
донатизм (Карфаген) – учение о необходимости чистоты и святости духовенства и
членов христианской Церкви.
Отличительные характеристики
XI – XIII
вв.
•их возникновение связано с обострением социальных противоречий и
идеологической борьбы;
•отрицательное отношение к государственности;
•критика организации церковной власти;
Основные ереси
богомилы (Болгария), патарены (Италия), альбигойцы (Франция) и др.
Основные концепции
XIV – XV
вв.
15.12.2022
1) бюргерская – Ян Гус (Чехия), Джон Уитклиф (Англия):
•отражала интересы зажиточных слоев населения;
•стремилось упразднить духовные сословия;
•возврат государству и народу имущества Церкви.
2) плебейская – лолларды (Англия), табориты (Чехия):
•защита интересов крестьян, городских низов, рыцарства;
•передача земли крестьянским общинам;
•возврат к простой жизни ранних христиан;
•отмена исключительных прав дворянства, феодальных повинностей.
53
54.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕРИОДАВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
О
Б
Щ
И
Е
П
Р
И
З
Н
А
К
И
О
С
О
Б
Е
Н
Н
О
С
Т
И
Э
П
О
15.12.2022
Х
кризис феодальных отношений;
зарождение раннекапиталистических отношений;
возвышение роли буржуазии;
пересмотр основных принципов религии и организации Церкви;
неприятие лидерами, населением ряда государств (Англия и др.)
власти Папы Римского;
отрицание ряда церковных ритуалов;
снижение роли Церкви в повседневной жизни населения;
возврат к античным ценностям;
появление новых трактовок политико-правовых идей;
усиление внимания на ценность отдельного человека.
Эпоха Возрождения
(XIV- XVI вв.)
проходила в период кризиса Римскокатолической
церкви
(РКЦ)
и
религии;
зарождение нерелигиозного типа
мышления, в т.ч. юридического;
появление гуманистической
культуры, искусства,
мировоззрения;
выдвижение идеи свободного
волеизъявления каждого человека
Эпоха Реформации
(XVI – XVII вв.)
борьба
за
преобразование,
демократизацию РКЦ;
появление массовых вне
католических религиозных
движений;
попытка найти опору в раннем
христианстве;
В
Реформацию
выделились
следующие направления:
умеренное;
плебейское;
промежуточное.
54
55.
Умеренное течениеМартин Лютер
(1483-1546)
выступало за интересы
зажиточных горожан и
бедных дворян.
осуждение
продажи
индульгенций;
достижение спасения
души без помощи
духовенства;
свобода внутренней
жизни человека;
равенство всех перед
Богом;
правитель - слуга народа;
обязанность народа
подчиняться правителю;
основа государства –
светские законы.
15.12.2022
Плебейское течение
Томас Мюнцер
(1490-1526)
Выступали за интересы
городских низов, крестьян,
за переустройство
государственного порядка.
введение выборности и
сменяемости духовных лиц
общинами;
отмена крепостного права;
уменьшение размеров
податей и налогов;
насильственная смена
власти;
передача народу
направляющих, охраняющих
и контролирующих функций.
Промежуточное течение
Жан Кальвин
(1509- 1564)
единственный
истинно
духовный источник – Библия;
предопределенность судьбы
человека Богом;
каждый человек должен
посвятить себя профессии,
быть трудолюбивым, жить
скромно;
упрощение культа,
упразднение духовенства,
введение общинного
самоуправления;
государственное устройство
должно объединять
церковную и светскую власть.
55
56.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ Н. МАКАВЕЛЛИП
О
Л
И
Т
И
К
А
Суть теории политики по Макиавелли можно
свести к следующему:
разграничена с правом и моралью;
предмет политики – власть во всех её проявлениях;
метод политики – совокупность средств, которые
необходимы, чтобы прийти к власти, удержаться у
власти и полезно использовать её;
причина возникновения политики – стремление
человека к превосходству и получению благ.
Закономерности политики
объективная необходимость – она исходит из общего
исторического процесса;
субъективная необходимость – набор личных качеств
индивида.
Задачи политики - выявление:
закономерностей развития форм государства;
факторов их устойчивости;
связи форм государства с расстановкой политических
сил;
её обусловленности экономическими, военными,
географическими и психологическими факторами
15.12.2022
56
57.
ГО
С
У
ПРАВО
Право – это средство реализации власти;
Опору права составляют сила и добрые обычаи;
Религия, состоящая на службе государства, также может являться средством
регулирования общественных отношений
Д
А
Р
С
Т
В
ГОСУДАРСТВО
понятия «государство» и «общество» не тождественны;
причина возникновения государства – потребность человека в безопасности и
гарантии неприкосновенности частной собственности;
формы государства бывают:
*«дурные во всех отношениях»: тирания, олигархия, охлократия;
*«хорошие сами по себе»: аристократия, демократия, монархия
О
Порядок смены государственных форм по Макиавелли
И
Монархия
Аристокра
тия
П
Р
Тирания
Олигархия
А
В
Охлократи
я
О
15.12.2022
Демократи
я
Макиавелли высказывался в пользу
умеренной республики, которая
сочетала бы в себе положительные
качества:
монархии – сильное объединяющее
начало;
аристократии – мудрое и
добродетельное правление;
демократии – свобода и участие
народа в управлении государством.
57
58.
РАННИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ УТОПИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯСодержание «Утопии» Т. МОРА
Часть I
Часть II
основа всех бед общества –
частная собственность;
государство – результат
заговора богачей против
низших слоев населения;
цель создания государства –
угнетение нищих на выгоду
богачей при помощи законов и
иных предписаний.
предложен вариант
идеального государства
основа государства –
справедливость, равенство,
благополучие;
полтика государства направлена
на преобразования в
социально-экономической,
религиозной, политикоправовой сферах;
В
социально-экономической
сфере:
отмена
частной
собственности, денег, торговли; обязательность труда; семья –
основная ячейка общества и др.
В религиозной сфере: свобода вероисповедания; политеизм; недопустимость атеизма.
В политико-правовой сфере: смешанная форма правления с преобладанием
демократических начал; выборность всех должностных лиц; важнейшие вопросы управления
решать только народным собранием.
15.12.2022
58
59.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Т. ГОББСА•четкое распределение сфер:
- религия изучает веру людей в Бога;
-наука – закономерности природы и общества.
•снова учения об обществе – познание природы страстей человека;
•доминирование пагубных страстей приводит общество к состоянию
«человек человеку волк»
•состояние «человек человеку волк» есть естественное состояние общества
догосударственного периода
•в обществе догосударственного периода действует естественный закон: «не
делай другому того, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению
к тебе»
•государство – институт, способный гарантировать защиту индивида и
исполнение естественных законов;
•исходя из вышесказанного – необходимо передавать правителю
(правителям) государства неограниченную власть.
Функции государства
развитие промышленности и торговли;
проведение воспитательнопросветительской работы;
борьба с атигосударственными
настроениями внутри общества.
15.12.2022
Формы государства
монархия;
демократия;
аристократия.
Любая форма хороша, если власть внутри
такого государства способна защитить своих
граждан.
В сфере прав человека: «можно делать все,
что не запрещено законом»
59
60.
Таким образомОсновные направления политико-правовой
идеологии средневекового феодального общества
Западной Европы выступали в религиозном
облачении. Их общей идейной основой были
религиозные представления, тексты священного
писания.
Возникшее в недрах феодального общества новое
политико-правовое мышление основывалась на
рационалистической методологии и изучении
государственно-правовой практики
Возрождение и Реформация – самые крупные и
знаменательные события позднего
западноевропейского средневековья. По своей
социально-исторической сути они представляли
собой антифеодальные, раннебуржуазные явления,
подрывающие устои старого феодального мира.
15.12.2022
15.12.2022
60
60
61.
Политические и правовыеучения в Новое и Новейшее
время
Темы 5-6. Политико-правовые учения
XVII-XX вв.
Учебные вопросы:
1. Политические и правовые учения в Западной Европе
И США в Новое время
2. Современная политико-правовая мысль.
61
15.12.2022
61
62.
СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВБ. СПИНОЗЫ
Основные труды
Барух (Бенедикт) СПИНОЗА
(1632 – 1677 гг.)
великий голландский философ и
политический мыслитель.
1670 г. – «Богословско-политический
трактат»;
1675 г. – «Этика, доказанная
геометрическим методом»;
1677 г. – «Политический трактат».
Государство и право
существует естественное право,
т.е. правило природы
Периодизация истории
развития человечества
мир един и вечен;
мир не есть продукт чьего-то творения, он существует сам по
себе;
все происходящее в мире закономерно, случайности
отсутствуют;
человек – такая же часть мира, как и предметы,
следовательно, при изучении человеческой деятельности
применимы геометрические методы.
Догосударственный период
нестабильный и конфликтный
характер образования;
объем прав каждого определялся по
объему силы
Государственный период
создание общего для всех права, обеспеченного
объединением людей;
государственное регулирование всех сфер
общества, кроме религии и личной.
Формы государства
монархия – наихудшая форма правления, т.к. власть сосредоточена в одних руках;
аристократия – более приемлемая форма, т.к. при ней власть разделяется между участниками
определенного собрания людей (патрициата);
демократия – наилучшая форма правления.
15.12.2022
15.12.2022
62
62
63.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Т. ГОББСА•четкое распределение сфер:
- религия изучает веру людей в Бога;
-наука – закономерности природы и общества.
•снова учения об обществе – познание природы страстей человека;
•доминирование пагубных страстей приводит общество к состоянию
«человек человеку волк»
•состояние «человек человеку волк» есть естественное состояние общества
догосударственного периода
•в обществе догосударственного периода действует естественный закон: «не
делай другому того, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению
к тебе»
•государство – институт, способный гарантировать защиту индивида и
исполнение естественных законов;
•исходя из вышесказанного – необходимо передавать правителю
(правителям) государства неограниченную власть.
Функции государства
развитие промышленности и торговли;
проведение воспитательнопросветительской работы;
борьба с атигосударственными
настроениями внутри общества.
15.12.2022
15.12.2022
Формы государства
монархия;
демократия;
аристократия.
Любая форма хороша, если власть внутри
такого государства способна защитить своих
граждан.
В сфере прав человека: «можно делать все,
что не запрещено законом»
6363
64.
СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ Г. ГРОЦИЯТеория естественного права
базировалась на следующих положениях:
право – это совокупность предписаний человеческого разума, без которых невозможно
само существование индивида;
источники права – разум или воля человека
Естественное право – это «предписания
здравого разума»
Волеустановленное право – представлено
божественными
(несущие
волю
Бога)
и
человеческими (несущие волю человека) законами
Идея договорного происхождения государства
Государство – это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и
общей пользы.
Основной признак государства – наличие верховной власти.
Носители верховной власти
отдельное лицо;
группа лиц (собрание);
сочетание лиц и собраний
Функции носителей верховной власти
представление государства:
на международной арене;
в отношениях с собственным народом.
В сфере правообеспечения граждан
отрицалось право народа на сопротивление постановлениям верховной власти;
признавалось право граждан:
-изменит форму правления;
-преобразовать
государство.
15.12.2022
15.12.2022
6464
65.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖОНА ЛОККА•достижение гарантированности и неотчуждаемости естественных
прав и свобод личности внутри государства;
•первоначальное состояние людей – «война всех против всех»;
•объединение людей под эгидой законов получило название
«государство», цель которого – защита частой собственности и
обеспечение интересов своих граждан; оно имеет легитимное право
издавать законы и применять силу для обеспечения их исполнения,
защиты от внешней агрессии.
СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ
САМУИЛА ПУФЕНДОРФА
Догосударственное
состояние общества
Гражданское состояние общества
(государство)
свобода и независимость людей;
одинаковые возможности в
удовлетворении своих
потребностей;
отсутствие обеспечения прав
индивида
Основа государства
договор по добровольному
объединению людей в общество;
договор о правах и обязанностях
правительства и подданных.
Форма правления
- абсолютная монархия
15.12.2022
15.12.2022
представляет единство всех ветвей власти;
наделена абсолютной властью;
не отвечает за свои действия.
65
66.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИВОЛЬТЕРА
католическая церковь – главная причина всех бед, но
«Если бы Бога не было, то Его надо было выдумать»,
т.к. религия дает «неразумны гражданам» представление о
правильной жизни;
способы
достижения
благополучия
общества:
- ликвидация сословий;
- реформа судебной системы и административного
аппарата;
- просвещение;
всего
наилучшая
форма
государственного
устройства – республика, т.к. именно в ней правление
построено на принципах законности и разделения властей.
15.12.2022
15.12.2022
66
67.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ШАРЛЯ МОНТЕСКЬЕХарактер народа и форма
правления в государстве
зависят от следующих
факторов:
географические показатели –
климат, почва и т.п.;
размер территории
государства;
численность его граждан;
доминирующая сфера труда;
политическая свобода на основ
законов.
Формы правления
Разделение властей
республика – правление всего
народа (демократия) или его части
(олигархия)
монархия – власть принадлежит
одному
правителю,
который
опирается на справедливые законы
деспотия – правление тирана, не
признающего законы
судебная власть – отправляет
правосудие в соответствии с
законом
законодательная власть –
издает законы и контролирует их
исполнение
исполнительная власть –
исполняет законы и контролирует
законодателей с помощью вето или
роспуска парламент
15.12.2022
15.12.2022
Законы
Естественные
- «вытекают из устройства
человеческой сущности»
Позитивные
- нормы поведения,
составленные самими
людьми для лучшего
общежития.
Для каждого народа
существует свой закон, для
каждого государства – своя
форма правления.
Отрасли права
- международное;
- политическое;
- гражданское
67
68.
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКАЖ
А
Н
Ж
А
К
Р
У
С
С
О
Естественное
состояние
людей
человек не обладал излишними
потребностями, частной
собственностью, следовал
инстинктам, все были равны;
с появлением земледелия,
ремесел и торговли возникает
частная собственность и
имущественное неравенство
Образование
государства
причина образования –
потребность в гарантированности
права собственности;
основание –общественный
договор, как воплощение заговора
богатых против бедных
Политическое
неравенство
неравенство между правителем
(правителями) и подданными
избавление: восстание; создание
идеального государства
НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ
способность народа выразить свою волю
непосредственно, а не чрез своих
представителей
АБСОЛЮТНОСТЬ
15.12.2022
народ
имеет право принять любой закон
15.12.2022
НЕДЕЛИМОСТЬ
суверенитет – полномочия по принятию законов
ПРАВИЛЬНОСТЬ
решение, принятое всеми, часто оказывается наиболее
удачным
6868
69.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ США В XVII-XIX вв.ВЗГЛЯДЫ Т. ПЕЙНА НА СУЩНОСТЬ ПРАВА И
ГОСУДАРСТВА
Естественные права человека
(«присущи человеку по праву его
существования»)
право на свободу совести;
право на свободу мысли;
право на счастье.
Гражданские права человека
(принадлежат человеку как члену
общества)
право частной собственности;
иные права, которые человек
неспособен защитить сам.
Государство
- гарант справедливости;
- объединение людей на основе
общественного договора
Старые (монархические)
«позор для человечества»
Новые (республиканские)
защищают интересы общества
и каждого человека в отдельности
БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН
родоначальник идеи гомруля («домашнее управление») – установление
самоуправления и политического самоуправления английских колоний в
Северной Америке;
сторонник социальных преобразований, ярый критик института рабства и
15.12.2022
враждебного отношения к индейцам.
69
70.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А. ГАМИЛЬТОНАО СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
все человечество разделено на бедных и богатых
государство, созданное на основе общественного
договора, призвано упорядочить взаимоотношения
между
сословиями,
вызванные
природной
греховностью человека
наиболее подходящей формой правления является
президентская республика
в подобном государстве должная применяться
«система сдержек и противовесов» и разделение
властей
для нормального функционирования государства
необходимы
непрямые
выборы
с
высоким
имущественным цензом
стране нужна сильная федеральная власть
15.12.2022
70
71.
ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ИММАНУИЛА КАНТАКЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ
ГОСУДАРСТВА И. КАНТА
Республика
основывается на принципе
разделения властей на
законодательную,
исполнительную и судебную
Деспотия
основывается на принципе
самовластного исполнения
государственных законов,
данных им самим
15.12.2022
Право
это совокупность условий,
при которых произвол
одного совместим с
произволом другого с точки
зрения всеобщего закона
свободы
Государство
это соединение людей,
подчиненных правовым
законам, которое
строится на основе
общественного договора и
народного суверенитета
мораль и право едины по своему
источнику (разум индивида) и
цели (установление всеобщей
свободы);
отличие морали и права
заключается в способе
принуждения (внутренние и
внешние условия)
общественный договор является
«идеей разума», которая помогает
законодателю создать закон,
смысл которого исходит от
объединенной воли
Совокупность условий
наличие гарантий прав
собственности и гарантий иных
личных прав граждан;
наличие законов и гарантий их
принудительного соблюдения;
всеобщее равенство перед
законом;
судебный порядок разрешения
споров
народный суверенитет – это
право народа устанавливать
порядок в государстве
посредством принятия законов,
которые выражают его интересы
правовые законы напрямую
связаны с разделением властей
на законодательную (принимает
их), исполнительную (выполняет
их) и судебную (охраняет их)
71
72.
ГЛАВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ Г. ГЕГЕЛЯЭлементы объективного духа
Абстрактное право
теоретическая правоспособность любого
человека, которая выражается в праве на
собственность, праве заключать
договоры и праве требовать защиты
своих прав от посягательств.
Идея
права
положения
законов
природы
Позитивное
право
нормы,
определенные
и охраняемые
государством
Мораль
сфера должного поведения человека, в
которой важную роль играют добро, зло,
совесть, вина
Нравственность
Государство
понятие, объединяющее мораль и
абстрактное право. Она формируется в
семье, гражданском обществе,
государстве.
высшая форма
нравственности, призванная
объединить гражданское
общество и семью
Семья
объединение людей на основе
любви и взаимопомощи
Гражданское общество
объединение людей,
основанное на общем интересе
структура:
сословие земледельцев
рабочие и фабриканты
общее сословие
(чиновники)
совокупность:
потребностей
правосудия
полиции
корпораций
Основа
–
законы
экономики
Монарх (король)
ему принадлежит последнее слово
при принятии закона
Судебная власть
часть королевской
власти
Правительство
совещательная инстанция
при короле
Двухпалатный парламент
выражает интересы сословий,
его решения должен одобрить
король
15.12.2022
72
73.
ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Ш. ФУРЬЕПостроение идеального
общества
-объединение людей в фаланги
(производственнопотребительские
организации)
-разделение общества на
группы по способностям, что
обеспечит
самодостаточность
общества
-признание внутреннего
неравенства
Пути преодоления внутренних
противоречий
-участие богатых в
производительном труде
-развитие соревнования между
членами фланги
-уничтожение заработной платы и
установление взаимных услуг
-справедливое распределение
доходов в установленных
пропорциях
Социальная сфера
Политическая сфера
-равенство мужчины и женщины
-введение общественного воспитания
детей
-децентрализация власти и властных структур
в дальнейшем – полное уничтожение государства и
властных структур
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОСЛОВИЙ ПО СЕН-СИМОНУ
Существующее общество
ученые
собственники
неимущие
Метафизическое общество
паразиты (дворяне чиновники, военные)
промышленники (фабриканты и рабочие)
цель идеального государства – достижение блага класса промышленников
управление государством на научной основе и введение плана управления
обеспечение всем возможности трудиться
установление всеобщей обязанности трудиться на всеобщее благо
15.12.2022
73
74.
К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕгосударство и право выражают волю и защищают
интересы экономически господствующего класса
право – организованная система господства одного
класса над другим путем насилия и принуждения
история развития государства представляет
постоянную борьбу классов межу собой
Маркс и Энгельс об основных этапах развития
государства
Рабовладельческая
формация
конфликт между рабовладельцами и рабами, необходимость
защиты господ послужило причиной образования государства
Феодальная
формация
конфликт между землевладельцами (феодалами) и
земледельцами (крестьянами) основан на использовании труда
крестьян, прикрепленных к земле, находившейся в собственности
феодалов
Капиталистическая
формация
Коммунистическая
формация
15.12.2022
капиталистическая система производства послужило толчком к
началу борьбы между буржуазией и пролетариатом
на социалистическом этапе – упразднение классов и частной
собственности
на коммунистическом этапе – индивид перестает нуждаться в
74
политической власти, государстве и его институтах
75.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОЛИБЕРАЛИЗМАрынок как наиболее эффективная система хозяйства сам
создает наилучшие условия для экономического роста страны;
государство должно приоритетно защищать свободы
субъектов хозяйственной деятельности;
государственные органы должны обеспечивать условия для
конкуренции и осуществлять контроль наличия этих условий.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ТЕОРИИ Ф.фон ХАЙЕКА
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА
должно
как
чикагская школа (М. Фридман);
фрайбургская (В. Ойкен);
лондонская (Ф. фон Хайек).
ТЕОРИЯ
«ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВА» Г. ЛАСКИ
рынок – саморегулирующаяся система отношений индивидов;
каждый индивид, вступая в отношения с другим индивидом,
преследует свои интересы;
обладание информацией является фактором, помогающим
индивиду скорее удовлетворить возникший интерес;
индивидуальное предпринимательство является единственной
системой, позволяющей обеспечить наиболее оптимальное
использование знаний, рассеянных в общественном организме.
государство
экономику
Современные
либеральные школы
можно
меньше
вмешиваться
в
частное предпринимательство
решать вопросы рынка
должно
самостоятельно
федеративный принцип
построения государства с широкими
полномочиями субъектов
федерации;
деятельность государства
координируется органами,
представляющими интересы
различных профессиональных
групп, учреждений культуры,
Церкви;
гарантируется социальная защита
и высокий прожиточный минимум
своим гражданам.
государство должно всеми силами охранять институт частной
собственности и собственников
государство отказывается от проведения социальной политики
15.12.2022
75
76.
Таким образомВ Новое время активно разрабатывалась идея
буржуазной государственности и права, главным в
которых было развитие либеральной демократии,
принципы свободы, формального равенство людей,
защиты интересов господствующего класса
буржуазии.
Активное развитие получили социалистические
концепции, которые наиболее полно были выражены
в марксисткой формационной классовой теории.
В Новейшее время сформировались концепции
социалистического, социального, нацистского
государства, часть из которых была реализована на
практике.
15.12.2022
15.12.2022
76
76
77.
Тема 5. Особенности русской политико-правовой мыслиXV-XX веков
периоды
1. Киевская Русь и феодальная раздробленность ХI – ХIII вв.
2. Образование централизованного государства
3. Формирование абсолютной монархии в.п ХYII – п.п. ХYIII вв.
4. Политико-правовые доктрины русского просветительства и
либерализма в.п. ХIII – п.п.ХIХ вв.
5. Политико-правовые учения в.п. ХIХ – ХХ вв.
15.12.2022
77
78.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИМИТРОПОЛИТА ИЛЛАРИОНА
ИЛЛАРИОН
первый русский
митрополит
Часть I
описание различий
между понятиями
«закон» и «истина»
Закон
–
внешнее
установление,
регулирующее
насильственными
методами
поведение
человека в обществе;
Истина –
высоконравственное
состояние человека, не
нуждающегося в силу
своего совершенства в
регулятивном действии
закона.
Часть II
описание
государственной
правовой системы
Руси
князь – единственный
глава государства;
источник власти
князя – воля Бога;
цель правления князя –
обеспечение интересов
своих подданных;
основа правления
князя – закон,
справедливость и
доброта.
Часть III
задачи государства
Русь
обеспечение мира с
соседними
государствами;
формирование
сильного государства,
способного дать отпор
врагу;
организация хорошего
управления внутри
самого государства
НЕСТОР О РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Задачи государства
Внутренняя организация
государства
-обеспечение безопасности
народа от внешних врагов и
внутренних распрей
Князь – единственный глава
государства, действовавший на основе
решений, принятых совместно с
дружиной
Дружина – совещательный орган при
князе, формировался из
представителей военной знати и
старейшин.
Совместно вырабатывали план
действий по управлению государством
-просвещение народа
- мирное объединение
восточнославянских племен
-обеспечение правосудие
15.12.2022
78
79.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНАВЛАДИМИРА МОНОМАХА
в политике
-наилучшая форма правления – правление князя, опирающегося на
дружину;
-идеальный правитель – князь, наделенный умом, чувством
справедливости, доброты, верности своим словам.
в сфере правосудия
-судить по закону, справедливо и милостиво;
-равенство всех перед законом;
-искоренять беззаконие;
-отменить смертную казнь
в сфере государственно-церковных отношений
-государство должно заботиться о Церкви и её служителях
в сфере международных отношений
-равенство всех народов;
-мирное урегулирование всех конфликтов между странами;
-ответственность военных перед мирным населением, которое не
должно страдать от венных действий в междоусобных войнах
ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
Князь
единый глава государства
-должен быть мудрым и сильным;
-иметь поддержку среди населения;
-устанавливать справедливые порядки;
-помогать и защищать нуждающихся;
-организовать сильную армию, для
обороны от внешних врагов
15.12.2022
Дума
совещательный орган при князе
Состав Думы
-люди,
обладающие
умом;
- представляют
различные
сословия.
Задачи князя и думцев
-установление внутреннего
порядка и справедливости в
стране;
-привлечение иностранцев
для жизни на Руси;
-обеспечение внешней
безопасности.
79
80.
ФИЛОФЕЙ: «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»1. Период Древнего Рима. Величие Римской Империи
погибло под давлением язычества.
2. Период Византии. Византия стала приходить в упадок
после заключения флорентийско-византийской унии и была
завоевана турками-османами.
3. Период Москвы – хранительницы православия.
Единственное и вечное царство. Она будет им до
предначертанного Богом конца света, “а четвертому не
быти”
НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ
НЕСТЯЖАТЕЛИ
ликвидация земельной
собственности монастырей;
нравственное очищение
духовенства;
упрощение церковных
обрядов и украшений церковных
зданий;
уменьшение использования
труда крестьян в монастырских
хозяйствах;
возвращение к
раннехристианским общинам;
установление общей
собственности внутри их;
введение обязательности
труда 15.12.2022
для всех членов общины.
Реформа государства
разделение
властей
на
светскую и духовную;
у каждой из властей своя сфера
деятельности, в которую другая
ветвь власти не может
вторгнуться;
секуляризация церковных
земель;
свобода мысли и убеждений
людей в государстве;
свобода вероисповедания;
веротерпимость;
источник власти Божья воля;
сущность княжеской власти –
реализация законов Бога на
земле.
НЕСТЯЖАТЕЛИ
отказ от секуляризации церковных
земель, неприкосновенность
церковного имущества;
монахи должны быть обеспечены
необходимыми средствами для
отправления культа;
монастыри должны оказывать
необходимую помощь нуждающимся в
ней.
Государственно-церковные
отношения
духовна власть превосходит
светскую;
власть царю дана богом и поэтому
не ограничена никакой другой
властью;
царь должен защищать церковь, ее
80
имущество
81.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА И. ПЕРЕСВЕТОВАФорма правления
монархия, опирающаяся на Совет;
Совет должен состоять из представителей знати,
военных, духовенства, судей
Осуществление политических и военных реформ
отмена института наместничества;
создание единой общегосударственной казны;
формирование постоянного войска, состоящего из
свободных воинов.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА Ф. ПРОКОПОВИЧА
Происхождение
государства
Организация верховной
власти
Государственноцерковные отношения
1. Период естественного
состояния – человечество
находилось в состоянии постоянных
войн и только требование разума
заставило объединиться в
государство для обеспечения
порядка и справедливости внутри
общества;
2. Государственный период –
организация верховной власти на
основе договорной теории. Источник
власти «глас народа», который
является опосредованным
выражением воли Бога.
Формы правления
демократия;
аристократия;
монархия;
наследственная монархия;
выборная монархия
устранение
самостоятельности церкви;
учреждение Синода;
свобода религии и
вероисповедания;
уменьшение влияния
церкви на науку и
искусство.
15.12.2022
Главным условием выбора
правителя является его
способность управлять на
благо всего общества.
81
82.
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В РОССИИзащита абсолютистского режима правления
ограничение
монаршей
власти
«добрыми
человеколюбивыми» качествами монарха
и
законодательное
оформление
деятельности
правительства,
ограничение
законотворческой
деятельности монарха
устранение монархии от непосредственного участия в
решении государственных вопросов и осуществления
правосудия
основная функция монарха – надзор за деятельностью
государственных органов
цель самодержавного монаршего правления –
достижение «славы граждан, государства и Государя»
главная опора правителя – бюрократический аппарат
глава государства - Император
законодательная власть –избираемая от
сословий
Государственная
Дума
и
назначаемый
Императором
Государственный Совет
исполнительная власть – министерства,
губернские, окружные и волостные управления
судебная власть – Сенат,
окружные и волостные суды
Местное самоуправление –
Думы
15.12.2022
губернские,
избираемые
В правовой сфере
Государственная власть
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ М.М. СПЕРАНСКОГО
приведение всех законов в
соответствие друг другу;
составление и принятие
нового Уложения,
регулирующего все сферы
общественной жизни.
82
83.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ДЕКАБРИСТОВОбщие цели декабристского движения
отмена крепостного права;
ликвидация самодержавия;
конституционная или представительная монархия;
всеобщее равенство прав граждан.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРОЕКТ П.И. ПЕСТЕЛЯ
Государственное
устройство России
территорию страны
разделить на 10 областей и 3
уезда;
столицу перенести в Нижний
Новгород, как географический
центр страны и город с
демократическими традициями;
создать:
- Народное вече –
законодательный орган,
избираемый на 5 лет;
- Державную Думу – орган
исполнительной власти,
состоящий из 5 человек,
избираемых на 5 лет; каждый из
них а 1 год избирается
президентом;
- Верховный собор –
«блюстительная власть»,
состоящая из 120 судей (бояр),
избираемых пожизненно;
Местное
самоуправление - система
народных
собраний на местах.
15.12.2022
ПРОЕКТ Н.М. МУРАВЬЕВА
Законодательство
Форма государства
народное обсуждение «заветных»
законов;
составить новое Государственное
Уложение, состоящее из:
- Государственного
Устава - законы порядке
формирования правительства и об
установлении гражданского
состояния граждан;
- Государственного Наказа – нормы,
регулирующие действия
правительства во всех сферах его
деятельности;
- Государственного Судебника –
нормы о преступлениях и
наказаниях;
принципы отправления
правосудия: равенство всех перед
законом и судом; неотвратимость
наказания; справедливость судей.
федеративное
государство,
состоящее из: 13 держав; 2 областей
(Московской и Донской); 36 уездов;
столица – Нижний Новгород;
форма правления –
конституционная монархия;
участие в управлении государства
в соответствии с имущественным
цензом;
деление на сословия по капиталу и
размеру земельного участка.
Крестьянский вопрос
освобождение крестьян от
крепостной зависимости;
земля передается сначала её
владельцам, а затем частично
крестьянам.
83
84.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.И. ЛЕНИНАХарактерные черты
-рассматривались вопросы взаимоотношения
классов внутри общества;
-определена сущность классовой борьбы;
-дана характеристика движущим силам
социалистической революции;
-выявлены проблемы переходного периода от
буржуазного к пролетарскому государству.
Государство
-является
«продуктом
и
проявлением непримиримости
классовых противоречий», что
порождает
внутреннюю
классовую борьбу;
-формирует государственный
аппарат из представителей
высших сословий;
-проводит политику в
интересах господствующего
класса;
-«диктатура одного класса
является необходимой для
любого общества вообще»
15.12.2022
Признаки диктатуры
-Сосредоточение
всей
полноты
власти в руках представителей
господствующего класса;
-опора на насильственные методы
государственного управления в
отношении других классов;
-полная свобода действий органов
государственной власти,
неограниченная никакими законами
«Обществу без классовых
противоречий государство
не нужно и невозможно»
Пути создания пролетарского
государства
-осуществление
социалистической революции;
-ликвидация всех прежних
государственных и военных
организаций и учреждений;
-замещение государственных
должностей с учетом
политической благонадежности,
профессионализма и моральных
качеств;
-отказ от принципа разделения
властей;
-силовое подавление
сопротивления представителей
эксплуататорских классов;
-партийное руководство всеми
сферами государственной и
общественной жизни.
84
85.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.В. СТАЛИНАпостроение сильного государства;
полное огосударствление экономики, создание
централизованной административно-командной системы
управления всеми сферами общественной жизни;
превращение коммунистической партии в
управленческий аппарат, наделение прямыми функциями
по управлению всеми сферами общественной жизни;
превращение формально равноправных союзных
республик в фактически автономные образования,
сверхцентрализация страны;
верховенство государства над правом;
подавление, в т.ч. и физическое, всякого инакомыслия.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.Д. ТРОЦКОГО
непрерывность пролетарской революции,
осуществление её в мировом масштабе даже ценой
гибели СССР;
невозможность победы социализма в одной стране,
находящейся во вражеском окружении;
критика идей И.В. Сталина и практики его
руководства, отстранение его и соратников от власти,
в т.ч. и путем физического устранения
15.12.2022
85
86.
Таким образомКонцепции русской и российской
государственности и права
формировались в конкретноисторических условиях и отражали
складывающиеся в тот или иной период
общественные отношения.
Ключевым в них был поиск идеи,
сплачивающей русский народ, правды,
социальной справедливости.
15.12.2022
15.12.2022
86
86
87.
ВыводыПолитические и правовые концепции (прошлого и
современности) обладают большим научным потенциалом,
играют существенную роль в деле
общемировоззренческого, духовного, идеологического
обоснования и оправдания тех или иных политических
отношений, государственно-правовых порядков, институтов
и взглядов. Особенно велика и значима в этом плане роль
наиболее авторитетных, получивших историческое
признание классических политических и правовых доктрин.
Знание реальной истории политических и правовых
учений содействует лучшему пониманию прошлых и
современных идей, подлинного содержания и смысла
современных процессов в этой сфере, закономерностей и
тенденций развития государства и права.
15.12.2022
87