214.24K
Категория: ЛингвистикаЛингвистика

Лингвистические направления и школы XIX – XXI вв

1.

Лингвистические направления и школы
XIX – XXI вв.
Классические направления
лингвистики XIX – первой
половины XX вв.
Лингвистическое учение
Вильгельма фон Гумбольдта и его
влияние на мировое языкознание

2.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767 - 1835)
В современных лингвистических работах имя
великого немецкого ученого Вильгельма фон
Гумбольдта встречается постоянно, хотя он жил
и работал на рубеже XVIII-XIX веков, был
современником и другом И.В. Гёте и Ф. Шиллера.
С него начинается теоретическое языкознание,
но одновременно это один из самых
современных по своим идеям учёный.

3.

Труды в переводе на русский язык
«Избранные труды по языкознанию» (1984),
большую часть которого составляет теоретическое
введение к монографическому описанию языка
кави на о-ве Ява «О различии строения
человеческих языков и его влиянии на духовное
развитие человеческого рода»
«Язык и философия культуры» (1985).

4.

Постулаты учения
1. Наука о языке должна быть самостоятельной
наукой, поскольку «язык сам по себе и для себя
является наиважнейшим и общеполезнейшим
предметом исследования».
2. Материалом для лингвистики может быть любой
язык: «самый незначительный элемент языка
самых убогих дикарей может стать важным
материалом для истории и философии
человечества при условии сравнительного
изучения языков».

5.

Постулаты учения
3. Изучение языков может быть плодотворным
только тогда, когда оно будет сопоставительным:
«Вряд ли можно объяснить основы какого-либо
(языка)… не призывая на помощь сравнение с
возможно большим количеством других
языков».
4. Каждый язык является фрагментом целого в
нескольких аспектах:
как этап-фрагмент собственной истории, «длительного
изменения» (в современной терминологии «диахронический срез» языка);
как фрагмент развития праязыка (т.е. как член языковой
семьи, группы языков;
как фрагмент «мировидения» человечества, «один из
ряда методов видения мира».

6.

Постулаты учения
Предметом лингвистического изучения должна
стать КОГНИТИВНАЯ функция языка: «<…> надо
абстрагироваться от того, что он [язык]
функционирует для обозначения предметов и
как средство общения, и вместе с тем с
большим вниманием отнестись к его тесной
связи с внутренней духовной деятельностью и
к факту взаимовлияния этих двух явлений».

7.

Основные понятия в учении
Гумбольдта о языке
Форма
Дух
Бытие
Человек
Нация
Мировидение
Мышление
Сознание
Разум
Творчество
Деятельность
(духа)
Учение В. Гумбольдта (в самом
общем приближении)
рассматривает язык человечества,
нации (народа) и индивида как
деятельность духа, который
является источником развития
языка, неотделимого от
деятельности и развития
мышления, и предопределяет
внутреннюю форму и характер
языка, а также его единство и
целостность.

8.

Язык и дух народа
«Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык
народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно
представить себе что-либо более тождественное». «Разные языки
– это отнюдь не различные обозначения одной и той же вещи, а
различные видения ее» (идеи этнолингвистики и
лингвокультурологии)
«Для того чтобы создать язык, человек уже должен быть
человеком», «поэтому язык невозможно представить себе как
нечто заранее данное». (эволюционистская гипотеза о
происхождении языка)
«Каждый язык вбирает в себя нечто от конкретного своеобразия
своей нации и в свою очередь действует на нее в том же
направлении». (взаимообусловленный процесс развития языка
и национальной культуры)
«Нация, одухотворившая и обогатившая чужой язык своей
самобытностью, не может не превратить его тем самым в
другой». (модель дифференциации языков)

9.

Внешняя и внутренняя форма языка
Звуковая материя, «созданная языком для
выражения мысли», абсолютно необходима,
поскольку только «посредством звука» наша мысль
«материализуется в речи и становится доступной для
чувственного восприятия». Таким образом понятая
звуковая материя противоположна хаосу звуков
доязыкового состояния человечества. Звуковая
материя характеризуется упорядоченностью (иначе –
выражения мысли нет). Упорядоченная звуковая
материя у Гумбольдта есть внешняя форма языка.
Гумбольдт: «Звуковая форма есть то, на чем
главным образом основывается различие языков».
Т.о., внешняя форма языка обнаруживает себя в
фонетическом строе языка, строении слова,
способах выражения грамматических значений.

10.

Внешняя и внутренняя форма языка
Внутренняя форма языка обеспечивает единство языка
как системы значений, это ментально обусловленная
семантическая целостность языка в единстве всех
связей и отношений: «Постоянное и единообразное в
<…> деятельности духа, возвышающей
членораздельный звук до выражения мысли, взятое во
всей совокупности своих связей и систематичности, и
составляет форму языка».
Внутренняя форма языка, будучи языковым
выражением «духа народа» обеспечивает, с одной
стороны, целостность языка в его состоянии («синтез
отдельных, в противоположность ей рассматриваемых
как материя, элементов языка в духовном единстве»), а
с другой – сохранение неповторимого своеобразия
языка в процессе исторического развития («верность
своему началу»).

11.

Внутренняя форма языка
Словотворчество и лексика языка в аспекте внутренней
формы. Слово – «не эквивалент чувственно воспринимаемого
предмета, а эквивалент того, как он был осмыслен
речетворческим актом в момент изобретения слова,
представление о предмете».
Ю.С. Степанов предостерегает от «плоскостного» понимания
внутренней формы языка: «понятие “форма языка” <…>
относится к работе духа с языком, а не к собственному
(внутреннему) устройству языка», хотя принципы этой работы
«действительно заданы языком в виде системных отношений
между его элементами».
«Каждый язык описывает вокруг народа, которому он
принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь
постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого
языка. Освоение иностранного языка можно было бы
уподобить завоеванию новой позиции в прежнем
видении мира <...>, поскольку каждый язык содержит
всю структуру понятий и весь способ представлений
определенной части человечества».

12.

Универсальное, типологическое,
индивидуальное
«Равным образом справедливо утверждать, что
весь род человеческий говорит на одном языке, а
каждый человек обладает своим языком».
Между универсальным и индивидуальным –
типологическое. «Язык не мог бы обнаруживать
себя, если бы его тип не был уже предзадан в
человеческом сознании».
«Будучи ... творениями наций <…> языки остаются
однако созданиями индивидов, поскольку могут
быть порождены каждым отдельным человеком».
При этом – «отдельный человек всегда связан с целым
– с целым своего народа <...> всего человеческого
рода».

13.

Типологическая классификация
Изолирующий Языки, не имеющие словоизменительных и
словообразовательных морфем;
неизменяемые корни-основы выражают ЛЗ;
ГЗ выражаются с помощью порядка слов
или служебных слов
Агглютинатив Грамматические отношения между словами
ный
выражаются с помощью механического
присоединения однозначных стандартных
аффиксов к неизменяемым корням-основам;
раздельное выражение ГЗ и ЛЗ;
фонетических изменений корня не
происходит.

14.

Флективный
Языки, в которых грамматические
отношения между словами выражаются при
помощи флексии, которая обычно является
выражением
нескольких грамматических значений; для
них характерны внешняя (ГЗ при помощи
аффиксов) и внутренняя флексия (ГЗ при
помощи фонетического изменения корня).
Инкорпорирую В основе грамматического строя языков
щий
данного типа лежит инкорпорация, т.е.
сложение корней – основ отдельных слов
и служебных морфем для образования словпредложений.

15.

Язык как система
Для Гумбольдта совершенно очевидна,
органична мысль о невозможности
результативного изучения языка по отдельным
проявлениям, вне их связи. «По самой своей
природе форма языка есть синтез отдельных,
в противоположность ей рассматриваемых
как материя, элементов языка в их духовном
единстве», поэтому «только тогда, когда от
разрозненных элементов поднимаются до
этого единства, получают представление о
самом языке».

16.

Резюме
Провозгласил как аксиому взаимосвязь языка и
мышления, назвав язык «пластичным органом мысли».
Отсюда – идеи идиоэтнизма, культурно-генетического
эволюционизма в лингвистике (А.А. Потебня).
Своим понятием внутренней формы языка предвосхитил
понятие языковой картины мира (Л. Вайсгербер) и
гипотезу лингвистической относительности (Э. Сепир, Б.
Уорф), из которых развилась лингвокультурология.
Заложил идею креативности языка.
Сформировал идею универсализма в лингвистике
(«существует лишь Один язык»).
Сформировал дихотомию коллективного –
универсального – индивидуального в языке и речи.
Вклад в лингвистическую типологию.
Представил модель языка как системы.
Антропологическая направленность учения.

17.

Спасибо за внимание.
English     Русский Правила