Объект Истории политических и правовых учений:
Макиавелли о рационализации представлений о государстве и обществе
Н. Макиавелли
Н. Макиавелли
Н. Макиавелли
Гуго Гроций (1583-1645 )
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гуго Гроций Право естественное и волеустановленное
Гуго Гроций: Право волеустановленное человеческое –
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гуго Гроций –
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гуго Гроций
Гроций о суверенитете
Г.Гроций и Ж. Боден о суверенитете
Гроций о суверенитете
Гуго Гроций
Гуго Гроций о власти
Гуго Гроций о власти
Гуго Гроций о власти
Гуго Гроций о власти
Гуго Гроций о власти
Гуго Гроций о власти
Гуго Гроций о власти
Гуго Гроций о власти
Г. Гроций
Учение Г.Гроция о войне
Учение Г.Гроция о войне
Г. Гроций о судах
Г. Гроций о судах
Учение Г.Гроция о войне
Учение Г.Гроция о войне
Значение учения Гуго Гроция
политико-правовое учение буддизма
Учение Будды
Учение Будды
Учение Будды
581.00K
Категории: ПолитикаПолитика ПравоПраво

Объект истории политических и правовых учений

1. Объект Истории политических и правовых учений:

идеи, положения,
теоретические конструкции, в которых
находит логико-понятийное выражение
политических и правовых явлений;
концентрируются сведения о политикоправовом опыте .

2. Макиавелли о рационализации представлений о государстве и обществе

1
Исторический процесс — не развертывание
Божественного разума, Божественного
провидения,
он подчиняется собственным закономерностям.
Весь мир находится в движении, которое
задается силами: природы, неба, фортуны,
самим человеком, Богом.

3. Н. Макиавелли

2
Природа и небо совершенно не зависят от
воли людей и выражают объективные
закономерности, которые необходимо
учитывать,
бороться с ними бессмысленно.
Принципиально иначе обстоит дело с
фортуной, т. е. с судьбой. Фортуна
капризна, для нее законы не писаны, с ней
лучше не связывать никаких надежд.

4. Н. Макиавелли

3
Бог не правит людьми непосредственно: на
людей воздействуют их собственные
религиозные представления.
Формы религии изменяются.
Происходит это по велению неба, но благодаря
деятельности самих людей.

5. Н. Макиавелли

4
Человек достаточно разумен и силен, чтобы
противостоять фортуне, если воспитает в
себе доблесть.
Судьба являет свое всесилие там, где
препятствием ей не служит доблесть, и
устремляет свой напор туда, где не
встречает возведенных против нее
заграждений» («Государь»).

6. Гуго Гроций (1583-1645 )

Вслед за античными авторами:
Отождествляет право и справедливости:
«...право есть то, что не противоречит
справедливости. Противоречит же
справедливости то, что противно
природе существ, обладающих
разумом»

7. Гуго Гроций

Источник естественного права:
природа человека, который наделен
разумом, речью и общительностью.
Руководимое разумом общение
возможно только при соблюдении
всеми участниками определенных
правил.

8. Гуго Гроций

Естественное право абсолютно
незыблемо,
т.к. возводится к воле Бога;
«право естественное есть предписание
здравого разума, морально
необходимо;
нормы морали и нормы естественного
права не тождественны;

9. Гуго Гроций

нормы естественного
права вечные и неизменные :
воздержание от чужого имущества;
возвращение полученной чужой вещи и
возмещение полученной из нее выгоды;
обязанность:
-соблюдения обещаний;
- возмещения ущерба, причиненного по нашей
вине;
воздаяние людям заслуженного наказания.

10. Гуго Гроций

«Нет такого общественного
союза, который мог бы
сохраняться в безопасности
без права»

11. Гуго Гроций Право естественное и волеустановленное

Волеустановленное право подразделяется на
божественное и человеческое.
Божественное право источником имеет волю Бога,
не совпадает с естественным правом.
Божественное право совпадает с христианской
нравственностью.
Бог не устанавливает чего-либо противного
естественному праву, но может сделать из него
изъятия.
Право - система норм, что-либо предписывает,
запрещает или дозволяет, и именно последнее, т. е.
дозволение, может быть волей Бога ограничено

12. Гуго Гроций: Право волеустановленное человеческое –

это право внутригосударственное и
международное, или право народов.
Внутригосударственное право основано на
обязательствах, принятых по взаимному
соглашению, получает свою силу от
естественного права.
Нормы международного права устанавливаются
«в интересах не каждого сообщества людей в
отдельности, а в интересах обширной
совокупности всех таких сообществ».

13. Гуго Гроций

Человеческое право имеет
конвенциональный характер
и связано с пользой и интересами тех, кто его
устанавливает:
«...польза же послужила поводом для возникновения
внутригосударственного права», ибо как самое
сообщество, так и подчинение возникли и
установлены ради какой-нибудь пользы.
Те, кто предписывает законы другим, преследуют
какую-нибудь пользу или, по крайней мере, должны
ее преследовать.

14. Гуго Гроций

Естественное право, олицетворяющее
справедливость не противопоставляется
человеческому, связанному с
полезностью.
Напротив, они не только предполагают
друг друга, но и выступают в качестве
единой нормативной системы, несущей
и полезность, и справедливость.

15. Гуго Гроций

Люди стремятся жить в соответствии с
общими правилами независимо от их
непосредственного источника —
-разумной природы человека или же
-соглашения между людьми
Следование праву дает людям и народам
ощущение спокойствия, безопасности и
уверенности в будущем

16. Гуго Гроций –

сторонник договорной теории
происхождения государства

17. Гуго Гроций

Догосударственное естественное состояние
отличалось простотой жизни, общностью
имуществ и чувством взаимной приязни.
Государство есть «совершенный союз
свободных людей, заключенный ради
соблюдения права и общей пользы»

18. Гуго Гроций

Признаки государства:
«обладание собственными законами,
судами,
должностными лицами».

19. Гуго Гроций

Сфера деятельности государства
ограничена публичными
(т. е. общими) делами,
в частные дела государство
вмешивается «лишь в той мере, в
которой это необходимо для
поддержания общественного
спокойствия».

20. Гуго Гроций

Функции государства:
законотворчество
осуществление непосредственного
управления
правосудие

21. Гуго Гроций

Государственная власть обладает
верховенством, т. е. уверенитетом:
это «такая власть, действия которой не
подчинены иной власти и не могут быть
отменены чужой властью по ее
усмотрению».

22. Гроций о суверенитете

Существует два носителя суверенитета
— в общем и особенном смысле слова.
Общий носитель верховной власти –
государство, как совершенный союз».
Носитель суверенитета в особенном
смысле – «или одно лицо, или же
несколько, сообразно законам и нравам
того или иного народа»

23. Г.Гроций и Ж. Боден о суверенитете

Г.Гроций: Суверенитет превращается в
свойство государства независимо от
смены правителей и даже форм
правления.
Ж. Боден: Носителем суверенитета
является личность правителя
(или правителей)

24. Гроций о суверенитете

Верховная власть едина и неделима,
Но необходимо разделение властей.
Суверенитет государства как совершенного союза
един и неделим.
Однако разделение власти на уровне носителя
суверенитета в особенном смысле слова возможно
(мыслится в духе античной смешанной формы
правления).
Гроций, симпатизируя монархии,
право следует выводить не из того, что может
показаться тому или иному наилучшим, но из воли,
служащей источником самого права.

25. Гуго Гроций

Юридическая характеристика
государства как союза права и власти
Политическая характеристика
государства как взаимного соотношения
тех частей, которые правят, и тех,
которыми управляют
Последняя интересует политика, первая
— юриста

26. Гуго Гроций о власти

Власть на праве полной собственности
приобретается либо путем справедливой войны,
либо по воле самого народа, который, по мнению
Гроция, в целом ряде случаев может
безоговорочно подчинить себя правителю.
В этом случае правитель волен распоряжаться
властью по своему усмотрению вплоть до ее
отчуждения.

27. Гуго Гроций о власти

Наиболее предпочтительна власть в
государстве на праве узуфрукта.
Такая власть всегда вручается по воле
народа и никогда не может быть
безграничной.

28. Гуго Гроций о власти

Во-первых, правитель не обладает правом
отчуждения власти и государственной
собственности

29. Гуго Гроций о власти

Во-вторых, если государь лишен
возможности исполнять свои
обязанности, то «регентство
принадлежит тем, кому оно поручено
основным государственным законом,
или, при отсутствии последнего,
согласием народа».

30. Гуго Гроций о власти

В-третьих, власть правителя
ограничивается обещаниями, которые он
дает подданным или Богу.
В-четвертых, Гроций различает действия
правителя как носителя верховной власти и
как частного лица; в последнем случае на
него распространяется действие всех
внутригосударственных законов как на
любого другого члена государства.

31. Гуго Гроций о власти

В-пятых, народ может ограничить
власть правителя законами и все
действия, совершенные вопреки им,
«могут быть объявлены
недействительными как полностью,
так и отчасти, ибо народ в полной мере
сохраняет свои права».

32. Гуго Гроций о власти

В-шестых, в случае смерти
избранного монарха или прекращения
династии власть возвращается к
народу. Бывают моменты, когда
народу следует выразить свое мнение.
Правитель-узуфруктарий является
лишь пользователем, а не
собственником власти.

33. Гуго Гроций о власти

Идею народного суверенитета Гроций
опровергает, так как его признание
предполагало бы признание права
народа на сопротивление власти.
«Следует отвергнуть мнение тех, —
пишет он, — которые полагают, что
суверенитет всюду и без изъятия
принадлежит народу, так что государей,
которые злоупотребляют властью,
следует низлагать и карать»; это
мнение может послужить в дальнейшем
причиной многих бедствий.

34. Г. Гроций

Правопорядок следует оценивать не с точки зрения
преимуществ его формы, в чем суждения людей
весьма расходятся, а с точки зрения
осуществления воли людей. А воля эта может
быть весьма разнообразной.

35. Учение Г.Гроция о войне

«Война есть состояние борьбы силою как
таковое»
Войны не запрещены правом ни божественным,
ни естественным, ни международным.
Ведь каждое живое существо дорожит собой,
заботится о собственном самосохранении,
благосостоянии. Защита себя и своего права с
помощью силы в целом ряде случаев вполне
оправданна;
Безоговорочно воспрещается лишь то насилие,
которое нарушает чужое право.

36. Учение Г.Гроция о войне

Государствами ведутся публичные войны;
частными лицами, соответственно, — частные.
Последний вид войн оправдывается тем, что «по
природе каждый является защитником своего
права.
Однако право на ведение частной войны
принципиально ограничивается после создания
государства, а именно — судебной власти.
В государстве в силу вступает принцип,
гласящий, что никто не может быть судьей в
своем собственном деле.

37. Г. Гроций о судах

Несмотря на то, что государственные суды
установлены не природой, но человеческой
волей,
суды совершеннее созданий природы и
пригоднее для спокойствия людей

38. Г. Гроций о судах

Повиновение суду – столь похвальному
учреждению внушает сама справедливость
и самый естественный разум
Есои невозможно обратиться за судебной
защитой, человек волен использовать свое
естественное право на самозащиту.

39. Учение Г.Гроция о войне

Публичные войны ведутся по решению верховной
власти государства против других государств и
против частных лиц, сводятся к самозащите,
возвращению имущества и наказанию.
Справедливой причиной войны может быть
только правонарушение.
Если налицо имеется достаточное право, то не
следует немедленно же предпринимать войну: в
большинстве случаев гораздо благочестивее и
правильнее не воспользоваться своим правом.

40. Учение Г.Гроция о войне

Вообще мир всегда лучше войны.
А если уж война началась, то нужно помнить,
что в любом случае конечная цель войны —
мир, поэтому и вестись она должна по
возможности гуманными способами при
соблюдении границ
«права и добросовестности».

41. Значение учения Гуго Гроция

С Гуго Гроция ведет свое начало светская
рационалистическая философия права.
Гроций стоит у истоков юридического
мировоззрения, в рамках которого
общество и государство мыслятся как
правовые явления.

42. политико-правовое учение буддизма

– антибрахманистское этическое
учение,
отрицает кастовое деление общества,
утверждает способность каждого
человека в самосовершенствовании.
Будда пришел в этот мир ради существ,
блуждающих в круговороте бытия.

43. Учение Будды

В буддизме три периода, когда Будда
поворачивает колесо Учения.
1.Будда излагает доктрину о Четырех
благородных истинах для тех, кто
является приверженцем духовной
традиции – слушающие (шраваки).

44. Учение Будды

2.В средний период, повернув колесо
Учения, Будда излагает доктрину об
отсутствии самосущего бытия всех
явлений, которая рассчитана на людей
с высокими умственными
способностями.

45. Учение Будды

3. Последнему периоду соответствует
доктрина (учение) о разграничении
явлений, существующих истинно и не
истинно,
с учетом приверженцев духовной
традиции махаяны со средними и
малыми умственными способностями.
English     Русский Правила