2.47M
Категория: ИсторияИстория

Современное состояние риторики

1.

Современное состояние риторики
В последней трети XIX в. общим
направлением искусства стал импрессионизм, а
затем символизм, акмеизм и др.
Эти направления дали яркие образцы усиления
изобразительности, которые связаны с миром
чувств и образных представлений.
Абстрактные классификации различных
видов
знаков
получили
материальное
воплощение в поэтическом искусстве с её
экспрессивной стилистикой.

2.

ЭКСПРЕССИВНАЯ СТИЛИСТИКА
В 1909 г. Шарль Балли написал в своей
"Французской стилистике", что она "...изучает
выражение в речи явлений из области чувств и
действие речевых факторов на чувства".
Тем самым были заложены основы для появления
принципиально
новой
дисциплины
экспрессивной
стилистики
и
затем
психолингвистики.

Постепенно
появляются
музыкальному синтаксису.
по
работы

3.

НЕОРИТОРИКА
Оформляется в после выхода в
1958 г. работы
Хаима Перельмана
и
Люси Ольбрехтс-Титека
«Новая риторика: Трактат об
аргументации»
Эта работа знаменует собой
начало нового этапа в развитии
риторики.

4.

НЕОРИТОРИКА
Наука и практика убеждающего речевого
воздействия как в публичном, так и межличностном
общении.
Использованием
термина
«неориторика»
подчеркивается поиск новых риторических идей
на базе современных учений: теории коммуникации,
психолингвистики,
теории
текста,
философии,
социологии, политологии, психологии.
Неориторика

мультилингвистическая,
полигуманитарная наука, так как объединяет в себе не
только лингвистические дисциплины и методики, но и
общегуманитарные.

5.

ОСОБЕННОСТИ НЕОРИТОРИКИ
Продолжает
практические
традиции
классической риторики, но на новой основе:
1. убеждение не логическими способами, а
эмоционально-психологическими, с учетом
особенностей собеседника и аудитории;
2. при этом ставится задача сформировать не
знание, а мнение.

6.

Задачи неориторики
1. обеспечить наилучшее взаимопонимание между
людьми;
2. помочь конструктивно решать конфликты;
3. объединить участников общения;
4. гармонизировать отношения говорящего и
адресата
Итак, современная риторика – это теория и
мастерство
эффективной,
то
есть
целесообразной,
гармонизирующей речи.
воздействующей,

7.

Направления неориторики
1. Аргументативная – исследует способы
аргументации и обоснования в публичных
выступлениях.
(представлена работами Л. Ольбрехт-Титека, Х. Перельмана, С.
Тулмина, Д. Уолтона, Ф. С. Хенкеманс И. А. Герасимовой, А. А.
Ивина, А. И. Мигунова, и др.)
2) Лингвистическая – исследует средства
выразительности речевых сообщений.
(представлена работами Ю. М. Лотмана Р. Барта, У. Эко, Ж.
Дюбуа, Ф. Еделин, Ж.-М. Клинкенберг, Ф. Менг, Ф. Пир)

8.

ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИЙ ХАИМА ПЕРЕЛЬМАНА
Объект теории – приёмы, позволяющие вызвать
и усилить сочувствие к предложенным для
одобрения положениям».

9.

Первичные понятия концепции Перельмана
1.
Убеждения, принимающие форму согласия:
«цель оратора и всей аргументации – добиться
согласия тех, кому аргументация адресована».
С одной стороны – воля оратора, который
стремится не принудить, а убедить аудиторию.
2. С другой стороны – готовность аудитории
слушать оратора.
Следовательно,
ориентирована
особенности.
аргументация
должна
быть
на
аудиторию,
учитывать
ее

10.

ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
1. Аргументация
соглашения.
должна
развиваться
от
2. Спорные вопросы не могут быть
представлены прежде, чем будет установлено
достаточное соглашение по важным вопросам.
3. При любых условиях коммуникации оратор
должен исходить из посылок, безусловно
одобряемых
и
принятых
абсолютным
большинством аудитории.

11.

Роль теории аргументации в дальнейшем
развитии неориторики
Теория аргументаций сформировала
проблематику и систему анализа
французского структурализма,
для которого характерен интерес
к исследованиям поэтического языка и
лингвистическому анализу литературных
произведений (ЛАХТ).

12.

ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ НЕОРИТОРИКИ
ИСПЫТАЛ НА СЕБЕ ВЛИЯНИЕ
1. Русской формальной школы - трудов о поэтике
Р.О. Якобсона – исследователь русского авангарда,
автор трудов психолингвистике, семиотике и т.д.
2. Переведенных на французский язык работ
Б. Томашевского (исследователь творчества
Пушкина),
В. Проппа («Исторические корни волшебной
сказки»),
М. Бахтина («Поэтика Достоевского», «Творчество
Франсуа Рабле») и др. исследователей советского периода.

13.

РОМАН
ОСИПОВИЧ
ЯКОБСОН
(1896 –1982)

14.

Б. В. ТОМАШЕВСКИЙ
1890 – 1957

15.

В. ПРОПП
1895 – 1970 гг.

16.

М.М. БАХТИН
1895 – 1975 гг.

17.

ФРАНЦУЗСКАЯ,
АНГЛИЙСКАЯ И НЕМЕЦКАЯ НЕОРИТОРКА
1.
Французская «новая риторика» - повышенное
внимание к литературной риторике, к
взаимосвязям с поэтикой и семиотикой.
2. Английская неориторика – ряд работ по
риторике иронии
3. Немецкая неориторика – работы по риторике
коммуникации.

18.

Неориторика в США
Американскую неориторику называют «самым
совершенным
инструментом
манипуляции
общественным сознанием», поэтому она занимает
там самый верх «пирамиды знания».
Риторика в США – предмет государственной
идеологии.
Риторика в американской школе – это учение о
целесообразном построении речи.

19.

Риторическая культура
современной Японии
Японцы считают, что особенность речевого этикета
японцев – повышенное внимание и чуткость к
собеседнику
Они пишут: «Внимание к другим будет
важнейшим фактором коммуникации будущего,
а речевая вежливость в Японии, по сути,
является именно выражением такого внимания».

20.

РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
В РАЗВИТИИ НЕОРИТОРИКИ
Выбор литературы в качестве объекта риторического анализа
оказался удачным благодаря:
1. Моделирующим способностям литературы:
«Литературный текст имитирует разнообразные типы
коммуникации».
2. В художественной речи представлены механизмы и
приёмы порождения желаемой реакции на сообщение
у читателя и слушателя.
3. Психолингвистический анализ художественного текста
показывает
неориторике,
как
художественная
литература вызывает «аффективное состояние у
читателя, слушателя».

21.

Истинная цель риторики
«….
возбуждать
в
слушателе
его
собственное внутреннее слово…» - писал
философ В.Ф. Одоевский еще в первой половине
XIX века.
Сегодня перед оратором (журналистом) во время
публичной речи стоит задача убеждения,
воздействия, понятая не как навязывание
готового мнения, а как умелое побуждение
слушателей, аудитории задуматься, выработать
собственную позицию.
English     Русский Правила