Похожие презентации:
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. История России
1.
История России«Церковная реформа.
Положение
традиционных
конфессий»
2.
1. Петр и церковь.3. Актуализация
К церкви Петр 1 подходил с рациональнойпозиции «общей пользы»- трудиться на
благо Отечества, которое отождествлялось
с государством.
Дворяне- служат
Крестьяне и горожане- платят подати
Духовенство- воспитывает паству
4. Петр и церковь
Пётр Великий был искренне верующимчеловеком; хорошо знал церковную
службу и сам любил петь на клиросе. Но к
церкви он подходил с рациональной
позиции «общей пользы» — в том смысле,
что все подданные (и он сам в том числе)
должны были трудиться на благо
Отечества, которое отождествлялось с
государством. Дворяне обязаны были
служить, крестьяне и горожане — платить
подати, а духовенство — воспитывать
паству. Но раз церковь обязана была
работать на «общее благо», то она не
Местоблюститель
могла существовать независимо от
патриаршего
престола Стефан Яворский
государства.
5. Петр и церковь
• Епископов и священников царьпредставлял своего рода
чиновниками, а удалившихся от
мира монахов считал
бездельниками,
отлынивающими от служения
государству. Раздражало Петра и
то, что духовенство осуждало
приглашение в Россию
иностранцев и введение
новшеств — «немецкой»
одежды, курения табака и
других иноземных обычаев.
6. Петр и церковь
• Духовенство не одобряло проводимыхПетром I реформ — многие монахи
считали царя антихристом, о чем не
боялись говорить вслух и даже раздавали
рукописные листовки в городах и
деревнях.
• Чрезмерный авторитет церкви Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I
возможность влиять на обычных людей
• Экономическая независимость
церкви — многочисленные войны и
развитие промышленности требовали все
больше финансовых и человеческих
ресурсов, часть из которых находилась во
владении монастырей и церквей
неподотчетных государству.
Патриарх Адриан
7.
Причины наступления государства на церковьВозможность
использования богатых
материальных и
денежных ресурсов
церкви
Патриарх всея
Руси в глазах
народа был
вторым государем
Оппозиционное настроение части
духовенства реформам Петра I
Установление абсолютной монархии сопровождалось
утратой православной церковью самостоятельности подчинением духовной власти светской
8. Церковная реформа
Петр и церковьЦерковная реформа
• В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I
запретил проводить выборы нового патриарха
• Местоблюстителем патриаршего престола был назначен
Стефан Яворский
• Управление делами церкви передано Святейшему Синоду
• Действия Синода контролировал назначаемый царем
гражданский чиновник – обер-прокурор
• 1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники
которого взяли под контроль архиерейские и
монастырские вотчины.
• Церковь содержала школы и богадельни
• Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители.
9. Петр и церковь
1700 год – запрет проводить новые выборыпатриарха
1721 год – упразднение патриаршества
Стефан Яворский –
местоблюститель с 1700 г.
Создание Святейшего Синода,
контролируемого обер-прокурором, как
«ока государева и стряпчего о делах
государственных в Синоде»
Патриарх Андриан (копия с
парсуны XVII века)
10. Задание 1 - раб. тетрадь, стр.27
Какие задачи внутренней жизни страныПетрI хотел решить с помощью церкви?
11. Петр и церковь
• Церковная реформакомплекс мер,
проведенный Петром I в
период 1701-1722 годов
для снижения влияния
церкви, её
независимости и
усиления контроля над
её административными
и финансовыми
вопросами.
12. Цели и задачи
Петр и церковьЦели и задачи
• Ликвидация экономической и административной
автономии — подробная ревизия имущества, с
последующей секуляризацией, внедрение должностей
назначаемых государственным аппаратом, а также четкое
регламентирование финансов и обязанностей возлагаемых
на церковь.
• Снижение численности духовенства — определение
необходимого количества церковников и монахов,
ограничение «странствующих» священников и запрет на
строительство монастырей.
• Борьба с нищенством — царь был категорическим
противником стихийного нищенства, считал что только
«блаженным» и откровенным инвалидам может быть
позволено жить на подаяние.
13. Задание
Почему Петр стремился полностьюподчинить церковь государству?
14.
Петр и церковь• Основная
суть предпринимаемых
Петром I церковных
преобразований
заключалась в ликвидации
автономии и встраивании
института церкви в
государственный аппарат, со
всеми сопутствующими
характеристиками —
ведение отчетности,
ограниченное число
персонала и т.д.
15.
Петр и церковьВ 1721 г. Петр I учредил
высший орган по управлению
церковными делами —
Святейший Синод. Это было
закономерным шагом. После
смерти Патриарха Петр
оставил эту должность
незанятой. Теперь Синод, по
существу, стал Духовной
коллегией. Ее составляли
церковные иерархи,
назначавшиеся царем. Церковь
была окончательно подчинена
государству.
16. Задание
Какие изменения в положении церквипроизошли при Петре?
17.
2. Упразднение патриаршества.18. Упразднение патриаршества
1721 год- «Духовный регламент»- закон,определяющий положение церкви в
государстве.
Патриаршество упразднялось.
Создавался Священный синод- «духовная
коллегия из епископов и др.
священнослужителей под надзором
светского чина- обер-прокурора Синода.
Монастырский приказ ликвидирован. Начался
процесс огосударствления церкви
19. СИНОД
Упразднение патриаршестваСИНОД
1. Следил за порядком богослужения и
изданием церковных книг;
2. Боролся с ересями и расколом;
3. Ведал церковными школами;
4. Судил духовенство и мирян по делам,
подлежащим церковному праву;
5. Надзирал за «иностранными
исповеданиями»;
6. Избирал архиереев по указанию
императора.
20. Упразднение патриаршества
Члены Синода получалижалование и приносили
присягу. Перевести всё
духовенство на
государственное содержание
не хватило средств.
Священники:
1. вели метрические книги
(записи о рождении, браках,
смертях)
2. Выявляли в своём приходе
беглых.
3. Доносили о
государственных
преступлениях(покушение
на жизнь и здоровье
государя, измена и «бунт»)
21. Упразднение патриаршества
Указы Сената и Синода 1722 годаТРЕБОВАЛИ,
чтобы все прихожане регулярно
посещали церковь и исповедовались
22. Упразднение патриаршества
• 25 января 1721 года Пётрподписал манифест об
учреждении Духовной
Коллегии, получившей
вскоре новое
наименование Святейшего
правительствующего
Синода.
• 11 мая 1722 года было
приказано присутствовать
в Синоде особому оберпрокурору.
Духовный регламент
23.
Упразднение патриаршества• Главной обязанностью оберпрокурора было вести все
сношения Синода с
гражданской властью и
голосовать против решений
Синода, когда они не
согласовывались с законами и
указами Петра.
• Обер-прокурор подлежал суду
только государя.
• Любые решения, принимаемые
Синодом, контролировались
обер-прокурором, а значит и
самим Петром I.
Иван Васильевич Болтинпервый обер-прокурор Синода
24. Задание 3 - раб. тетрадь, стр.28-29
Прочитайте отрывок из сочиненийисториков, содержащие оценки церковной
реформы ПетраI, и ответьте на вопрос и
выполните задания
25.
3. Феофан Прокопович.26.
Феофан Прокопович• Ключевой фигурой в деле
организации Духовной
коллегии был
малороссийский богослов,
ректор КиевоМогилянской Академии
Феофан Прокопович.
• 1 июня 1718 года он был
наречён в псковские
епископы, а на следующий
день он был посвящён в
архиерейский сан в
присутствии государя.
27.
Феофан ПрокоповичВ 1720 г. по его инициативе была
открыта типография столичного
Александро-Невского монастыря; там
было напечатано «Первое учение
отрокам» — букварь и поучение для
детей, по которому в XVIII в. учились
в светских и духовных школах. В
1721 г. он учредил при монастыре
школу, а ещё одну открыл в
собственном доме. Феофан
Прокопович возглавил «учёную
дружину» — людей, отстаивавших
развитие науки и просвещения,
поддерживавших преобразования
Петра I.
28.
Феофан Прокопович• 1720 год открыта
типография
столичного
АлександроНевского
монастыря, где
напечатано
«Первое учение
отрокам»- букварь и
поучение для детей
29.
Феофан ПрокоповичДуховный регламент, составленный
Феофаном Прокоповичем
30. Задание
Что было общего в деятельности ФеофанаПрокоповича и епископа Питирима?
Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была
направлена на укрепление официального православия, укрепление
светской власти над церковью.
31.
4. Старообрядцы и другие конфессии.32.
Старообрядцы и другие конфессииВо время тяжёлой войны
со Швецией Пётр I
проявлял к
старообрядцам
определённую терпимость.
33. Задание
Что такое старообрядчество?34.
Старообрядцы и другие конфессииВ конце XVII - начале XVIII в.
старообрядчество распалось на
отдельные течения- толки и согласия:
1. Поповщина- признавали необходимость
духовенства, церковной иерархии и всех
церковных таинств (основные районы
распространения поповщины- Керженец на
Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
2. Беспоповщина – отрицали необходимость
духовной иерархии и некоторых
таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы
проповедовали самосожжение ради спасения
души),в основном селились на севере страны.
35.
Старообрядцы и другие конфессииДля старообрядцев было
введено:
1. двойное налогообложение
2. предписывалось носить
особую одежду- зипун со
стоячим красным
воротником -«козырем»;
3. Запрет занимать выборные и
государственные должности.
36.
Старообрядцы и другие конфессииМанифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное
отправление богослужения всех других, хотя с нашею
церковию несогласных христианских сект»
ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и приглашали пасторов.
В 1706 году построен первый каменный католический храм
Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в Петербурге.
Разрешены браки православных с «иноверными» , но с
принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских
жен «в веру своего исповедания не переводить», а
родившихся детей в браке крестить в православие.
МУСУЛЬМАНЕ - запрет владеть православными
крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и
постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).
ЛЮТЕРАНЕ - (дворяне и горожане Лифляндии и
Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного
устройства и школ.
37. Задание
Дайте собственное определение понятию«конфессия».
Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого
религиозного учения, а также объединение верующих,
придерживающихся этого вероисповедания.
38. Задание-работа с картой
Покажите на карте районы, где былоособенно много поселений старообрядцев.
Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге,
Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере
страны.
39. Задание
В каких правах были ограниченыстарообрядцы, представители
неправославных конфессий?
40. Итоги и результаты реформы Церкви
• Фактически ликвидированадолжность Патриарха
• Церковь начала терять
финансовую и
административную автономию
• Снижено количество монахов и
монастырей
• Увеличено число налогов
• Производятся рекрутские наборы
из церковных крестьян
• Петр проводил политику
веротерпимости, облегчив
существование старообрядцев и
разрешив свободно исповедовать
свою веру иностранцам.
41. Задание 3 - раб. тетрадь, стр.28-29
Прочитайте отрывок из сочиненийисториков, содержащие оценки церковной
реформы Петра I, и ответьте на вопрос и
выполните задания
42. Значение реформы
• Административное значение реформыцерковного управления в общем ключе политики
Петра I — централизация власти в руках
монарха, становление церкви на службу царя (а
после — императора) и государства.
• Экономическое значение — оптимизация
человеческих и финансовых ресурсов, повышение
эффективности налогообложения и использования
имущества ранее полностью подконтрольного
церкви
• Сословное значение — снижение влиятельности
сословия духовенства.
43. Задание 2 - раб. тетрадь, стр.28
Составьте схему церковной иерархии вРоссии при Петре I
44. Вывод
Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службугосударству для решения задач образования и воспитания
послушных подданных, призрения неимущих. Упразднив
патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью
административно-бюрократической системы(император
стал главой Русской православной церкви), но свои
вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В
тоже время модернизация страны и расширение её
территорий способствовали более терпимому отношению
к другим религиям; «иноверцы» получили право
исповедовать свою веру и строить храмы.
45.
Запоминаем новые словаСинод — в России в 1721—1917 гг. — один из высших
государственных органов. Занимался вопросами духовной
жизни и церковного управления после отмены патриаршества.